Конспект урока русского языка на тему Морфологический разбор имени прилагательного (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 «а» классе. Тема: Морфологический разбор имени прилагательного. Учитель: Норкина Г.П.

Цели урока: ознакомить учащихся с правилами морфологического разбора имени прилагательного;

  • развивать умение определять морфологические признаки имени прилагательного;

  • воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование:

  • Карточки дифференцированных заданий,

  • Карточки (пазлы) личного учёта,

  • Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» (отрывок).

  • Презентация.

Оформление:

стенд с зимними пейзажами (И.Э. Грабарь « Февральская лазурь», Н.П. Крымов «Зимний вечер», Г.Г. Нисский «Февраль. Подмосковье» и др.).

Ход урока

1. Организационный момент. (слайды 2-6)

- Здравствуйте, ребята! Митрофанушка Простаков, незадачливый герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», очень не любил учиться и всячески отлынивал от занятий. И вот однажды ему устроили экзамен.

Правдин (взяв книгу): … Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна, да прилагательна…

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь? Котора дверь?

Правдин: Котора дверь! Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же ?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена:так та покамест существительна.

- Правильно ли ответил Митрофанушка Простаков?

- А какое определение дадим мы с вами имени прилагательному?

- Итак, что вы знаете об имени прилагательном?

2. Собери кластер (работа в парах) (Слайд 7)

а) Работа с учебником. Знакомство с теоретическим материалом § 61.

4. Проверка правильности составления кластера. Одна пара работает у доски, остальные проверяют на местах.

Закрасьте первый пазл.

5. Учитель:

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- "Морфологический разбор имени прилагательного".

- Какова цель сегодняшнего урока?

- Сегодня мы повторим то, что уже знаем по теме "Имя прилагательное"; узнаем, как морфологически разбирается имя прилагательное.

6.Учитель: Для этого мы с вами совершим увлекательное путешествие в зимний лес. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока.

2. Создание проблемной ситуации. Предлагаются три словосочетания: заячий след, заячья шубка, заячий характер. Как правильно определить разряд прилагательных?

а) Работа с таблицей «Переход прилагательных из одного разряда в другой»; (слайд12)

б) Выполняется упр. 353 по аналогии с выполнением предыдущего задания.

г) Проверка выполненного. Одна пара работает у доски, остальные проверяют в тетрадях.(слайд13)

Закрасьте второй пазл.

3. Синтаксический разбор предложения (по рядам)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

  • 1 ряд: Тихо вечерние тени в синих ложатся снегах. (А.Блок)

  • 2 ряд. Морозное дыхание метели ещё свежо. (И. Бунин)

  • 3 ряд. Зимним холодом пахнуло на поля и на леса. (И. Бунин)

1 ученик от каждого ряда работает у доски. Остальные проверяют выполнение на местах. (слайд14)

Учитель обращает внимание на синтаксическую роль имени прилагательного в предложениях.

Закрасьте третий пазл.

4. Физминутка.(слайд15)

5. Творческая мастерская.(слайды16-21)

а) Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в тексте? Продолжите его.

Январь - месяц больших и молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима!

Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжелые головы, застыли скорбные белые деревья. Вместе со снегом налетели и набежали в лес … существа.

б) Учащиеся предлагают варианты.

в) Предлагается слайдовая презентация «Фигурки зимнего леса».

Часть класса приступает к выполнению творческого задания, а другая часть выполняет индивидуальные задания.

г) Вместе со снегом налетели и набежали в лес …, … существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на деревья - странные … фигурки, …, …, но на что-то очень похожие…

д) Сравнивается текст с оригиналом (по Н.Сладкову)

. Закрасьте четвёртый пазл.

6. Рефлексия. «Чему мы научились..» (слайд 22)

7. Домашнее задание. (слайд 23)

Параграф 61.

Варианты:

  • 1. Упражнение 354.

  • 2. Напишите сочинение-миниатюру «Фигурки зимнего леса».

8.Учитель:

- Наш урок закончился.

  • - Посмотрим на пазлы. Результат задания "рисунок-пазл" очевиден (выставление оценок).





© 2010-2022