- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Использование регионального компонента на уроках
Использование регионального компонента на уроках
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Несмашная Н.Г. |
Дата | 06.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Прежде всего обратим еще раз внимание на уникальность русского языка как предмета. Уникальность эта заключается в том, что русский (родной) язык не только предмет изучения, но и средство обучения вообще. Успеваемость по другим предметам, общее развитие человека часто зависят от того, как ребенок успевает по русскому языку, точнее - как он владеет языком, чувствует его.
Два года назад мы провели в школе опрос. Пожалуйста, вспомните учебные предметы, которые вы изучаете или изучали в школе, являющиеся отражением тех научных дисциплин, какие существуют в обществе.
Физика - это наука о…
География -…
Геометрия -…
История -…
Русский язык -…
При данном анкетировании учащиеся разных классов и взрослые люди, получившие образование, всем предметам дают более или менее верное определение. Первые ассоциации, связанные с родным языком: грамматика, правописание; иногда добавляли : слова, язык учит правильно говорить и писать.
Что же получается? Человек оканчивает школу, избирает какой-либо вид деятельности, вырастает и так никогда и не узнает, что собой представляет язык как феномен, каково его происхождение, как с ним обращаться и чем заниматься, чтобы усовершенствовать свою речь, не вдаваясь в лингвистические тонкости.
Проблема не надуманна, а вполне реальна: подобное положение дел относительно немецкого языка отмечал в середине 19 века немецкий ученый и педагог Рудольф Гильдебранд:
« На занятиях всеми другими учебными предметами ученика сопровождает освежающее сознание, что он получает кое-что новое, что в его духовный кругозор включается новое поле. При самом сухом, рассудочном преподавании такого предмета, как, например, география, у учеников в глубине души все же остается ощущение фактической новизны, которая и спасает в них долю любопытства, являющегося, как известно, матерью более высокой любознательности… Все резко меняется, раз деле доходит до занятий родным языком. Материал, с которым тут приходится считаться, каждый ученик в меру своих духовных сил приносит с собой уже в совершенно готовом виде. И ему на уроке родного языка приходится учиться этому языку, которым он для себя, для своего обихода прекрасно владеет, и учиться на материале, который совсем для него не так интересен, как то, что можно выразить при его помощи.»
Тогда возникает мысль, что, может быть, широкой массе обучающихся в школе и не надо знать, что такое язык в теоретическом плане. Однако не странно ли, что в школьном обучении хватает времени и энергии на изучение количества пестиков и тычинок у растений, но его катастрофически недостает, чтобы помочь человеку разобраться, что собой представляет то основное средство, которое делает человека человеком. Считается излишне сложным и ненужным углубляться в общие вопросы науки о языке: не так важно, чтобы человек мог дать определение какому-либо явлению; важно, чтобы он практически ощущал, что такое язык, и умел им пользоваться. С подобным утверждением можно согласиться, но до известных пределов - возрастных. Излишнее теоретизирование, пожалуй, неуместно в среднем звене, в 5-8 классах. Но, взрослея, человек пытается определиться в этом мире и, заканчивая школу, он вправе получить представление о том, какая это громада - родной язык, какие духовные сокровища с ним связаны.
В судьбе языка - судьба народа. Настоящее, разумно организованное изучение родного языка, овладение родной речью является мощным средством развития, формирования подрастающего человека.
Что же следует отметить в преподавании русского языка в современной школе? С одной стороны, провозглашена полная свобода. Чуть ли не каждый желающий учитель может сделать «авторскую программу». С другой стороны академическая наука, боясь оставить без присмотра дело школьного образования, с 90-х годов реализует идею стандартов образования.
В стандарте представлено базовое содержание школьного курса русского языка для всех видов и типов учебных заведений, обязательное для общеобразовательной школы, а также определены требования к знаниям и умениям обучающихся по этому предмету по окончании основной и средней школы. Считается, что представлен курс-минимум, который может расширяться и углубляться, но не может сокращаться. Стандарты последнего поколения предусматривают этот принцип минимакса. Вариативность стандарта возможна и даже желательна, но лишь в одну сторону - в сторону включения нового и углубленного изучения языкового, лингвистического и этнокультуроведческого материала. Базовый компонент должен послужить основой для конструирования вариативной части учебного плана школы, опираясь на стандарт, школа может выбрать какой-либо дополнительный аспект.
Существует разработанный курс практической риторики, культуры речи. Причем не только как программа к курсу, а полностью методический комплекс. Этот курс может дополнить традиционный структурно-семантический курс русского языка..
Однако, на наш взгляд, курс практической риторики, безусловно необходимый для повышения речевой культуры школьников, позволит реализовать коммуникативный, а не культурологический подход к преподаванию. Следовательно, он не покрывает полностью идеи именно регионального компонента.
По нашему мнению, под региональным компонентом следует понимать систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала.
Обращение к региональному компоненту как нельзя более своевременно, так как позволяет развернуть работу по духовному возрождению России вообще и нашей провинции в частности.