Конспект урока по русскому языку в 6 классе на темуСлово и его лексическое значение. ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку на тему:

"Слово и его лексическое значение" 6класс. ФГОС.

Тема урока: "Слово и его лексическое значение."

Тип урока: урок "открытия" нового знания;

Планируемые результаты:

Предметные: научиться с помощью лексического словаря определять лексическое значение слова, прямое и переносное значение слов, отличать омонимы и многозначные слова

Метапредметные:

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач;

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения.

Личностные: формирование познавательного интереса.

Ход урока.

-Отгадайте загадки. На каком явлении построены эти шуточные вопросы?

1. Каким гребнем не расчешешь голову? (Гребнем петуха.)

2. У позвоночных я бываю и горный кряж обозначаю. ( Хребет.)

3. Какое ушко ничего не слышит? ( Иглы.)

4. Какой косой нельзя косить? ( Девичьей, песчаной.)

5. Из какого крана нельзя напиться? ( Из подъемного.)

( Это многозначные слова.)

А что такое вообще значение слова? Где можно найти значение слова? (в словаре) В каком именно?(в толковом)

А с каким толковым словарем вы уже знакомы с 5 класса? («Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля) В этих лингвистических словарях объясняются значения различных слов и устойчивых идиоматических выражений (фразеологизмов) какого-либо языка с помощью средств этого же языка. Толковые словари могут быть более-менее полными и рассчитанными на тот или иной круг читателей. Самые полные и точные словари называются академическими.

Лексические словари

Словари отдельных групп лексики, отобранной по различным принципам. Сюда мы отнесем словари антонимов, синонимов, омонимов и паронимов. В словарях синонимов Вы найдете слова, различные по написанию и звучанию, но близкие по значению («красивый» - «прекрасный»). Словари омонимов, наоборот, содержат слова, тождественные по написанию и звучанию, но разные по значению («лук» как растение и «лук» как оружие). А вот в словарях паронимов вы познакомитесь с однокоренными словами, близкими по написанию и звучанию, но различными по значению, которые часто путают (например, «одеть» и «надеть»). Антонимы же - это слова, противоположные по своему значению («добрый» - «злой»).

Что вы помните о лексике с прошлого года? (ответы детей)

Работа с учебником. Чтение материала стр.51-52

Беседа по прочитанному материалу.

Давайте с вами вспомним что такое синонимы, омонимы, антонимы.

Синонимы-слова, относящиеся к одной части речи, различные по своему звучанию, близкие или одинаковые по значению (машина- автомобиль)

Омо́нимы (др.-греч. ὁμός - одинаковый + ὄνομα - имя) - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова,морфемы и другие единицы языка[( коса-коса)

антонимы:
хорошо-плохо
трудно- легко
( слова с противоположными значениями)

Закрепление изученного материала.

Упр.92-комментированное письмо успевающим учеником.

Упр.93- работа с толковым словарем в парах.

Упр.94- устное выполнение.

Подведение итогов урока.

1. Что изучает лексикология?

2. Нужно ли при написании учитывать лексическое значение слова? Почему?

Отличаются ли по значению синонимы?

Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)

Домашнее задание: §20, упр.96





© 2010-2022