Рабочая программа по русскому языку по УМК по М. М. Разумовской, С. И. Львовой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Виды деятельности учащихся

Дата

О языке (1 час)

1

Слово - основная единица языка.

Роль слова в жизни людей

Комбинированный урок

Язык и история народа. Активные процессы в рус-ском языке на современном этапе. Понятие норма, основные нормы русского языка

Осознавать, что слово является основной едини-цей языка. Приводить соответствующие примеры. Иметь представлениео культуре речи, языковой норме и происходящих в русском языке измене-ниях, взаимосвязи русского языка с другими язы-ками.Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления


Повторение изученного в 5 классе

Речь (2 часа)

2

Речь.

Типы речи (повторение)

Урок развития
речи

Повествование, описание, рассуждение (повторе-ние). Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в со-ответствии с коммуникативной задачей

Распознавать стили речи и обосновывать свой от-вет. Строить устный монологический ответ в фор-ме рассуждения


Правописание (12 часов)

3-4

Орфография и пунктуация

Урок систематизации ЗУН

Повторение известных учащимся частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание), признаков орфограммы-буквы, алгоритма разбора слова по сос-таву. Систематизация сведений по пунктуации, по-лученных в 5 классе

Знать, что изучает орфография; владеть основны-ми терминами. Знать этимологию слов с частями орфо, граф(о), грамм(а).Определять наличие орфо-грамм в конкретной морфеме. Знать (на основе изученного в 5 классе), когда ставятся запятая, тире, двоеточие; приводить примеры на все основ-ные случаи постановки знаков препинания и без-ошибочно пунктуационно оформлять соответству-ющие синтаксические конструкции


5

Употребление прописных букв

Урок систематизации ЗУН

Повторение известных учащимся сведений об упот-реблении прописных букв. Совершенствование ор-фографических навыков

Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять и самостоятельно подби-рать примеры употребления прописных букв. Иметь навыки постановки кавычек в наименова-ниях книг, газет, журналов, названий спектаклей и т.п.


6

Буквы ь и ъ

Урок систематизации ЗУН

Актуализация и восстановление знаний о право-писании разделительных знаков

Знать и безошибочно употреблять Ь как раздели-тельный, как показатель грамматической формы (3 склонение, глагол, наречие); для обозначения мягкости согласных; Ъ как разделительный. Фор-мировать способность определять, когда ставится разделительный знак, и дифференцировать усло-вия употребления Ь и Ъ как разделительных


7-8

Орфограммы корня

Урок систематизации ЗУН

Актуализация и восстановление знаний о правопи-сании безударных гласных в корне слова; отрабаты-вание умений подбирать проверочное слово, пра-вильно писать гласные проверяемые, непроверяе-мые

Знать, что в корне могут быть разны орфограммы (их употребление регулируется разными правила-ми). Уметь различать орфограммы, опознавать их в тексте, приводить свои примеры, перечислять возможные орфограммы корня, знать способ опре-деления написания для каждого вида орфограммы


9-10

Правописание окончаний слов

Урок систематизации ЗУН

Актуализация и восстановление знаний о право-писании окончаний слов, относящихся к разным частям речи

Опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определенной частью речи. Знать способ определения написания и свободно им пользоваться


11-12

Слитное и раздельное написание НЕ

с глаголами, существительными и прилагательными

Урок систематизации ЗУН

Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм правописанияне с существитель-ными и прилагательными. Порядок действий при решении орфографических задач

Осознавать противопоставление «глагол - сущест-вительные и прилагательные»


13-14

К/д №1

Диктант и его анализ

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Выявить пробелы в знаниях и навыках


Речь (2 часа)

15

р/р Текст (повторение)

Урок развития
речи

Понятие текста; его основные признаки: тема и основная мысль, связь предложений, относительная законченность высказывания. Деление текста на абзацы. План текста

Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий: а) тему; б) основную мысль текста. Составлять план текста. Собирать и систематизировать материал к сочи-нению


16

р/р Сочинение «Мало ли что можно делать в лесу» (устно)

Урок контроля знаний

Сочинение по летним впечатлениям. Анализ текста «Мало ли что можно делать в лесу!» (тема, основная мысль, типы речи, стиль речи, языковые средства). Анализ сочинения

Отталкиваясь от предложенной учителем основ-ной мысли («Я часто бываю в лесу (в поле, на ре-ке), мне там никогда не бывает скучно»), уточнить тему, подобрать заголовок и написать сочинение по летним впечатлениям:

  1. последовательно раскрывая в нем основную мысль;

  2. соблюдая абзацное членение текста;

  3. используя необходимые типы речи;

  4. используя языковые средства (оценочные и изобразительные)


Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи (2 часа)

17-18

Части речи и

члены предложения

Урок систематизации ЗУН

Морфология и синтаксис

Знать названия частей речи и членов предложе-ния. Обобщить знания о значении и морфологиче-ских признаках имени существительного, имени прилагательного и глагола. Иметь представление о том, чем служебные части речи отличаются от самостоятельных, как отличить местоимение от других самостоятельных частей речи. Понимать разницу в значении терминов «часть речи», «член предложения», знать и применять графическое обозначение членов предложения. Совершенство-вать умение опознавать в речи существительные, прилагательные, глаголы и определять синтакси-ческую роль слов этих частей речи


Имя существительное ( 7 часов)

19

Роль имени существительного

в предложении

Комбинированный урок

Имя существительное как часть речи и член предло-жения

Опознавать имя существительное как часть речи и член предложения. Правильно употреблять час-тотные имена существительные


20-21

Словообразование имен существительных

Урок объяснения нового материала

Способы образования имен существительных. Типичные модели приставочно-суффиксального способа образования имен существительных. Сложе-ние и его разновидности

На основе сведений об изученных способах образо-вания слов (суффиксальном, приставочном, сложе-нии) разграничивать способы образования имен существительных. Понимать, какие смысловые и структурные изменения происходят при присо-единении к исходной части слова словообразу-ющего аффикса. Иметь представление о приста-вочно-суффиксальном способе образования имен существительных. Определять приставочно-суф-фиксальный способ образования имен сущест-вительных наиболее типичных моделей. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представ-ление о его разновидностях. Иметь представление о сложносокращенных словах; учиться определять их значение и употреблять в речи. Совершенство-вать умение морфемного разбора с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразо-вательной цепочки


22-23

Правописание сложных имен существительных

Урок объяснения нового материала

Орфографические правила по теме и их применение

Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов (лесоруб, биосфе-ра), дефисного (юго-запад, диван-кровать), слов с начальной частью пол- (полчаса). Пользоваться орфографическим словарем


24

р/рУпотребление имен существительных

в речи

Комбинированный урок

Систематизация ранее изученного об имени сущест-вительном; углубление понимания роли имен су-ществительных в речи; формирование умения обос-новывать выбор существительного в соответствии с речевой ситуацией; определение роли существи-тельных в речи; формирование навыка работы с лингвистическими словарями

Иметь представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выра-зительности речи. Совершенствовать умение рабо-тать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). Наблюдать за использованием имен существительных в созда-нии фразеологизмов, а также метафор, сравнений в художественных текстах. Овладевать элементар-ными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем мно-гозначных имен существительных, слов в перенос-ном значении, синонимов, антонимов


25

Произношение имен существительных

Комбинированный урок

Орфоэпические нормы в области имен существи-тельных и их применение

Правильно произносить существительные - тер-мины лингвистики. Отрабатывать произношение употребительных имен существительных из орфо-эпического словарика. Учиться ставить правиль-ное ударение в существительных с предлогами; составлять и расшифровывать фонетические запи-си; выразительно читать текст, соблюдая нормы произношения. Пользоваться орфоэпическим сло-варем


25-26

Контрольная работа № 1

по грамматике

(имя существительное)

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Проверить умения:

  1. вычленять из текста (предложений) словосо-четания;

  2. определять части речи;

  3. проводить морфологический разбор взятых из контекста имен существительных;

  4. обнаруживать грамматические основы, опре-делять члены предложения


Речь ( 7 часов)

27

Стили речи. Разграничение деловой и научной речи.

Характеристика научного стиля

Урок развития
речи

Научный стиль, его характеристика: условия общения (официальная обстановка, 1 - много); зада-ча речи (сообщить сведения, имеющие теоретиче-ское значение); стилевые черты. Характерные язы-ковые средства научного стиля

Разграничивать научный и деловой стили речи, учитывая характер информации (познавательный или практический), а также отличать общее в них (речь информативная, неэмоциональная, книж-ная). Определять стиль речи (на основе анализа речевой ситуации). Осознанно читать тексты учеб-ника; находить в них определение понятий и их классификацию. Анализировать структуру науч-ных определений. Воспроизводить научные опре-деления, пользуясь синонимическими средствами выражения их компонентов. Замечать в ответах товарищей недочеты в оформлении научных определений


28

Научное рассуждение

Урок развития
речи

Определение научного понятия. Научное рассуж-дение. Рассуждение-доказательство двух типов: подведение языкового материала под понятие и выведение следствия из понятия

Готовя домашнее задание или отвечая на вопрос учителя, использовать две разновидности рассуж-дения - доказательства (так как и поэтому)


29-30

р/р2

Изложение учебно-научного текста «Связанные корни»

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Излагать близко к тексту научное рассуждение


31

Определение научного понятия

Урок развития
речи

Структура логического определения: способы выражения родового понятия и видового признака

Строить определения научных понятий


32

Рассуждение-объяснение

Урок развития
речи

Рассуждение-объяснение: общий вопрос к тексту что это такое? Задача высказывания - объяснение сути какого-либо явления

Анализировать и пересказывать научные тексты типа рассуждения-объяснения


33

Официально-деловой стиль речи

Урок развития
речи

Характеристика данного стиля речи: речевая ситуация, стилевые черты, специфические языко-вые средства

Определять деловой стиль на основе речевой ситуации, «вычитанной» из текста. Анализировать тексты делового стиля, находить в них характер-ные языковые средства. Создавать небольшие тексты делового стиля: объявления, отчеты, инструкции


Имя прилагательное ( 10 часов)

34

Роль имени прилагательного

в предложении

Урок систематизации ЗУН

Окончания имен прилагательных, их разряды, полные и краткие формы слов данной части речи, синтаксическая роль

Распознавать имя прилагательное как часть речи и член предложения


35-36

Словообразование имен прилагательных

Комбинированный урок

Основные способы образования имен прилагатель-ных (повторение), Словообразовательные цепочки. Имена прилагательные-паронимы. Словари парони-мов

Повторить все известные способы морфологиче-ского образования слов на примере анализа имен прилагательных. Тренироваться в опознавании разных способов образования имен прилагатель-ных и в определении словообразовательного зна-чения словообразующих суффиксов. Учиться пра-вильно употреблять в речи паронимы (без введе-ния термина), учитывая их смысловые различия (соседний - соседский, дождливый - дождевой и т.д.). Совершенствовать умение работать с толко-вым словарем при определении лексического значения слов-паронимов. Строить словообразова-тельную цепочку и доказывать тем самым мор-фемное строение слова


37-38

Правописание сложных имен прилагательных

Урок объяснения нового материала

Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных

Знать случаи употребления дефиса (уметь пере-числить, привести примеры).


39

Контрольная работа по грамматике №2(имя существительное, имя прилагательное)

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Выделять в предложении словосочетания с прила-гательными; определять части речи; проводить морфологический разбор прилагательных; вычле-нять основу предложения; определять члены предложения, выраженные именами существи-тельными и именами прилагательными


40-41

Правописание н и нн в прилагательных, образованных

от существительных

Урок объяснения нового материала

Орфографические правила и исключения написания н и нн в прилагательных

Иметь представление о тех группах слов, в кото-рых есть суффиксы -ан- (-ян-), -онн- (-енн-), -ин-, -н-. Осмысливать значение этих суффиксов, дифферен-цировать их; сознательно употреблять при письме соответствующие слова. Использовать орфографи-ческий словарь


42

Употребление имен прилагательных

в речи

Комбинированный урок

Роль прилагательных в достижении точности и выразительности речи. Прилагательные-синонимы и антонимы. Переносное значение прилагательных в художественном тексте

Иметь представление о роли имен прилагатель-ных в достижении точности и выразительности речи. Наблюдать за использованием имен прилага-тельных в создании эпитетов. Тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учетом лекси-ческого значения многозначного имени прилага-тельного. Иметь представление о переходе некото-рых имен прилагательных в разряд существитель-ных (столовая, кладовая). Овладевать элементар-ными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем пере-носного значения прилагательного, прилагатель-ных-синонимов, прилагательных-антонимов. Ис-пользовать соответствующие словари


43

Произношение имен прилагательных

Комбинированный урок

Нормы произношения в области имен прилагатель-ных

Учиться правильно произносить употребительные в речи прилагательные, особенно в краткой форме, усвоив конкретное правило. Отрабатывать пра-вильное произношение прилагательных в форме сравнительной степени. Выразительно читать тексты, соблюдая нормы произношения. Исполь-зовать орфоэпический словарь


Речь (6 часов)

44

Текст.

Повторение: «данное» и «новое»

в предложениях текста

Урок систематизации ЗУН

«Данное» и «новое» в предложениях текста (повто-рение). Способы развития мысли в тексте или спосо-бы связи предложений: последовательный (или цеп-ной) и параллельный

Находить «данное» и «новое» в предложениях текста. Определять способ связи предложений во фрагментах текста


45

Средства связи предложений в тексте

Урок развития
речи

Лексический повтор, местоимение, синоним как средства связи. Употребление последовательной связи в текстах разных стилей

Находить в текстах научного, делового стилей группы предложений, связанных последователь-ной связью с повтором, в текстах художественного стиля - с повтором и местоимением. Составлять небольшие тексты с последовательной связью


46

Употребление параллельной связи предложений

в тексте с повтором

Урок развития
речи

Параллельная связь предложений в тексте. Лексиче-ский повтор при параллельной связи как стилисти-ческий прием, повышающий выразительность речи

Замечать в исходном тексте и сохранять в изло-жении характерные для художественного стиля языковые и речевые средства, в частности парал-лельную связь с повтором


47

Повторение

Урок развития
речи

Повтор - норма (средство связи); повтор - стилисти-ческий прием; повтор-недочет. Способы предупреж-дения повтора-недочета

Составлять фрагменты текста с экспрессивным повтором. Редактировать тексты с повтором-недо-четом (анализ изложения)


48-49

р/р

Изложение текста

с экспрессивным повтором

«Тоска по Москве»

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Излагать текст, сохраняя экспрессивный повтор. Проанализировать ошибки при изложении текста


Глагол (18 часов)

50

Роль глагола

в предложении

Урок систематизации ЗУН

Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи». Глагол в предложении и тексте. Употребление частотных глаголов в устной и письменной речи.

Обобщить, систематизировать знания о глаголе как части речи, тренироваться в распознавании слов этой части речи в предложении и тексте, в правильном и уместном употреблении некоторых глагольных словоформ


51-52

Словообразование глаголов

Комбинированный урок

Основные морфологические способы образования глаголов. Словообразовательное значение приста-вок в глаголах, образованных приставочным спосо-бом. Морфемный разбор с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова

Знать основные морфологические способы образо-вания существительных, прилагательных и глаго-лов. Тренироваться в умении определять слово-образовательное значение приставок в глаголах, образованных приставочным способом. Совершен-ствовать умение морфемного разбора с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова


53-55

Правописание приставок пре- и при-

Урок объяснения нового материала

Орфографические правила и исключения. Семан-тическая основа выбора написания данных приста-вок. Правописание слов с неясной этимологией и заимствованных слов

Понимать, что употребление приставок пре- или при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа написания). Учиться правильно писать слова с затемненной этимологией и слова иноязычного происхождения. Использовать орфографический словарь


56-57

Буквы ы - и в корне после приставок

Урок объяснения нового материала

Орфографические правила и исключения

Опознавать группу этих слов и понимать, при ка-ких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких - вместо и пишется ы. Исполь-зовать орфографический словарь


58-59

Контрольная работа №3

по словообразованию

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Проверить знание основных способов образования существительных, прилагательных и глаголов; владение морфемно-словообразовательным ана-лизом; способность соотносить словообразова-тельные модели с конкретными словами


60-61

Употребление глаголов в речи

Комбинированный урок

Роль глагола для достижения точности, информа-тивности и выразительности речи. Глагол в прямом и переносном значении в разговорной и художест-венной речи. Глаголы-синонимы в речи. Фразеоло-гизмы с глаголами в переносном значении. Глаголы в настоящем времени при описании событий прош-лого, а также будущего времени глагола вместо нас-тоящего и прошедшего. Глаголы в этикетных фор-мах выражения просьбы. Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нем глаголов в разных формах

Иметь представление о роли глагола для достиже-ния точности, информативности и выразительнос-ти речи. Наблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значениях в разговорной и художественной речи. Тренироваться в уместном и точном использовании глаголов-синонимов в речи. Понимать значение наиболее употребитель-ных фразеологизмов, в которых использован гла-гол в переносном значении; точно и уместно упот-реблять эти фразеологизмы в речи. Наблюдать за выразительным использованием глаголов в настоящем времени при описании событий прош-лого, а также за употреблением будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Пра-вильно употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы. Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических сло-варей (толковым, синонимов, антонимов). Овладе-вать навыками анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нем глаго-лов в разных формах


62

Произношение глаголов

Комбинированный урок

Произношение глагольных форм. Ударение в глаго-лах

Уметь произносить употребительные глагольные словоформы. Использовать орфоэпический сло-варь


63

«Проверьте свою подготовку

по орфографии»

Урок систематизации ЗУН

Правописание имен существительных, имен прила-гательных и глаголов (обобщение и систематизация изученного)

Обобщить и систематизировать знания по данно-му разделу, проверить уровень соответствующих умений и навыков


64-65

.

Диктант и работа

над ошибками

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Проверить усвоение правописания приставок (осо-бенно пре- и при-), а также ранее изученный мате-риал по орфографии и пунктуации


66-67

Контрольная работа №4 по лексике.

Анализ работы

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Проверить знания и умения по лексике и фразео-логии; знание наизусть небольших отрывков из поэтических произведений; умение проводить орфоэпический анализ имен существительных и прилагательных


Морфология. Причастие (27 часов)

68-69

Что такое причастие

Урок объяснения нового материала

Место причастия в системе речи. Причастие и его грамматические признаки. Признаки глагола и при-лагательного в причастии. Суффиксы причастий. Грамматические и семантические различия причас-тия и прилагательного

Знать основные признаки причастия и его типич-ные суффиксы. Объяснять, какие языковые приз-наки глагола и прилагательного свойственны при-частию. Определять глагол, от которого образова-но причастие, выделять глагольный суффикс, а также суффикс причастия, окончание и возврат-ный суффикс -ся (-сь). Иметь представление о семантических различиях прилагательного и при-частия. Опознавать определяемое слово и причас-тие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам. Тренироваться в синонимической замене причастия придаточным (который+глагол); понимать, какое слово этого оборота передает признаки глагола, свойственные причастию, а какое слово передает признаки прилагательного, свойственные причастию. Пра-вильно согласовывать причастие в словосочета-ниях типа «прич.+сущ»; употреблять на письме соответствующее окончание причастия


70-72

Причастный оборот

Урок объяснения нового материала

Признаки причастного оборота. Определяемое слово и зависимые от причастия слова. Обособленные и необособленные определения, выраженные причас-тными оборотами

Знать языковые признаки причастного оборота. Различать определяемое и зависимые от причас-тия слова. Выделять в предложении словосочета-ния типа «прич.+сущ.», «прич.+нареч.». Правильно употреблять знаки препинания с причастным обо-ротом


73-77

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия

Урок объяснения нового материала

Действительные и страдательные причастия и их образование. Правописание суффиксов этих причас-тий

Понимать смысловые, структурные и граммати-ческие различия действительных и страдательных причастий. Знать, как образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошед-шего времени. Объяснять, от основы какого глаго-ла образовано причастие и с помощью какого суф-фикса. Объяснять правописание суффиксов при-частий. По суффиксу определять морфологические признаки причастия и особенности его образова-ния (спряжение глагола, возвратность и другие признаки). Совершенствовать умение безошибоч-но определять глагол, от которого образовано причастие


78-79

Полные и краткие причастия

Урок объяснения нового материала

Сходство и различие полных и кратких причастий. Их синтаксические функции. Произношение полных и кратких причастий

Понимать сходство и различие полных и кратких причастий. Знать, какую синтаксическую функцию выполняют краткие и полные причастия в предло-жении. Определять синтаксическую роль полных и кратких причастий. Используя орфоэпический сло-варь, определять правильное произношение пол-ных и кратких причастий


80-81

Морфологический разбор причастий

Урок объяснения нового материала

План, образцы и примеры устного и письменного разбора причастия

Рассказывать о причастии по предложенному пла-ну, определяя особенности образования причас-тия, постоянные и непостоянные морфологиче-ские признаки, его синтаксическую роль. Учиться корректно квалифицировать причастный оборот как «обособленное определение, выраженное при-частным оборотом»


82-83

Контрольная работа №5 по морфологии

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Проверить усвоение темы «Причастие»


84-86

Буквы н и нн

в причастиях

Урок объяснения нового материала

Соответствующее орфографическое правило и его применение

Распознавать причастия, знать суффиксы причас-тий (-енн-, -нн-), различать полную и краткую фор-мы причастий


87-89

Слитное и раздельное написание не

с причастиями

Урок объяснения нового материала

Соответствующее орфографическое правило и его применение

Сформировать навык определения зависимых от причастия слов и навык разграничения полной и краткой формы причастий, поскольку основа пра-вила грамматическая


Речь. Типы речи. Повествование (8 часов)

90-91

Повествование художественного и разговорного стилей

Урок объяснения нового материала

Детализация действия в художественном повество-вании. Различные способы выражения действия (повторение изученного в 5 классе), строение по-вествования с двумя (или несколькими) действу-ющими лицами. Включение в повествовательный текст описательных и оценочных фрагментов для повышения выразительности и эмоциональности высказывания

Находить в текстах художественных произведений повествовательные фрагменты; анализировать способы выражения действия. Создавать и совер-шенствовать повествовательные тексты. Переска-зывать (устно) повествовательные тексты разго-ворного или художественного стиля, сохраняя изобразительные и оценочные средства. Созда-вать устные и письменные тексты


92

Рассказ

как один из жанров художественного повествования

Урок объяснения нового материала

Композиция рассказа: вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение

Проводить содержательно-композиционный ана-лиз текста в жанре рассказа (определять тему, ос-новную мысль, находить в тексте композицион-ные части: вступление, завязку, кульминацию, раз-вязку, заключение)


93-94

р/р Изложение текста по рассказу Б. Васильева

«Как спасали крысу»

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Уметь составлять план текста, отражая в нем ком-позицию рассказа. Писать по плану изложение, со-храняя в нем характерные для художественного текста языковые средства


95-96

Повествование делового и научного стилей

Урок объяснения нового материала

Особенности строения инструктивного повество-вания: отсутствие указания на обобщенное лицо; употребление различных глагольных форм для вы-ражения действия; использование при параллель-ном способе связи дополнительных языковых средств, подчеркивающих последовательность действия (затем, после этого и др.), а при последо-вательном способе связи с той же целью - деепри-частных оборотов

Анализировать глагольные формы. Пересказывать (устно или письменно) повествовательный текст типа деловой инструкции с заменой формы глаго-ла. Трансформировать художественное повество-вание в деловое. Создавать инструктивные тексты делового и научного стилей


97-98

р/р Сочинение

в жанре рассказа. Страничка

в коллективный сборник

под названием «Однажды…» или «Наши проделки». Анализ сочинения

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Самостоятельно уточнять тему и основную мысль, строить текст, соблюдая композицию рассказа


Деепричастие (23 часа)

99-100

Что такое деепричастие

Урок объяснения нового материала

Основные признаки деепричастия. Глагольные и на-речные признаки деепричастия. Суффиксы деепри-частия. Опознавание деепричастий в предложении и в тексте

Знать основные признаки деепричастия и его ти-пичные суффиксы. Различать причастия и деепри-частия. Объяснять, какие языковые признаки гла-гола и наречия свойственны деепричастию. Опре-делять глагол, от которого образовано деепричас-тие, выделять глагольный суффикс, суффикс деепричастия, а также возвратный суффикс -ся (-сь). Опознавать деепричастие по значению, вопро-су, типичным суффиксам и морфологическим признакам


101-102

Деепричастный оборот

Урок объяснения нового материала

Языковые признаки деепричастного оборота. Знаки препинания при деепричастном обороте. Различие деепричастных и причастных оборотов

Знать языковые признаки деепричастного обо-рота. Опознавать деепричастный оборот и уметь правильно употреблять знаки препинания в пред-ложениях с деепричастным оборотом. Различать деепричастный и причастный обороты. Учиться корректно квалифицировать деепричастный обо-рот как «обособленное обстоятельство, выражен-ное деепричастным оборотом»


103-104

Правописание не

с деепричастиями

Урок объяснения нового материала

Не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами

Осознавать общность правил правописания не с глаголами и деепричастиями


105-107

Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Урок объяснения нового материала

Образование деепричастий совершенного и несо-вершенного вида

Понимать смысловые, структурные и грамматиче-ские различия деепричастий совершенного и несо-вершенного вида. Знать, как образуются деепри-частия совершенного и несовершенного вида. Объяснять, от основы какого глагола образовано деепричастие и с помощью какого суффикса. По суффиксу определять морфологические признаки деепричастия и особенности его образования. Рассказывать о деепричастии по предложенному плану, определяя особенности образования дее-причастия, его постоянные признаки, синтакси-ческую роль. Понимать сходство и различия в об-разовании и морфологических признаках причас-тий и деепричастий. Совершенствовать умение различать причастия и деепричастия, а также отличать деепричастия от других частей речи


108-109

Диктант

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Проверить усвоение правописания не с разными частями речи, употребление н и нн в прилагатель-ных и причастиях. Пунктуация в предложениях с причастными и деепричастными оборотами


110-111

Употребление причастий и деепричастий в речи

Урок объяснения нового материала

Роль причастия и деепричастия и соответствующих оборотов в текстах. Причастия и отглагольные при-лагательные. Деепричастия во фразеологизмах

Иметь представление о роли причастий в текстах разных стилей. Понимать, что способность причас-тия передавать признак предмета как действие является выразительным средством в художест-венном тексте. Наблюдать за использованием при-частий в художественных текстах. Иметь пред-ставление о переходе некоторых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек) и об использовании этих слов в составе фразеологи-ческих оборотов. Учиться правильно употреблять в речи однокоренные слова типа висящий-висячий, горящий-горячий. Понимать, что способность дее-причастия «дорисовывать движение» является выразительным средством в художественном тексте. Тренироваться в точном и уместном упот-реблении фразеологизмов, имеющих в своем сос-таве деепричастия. Совершенствовать навыки ана-лиза художественного текста, выявляя особеннос-ти употребления в нем причастий и деепричастий


112-113

Произношение глаголов, причастий и деепричастий

Урок объяснения нового материала


Отрабатывать правильное ударение в полных и кратких причастиях страдательного залога про-шедшего времени. Совершенствовать умения вы-разительно читать художественные тексты с со-блюдением норм орфоэпии. Использовать орфо-эпический словарь


114-115

Контрольная работа №7 по орфоэпии

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Проверить навыки правильного произношения глаголов, причастий и деепричастий


116

«Проверьте свою подготовку

по орфографии и пунктуации»

Урок систематизации ЗУН

Правописание причастий и деепричастий (закрепле-ние)

Обобщающе-закрепительные занятия, трениро-вочно-контрольные работы, позволяющие видеть, как усвоены правила употребления не с изученны-ми частями речи


117-118

Контрольная работа №8 по морфологии.

Анализ работы

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Проверяется усвоение темы «Причастие и деепри-частие»


Речь. Типы речи. Описание (4 часа)

119-120

Описание места

Урок объяснения нового материала

Строение текста этого типа речи. Способы связи предложений: последовательный и параллельный. Способы выражения «данного» - наречия и пред-ложно-падежные конструкции со значением места. Предупреждение повтора глаголов стоит, находит-ся. Способы правки неудачно построенного текста. Наличие определительных словосочетаний в «но-вом», в том числе выраженных причастными оборо-тами, как показатель изобразительности речи.

Анализировать и характеризовать фрагменты тек-ста типа «описание места». Строить фрагменты текста типа «описание места» с использованием последовательной и параллельной связи. Редакти-ровать текст с повтором-недочетом. Тренировать-ся в усилении изобразительности речи (заменять глаголы, вставлять определения-причастия и при-лагательные). Создавать фрагменты текста со зна-чением описания места


121-122

р/р. Сочинение

по картине (фотографии) «Кабинет

А.С. Пушкина (или М.Ю. Лермонтова)»

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Анализировать и создавать тексты с описанием места и предмета. Анализировать свои ошибки, со-вершенствовать тексты


Имя числительное (часов)

123-124

Что обозначает

имя числительное

Урок объяснения нового материала

Имя числительное как часть речи. Культура речи. Количественные и порядковые числительные. Пра-вильное построение и употребление словосочета-ний с числительными типа пара, двое в устной и письменной речи. Трансформация чисел в слова на письме

Иметь представление о понятии числа и научиться отличать имена числительные от других слов, связанных с понятием числа (например, пятак). Знать: 1) что обозначают количественные числи-тельные, на какие разряды делятся; 2) что обоз-начают порядковые числительные. Учиться пра-вильно (с точки зрения культуры речи) строить словосочетания типа пара носков, двое чулок и т.д. Совершенствовать при этом умение пользоваться орфоэпическим словарем


125-127

Простые, сложные и составные числительные,

их правописание

Урок объяснения нового материала

Простые, сложные и составные числительные. Их отличительные особенности и правописание

Различать и правильно писать сложные и состав-ные числительные. Совершенствовать умение пра-вильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное (например, двухкилограммо-вый)


128-130

Количественные числительные,

их разряды, склонение, правописание

Урок объяснения нового материала

Правописание и произношение падежных форм ко-личественных числительных в сочетании с сущест-вительными. Чтение текстов с числительными с точки зрения правильности и выразительности

Правильно склонять количественные числитель-ные (в сочетании с существительными, которые к ним относятся). Совершенствовать умение пра-вильно образовывать и писать сложные слова, в состав которых входит имя числительное. Читать правильно (с точки зрения грамматических норм) тексты с именами числительными. Пользоваться орфоэпическим словарем


131-132

Изменение порядковых числительных

Урок объяснения нового материала

Склонение порядковых числительных в сочетании с существительными. Морфологический разбор имен числительных

Правильно склонять порядковые числительные в сочетании с существительными, которые к ним относятся, в частности для обозначения дат


133-134

Употребление числительных в речи. Произношение числительных

Урок объяснения нового материала

Правильное и уместное использование числитель-ных в речи

Правильно и уместно употреблять числительные в устной и письменной речи. Совершенствовать при этом умение пользоваться словарями


135-136

Контрольная работа №8

по морфологии и орфографии

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Проверяется умение устно и письменно употреб-лять числительные в речи


Речь. Типы речи. Описание (продолжение; 2 часа)

137

Описание состояния окружающей среды

Урок объяснения нового материала

Строение текста этого типа речи. Способы выраже-ния состояния. Способ связи предложений

Анализировать фрагменты текста со значением состояния окружающей среды. Стилистическая трансформация текста; создание этюдов, лириче-ских зарисовок


138-139

р/рСочинение

по картине

И.И. Левитана «Лесистый берег»

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Подбирать языковые средства, нужные для худо-жественного описания состояния природы; систе-матизировать рабочие материалы и использовать их в своем сочинении


Местоимение (часа)

140-141

Какие слова называются местоимениями

Урок объяснения нового материала

Местоимение как часть речи

Усвоить понятие местоименных слов, таких, которые: а) обозначают лицо (1,2,3-е) или б) ука-зывают на предмет, признак, число (указательно-заместительная функция), не называя их конк-ретно. Понимать, что местоимения как замести-тельные слова служат надежным и нейтральным, самым распространенным средством связи пред-ложений в тексте, однако их употребление при неосторожном обращении может вызывать смыс-ловую неточность, поэтому важно следить за со-отношением конкретного слова и его заменителя - местоимения


142-143

Разряды местоимений

по значению

Урок объяснения нового материала

Восемь разрядов местоимений по значению

Пользуясь таблицей, соотносить местоимения со своей группой, уметь подбирать аналогичные при-меры


144-145

Личные местоимения

Урок объяснения нового материала

Личные местоимения и их характерные особеннос-ти. Местоимения 3-го лица в роли притяжательных с синтаксической ролью определений (чей?). Морфо-логический разбор местоимений

Усвоить морфологические особенности личных местоимений (их склонение, отсутствие форм чис-ла и рода у местоимений я, ты, мы, вы). Употреб-лять их в роли членов предложения. Формулиро-вать представление об использовании местоиме-ний 3-го лица как притяжательных с синтаксиче-ской ролью определений (чей?)


146

Возвратное местоимение себя

Урок объяснения нового материала

Возвратное местоимение себя, его морфологические особенности

Усвоить морфологические особенности местоиме-ния себя, правильно употребляя его в речи. Трени-роваться в составлении предложений с фразеоло-гизмами, включающими форму себя, собой и т.д.


147-148

Притяжательные местоимения

Урок объяснения нового материала

Притяжательные местоимения: значение, морфоло-гические признаки, синтаксическая роль

Различать личное - возвратное - притяжательное местоимения; понимать выражаемые ими значе-ния; верно квалифицировать эти местоимения как члены предложения


149-150

Указательные местоимения

Урок объяснения нового материала

Указательные местоимения: значение, морфологи-ческие признаки, синтаксическая роль

Осознавать значение местоимений и их функции в предложении и в роли связующих слов между предложениями в тексте


151-152

Определительные местоимения

Урок объяснения нового материала

Определительные местоимения: значение, морфоло-гические признаки, синтаксическая роль

Усвоить значение и речевое назначение этой не-большой, но частотной группы слов. Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своем составе указанную группу местоимений


153-154

Вопросительно-относительные местоимения

Урок объяснения нового материала

Вопросительно-относительные местоимения: зна-чение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Усвоить, когда данные местоимения выступают в роли вопросительных, а когда - в роли относи-тельных; опознавать их в тексте и приводить свои примеры. Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своем составе эти местоимения


155-156

Отрицательные местоимения

Урок объяснения нового материала

Отрицательные местоимения: значение, морфологи-ческие признаки, синтаксическая роль. Правописа-ние местоимений этой группы

Опознавать и грамотно писать слова данной груп-пы, употреблять их и соответствующие фразео-логизмы в речи. Понимать, как образуются данные местоимения. Пользоваться орфографическим сло-варем


157-158

Неопределенные местоимения

Урок объяснения нового материала

Неопределенные местоимения: значение, морфо-логические признаки, синтаксическая роль. Правописание данной группы слов

Опознавать в тексте данные местоимения; пони-мать, как они образуются, и безошибочно их пи-сать. Пользоваться орфографическим словарем


159-161

Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений

Урок объяснения нового материала

Местоимения в устной и письменной речи

Знать и различать разряды местоимений в предло-жении и тексте. Знать, как сочетается Вы с глаго-лами, полными и краткими прилагательными; приобрести опыт употребления в речи этих конст-рукций. Использовать местоимения в речи в со-ответствии с закрепленными в языке этическими нормами. Правильно произносить употребитель-ные местоимения. Пользоваться орфоэпическими и орфографическим словарями


162-163

«Проверьте подготовку

по орфографии и пунктуации»

Урок систематизации ЗУН

Итоговое повторение и обобщение материала по орфографии и пунктуации 6 класса

Проверять себя, пользуясь орфографическим сло-варем, справочниками по орфографии и пунктуа-ции


164-165

Диктант

и анализ ошибок

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Проводится как итоговый диктант за год. В конт-рольную работу включаются основные орфограм-мы: орфограммы корня, приставок, н и нн в суф-фиксах прилагательных и причастий, правописа-ние местоимений, не с разными частями речи


Речь. Текст (12 часов)

166-167

Соединение разных типовых фрагментов в текстах

Урок систематизации ЗУН

Соединение разных типовых фрагментов в текстах о природе (повествование, рассуждение, описание места, предмета, состояния окружающей среды)

Сохранять в изложении типологическую структу-ру текста и наиболее выразительные языковые средства


168-169

р/рИзложение «Речкино имя». Анализ изложения

Урок контроля знаний

Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков

Проверяется умение сохранять при пересказе сложное типологическое строение текста, исполь-зовать изобразительные и выразительные языко-вые средства, встретившиеся в исходном тексте


170

Повторение и резервные уроки













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы (авторы:М.М. Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/сост. Е.И.Харитонова. - М.: Дрофа, 2011).

Преподавание ведется по учебнику: Русский язык. 6 кл./ авт.-сост. М.М.Разумовская. - М.: Просвещение, 2012.

Программа по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской в основном отражает обязательный минимум, определенный стандартом основного общего образования, однако некоторые темы авторами программы и учебника рассматриваются более глубоко, в расширенном объеме, предоставляя материал повышенной трудности, не включенный в требования к уровню подготовки учащихся, но дающий возможность для работы с одаренными детьми (уровень возможностей).

В программу включено изучение таких разделов, как «Словообразование», «Причастие», «Деепричастие», «Имя числительное», «Местоимение». Большое место отводится изучению употребления разных частей речи и их произношения, что позволяет совершенствовать произносительные и речевые навыки учащихся, овладевать нормами современного русского литературного языка. Продолжается изучение раздела «Речь», где учащиеся знакомятся со стилями и типами речи и их признаками, учатся строить тексты разных стилей и типов.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Материал подается в двух аспектах: языковом и речеведческом - и распределяется на 170 часов в году, 5 часов в неделю, в соответствии с программой .Данная рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку (уровень обязательной подготовки).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА


Изучение русского языка в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в разных сферах и ситуациях общения; основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

  • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

  • Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.


Задачи:

  • сформировать навыки беглого, осмысленного выразительного чтения;

  • сформировать умение творчески использовать образцы в процессе создания устного и письменного высказывания;

  • развивать быстроту письма;

  • развивать навыки связной речи, умение видеть языковые особенности текстов публицистического стиля;

  • формировать прочные навыки грамотного письма;

  • научить пользоваться русским языком в жизни как основным средством межнационального общения.



РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Раздел «Речь»

Чтение. Осмысленно и бегло читать тексты научного стиля, составлять план.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для научного стиля речи; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений. Воспроизведение текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и состояния природы. Пересказывать учебно-научные тексты, в том числе типа рассуждения-объяснения.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, состояния природы; составлять рассуждение на дискуссионную тему о поступках людей. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится; давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося; строить устное определение научного понятия.

Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы.

Раздел «Язык. Правописание»

по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;

по лексике: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

по словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3-5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;

по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи;

пользоваться разными видами лингвистических словарей.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (6 класс)

О языке

Слово как основная единица языка.

Речь

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.

Текст:способы и средства связи предложений; нормативный повтор и повтор-недочет; сложный план.

Стилиречи:научный стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).

Типыречи:описание места, описание состояния природы, рассуждение-объяснение.

Композиционныеформы:аннотация, отзыв, структура научного определения понятая.

Основные требования к выборочному изложению.

Закрепление и углубление изученногов 5 классе

Грамматика

Морфология и синтаксис как разделы грамматики.

Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения. Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.

Правописание

Орфография:употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не сглаголами, существительными, прилагательными.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.

Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (40 ч)

Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, ннвименах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы-и в корне после приставок.

Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.

Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Причастие и деепричастие

Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.

Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении.

Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.

Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.

Употребление причастий в текстах разных стилей.

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей.

Культура речи. Особенности произношения деепричастий в некоторых форм причастий. Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Числительные простые, сложные и составные; их правописание.

Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.

Нормы употребления числительных в устной речи.

Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.

Культура речи. Правильное употребление в речи числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными.

Местоимение

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.

Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении.

Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены.

Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ем») и т. д.
























© 2010-2022