- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку по УМК по М. М. Разумовской, С. И. Львовой
Рабочая программа по русскому языку по УМК по М. М. Разумовской, С. И. Львовой
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кайдаракова Н.И. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Виды деятельности учащихся | Дата |
О языке (1 час) | |||||
1 | Слово - основная единица языка. Роль слова в жизни людей | Комбинированный урок | Язык и история народа. Активные процессы в рус-ском языке на современном этапе. Понятие норма, основные нормы русского языка | Осознавать, что слово является основной едини-цей языка. Приводить соответствующие примеры. Иметь представлениео культуре речи, языковой норме и происходящих в русском языке измене-ниях, взаимосвязи русского языка с другими язы-ками.Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления |
|
Повторение изученного в 5 классе | |||||
Речь (2 часа) | |||||
2 | Речь. Типы речи (повторение) | Урок развития | Повествование, описание, рассуждение (повторе-ние). Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в со-ответствии с коммуникативной задачей | Распознавать стили речи и обосновывать свой от-вет. Строить устный монологический ответ в фор-ме рассуждения |
|
Правописание (12 часов) | |||||
3-4 | Орфография и пунктуация | Урок систематизации ЗУН | Повторение известных учащимся частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание), признаков орфограммы-буквы, алгоритма разбора слова по сос-таву. Систематизация сведений по пунктуации, по-лученных в 5 классе | Знать, что изучает орфография; владеть основны-ми терминами. Знать этимологию слов с частями орфо, граф(о), грамм(а).Определять наличие орфо-грамм в конкретной морфеме. Знать (на основе изученного в 5 классе), когда ставятся запятая, тире, двоеточие; приводить примеры на все основ-ные случаи постановки знаков препинания и без-ошибочно пунктуационно оформлять соответству-ющие синтаксические конструкции |
|
5 | Употребление прописных букв | Урок систематизации ЗУН | Повторение известных учащимся сведений об упот-реблении прописных букв. Совершенствование ор-фографических навыков | Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять и самостоятельно подби-рать примеры употребления прописных букв. Иметь навыки постановки кавычек в наименова-ниях книг, газет, журналов, названий спектаклей и т.п. |
|
6 | Буквы ь и ъ | Урок систематизации ЗУН | Актуализация и восстановление знаний о право-писании разделительных знаков | Знать и безошибочно употреблять Ь как раздели-тельный, как показатель грамматической формы (3 склонение, глагол, наречие); для обозначения мягкости согласных; Ъ как разделительный. Фор-мировать способность определять, когда ставится разделительный знак, и дифференцировать усло-вия употребления Ь и Ъ как разделительных |
|
7-8 | Орфограммы корня | Урок систематизации ЗУН | Актуализация и восстановление знаний о правопи-сании безударных гласных в корне слова; отрабаты-вание умений подбирать проверочное слово, пра-вильно писать гласные проверяемые, непроверяе-мые | Знать, что в корне могут быть разны орфограммы (их употребление регулируется разными правила-ми). Уметь различать орфограммы, опознавать их в тексте, приводить свои примеры, перечислять возможные орфограммы корня, знать способ опре-деления написания для каждого вида орфограммы |
|
9-10 | Правописание окончаний слов | Урок систематизации ЗУН | Актуализация и восстановление знаний о право-писании окончаний слов, относящихся к разным частям речи | Опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определенной частью речи. Знать способ определения написания и свободно им пользоваться |
|
11-12 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм правописанияне с существитель-ными и прилагательными. Порядок действий при решении орфографических задач | Осознавать противопоставление «глагол - сущест-вительные и прилагательные» |
|
13-14 | К/д №1 Диктант и его анализ | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Выявить пробелы в знаниях и навыках |
|
Речь (2 часа) | |||||
15 | р/р Текст (повторение) | Урок развития | Понятие текста; его основные признаки: тема и основная мысль, связь предложений, относительная законченность высказывания. Деление текста на абзацы. План текста | Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий: а) тему; б) основную мысль текста. Составлять план текста. Собирать и систематизировать материал к сочи-нению |
|
16 | р/р Сочинение «Мало ли что можно делать в лесу» (устно) | Урок контроля знаний | Сочинение по летним впечатлениям. Анализ текста «Мало ли что можно делать в лесу!» (тема, основная мысль, типы речи, стиль речи, языковые средства). Анализ сочинения | Отталкиваясь от предложенной учителем основ-ной мысли («Я часто бываю в лесу (в поле, на ре-ке), мне там никогда не бывает скучно»), уточнить тему, подобрать заголовок и написать сочинение по летним впечатлениям:
|
|
Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи (2 часа) | |||||
17-18 | Части речи и члены предложения | Урок систематизации ЗУН | Морфология и синтаксис | Знать названия частей речи и членов предложе-ния. Обобщить знания о значении и морфологиче-ских признаках имени существительного, имени прилагательного и глагола. Иметь представление о том, чем служебные части речи отличаются от самостоятельных, как отличить местоимение от других самостоятельных частей речи. Понимать разницу в значении терминов «часть речи», «член предложения», знать и применять графическое обозначение членов предложения. Совершенство-вать умение опознавать в речи существительные, прилагательные, глаголы и определять синтакси-ческую роль слов этих частей речи |
|
Имя существительное ( 7 часов) | |||||
19 | Роль имени существительного в предложении | Комбинированный урок | Имя существительное как часть речи и член предло-жения | Опознавать имя существительное как часть речи и член предложения. Правильно употреблять час-тотные имена существительные |
|
20-21 | Словообразование имен существительных | Урок объяснения нового материала | Способы образования имен существительных. Типичные модели приставочно-суффиксального способа образования имен существительных. Сложе-ние и его разновидности | На основе сведений об изученных способах образо-вания слов (суффиксальном, приставочном, сложе-нии) разграничивать способы образования имен существительных. Понимать, какие смысловые и структурные изменения происходят при присо-единении к исходной части слова словообразу-ющего аффикса. Иметь представление о приста-вочно-суффиксальном способе образования имен существительных. Определять приставочно-суф-фиксальный способ образования имен сущест-вительных наиболее типичных моделей. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представ-ление о его разновидностях. Иметь представление о сложносокращенных словах; учиться определять их значение и употреблять в речи. Совершенство-вать умение морфемного разбора с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразо-вательной цепочки |
|
22-23 | Правописание сложных имен существительных | Урок объяснения нового материала | Орфографические правила по теме и их применение | Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов (лесоруб, биосфе-ра), дефисного (юго-запад, диван-кровать), слов с начальной частью пол- (полчаса). Пользоваться орфографическим словарем |
|
24 | р/рУпотребление имен существительных в речи | Комбинированный урок | Систематизация ранее изученного об имени сущест-вительном; углубление понимания роли имен су-ществительных в речи; формирование умения обос-новывать выбор существительного в соответствии с речевой ситуацией; определение роли существи-тельных в речи; формирование навыка работы с лингвистическими словарями | Иметь представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выра-зительности речи. Совершенствовать умение рабо-тать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). Наблюдать за использованием имен существительных в созда-нии фразеологизмов, а также метафор, сравнений в художественных текстах. Овладевать элементар-ными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем мно-гозначных имен существительных, слов в перенос-ном значении, синонимов, антонимов |
|
25 | Произношение имен существительных | Комбинированный урок | Орфоэпические нормы в области имен существи-тельных и их применение | Правильно произносить существительные - тер-мины лингвистики. Отрабатывать произношение употребительных имен существительных из орфо-эпического словарика. Учиться ставить правиль-ное ударение в существительных с предлогами; составлять и расшифровывать фонетические запи-си; выразительно читать текст, соблюдая нормы произношения. Пользоваться орфоэпическим сло-варем |
|
25-26 | Контрольная работа № 1 по грамматике (имя существительное) | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Проверить умения:
|
|
Речь ( 7 часов) | |||||
27 | Стили речи. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля | Урок развития | Научный стиль, его характеристика: условия общения (официальная обстановка, 1 - много); зада-ча речи (сообщить сведения, имеющие теоретиче-ское значение); стилевые черты. Характерные язы-ковые средства научного стиля | Разграничивать научный и деловой стили речи, учитывая характер информации (познавательный или практический), а также отличать общее в них (речь информативная, неэмоциональная, книж-ная). Определять стиль речи (на основе анализа речевой ситуации). Осознанно читать тексты учеб-ника; находить в них определение понятий и их классификацию. Анализировать структуру науч-ных определений. Воспроизводить научные опре-деления, пользуясь синонимическими средствами выражения их компонентов. Замечать в ответах товарищей недочеты в оформлении научных определений |
|
28 | Научное рассуждение | Урок развития | Определение научного понятия. Научное рассуж-дение. Рассуждение-доказательство двух типов: подведение языкового материала под понятие и выведение следствия из понятия | Готовя домашнее задание или отвечая на вопрос учителя, использовать две разновидности рассуж-дения - доказательства (так как и поэтому) |
|
29-30 | р/р2 Изложение учебно-научного текста «Связанные корни» | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Излагать близко к тексту научное рассуждение |
|
31 | Определение научного понятия | Урок развития | Структура логического определения: способы выражения родового понятия и видового признака | Строить определения научных понятий |
|
32 | Рассуждение-объяснение | Урок развития | Рассуждение-объяснение: общий вопрос к тексту что это такое? Задача высказывания - объяснение сути какого-либо явления | Анализировать и пересказывать научные тексты типа рассуждения-объяснения |
|
33 | Официально-деловой стиль речи | Урок развития | Характеристика данного стиля речи: речевая ситуация, стилевые черты, специфические языко-вые средства | Определять деловой стиль на основе речевой ситуации, «вычитанной» из текста. Анализировать тексты делового стиля, находить в них характер-ные языковые средства. Создавать небольшие тексты делового стиля: объявления, отчеты, инструкции |
|
Имя прилагательное ( 10 часов) | |||||
34 | Роль имени прилагательного в предложении | Урок систематизации ЗУН | Окончания имен прилагательных, их разряды, полные и краткие формы слов данной части речи, синтаксическая роль | Распознавать имя прилагательное как часть речи и член предложения |
|
35-36 | Словообразование имен прилагательных | Комбинированный урок | Основные способы образования имен прилагатель-ных (повторение), Словообразовательные цепочки. Имена прилагательные-паронимы. Словари парони-мов | Повторить все известные способы морфологиче-ского образования слов на примере анализа имен прилагательных. Тренироваться в опознавании разных способов образования имен прилагатель-ных и в определении словообразовательного зна-чения словообразующих суффиксов. Учиться пра-вильно употреблять в речи паронимы (без введе-ния термина), учитывая их смысловые различия (соседний - соседский, дождливый - дождевой и т.д.). Совершенствовать умение работать с толко-вым словарем при определении лексического значения слов-паронимов. Строить словообразова-тельную цепочку и доказывать тем самым мор-фемное строение слова |
|
37-38 | Правописание сложных имен прилагательных | Урок объяснения нового материала | Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных | Знать случаи употребления дефиса (уметь пере-числить, привести примеры). |
|
39 | Контрольная работа по грамматике №2(имя существительное, имя прилагательное) | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Выделять в предложении словосочетания с прила-гательными; определять части речи; проводить морфологический разбор прилагательных; вычле-нять основу предложения; определять члены предложения, выраженные именами существи-тельными и именами прилагательными |
|
40-41 | Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных | Урок объяснения нового материала | Орфографические правила и исключения написания н и нн в прилагательных | Иметь представление о тех группах слов, в кото-рых есть суффиксы -ан- (-ян-), -онн- (-енн-), -ин-, -н-. Осмысливать значение этих суффиксов, дифферен-цировать их; сознательно употреблять при письме соответствующие слова. Использовать орфографи-ческий словарь |
|
42 | Употребление имен прилагательных в речи | Комбинированный урок | Роль прилагательных в достижении точности и выразительности речи. Прилагательные-синонимы и антонимы. Переносное значение прилагательных в художественном тексте | Иметь представление о роли имен прилагатель-ных в достижении точности и выразительности речи. Наблюдать за использованием имен прилага-тельных в создании эпитетов. Тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учетом лекси-ческого значения многозначного имени прилага-тельного. Иметь представление о переходе некото-рых имен прилагательных в разряд существитель-ных (столовая, кладовая). Овладевать элементар-ными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем пере-носного значения прилагательного, прилагатель-ных-синонимов, прилагательных-антонимов. Ис-пользовать соответствующие словари |
|
43 | Произношение имен прилагательных | Комбинированный урок | Нормы произношения в области имен прилагатель-ных | Учиться правильно произносить употребительные в речи прилагательные, особенно в краткой форме, усвоив конкретное правило. Отрабатывать пра-вильное произношение прилагательных в форме сравнительной степени. Выразительно читать тексты, соблюдая нормы произношения. Исполь-зовать орфоэпический словарь |
|
Речь (6 часов) | |||||
44 | Текст. Повторение: «данное» и «новое» в предложениях текста | Урок систематизации ЗУН | «Данное» и «новое» в предложениях текста (повто-рение). Способы развития мысли в тексте или спосо-бы связи предложений: последовательный (или цеп-ной) и параллельный | Находить «данное» и «новое» в предложениях текста. Определять способ связи предложений во фрагментах текста |
|
45 | Средства связи предложений в тексте | Урок развития | Лексический повтор, местоимение, синоним как средства связи. Употребление последовательной связи в текстах разных стилей | Находить в текстах научного, делового стилей группы предложений, связанных последователь-ной связью с повтором, в текстах художественного стиля - с повтором и местоимением. Составлять небольшие тексты с последовательной связью |
|
46 | Употребление параллельной связи предложений в тексте с повтором | Урок развития | Параллельная связь предложений в тексте. Лексиче-ский повтор при параллельной связи как стилисти-ческий прием, повышающий выразительность речи | Замечать в исходном тексте и сохранять в изло-жении характерные для художественного стиля языковые и речевые средства, в частности парал-лельную связь с повтором |
|
47 | Повторение | Урок развития | Повтор - норма (средство связи); повтор - стилисти-ческий прием; повтор-недочет. Способы предупреж-дения повтора-недочета | Составлять фрагменты текста с экспрессивным повтором. Редактировать тексты с повтором-недо-четом (анализ изложения) |
|
48-49 | р/р Изложение текста с экспрессивным повтором «Тоска по Москве» | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Излагать текст, сохраняя экспрессивный повтор. Проанализировать ошибки при изложении текста |
|
Глагол (18 часов) | |||||
50 | Роль глагола в предложении | Урок систематизации ЗУН | Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи». Глагол в предложении и тексте. Употребление частотных глаголов в устной и письменной речи. | Обобщить, систематизировать знания о глаголе как части речи, тренироваться в распознавании слов этой части речи в предложении и тексте, в правильном и уместном употреблении некоторых глагольных словоформ |
|
51-52 | Словообразование глаголов | Комбинированный урок | Основные морфологические способы образования глаголов. Словообразовательное значение приста-вок в глаголах, образованных приставочным спосо-бом. Морфемный разбор с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова | Знать основные морфологические способы образо-вания существительных, прилагательных и глаго-лов. Тренироваться в умении определять слово-образовательное значение приставок в глаголах, образованных приставочным способом. Совершен-ствовать умение морфемного разбора с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова |
|
53-55 | Правописание приставок пре- и при- | Урок объяснения нового материала | Орфографические правила и исключения. Семан-тическая основа выбора написания данных приста-вок. Правописание слов с неясной этимологией и заимствованных слов | Понимать, что употребление приставок пре- или при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа написания). Учиться правильно писать слова с затемненной этимологией и слова иноязычного происхождения. Использовать орфографический словарь |
|
56-57 | Буквы ы - и в корне после приставок | Урок объяснения нового материала | Орфографические правила и исключения | Опознавать группу этих слов и понимать, при ка-ких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких - вместо и пишется ы. Исполь-зовать орфографический словарь |
|
58-59 | Контрольная работа №3 по словообразованию | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Проверить знание основных способов образования существительных, прилагательных и глаголов; владение морфемно-словообразовательным ана-лизом; способность соотносить словообразова-тельные модели с конкретными словами |
|
60-61 | Употребление глаголов в речи | Комбинированный урок | Роль глагола для достижения точности, информа-тивности и выразительности речи. Глагол в прямом и переносном значении в разговорной и художест-венной речи. Глаголы-синонимы в речи. Фразеоло-гизмы с глаголами в переносном значении. Глаголы в настоящем времени при описании событий прош-лого, а также будущего времени глагола вместо нас-тоящего и прошедшего. Глаголы в этикетных фор-мах выражения просьбы. Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нем глаголов в разных формах | Иметь представление о роли глагола для достиже-ния точности, информативности и выразительнос-ти речи. Наблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значениях в разговорной и художественной речи. Тренироваться в уместном и точном использовании глаголов-синонимов в речи. Понимать значение наиболее употребитель-ных фразеологизмов, в которых использован гла-гол в переносном значении; точно и уместно упот-реблять эти фразеологизмы в речи. Наблюдать за выразительным использованием глаголов в настоящем времени при описании событий прош-лого, а также за употреблением будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Пра-вильно употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы. Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических сло-варей (толковым, синонимов, антонимов). Овладе-вать навыками анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нем глаго-лов в разных формах |
|
62 | Произношение глаголов | Комбинированный урок | Произношение глагольных форм. Ударение в глаго-лах | Уметь произносить употребительные глагольные словоформы. Использовать орфоэпический сло-варь |
|
63 | «Проверьте свою подготовку по орфографии» | Урок систематизации ЗУН | Правописание имен существительных, имен прила-гательных и глаголов (обобщение и систематизация изученного) | Обобщить и систематизировать знания по данно-му разделу, проверить уровень соответствующих умений и навыков |
|
64-65 | . Диктант и работа над ошибками | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Проверить усвоение правописания приставок (осо-бенно пре- и при-), а также ранее изученный мате-риал по орфографии и пунктуации |
|
66-67 | Контрольная работа №4 по лексике. Анализ работы | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Проверить знания и умения по лексике и фразео-логии; знание наизусть небольших отрывков из поэтических произведений; умение проводить орфоэпический анализ имен существительных и прилагательных |
|
Морфология. Причастие (27 часов) | |||||
68-69 | Что такое причастие | Урок объяснения нового материала | Место причастия в системе речи. Причастие и его грамматические признаки. Признаки глагола и при-лагательного в причастии. Суффиксы причастий. Грамматические и семантические различия причас-тия и прилагательного | Знать основные признаки причастия и его типич-ные суффиксы. Объяснять, какие языковые приз-наки глагола и прилагательного свойственны при-частию. Определять глагол, от которого образова-но причастие, выделять глагольный суффикс, а также суффикс причастия, окончание и возврат-ный суффикс -ся (-сь). Иметь представление о семантических различиях прилагательного и при-частия. Опознавать определяемое слово и причас-тие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам. Тренироваться в синонимической замене причастия придаточным (который+глагол); понимать, какое слово этого оборота передает признаки глагола, свойственные причастию, а какое слово передает признаки прилагательного, свойственные причастию. Пра-вильно согласовывать причастие в словосочета-ниях типа «прич.+сущ»; употреблять на письме соответствующее окончание причастия |
|
70-72 | Причастный оборот | Урок объяснения нового материала | Признаки причастного оборота. Определяемое слово и зависимые от причастия слова. Обособленные и необособленные определения, выраженные причас-тными оборотами | Знать языковые признаки причастного оборота. Различать определяемое и зависимые от причас-тия слова. Выделять в предложении словосочета-ния типа «прич.+сущ.», «прич.+нареч.». Правильно употреблять знаки препинания с причастным обо-ротом |
|
73-77 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | Урок объяснения нового материала | Действительные и страдательные причастия и их образование. Правописание суффиксов этих причас-тий | Понимать смысловые, структурные и граммати-ческие различия действительных и страдательных причастий. Знать, как образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошед-шего времени. Объяснять, от основы какого глаго-ла образовано причастие и с помощью какого суф-фикса. Объяснять правописание суффиксов при-частий. По суффиксу определять морфологические признаки причастия и особенности его образова-ния (спряжение глагола, возвратность и другие признаки). Совершенствовать умение безошибоч-но определять глагол, от которого образовано причастие |
|
78-79 | Полные и краткие причастия | Урок объяснения нового материала | Сходство и различие полных и кратких причастий. Их синтаксические функции. Произношение полных и кратких причастий | Понимать сходство и различие полных и кратких причастий. Знать, какую синтаксическую функцию выполняют краткие и полные причастия в предло-жении. Определять синтаксическую роль полных и кратких причастий. Используя орфоэпический сло-варь, определять правильное произношение пол-ных и кратких причастий |
|
80-81 | Морфологический разбор причастий | Урок объяснения нового материала | План, образцы и примеры устного и письменного разбора причастия | Рассказывать о причастии по предложенному пла-ну, определяя особенности образования причас-тия, постоянные и непостоянные морфологиче-ские признаки, его синтаксическую роль. Учиться корректно квалифицировать причастный оборот как «обособленное определение, выраженное при-частным оборотом» |
|
82-83 | Контрольная работа №5 по морфологии | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Проверить усвоение темы «Причастие» |
|
84-86 | Буквы н и нн в причастиях | Урок объяснения нового материала | Соответствующее орфографическое правило и его применение | Распознавать причастия, знать суффиксы причас-тий (-енн-, -нн-), различать полную и краткую фор-мы причастий |
|
87-89 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | Урок объяснения нового материала | Соответствующее орфографическое правило и его применение | Сформировать навык определения зависимых от причастия слов и навык разграничения полной и краткой формы причастий, поскольку основа пра-вила грамматическая |
|
Речь. Типы речи. Повествование (8 часов) | |||||
90-91 | Повествование художественного и разговорного стилей | Урок объяснения нового материала | Детализация действия в художественном повество-вании. Различные способы выражения действия (повторение изученного в 5 классе), строение по-вествования с двумя (или несколькими) действу-ющими лицами. Включение в повествовательный текст описательных и оценочных фрагментов для повышения выразительности и эмоциональности высказывания | Находить в текстах художественных произведений повествовательные фрагменты; анализировать способы выражения действия. Создавать и совер-шенствовать повествовательные тексты. Переска-зывать (устно) повествовательные тексты разго-ворного или художественного стиля, сохраняя изобразительные и оценочные средства. Созда-вать устные и письменные тексты |
|
92 | Рассказ как один из жанров художественного повествования | Урок объяснения нового материала | Композиция рассказа: вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение | Проводить содержательно-композиционный ана-лиз текста в жанре рассказа (определять тему, ос-новную мысль, находить в тексте композицион-ные части: вступление, завязку, кульминацию, раз-вязку, заключение) |
|
93-94 | р/р Изложение текста по рассказу Б. Васильева «Как спасали крысу» | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Уметь составлять план текста, отражая в нем ком-позицию рассказа. Писать по плану изложение, со-храняя в нем характерные для художественного текста языковые средства |
|
95-96 | Повествование делового и научного стилей | Урок объяснения нового материала | Особенности строения инструктивного повество-вания: отсутствие указания на обобщенное лицо; употребление различных глагольных форм для вы-ражения действия; использование при параллель-ном способе связи дополнительных языковых средств, подчеркивающих последовательность действия (затем, после этого и др.), а при последо-вательном способе связи с той же целью - деепри-частных оборотов | Анализировать глагольные формы. Пересказывать (устно или письменно) повествовательный текст типа деловой инструкции с заменой формы глаго-ла. Трансформировать художественное повество-вание в деловое. Создавать инструктивные тексты делового и научного стилей |
|
97-98 | р/р Сочинение в жанре рассказа. Страничка в коллективный сборник под названием «Однажды…» или «Наши проделки». Анализ сочинения | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Самостоятельно уточнять тему и основную мысль, строить текст, соблюдая композицию рассказа |
|
Деепричастие (23 часа) | |||||
99-100 | Что такое деепричастие | Урок объяснения нового материала | Основные признаки деепричастия. Глагольные и на-речные признаки деепричастия. Суффиксы деепри-частия. Опознавание деепричастий в предложении и в тексте | Знать основные признаки деепричастия и его ти-пичные суффиксы. Различать причастия и деепри-частия. Объяснять, какие языковые признаки гла-гола и наречия свойственны деепричастию. Опре-делять глагол, от которого образовано деепричас-тие, выделять глагольный суффикс, суффикс деепричастия, а также возвратный суффикс -ся (-сь). Опознавать деепричастие по значению, вопро-су, типичным суффиксам и морфологическим признакам |
|
101-102 | Деепричастный оборот | Урок объяснения нового материала | Языковые признаки деепричастного оборота. Знаки препинания при деепричастном обороте. Различие деепричастных и причастных оборотов | Знать языковые признаки деепричастного обо-рота. Опознавать деепричастный оборот и уметь правильно употреблять знаки препинания в пред-ложениях с деепричастным оборотом. Различать деепричастный и причастный обороты. Учиться корректно квалифицировать деепричастный обо-рот как «обособленное обстоятельство, выражен-ное деепричастным оборотом» |
|
103-104 | Правописание не с деепричастиями | Урок объяснения нового материала | Не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами | Осознавать общность правил правописания не с глаголами и деепричастиями |
|
105-107 | Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида | Урок объяснения нового материала | Образование деепричастий совершенного и несо-вершенного вида | Понимать смысловые, структурные и грамматиче-ские различия деепричастий совершенного и несо-вершенного вида. Знать, как образуются деепри-частия совершенного и несовершенного вида. Объяснять, от основы какого глагола образовано деепричастие и с помощью какого суффикса. По суффиксу определять морфологические признаки деепричастия и особенности его образования. Рассказывать о деепричастии по предложенному плану, определяя особенности образования дее-причастия, его постоянные признаки, синтакси-ческую роль. Понимать сходство и различия в об-разовании и морфологических признаках причас-тий и деепричастий. Совершенствовать умение различать причастия и деепричастия, а также отличать деепричастия от других частей речи |
|
108-109 | Диктант | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Проверить усвоение правописания не с разными частями речи, употребление н и нн в прилагатель-ных и причастиях. Пунктуация в предложениях с причастными и деепричастными оборотами |
|
110-111 | Употребление причастий и деепричастий в речи | Урок объяснения нового материала | Роль причастия и деепричастия и соответствующих оборотов в текстах. Причастия и отглагольные при-лагательные. Деепричастия во фразеологизмах | Иметь представление о роли причастий в текстах разных стилей. Понимать, что способность причас-тия передавать признак предмета как действие является выразительным средством в художест-венном тексте. Наблюдать за использованием при-частий в художественных текстах. Иметь пред-ставление о переходе некоторых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек) и об использовании этих слов в составе фразеологи-ческих оборотов. Учиться правильно употреблять в речи однокоренные слова типа висящий-висячий, горящий-горячий. Понимать, что способность дее-причастия «дорисовывать движение» является выразительным средством в художественном тексте. Тренироваться в точном и уместном упот-реблении фразеологизмов, имеющих в своем сос-таве деепричастия. Совершенствовать навыки ана-лиза художественного текста, выявляя особеннос-ти употребления в нем причастий и деепричастий |
|
112-113 | Произношение глаголов, причастий и деепричастий | Урок объяснения нового материала |
| Отрабатывать правильное ударение в полных и кратких причастиях страдательного залога про-шедшего времени. Совершенствовать умения вы-разительно читать художественные тексты с со-блюдением норм орфоэпии. Использовать орфо-эпический словарь |
|
114-115 | Контрольная работа №7 по орфоэпии | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Проверить навыки правильного произношения глаголов, причастий и деепричастий |
|
116 | «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации» | Урок систематизации ЗУН | Правописание причастий и деепричастий (закрепле-ние) | Обобщающе-закрепительные занятия, трениро-вочно-контрольные работы, позволяющие видеть, как усвоены правила употребления не с изученны-ми частями речи |
|
117-118 | Контрольная работа №8 по морфологии. Анализ работы | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Проверяется усвоение темы «Причастие и деепри-частие» |
|
Речь. Типы речи. Описание (4 часа) | |||||
119-120 | Описание места | Урок объяснения нового материала | Строение текста этого типа речи. Способы связи предложений: последовательный и параллельный. Способы выражения «данного» - наречия и пред-ложно-падежные конструкции со значением места. Предупреждение повтора глаголов стоит, находит-ся. Способы правки неудачно построенного текста. Наличие определительных словосочетаний в «но-вом», в том числе выраженных причастными оборо-тами, как показатель изобразительности речи. | Анализировать и характеризовать фрагменты тек-ста типа «описание места». Строить фрагменты текста типа «описание места» с использованием последовательной и параллельной связи. Редакти-ровать текст с повтором-недочетом. Тренировать-ся в усилении изобразительности речи (заменять глаголы, вставлять определения-причастия и при-лагательные). Создавать фрагменты текста со зна-чением описания места |
|
121-122 | р/р. Сочинение по картине (фотографии) «Кабинет А.С. Пушкина (или М.Ю. Лермонтова)» | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Анализировать и создавать тексты с описанием места и предмета. Анализировать свои ошибки, со-вершенствовать тексты |
|
Имя числительное (часов) | |||||
123-124 | Что обозначает имя числительное | Урок объяснения нового материала | Имя числительное как часть речи. Культура речи. Количественные и порядковые числительные. Пра-вильное построение и употребление словосочета-ний с числительными типа пара, двое в устной и письменной речи. Трансформация чисел в слова на письме | Иметь представление о понятии числа и научиться отличать имена числительные от других слов, связанных с понятием числа (например, пятак). Знать: 1) что обозначают количественные числи-тельные, на какие разряды делятся; 2) что обоз-начают порядковые числительные. Учиться пра-вильно (с точки зрения культуры речи) строить словосочетания типа пара носков, двое чулок и т.д. Совершенствовать при этом умение пользоваться орфоэпическим словарем |
|
125-127 | Простые, сложные и составные числительные, их правописание | Урок объяснения нового материала | Простые, сложные и составные числительные. Их отличительные особенности и правописание | Различать и правильно писать сложные и состав-ные числительные. Совершенствовать умение пра-вильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное (например, двухкилограммо-вый) |
|
128-130 | Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание | Урок объяснения нового материала | Правописание и произношение падежных форм ко-личественных числительных в сочетании с сущест-вительными. Чтение текстов с числительными с точки зрения правильности и выразительности | Правильно склонять количественные числитель-ные (в сочетании с существительными, которые к ним относятся). Совершенствовать умение пра-вильно образовывать и писать сложные слова, в состав которых входит имя числительное. Читать правильно (с точки зрения грамматических норм) тексты с именами числительными. Пользоваться орфоэпическим словарем |
|
131-132 | Изменение порядковых числительных | Урок объяснения нового материала | Склонение порядковых числительных в сочетании с существительными. Морфологический разбор имен числительных | Правильно склонять порядковые числительные в сочетании с существительными, которые к ним относятся, в частности для обозначения дат |
|
133-134 | Употребление числительных в речи. Произношение числительных | Урок объяснения нового материала | Правильное и уместное использование числитель-ных в речи | Правильно и уместно употреблять числительные в устной и письменной речи. Совершенствовать при этом умение пользоваться словарями |
|
135-136 | Контрольная работа №8 по морфологии и орфографии | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Проверяется умение устно и письменно употреб-лять числительные в речи |
|
Речь. Типы речи. Описание (продолжение; 2 часа) | |||||
137 | Описание состояния окружающей среды | Урок объяснения нового материала | Строение текста этого типа речи. Способы выраже-ния состояния. Способ связи предложений | Анализировать фрагменты текста со значением состояния окружающей среды. Стилистическая трансформация текста; создание этюдов, лириче-ских зарисовок |
|
138-139 | р/рСочинение по картине И.И. Левитана «Лесистый берег» | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Подбирать языковые средства, нужные для худо-жественного описания состояния природы; систе-матизировать рабочие материалы и использовать их в своем сочинении |
|
Местоимение (часа) | |||||
140-141 | Какие слова называются местоимениями | Урок объяснения нового материала | Местоимение как часть речи | Усвоить понятие местоименных слов, таких, которые: а) обозначают лицо (1,2,3-е) или б) ука-зывают на предмет, признак, число (указательно-заместительная функция), не называя их конк-ретно. Понимать, что местоимения как замести-тельные слова служат надежным и нейтральным, самым распространенным средством связи пред-ложений в тексте, однако их употребление при неосторожном обращении может вызывать смыс-ловую неточность, поэтому важно следить за со-отношением конкретного слова и его заменителя - местоимения |
|
142-143 | Разряды местоимений по значению | Урок объяснения нового материала | Восемь разрядов местоимений по значению | Пользуясь таблицей, соотносить местоимения со своей группой, уметь подбирать аналогичные при-меры |
|
144-145 | Личные местоимения | Урок объяснения нового материала | Личные местоимения и их характерные особеннос-ти. Местоимения 3-го лица в роли притяжательных с синтаксической ролью определений (чей?). Морфо-логический разбор местоимений | Усвоить морфологические особенности личных местоимений (их склонение, отсутствие форм чис-ла и рода у местоимений я, ты, мы, вы). Употреб-лять их в роли членов предложения. Формулиро-вать представление об использовании местоиме-ний 3-го лица как притяжательных с синтаксиче-ской ролью определений (чей?) |
|
146 | Возвратное местоимение себя | Урок объяснения нового материала | Возвратное местоимение себя, его морфологические особенности | Усвоить морфологические особенности местоиме-ния себя, правильно употребляя его в речи. Трени-роваться в составлении предложений с фразеоло-гизмами, включающими форму себя, собой и т.д. |
|
147-148 | Притяжательные местоимения | Урок объяснения нового материала | Притяжательные местоимения: значение, морфоло-гические признаки, синтаксическая роль | Различать личное - возвратное - притяжательное местоимения; понимать выражаемые ими значе-ния; верно квалифицировать эти местоимения как члены предложения |
|
149-150 | Указательные местоимения | Урок объяснения нового материала | Указательные местоимения: значение, морфологи-ческие признаки, синтаксическая роль | Осознавать значение местоимений и их функции в предложении и в роли связующих слов между предложениями в тексте |
|
151-152 | Определительные местоимения | Урок объяснения нового материала | Определительные местоимения: значение, морфоло-гические признаки, синтаксическая роль | Усвоить значение и речевое назначение этой не-большой, но частотной группы слов. Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своем составе указанную группу местоимений |
|
153-154 | Вопросительно-относительные местоимения | Урок объяснения нового материала | Вопросительно-относительные местоимения: зна-чение, морфологические признаки, синтаксическая роль | Усвоить, когда данные местоимения выступают в роли вопросительных, а когда - в роли относи-тельных; опознавать их в тексте и приводить свои примеры. Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своем составе эти местоимения |
|
155-156 | Отрицательные местоимения | Урок объяснения нового материала | Отрицательные местоимения: значение, морфологи-ческие признаки, синтаксическая роль. Правописа-ние местоимений этой группы | Опознавать и грамотно писать слова данной груп-пы, употреблять их и соответствующие фразео-логизмы в речи. Понимать, как образуются данные местоимения. Пользоваться орфографическим сло-варем |
|
157-158 | Неопределенные местоимения | Урок объяснения нового материала | Неопределенные местоимения: значение, морфо-логические признаки, синтаксическая роль. Правописание данной группы слов | Опознавать в тексте данные местоимения; пони-мать, как они образуются, и безошибочно их пи-сать. Пользоваться орфографическим словарем |
|
159-161 | Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений | Урок объяснения нового материала | Местоимения в устной и письменной речи | Знать и различать разряды местоимений в предло-жении и тексте. Знать, как сочетается Вы с глаго-лами, полными и краткими прилагательными; приобрести опыт употребления в речи этих конст-рукций. Использовать местоимения в речи в со-ответствии с закрепленными в языке этическими нормами. Правильно произносить употребитель-ные местоимения. Пользоваться орфоэпическими и орфографическим словарями |
|
162-163 | «Проверьте подготовку по орфографии и пунктуации» | Урок систематизации ЗУН | Итоговое повторение и обобщение материала по орфографии и пунктуации 6 класса | Проверять себя, пользуясь орфографическим сло-варем, справочниками по орфографии и пунктуа-ции |
|
164-165 | Диктант и анализ ошибок | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Проводится как итоговый диктант за год. В конт-рольную работу включаются основные орфограм-мы: орфограммы корня, приставок, н и нн в суф-фиксах прилагательных и причастий, правописа-ние местоимений, не с разными частями речи |
|
Речь. Текст (12 часов) | |||||
166-167 | Соединение разных типовых фрагментов в текстах | Урок систематизации ЗУН | Соединение разных типовых фрагментов в текстах о природе (повествование, рассуждение, описание места, предмета, состояния окружающей среды) | Сохранять в изложении типологическую структу-ру текста и наиболее выразительные языковые средства |
|
168-169 | р/рИзложение «Речкино имя». Анализ изложения | Урок контроля знаний | Определение уровня усвоения изученного материа-ла. Проверка и тематический контроль знаний, уме-ний, навыков | Проверяется умение сохранять при пересказе сложное типологическое строение текста, исполь-зовать изобразительные и выразительные языко-вые средства, встретившиеся в исходном тексте |
|
170 | Повторение и резервные уроки |
|
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы (авторы:М.М. Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/сост. Е.И.Харитонова. - М.: Дрофа, 2011).
Преподавание ведется по учебнику: Русский язык. 6 кл./ авт.-сост. М.М.Разумовская. - М.: Просвещение, 2012.
Программа по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской в основном отражает обязательный минимум, определенный стандартом основного общего образования, однако некоторые темы авторами программы и учебника рассматриваются более глубоко, в расширенном объеме, предоставляя материал повышенной трудности, не включенный в требования к уровню подготовки учащихся, но дающий возможность для работы с одаренными детьми (уровень возможностей).
В программу включено изучение таких разделов, как «Словообразование», «Причастие», «Деепричастие», «Имя числительное», «Местоимение». Большое место отводится изучению употребления разных частей речи и их произношения, что позволяет совершенствовать произносительные и речевые навыки учащихся, овладевать нормами современного русского литературного языка. Продолжается изучение раздела «Речь», где учащиеся знакомятся со стилями и типами речи и их признаками, учатся строить тексты разных стилей и типов.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Материал подается в двух аспектах: языковом и речеведческом - и распределяется на 170 часов в году, 5 часов в неделю, в соответствии с программой .Данная рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку (уровень обязательной подготовки).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Изучение русского языка в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
-
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-
Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; потребности в речевом самосовершенствовании;
-
Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в разных сферах и ситуациях общения; основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
-
Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
-
Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи:
-
сформировать навыки беглого, осмысленного выразительного чтения;
-
сформировать умение творчески использовать образцы в процессе создания устного и письменного высказывания;
-
развивать быстроту письма;
-
развивать навыки связной речи, умение видеть языковые особенности текстов публицистического стиля;
-
формировать прочные навыки грамотного письма;
-
научить пользоваться русским языком в жизни как основным средством межнационального общения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Раздел «Речь»
Чтение. Осмысленно и бегло читать тексты научного стиля, составлять план.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для научного стиля речи; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений. Воспроизведение текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и состояния природы. Пересказывать учебно-научные тексты, в том числе типа рассуждения-объяснения.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, состояния природы; составлять рассуждение на дискуссионную тему о поступках людей. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится; давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося; строить устное определение научного понятия.
Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы.
Раздел «Язык. Правописание»
по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;
по лексике: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
по словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3-5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;
по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи;
пользоваться разными видами лингвистических словарей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (6 класс)
О языке
Слово как основная единица языка.
Речь
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.
Текст:способы и средства связи предложений; нормативный повтор и повтор-недочет; сложный план.
Стилиречи:научный стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).
Типыречи:описание места, описание состояния природы, рассуждение-объяснение.
Композиционныеформы:аннотация, отзыв, структура научного определения понятая.
Основные требования к выборочному изложению.
Закрепление и углубление изученногов 5 классе
Грамматика
Морфология и синтаксис как разделы грамматики.
Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения. Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
Правописание
Орфография:употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не сглаголами, существительными, прилагательными.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.
Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (40 ч)
Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, ннвименах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы-и в корне после приставок.
Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.
Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
Причастие и деепричастие
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении.
Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.
Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Употребление причастий в текстах разных стилей.
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей.
Культура речи. Особенности произношения деепричастий в некоторых форм причастий. Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Числительные простые, сложные и составные; их правописание.
Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.
Нормы употребления числительных в устной речи.
Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.
Культура речи. Правильное употребление в речи числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными.
Местоимение
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.
Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении.
Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены.
Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ем») и т. д.