Методическая разработка урока по русскому языку на тему Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Ершова Саратовской области»


Методическая разработка урока по русскому языку. 8 класс

Тема. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Цель урока:

1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях;

2)научить различать двусоставные и односоставные предложения;

3)дать понятие об определенно-личных предложениях;

4) научить находить определенно-личные предложения;

5)показать роль и назначение определенно-личных предложений в тексте.

Оборудование: презентация «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения», ПК, мультимедийная установка, раздаточный материал.

Тип учебного занятия

Урок открытия новых знаний и первичного закрепления знаний учащихся

Дидактическая цель

Создать условия для осознания и осмысления понятия об односоставных предложениях и определенно-личных предложений.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Самоопределение к деятельности (оргмомент).

Включение в деловой ритм. Вступительное слово.

Мотивация класса к работе.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки.

3. Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся.

Ставят цели, уточняют тему урока.

4. Первичное усвоение материала.

Организует учащихся на усвоение материала.

Решают поставленные задачи.

5. Осознание и осмысление предложенной информации.

Организует учащихся на осмысление материала.

Строят логическую цепь рассуждений.

6.Первичное закрепление предложенной информации.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют упражнения, рассуждают, доказывают.

7.Самостоятельная работа.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа самопроверкой.

8.Информация о домашнем задании. Рефлексия.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Синтаксическая пятиминутка.

По нивам, по лугам, уставленным стогами, брожу в прохладной полутьме, и песнь сама слагается в уме.

- Объяснить орфограммы, пунктограммы, выполнить синтаксический разбор предложения.

- В чем же отличие односоставных предложений от двусоставных? (В односоставных предложениях только один главный член предложения).

3.Объяснение новой темы. Работа с презентацией.

Слайд №2

Односоставные предложения

Определенно-личные: Люблю зимний лес. (о/л)

Неопределенно-личные: В поселке строят новую школу. (н/л)

Безличные: Светает. Меня знобит. Мне холодно. Попить бы чаю! (б/л)

Назывные: Зима. Вот и снег. (н)

- Посмотрев на эти примеры, мы легко можем увидеть особенности строения односоставных предложений. Обратите внимание на виды односоставных предложений. Они бывают определенно-личными, неопределенно-личными, безличными и назывными.

Первые три вида называют глагольными, потому что у них один главный член предложения - сказуемое, а в назывном предложении один главный член - подлежащее. Посмотрим, как же отличаются эти предложения по смыслу. В первом предложении действующее лицо - сам говорящий, следовательно, лицо определенное, деятель мыслится как определенное лицо. В следующем предложении действие совершается ограниченным числом лиц, которые мыслятся неопределенно, поэтому и называются такие предложения неопределенно-личными. А в безличном предложении вообще нет указания на лицо, в них нет и не может быть деятеля. В назывных предложениях указывается на наличие предмета или явления. Попробуем вставить в глагольные предложения подходящие по смыслу подлежащие и посмотрим, что изменится.

(Слайд №3) (Устно во всех предложениях находим грамматические основы).

О/Л. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему. (В.Сухомлинский)

(Ты) найди себе идеал мужества и (ты) неотступно следуй ему.

Во-первых, получили по числу главных членов - двусоставное предложение, во-вторых, снизилось смысловое значение действия - сказуемого (внимание сосредоточено на деятеле).

(Слайд №4)

Н/Л. Целый букет принесут роз из оранжереи. (А.Ахматова)

Целый букет (садовники) принесут роз из оранжереи.

Деятель не назван, но мыслится как неопределенное лицо. Добавили подлежащее - исчезла неопределенность.

(Слайд №5)

Б/Л. Багряной метелью нам листвы на крыльцо намело. (С.А.Есенин)

При вас мне грустно. (А.С.Пушкин)

Взглянуть бы на письмо своими глазами! (Л.Андреев)

В эти предложения вообще невозможно вставить подлежащие. Действие и состояние не создаются деятелем, то есть деятель не мыслится.

(Слайд №6)

Н. Темнота. Мерцающие вдалеке огни.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник. (А.Ахматова)

В назывных предложениях один главный член - подлежащее, которое может распространяться только определениями (согласованными или несогласованными). В них утверждается наличие предмета или явления.

- В чем же главная особенность односоставных предложений? (Они понятны без второго главного члена.)

- Верно, краткость, способность привлечь внимание к наиболее важному в сообщении и создают особые свойства односоставных предложений, отличающие их от синонимичных двусоставных.

4.Работа с учебником. (Русский язык. Практика. 8 класс.)

- Открываем учебник на стр. 84 упр.192, читаем задание. Предлагается записать только простые предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена.

Рассвело. На небе нет ни облачка. Собирались в дорогу весело, дружно, без суеты. Мелколесье. Степь и дали.

- Нужен ли второй главный член для понимания смысла односоставных предложений?

- Найдите предложения, в которых указывается на наличие предмета или явления. Объясните выделенные орфограммы.

5.Работа с презентацией.

(Слайд №7)

Определенно-личные предложения

Читаю (-ем) много. - 1-е л., ед. и мн. ч., изъяв. накл.

Много читаешь (-ете)? - 2-е л., ед. и мн. ч., изъяв. накл.

Читай (-те) больше! - 2-е л., ед. и мн. ч., повел. накл.

- Переходим непосредственно к о/л предложениям. Как их выделить из группы односоставных?

- Определенно-личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Сказуемое в о/л предложении может быть выражено формами 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа изъявит. и повел. наклонения.

- А теперь давайте посмотрим упр. 195 и, опираясь на эту таблицу, докажем, что в нем даны о/л предложения.

Записываем предложения, а у доски учащиеся выполняют мини-морфологический разбор глаголов.

Люблю - изъяв. накл., наст. вр., 1 л., ед.ч.

Вставайте - повел. накл., 2 л., мн.ч.

Трудимся - изъяв. накл., наст вр., 1 л., мн. ч.

- Как мыслится в этих предложениях деятель? Можно ли вставить в о/л предложение подлежащее? Чем оно при этом может быть выражено? Объясните знаки препинания во втором предложении.

6.Работа с раздаточным материалом.

Надо сказать, что этот тип односоставных предложений ценят поэты: Люблю тебя, Петра творенье… (А.С.Пушкин), Всюду родимую Русь узнаю… (Н.А.Некрасов)… - используется в художественном стиле. Определенно-

личные предложения часто встречаются в публицистическом стиле в газетных заголовках, в рекламе. У вас на столах вырезки из газетных статей, найдите в них о/л предложения, запишите их в тетради. В научном стиле также используются о/л предложения.

7. Работа с учебником геометрии. (Шарыгин И.Ф. Геометрия. 7-9 класс.)

Задание. Откройте любую страницу учебника и найдите о/л предложения. Докажите. Скажите, почему при описании хода математического доказательства нецелесообразно включать в предложение подлежащее-местоимение? (В таких предложениях внимание сосредоточено на действии безотносительно к его производителю.)

8.Решение тестовых заданий. (мультимедийная установка,ПК)

Тесты прилагаются.

9.Рефлексия. Составление синквейна.

- первая строка - название темы (одно существительное);

- вторая - описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья - строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка - синоним, который повторяет суть темы.

Синквейн ученика:

Предложения

Односоставные, двусоставные

Отсутствует, усиливает, позволяет избежать

Определенно-личные предложения динамичны, лаконичны

Интересно!

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

10. Комментирование оценок. Домашнее задание.




Литература для учителя:

  1. Быкова Л.А. 555 упражнений по русскому языку. Москва. ООО «Издат-Школа», 1997.

  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. М., «Просвещение», 1986.

  3. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 8 класс. М., «Просвещение», 1999.

  4. Пичугова Ю.С. Русский язык. Практика. 8 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений. 6-е издание, стереотипное. М., «Дрофа», 2000.

  5. Шарыгин И.Ф. Геометрия. 7-9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 9- издание. М., «Дрофа», 2009.

  6. sch945.edusite.ru


© 2010-2022