- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проект урока по темеЧастица как часть речи
Проект урока по темеЧастица как часть речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Плотникова М.А. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Занятие третье
1.Тема занятия
Частица как часть речи (работа с текстом научно-учебного стиля)
2.Цель занятия
Осуществление диагностики читательской компетенции с текстом научно-учебного стиля
3.Задачи
1.Осуществление диагностики самостоятельной работы с текстом учебника.
2.Осуществление диагностики работы с информацией текста как источником знаний по теме.
3.Осуществление диагностики сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных задач, основанных на работе с текстом.
4.Обоснование и особенности используемых приемов/методов обучения, педагогических технологий
Решение коммуникативных задач осуществляется с использованием речевых средств и информационных технологий: учащиеся составляют текст 5 слайдов презентации по теме «Частица как часть речи», то есть интерпретируют информацию.
Приём «Найди ошибку в способе решения» говорит об умении планировать учебные действия: задание, связанное с продолжением способа, иллюстрирует это умение.
Смысловое чтение необходимо для диагностики умения делать выводы, оценивать и анализировать содержание: это и работа с текстом упражнения, рассказывающим историю слов «авось» и «небось», и задания, связанные с поиском явной информации текста.
5.Планируемые результаты
Учащиеся прочитают самостоятельно текст параграфа и приобретут знания о частице как части речи.
Учащиеся обретут способ нахождения частицы и узнают историю происхождения двух частиц «авось» и «небось».
Учащиеся смогут представить текст слайдов по теме «Частица как часть речи».
6.Перечень оборудования
Интерактивная доска.
7.Структура занятия
1.Диагностика умения отыскать явную информацию в тексте.
2.Диагностика овладения логическими действиями и умственными операциями (определить ложное высказывание).
3.Смысловое чтение (извлечение информации из текста).
4.Контроль и оценка учебных действий (продолжить алгоритм).
5.Выполнение учебных действий по алгоритму.
6.Составление текста слайдов по теме «Частица как часть речи».
.
8.Содержание этапов занятия
1.Организационный момент.
2. «Частица»- последняя тема изучения курса русского языка седьмого класса. Следовательно, можно предполагать, что вы можете самостоятельно прочитать материал параграфа и разобраться в его содержании. Таким образом, наша цель занятия - понять, как каждый из нас умеет читать, и проверить свои знания, полученные и добытые самостоятельно из текста учебника.
3.Цепочка заданий, предложенных вам, и будет способствовать решению поставленной цели.
3.1. Укажите номера рубрик, которых нет в тексте параграфа?
1. «Это интересно»
2. «Советы помощника».
3. «Школа чтения».
4. «Из истории языка».
Поверяем и оцениваем выполнение этого задания.
Правильное решение: №3 и №4-2 балла, одно верное решение -1 балл, ни одного - 0 баллов.
3.2. Соответствие полученного результата учебной задаче-
поиск явной информации, содержащейся в тексте.
Продолжить следующие фразы:
1.Многие частицы произошли от……
2.Частица «мол» возникла в результате …
3.Хотя частицы не имеют самостоятельных лексических значений, смысловая роль частиц в предложении …..
Проверяем и оцениваем правильность выполнения задания. Критерии оценивания: 3 балла, 2 балла, 1 балл, 0 баллов.
Верные «продолжения фразы»:
1.Многие частицы произошли от самостоятельных частей речи.
2.Частица «мол» возникла в результате сокращения глагола молвит.
3.Хотя частицы не имеют самостоятельных лексических значений, смысловая роль частиц в предложении может быть значительной.
3.3. Овладение логическими действиями и умственными операциями. Назовите номер ложного утверждения:
1.Частица- это служебная часть речи, которая придаёт разнообразные дополнительные оттенки словам и предложениям или служит для образования форм.
2.Частица-это служебная часть речи, которая не изменяется, но является самостоятельным членом предложения.
3.Частица-это служебная часть речи, которая не изменяется и не является самостоятельным членом предложения.
Проверка и оценивание правильности выполнения задания:
№2-1 балл, другой вариант-0 баллов.
3.4.Смысловое чтение текста. Ответьте на вопросы по тексту упражнения 338.
1.Как образовано слово «авось»?
2.Какой гласный был потерян в потоке разговорной речи?
3.Что обозначало слово «авось» в 17 веке?
4.С каким словом сходится в одной поговорке?
5.Почему «всякий раз мы говорим: «Авось обойдётся…»
Каждый правильный ответ -1 балл, максимальное количество -5 баллов.
3.5.Планирование, контроль и оценка учебных действий.
Продолжите способ нахождения частицы, в котором есть только первый пункт.
1. Выделите в предложении служебные слова.
2.
3.
Проверка и оценивание задания.
1.Выделить в предложении служебные слова.
2.Найти среди них те, которые не относятся ни к союзам, ни к предлогам.
3.Попробовать опустить частицу в предложении, не нарушив его структуры.
2 балла, 1 балл, 0 баллов.
4.Решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий.
Составьте текст пяти слайдов по теме «Частица как часть речи» (работа в группе).
5.Защита текстов слайдов каждой группой.
9.Домашнее задание
Приготовить презентацию по теме «Частица как часть речи».
10. Список информационных ресурсов.
1.Учебник «Русский язык».7 класс.2012 .
2. С.И.Закир -Бек, И.В. Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке»,Москва, «Просвещение»,2011.