• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Конспект урока по русскому языку на тему Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Конспект урока по русскому языку на тему Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТУМСКАЯ СОШ № 46 КЛЕПИКОВСКИЙ РАЙОН

РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Урок русского языка в 7 классе

на тему « Правописание - НН- и -Н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов»

.

Учитель - Макарова Наталья Владимировна





2015-2016 г

УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ « ПРИЧАСТИЕ».

Тема: Правописание - НН - и -Н- в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Цель: отработка умения отличать причастия и прилагательные, образованные от глаголов; формирование навыка написания - Н - и - НН - в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Задачи:

1.Образовательная: формирование практических умений использовать полученные знания по теме "Причастие" (умение находить причастия, образовывать причастия и прилагательные от глаголов, образовывать разные формы причастий, решать тестовые задания); закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, пополнение словарного запаса школьников.

2.Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.

3.Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, целеустремлённости, самоконтроля, воспитывать уважительное отношение к мнению других, собранность, чёткость действий в процессе работы.

Тип урока: урок - введение нового материала

4.Формы работы учащихся: парная, фронтальная, индивидуальная

5.Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Оборудование: экран, компьютер, презентация, индивидуальные карточки, учебник, толковый словарь

Структура урока:

I. Орг.момент.
ІІ. Проверка домашнего задания.
ІІІ. Сообщение темы и целей урока.
ІV. Активизация пройденного материала.
V. Обобщение теоретического материала.
VІ. Тренировочные упражнения на умение различать причастия и отглагольные прилагательные.
VІІ. Контроль полученных знаний.
VIІІ. Домашнее задание.

1.Орг.момент.

Учитель: Доброе утро. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Сегодня у нас необычный урок, поэтому я предлагаю начать его словами Е.Евтушенко:

Людей не интересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Учитель: Я произношу эти слова и представляю каждого из вас интересного и неповторимого. Именно такими хочу видеть на каждом уроке, и сегодня не должно стать исключением.

Учитель:

-Ребята, о какой части речи В.И.Даль сказал: « Это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного» ( причастие).

Первый этап урока - проверка домашнего задания.

- Что вы узнали о причастии?

1. Игра. «Я знаю, что…». Реплика начинается со слов «Я знаю, что…(например, причастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак по действию).

( Я знаю, что называется причастием, что часть речи соединяет признаки глагола и имени прилагательного, что такое причастный оборот, условия его обособления, знаю, как образуются действительные и страдательные причастия, знаю, от чего зависит правописание суффиксов причастий, знаю, как различить полную и краткую форму причастия).

Следующий этап урока - проверка практических знаний о причастии.

1. Задание. Найдите, запишите и определите тип причастия (действительное или страдательное) в четверостишиях из произведений С.А.Есенина:

1)С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

2) В затихшем озере с осокой

Бодаются его рога, -

И кажется, с тропы далекой -

Вода качает берега.

3) «За темной прядью перелесиц…»

О край дождей и непогоды,

Кочующая тишина,

Ковригой хлебною над сводом

Надломлена твоя луна.

3.Объяснение нового материала.

Учитель:

-Ребята, скажите, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по Стране Причастий. Давайте послушаем и посмотрим занимательную историю.

Лингвистическая сказка.

Автор: Жило-было в стране Глаголия Причастие.

Страдательное Причастие:

-Я Страдательное Причастие, обозначаю признак, который возник у предмета под действием другого предмета. По своему происхождению мне всегда приходится отвечать на вопросы.

Автор:

- Вроде бы все у него было: приставки входили в основу слова, а если не было приставок, то уж зависимые слова в подчинении были всегда, да и удвоенная Н в суффиксе придавала вес. Казалось, живи и радуйся. Да скучно стало Страдательному Причастию в Глаголии жить, решило отправиться в путешествие.

Страдательное Причастие:

-Сначала меня долгое время считали глаголом, так как я имею вид, время, но потом выяснилось, что я прилагательное, потому что изменяюсь по родам, числам и падежам. Так кто же я на самом деле: Глагол, Прилагательное или Отглагольное Прилагательное?

Автор:

-Тут вспомнило Страдательное Причастие:

- Одним из моих родителей является Имя Прилагательное, и я хочу вернуться на свою историческую родину. А чтобы доказать свое родство, предоставлю свой паспорт, удостоверяющий личность. Ребята, помогите мне составить такой документ.

Задание. Составить паспорт.

Имя __________________________________________________

Родители______________________________________________

Постоянные признаки _____________________________________

_________________________________________________________

Непостоянные признаки____________________________________

Роль в предложении________________________________________

Документ составлен (подпись)

Автор:

-Обратилось Страдательное причастие к Прилагательным принять их, а они ей отвечают:

-Нет, не можем Вас принять. Хоть мы и родственники, но дальние, исторические. Вы вот, например, обозначаете непостоянный признак, а мы постоянный. У вас две буквы Н в суффиксе пишутся, а у нас- то две, то одна»

Автор:

-Взмолилось Страдательное Причастие:

Страдательное Причастие:

-Возьмите, пожалуйста, в Прилагательные. Хоть что за это отдам!

Автор:

-Задумалось Прилагательное и отвечает:

-Ну, раз от всего готово отказаться, то слушай наше условие: откажись от приставок в основе, от зависимых слов и одной буквы Н в суффиксе. Только на этих условиях мы примем тебя в Прилагательные.

Автор: Подумало- подумало Страдательное Причастие и решило:

- Брошу все свое богатство и переберусь в Прилагательные.

Автор:

-Но потому, как основа у них осталась глагольная, то и называть их стали Отглагольными Прилагательными.

Живут среди сородичей имен Прилагательных, радуются, но всегда помнят, что если только в основе слова появится приставка или зависимое слово встанет рядом, то выгонят Отглагольное Прилагательное назад в Причастие и вернут еще одну букву -Н- в суффикс. Так что положение у Отглагольных Прилагательных неустойчивое. Все время нужно держать ухо востро!

Учитель:

-Спасибо вам, ребята.

- О какой же тайне в правописании суффиксов имен прилагательных и причастий вы узнали? Как вы думаете, какой части речи посвящен наш урок? Почему вы так решили. Запись темы урока «Правописание -Н- ,-НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

-Давайте обратимся к правилу-помощнику.

Выходит ПРАВИЛО - ПОМОЩНИК и говорит:

Пиши - НН-:

1. Если есть приставка, кроме - НЕ- - 2. Если причастие образовано от глагола совершенного вида (что сделать?) 3. Если у причастия есть зависимые слова. 4.Если слово оканчивается на -ованный-(-ёванный-).

Пиши - Н -:

1. Если нет приставки 2. Если нет зависимых слов. 3. Если слово образовано от глагола несовершенного вида.

Составление алгоритма. Давайте рассмотрим ступени алгоритма.

-Какой вывод мы из этого сделали?

4.Следующий этап работы. Закрепление изученной темы.

Задание. Образуйте от причастий отглагольные прилагательные:

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, поглаженное белье, вырванный лист, жаренная в масле картошка, груженная углем баржа.

Задание. Образуйте от глагольного прилагательного страдательные причастия.

Моченые яблоки, соленая рыба, раненая птица, кошеная трава, рваные башмаки, мороженое мясо.

- Молодцы, вы отлично справились с практической работой.

-У отглагольных прилагательных есть еще одна тайна-это слова - исключения. Вам, ребята, необходимо запомнить их и записать в словарь.

НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ, ЖЕЛАННЫЙ, ЖЕМАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, ЧВАННЫЙ .
-Ребята, давайте обратимся к толковому словарю, о чем нам рассказывают слова -исключения.

Задание. Составить одно предложение со словом исключением и записать в тетрадь.

Практическая работа.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Провести взаимопроверку. Составьте предложение с прилагательным званый.

Зва.н.ые гости, покраше.нный пол, краше.н.ые стены, белен..ая ограда, побеле..нные деревья, мороже.н.ая дичь, сушё..ные яблоки, пече.н.ый картофель, запечё..нная рыба, зажаре.нн.ая в сметане рыба, жаре.н.ые грибы, соле..ный сыр, засоле..нные грузди, кале..ные орехи, пута..ный ответ, запута..нные верёвки.

2. Работа с учебником (упр.119)

Прочитайте словосочетания. Распределите их в две колонки.

По какому принципу вы их разделите?

Какие словосочетания вы записали в первую колонку?

Какие словосочетания - во вторую?

Перед вами лежат листочки с предложениями.. Вставьте -Н - или -НН - .

Учащиеся на местах выполняют упражнение, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну -Н- и две- НН- в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.

Сделаем вывод:

- Как отличить отглагольные прилагательные от причастий?

Но поскольку полные страдательные причастия иногда очень похожи на прилагательные, чтобы избежать ошибок, полезно помнить четыре условия, при которых пишется две буквы Н:

1) причастие имеет приставку ( кроме- НЕ-), например, ВЫСУШЕННЫЕ ГРИБЫ;

2) причастие образовалось от глагола совершенного вида, например, РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА - от глагола РЕШИТЬ (что сделать? сов.вид);

3) причастие имеет зависимые слова, например, ВЫСУШЕННЫЕ (где?) В ПЕЧКЕ ГРИБЫ;

4) Причастие образовано от глагола с помощью суффиксов - ОВА- или -ЕВА-, например, ВЗВОЛН-ОВА-ННОЕ ЛИЦО.

Если слово не имеет ни одного из этих признаков, то оно пишется с одним Н.

Работа с текстом.

Посмотрите на экран. Сегодня на уроке мы познакомимся с репродукцией картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».

Иван Иванович Шишкин - известный пейзажист, изобразивший в своих картинах красоту природы. Гениального художника, рисовавшего преимущественно сосновые, дубовые, самые мощные и самые высокие леса, современники называли богатырем русского леса.

Творчество художника, глубоко и преданно любившего русскую природу, было связано с любовью к лесу. Замечательные пейзажи, запечатлевшие виды елабужских окрестностей, продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.

- Ребята, а сейчас внимательно рассмотрите репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору» и напишите мини-сочинение, используя в качестве изобразительных средств языка страдательные причастия и отглагольные прилагательные.

Чтение учащимися сочинений.

Учитель: Вот и подходит наше путешествие к концу.

-Понравилось оно вам? Давайте дадим обещание не забывать эти замечательные слова - Причастия и грамотно использовать их. А они помогут нам украсить нашу речь.

V Подведем итоги:

Что узнали нового?

Чему научились?

Запишите домашнее задание.

Рефлексия.

В конце нашего путешествия мне хотелось бы узнать, что вы открыли для себя нового, чему научились, чем можете похвалиться ?

Домашнее задание.



© 2010-2022