Коучинг на тему Оценивание в учебном процессе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План коучинга

Дата проведения

27.01.2015 г.

Тема занятия:

Оценивание в учебном процессе

Ссылка:

  1. Руководство для учителя I (продвинутый) уровень стр.124-128.

Глоссарий (Руководство для учителя I (продвинутый) уровень стр.81-82)

Раздаточный материал.

Видео: «Утренняя Мантра», «Самарский ералаш», «Пингвины из Мадагаскара».

Общие цели:

Создать условия для знакомства с понятиями «оценивание обучения» (суммативное оценивание) и «оценивание для обучения» (формативное оценивание), критериальное оценивание, показать важность этих видов оценивания в учебном процессе.

Результаты обучения:

1. Учителя будут знать, что такое «критериальное оценивание», «формативное

оценивание», «суммативное оценивание», понимать их задачи и отличительные

особенности, смогут различать способы оценивания, составлять общие критерии

к оцениванию письменных работ.

2. Будут понимать, что подходы в оценивании надо менять в соответствии

с мировыми тенденциями.

3. Будут развивать мыслительные, коммуникативные навыки, умение работать в группах, применяя различные типы бесед и творчески перерабатывая информацию.

Ключевые идеи:

  1. Оценивание обучения - суммативное оценивание.

  2. Оценивание для обучения - формативное оценивание.

3. Критериальное оценивание.


Ход занятий

Этапы проведения занятия

Время

90 мин

Действия коуча

Действия участников


Введение

Создание коллаборативной среды

3 мин


1.Приветствие участников семинара.

2. Позитивный настрой «Утренняя Мантра».

3. Деление на группы по цвету стикера.

Участники коучинга садятся по группам по цвету стикера.

Целеполагание (Выход на тему)

5 мин

Видео «Самарский ералаш».

Смотрят видео.

2 мин

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем коучинге?

Обсуждают в группе и приходят

к тому, что будут говорить об оценивании.

- Итак, начнём со слов Майкла Барбера:

«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников». Тема коучинга «Оценивание в учебном процессе».

Работа

в группах

3 мин

Мозговой штурм.

Подумайте и ответьте на вопросы:

- Что такое оценивание?

Участники активно обсуждают

в группах.

Выступление групп

2 мин

Выступление 1 группы

Участники выдвигают свои версии.

2 мин

Выступление 2 группы

Участники выдвигают свои версии.

2 мин

Выступление 3 группы

Участники выдвигают свои версии.

Изучение теоретического материала

20 мин

Каждой группе раздаётся раздаточный материал (Приложения 1, 2,3), нужно изучить индивидуально, затем проработать в группах. Результаты показать на постерах.

Читают, обсуждают, выносят теоретический материал на постерах.

Выступление групп

3 мин

Выступление 1 группы

Участники рассказывают

о суммативном оценивании.

3 мин

Выступление 2 группы

Участники рассказывают

о формативном оценивании.

3 мин

Выступление 3 группы

Участники рассказывают

о критериальном оценивании.

Разминка

5 мин

Ставится видеоклип «Пингвины из Мадагаскара».

Участники повторяют движения.

Работа

в группах

10 мин

- Назовите символ 2015 года.

- Нарисуйте овцу на листе формата А3. Оцените

свой рисунок. Проведите взаимооценку рисунков

в группах. Обоснуйте поставленную оценку.

Вопросы:

- Какие виды оценивания были применены?

- Легко ли было оценивать? Почему?

- Овца (коза).

Участники рисуют овцу на листе формата А3, обмениваются листами и проводят самооценку и взаимооценку рисунков в группе.

Отвечают на вопросы.

Коуч подводит участников коучинга к выводу о том, что трудно оценить работу, не зная критериев оценки.



- Оцените рисунок по данному рубрикатору:

Наполненность листа

Полный лист -

3 балла

Заполнен на половину -

2 балла

Заполнен на треть листа - 1 балл

Цветовая гамма

Более 4 цветов - 3 балла

2-3 цвета-

2 балла

1 цвет -

1 балл

Количество частей тела

Более 5 частей -

3 балла

3-4 части - 2 балла

1-2 части- 1 балл

- Насколько отличались оценки и почему?

- Какую оценку вам было легче всего поставить и

почему?

- Какой из оценок вы остались довольны и почему?

Участники оценивают рисунки по

данному рубрикатору.





Участники отвечают на вопросы,

приходят к выводу: легко оценить работу, если даны критерии оценивания.

Практическое задание

15 мин

- Составьте общие критерии к оцениванию

письменных работ:

1 группа - диктант

2 группа - сочинение

3 группа - изложение

Выполняют работы на флипчартах, защищают.

Участники составляют критерии письменных работ, обсуждают в группах и по ходу обсуждений вносят коррективы.

Выступление групп

2 мин

Выступление 1 группы.

Участники зачитывают составлен-

ные критерии к оцениванию

письменных работ.

2 мин

Выступление 2 группы.

2 мин

Выступление 3 группы.

Рефлексия

4 мин

«Две звезды и пожелание» в устной форме.

Выступают спикеры от группы.

2 мин

«Лесенка успеха».

Участники выставляют смайлики на «лесенку успеха».

ЛЕСЕНКА УСПЕХА



Коучинг на тему Оценивание в учебном процессе

«Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе было временами непросто, не все получалось, то рисуй спокойное лицо.

Если тебе было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

Коучинг на тему Оценивание в учебном процессе

Приложение 1

Современное понимание

Различия между формативными и суммативными (суммирующими) целями в обучении установлены с 1960-х годов, хотя значения каждого из них недостаточно четко определены до сегодняшнего времени. Обе формы оценивания актуальны и необходимы в современной системе образования. Так, оценивание обучения необходимо для выставления отметок и составления отчетности, а оценивание для обучения является неотъемлемой частью преподавания в целях содействия обучению учеников. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, сертификации, а также, для регистрации динамики продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным и называется оцениванием обучения. В случае, если суммативное оценивание используется для принятия решений, которые могут повлиять на статус или будущее ученика, учителя или школы в целом (то есть, имеют решающее значение), необходимо обеспечение надежности процедуры измерения, что возможно при использовании специально разработанных тестов, реализующих контроль над объемом и содержанием информации, условиями ее формирования. Оценивание, направленное на определение возможностей повышения качества обучения, методов и подходов в реализации этих возможностей, является формативным, иначе - оцениванием для обучения (ОдО).

Суть оценивания

Неслучайно категория «оценивание» в буквальном переводе с латинского языка означает «сидеть рядом», отражая характерный признак ситуации оценивания: один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предположение касается всего спектра форм оценивания: от официального тестирования и различных экзаменаций до неформального оценивания, проводимого учителями в классах неоднократно, каждый день.

При этом, форма, которую принимает процедура оценивания, может быть различной: одна форма тестирования проводится с карандашом в руках и бумагой, в то время как другие формы основываются на постановке вопросов в процессе повседневного общения в классе. Вместе с тем, все виды оценивания имеют одинаковые общие характеристики и предполагают:

• наблюдение;

• интерпретацию полученных данных;

• заключение, которое может быть использовано для прогнозирования дальнейших действий.

Наблюдение

Для осуществления оценивания, необходимо установить: что знают и умеют делать ученики и с какими сложностями они сталкиваются в процессе обучения. Наблюдая за повседневной деятельностью в классе, слушая общение учеников, наблюдая за ними в процессе выполнения заданий, либо проверяя выполнение ими классной или домашней работы, можно получить необходимую информацию. Хотя, в отдельных случаях, возможно, понадобится использование специально продуманного способа получения требуемой информации. Так, письменное задание или тесты способны реализовывать вышеуказанные цели, но не менее эффективным может оказаться удачно сформулированный устный вопрос. Ответы учеников на вопросы подлежат интерпретации. Иными словами, оценивающее лицо должно определить значение полученных данных.

Интерпретация

Интерпретация осуществляется в интересующем учителя аспекте, например: уровень развития особых навыков, наличие собственной точки зрения или степень владения отдельными знаниями. Подобные параметры зачастую называют критериями, которые, в свою очередь, могут выступать в качестве цели или задач обучения. Как правило, наблюдение, являясь частью оценивания, осуществляется по заранее сформулированным критериям, но иногда учителя наблюдают за незапланированным взаимодействием или результатами и применяют критерии ретроспективно. Интерпретация позволяет охарактеризовать или предпринять попытку объяснить поведение наблюдаемого субъекта; кроме того, интерпретация может выступать в качестве логического вывода в результате наблюдения за поведением (к примеру, то, что говорит ребенок, является результатом его мышления и т. д.). В этой связи интерпретацию иногда называют логическим выводом.

Заключение

На основе интерпретации данных формулируется заключение, предполагающее некий результат оценивания. В данном случае, процесс оценивания представлен не однозначно, поскольку является зависимым от различных целей обучения.

Оценивание обучения или суммативное оценивание

Целью оценивания обучения, в отличие от оценивания для обучения, является суммирование всего объема материала, изученного учеником на конкретный момент. По существу, оно не характеризует значимость изученного учеником для его дальнейшего обучения, хотя итоговое тестирование, имеющее для ученика существенное значение, может оказать и негативное влияние на процесс обучения (Assessment Reform Group, 2002b). При оценивании обучения заключение делается после согласования достижений ученика с установленными нормами или уровнями, достигнутыми группой учеников, к примеру, одного возраста. Такие заключения могут быть выражены в формулировках «соответствует/не соответствует» стандарту или утвержденной шкале баллов, уровней.







Приложение 2

Оценивание для обучения или формативное оценивание

При оценивании для обучения (далее - ОдО) наблюдение, интерпретация и критерии оценивания могут быть сходными с процессом оценивания обучения, но характер заключения и принимаемых решений являются иными. По существу, ОдО концентрирует внимание на полученных данных о том, на каком этапе в процессе обучения находятся ученики, в частности, характер и причины их сильных и слабых сторон. Таким образом, заключение ОдО сконцентрировано на том, что могут предпринять ученики, чтобы развиваться дальше.

Группа Реформы Оценивания (2002а) предлагает следующее определение оценивания для обучения:

Оценивание для обучения - это процесс выявления и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся учащиеся в процессе своего обучения, и направления, в котором следует развиваться, а также, для установления оптимальных путей достижения необходимого уровня.

В данном определении внимание акцентируется на использовании результатов оценивания учениками. При этом обращается внимание на то, что учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в оценивание своих одноклассников и в процесс самооценивания и даже, когда учителя активно проводят оценивание, участие в нем учеников является не менее активным. Лишь те, кто активно учатся, способны научиться способам усовершенствования своего обучения, а именно, посредством активизации обратной связи учеников, может повыситься их уровень понимания, мотивации и потребности к действиям.

Данное заключение чрезвычайно значимо и актуально для практики преподавания и обучения.

128

Формативное использование суммативных данных

Результаты и показатели уровней достижения зачастую именуются «данными». Полученные суммативные данные способствуют идентификации работ и акцентированию особого внимания учителей к группам, работающим выше или ниже ожидаемого уровня. Международные исследования, такие как Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), организованная ОЭСР, направлены на сбор данных об уровне

знаний и умений, приобретенных учениками по окончании курса обязательного образования и необходимых для полноценного их участия в жизни общества. Тем не менее, необходимо знать порядок сбора таких данных и анализа сформулированных на их основе выводов.

Школы аналогично собирают данные для установления причин и планирования дальнейших действий. Таким же образом суммативное оценивание отдельного ученика используется для определения уровня достижений и последующего, перспективного уровня, задаваемого в качестве цели для его дальнейшего развития. Однако, если обеспечение поддержки учеников на дальнейших этапах является ключевым аспектом, то обоснования и критерии, выдвигаемые для определения баллов и уровней, должны быть изучены особенно тщательно. Важно то, что

качественная информация относительно основных аспектов выполненного задания может быть использована для обратной связи с учениками. К примеру, формальное констатирование ученику достигнутого им определенного уровня не поможет ему определить его дальнейшие действия для достижения наилучшего результата. В то время, как совместный с учеником анализ причин, обусловивших данный результат, объяснение критериев оценивания позволят ученику понять свои дальнейшие действия для улучшения этого результата. В данном контексте суммативное оценивание (в цифровом выражении) не является определяющим, и учитель возвращается к данным (наблюдения и интерпретации), на которых оно и основано. Затем, учитель осуществляет формативное оценивание (в устной форме), отражая способы определения актуального уровня обучения ученика, уровня, которого ему необходимо достичь и оптимальные для этого методы.

Посредством изменения характера суммативного оценивания возможна трансформация его в формативное оценивание. Однако, ввиду того, что оно не было изначально запланировано для извлечения данных, непосредственно вносящих вклад в обучение, оно может быть менее подходящим для данной цели по сравнению с оцениванием, предварительно запланированным с учетом особенностей ОдО. Внешнее тестирование является еще более проблематичным, нежели суммативное оценивание, поскольку учителя редко имеют доступ ко всем материалам, на основе которых установлена шкала баллов и уровней, не смотря на то, что учитель может использовать метод анализа типичных ошибок.











Приложение 3

Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Крите́рий - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии описываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) даётся чёткое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору - это определение степени приближения ученика к данной цели.

Дескриптор / Дескриптор / Standard - характеристика, описывающая уровень или качество выполненной учащимся работы по заданию.


Критериальное оценивание позволяет:

Учителям:

  1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов.

  2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности.

  3. Улучшить качество преподавания.

  4. Улучшить качество обучения.

  5. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей.

  6. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания.

  7. Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Учащимся:

  1. Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания.

  2. Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха.

  3. Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников.

  4. Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям:

  1. Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка.

  2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка.

  3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

  4. Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы.

  5. Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.



ГЛОССАРИЙ


Оценивание /Бағалау/ Assessment - систематический и критический анализ процесса и результатов обучения, ведущего к последующему вынесению суждений, решений и/или рекомендаций относительно текущего и последующего процесса обучения.

Оценивание Критериальное /Критериалды бағалау/ Criteria assessment - процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса

(учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т. д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования. Существует два вида критериального оценивания - формативное и суммативное.

Оценивание Формативное (оценивание для обучения) /Қалыптастырушы бағалау (оқыту үшін бағалау)/ Assessment for learning - текущее оценивание обучения, которое обеспечивает учителей, учащихся и других участников

педагогического процесса информацией, необходимой для совершенствования обучения. Формативное оценивание осуществляется в процессе повседневной работы в классе, является показателем текущей успеваемости учащихся,

обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс.

Оценивание Суммативное (оценивание обучения) /Жиынтық бағалау (оқуды бағалау) / Summative assessment (assessment of learning) - оценивание, целью которого является подведение итогов обучения для классификации, сертификации или регистрации результатов. Суммативное оценивание осуществляется по завершении циклов и ступеней обучения, является показателем уровня подготовки учащегося за определенный период, реализуется на основе единых критериев оценивания.







Наполненность

листа

Полный лист -

3 балла

Заполнен на половину - 2 балла

Заполнен на треть листа- 1 балл

Цветовая

гамма

более 4 цветов -

балла

2-3 цвета - 2 балла

1 цвет - 1 балл

Количество

частей тела

более 5 частей -

3 балла

3-4 части - 2 балла

1-2 части - 1 балл

Наполненность

листа

Полный лист -

3 балла

Заполнен на половину - 2 балла

Заполнен на треть листа- 1 балл

Цветовая

гамма

более 4 цветов -

балла

2-3 цвета - 2 балла

1 цвет - 1 балл

Количество

частей тела

более 5 частей -

3 балла

3-4 части - 2 балла

1-2 части - 1 балл

Наполненность

листа

Полный лист -

3 балла

Заполнен на половину - 2 балла

Заполнен на треть листа- 1 балл

Цветовая

гамма

более 4 цветов -

балла

2-3 цвета - 2 балла

1 цвет - 1 балл

Количество

частей тела

более 5 частей -

3 балла

3-4 части - 2 балла

1-2 части - 1 балл

Наполненность

листа

Полный лист -

3 балла

Заполнен на половину - 2 балла

Заполнен на треть листа- 1 балл

Цветовая

гамма

более 4 цветов -

балла

2-3 цвета - 2 балла

1 цвет - 1 балл

Количество

частей тела

более 5 частей -

3 балла

3-4 части - 2 балла

1-2 части - 1 балл



© 2010-2022