От школы воспроизведения к школе понимания и школе мышления

Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников.            В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности как элемента «мир-человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно участвуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТ «ШКОЛЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ»

К «ШКОЛЕ ПОНИМАНИЯ» И «ШКОЛЕ МЫШЛЕНИЯ»


Л.А.Иванова, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Чёрный Яр»

Астраханской области


Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности как элемента «мир-человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно участвуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация личности. Главный фактор развития - учебная деятельность, При этом становление учебной деятельности является становлением духовного развития личности.

По мнению Асмолова А.Г., «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и личности в целом. Вот что означает системно-деятельный подход в образовании!». Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которое строится по формуле: от действия к мысли. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт условия самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться».

Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и предполагает:

- мотивацию учебной деятельности;

- актуализацию знаний;

- проблемное объяснение нового знания;

- первичное закрепление во внешней речи;

- самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);

- включение нового знания в систему знаний и повторение;

- рефлексию.

По этой структуре стараюсь строить свои уроки. Реализация деятельностного подхода на занятии заставляет меня пересмотреть свою работу, перестроить свою работу, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определённой последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики становятся главными «действующими героями» на уроке. Учителю отводится роль фасилитатора - того, кто создаёт благоприятные условия, среду, оптимальную для решения образовательных задач на основе сотрудничества учителя с учениками, принятия и поддержки ученика, веры в их способности, уважения и доверия.

Важно продумать начало урока, подобрать такие слова, цитаты из текста произведений, чтобы проблемы урока стали лично значимы для обучаемого. Так урок русского языка по теме «Морфемика» начинается чтением стихотворения Чеснокова:

Друзья! Моя задача такова -

Открыть вам, как построены слова.

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.

Такой стихотворный текст является иллюстрацией к изучаемому материалу и создаёт положительную мотивацию.

Мотивацию учения можно рассматривать как предпосылку, условие и как результат учебной деятельности.

Известно, для того, чтобы научиться чему-либо, ученик должен захотеть этого и дать себе собственную установку - поставить цель. Конечно, пятиклассникам сделать это трудно. Даю подсказки. Так при изучении темы: «Корень слова» (тема записана) учащимся предлагается сформулировать цели урока, используя незаконченные предложения:

- Я хочу узнать… новое о корне слова.

- Мне надо учиться… находить корень слова и однокоренные слова по их лексическому значению.

- Я хочу развивать… орфографическую зоркость.

Использую и такой способ мотивации: определить тему занятия на основе высказывания. На одном из уроков литературы в 5 классе по сказке «Снежная королева» записываю цитаты: «Те добрые деянья хороши, что рождены движением души» (Мирза - Шафи), «Самопожертвование - это посвящение себя служению другим, независимо от того, какие страдания может доставить такое служение» (А. Тойнби).

Прошу определить тему урока. Общими усилиями формируем тему - «Готовность к самопожертвованию ради ближнего - моральный долг каждого человека».

Или рассыпаю слова, из которых учащиеся составляют законченную фразу. Она станет темой урока. Так при знакомстве с пословицами на уроке литературы в 5 классе на доске записываю слова: отражение, житейской, пословицы, мудрости, как, опыта, воплощение, народного. «Собирая» слова, ученики определяют тему занятия - «Пословицы как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта».

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. А.М.Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта». На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знания не в готовом виде, а «добывает его в процессе своего труда».

Фрагмент урока «Правописание гласных в корне - кас //- кос». На доске записаны слова в два столбика:

касается коснётся

прикасался прикоснуться

прикасаться прикоснуться


Посмотрите внимательно на эти слова. Все ли они являются однокоренными? Да, верно. Это однокоренные слова с корнем - кас //- кос. Почему в одном случае пишется о, а в другом - а?

Может быть, написание этих букв зависит от того, к какой части речи они принадлежат? Проверяем. Мы видим, что от принадлежности слова к той или иной части речи написание о и а не зависит. Записанные слова являются глаголами.

Может, написание зависит от времени глагола? Сравним: прикасался - прикоснулся. Оба глагола в прошедшем времени.

Может, это зависит от ударения, как, например, в корне - гар// гор? Но корень безударный, и пишется то о, то а. А в чём же тогда причина?

Давайте обратимся к морфемному составу: может быть, здесь кроется тайна правильного написания слов? Чем же отличается состав этих слов? Правильно, наличием и отсутствием суффикса а. Что вы заметили? В тех словах, где есть суффикс а, в корне пишется а, если нет - то о.

Таким образом, мы с вами объяснили правописание а и о в корне - кас //- кос. Сделаем вывод: в корне кас //- кос в безударном положении пишется а, если после корня есть суффикс а, и буква о, если суффикса а нет.

Данный пример урока русского языка демонстрирует отсутствие сообщения педагогом готовых знаний, наличие вопросов и предложений, которые отвергаются, обосновываются в ходе обсуждения. При этом цель учителя - организовать работу учащихся по нахождению способов решения возникшей проблемы, выраженной с помощью проблемного вопроса «От чего зависит написание гласных а и о в корне кас //- кос?».

Можно выделить следующие этапы поисковой деятельности:

- возникновение ситуации: (Почему в одном столбике записаны слова с гласной а в корне, а в другом - с о?) и постановка проблемы (От чего зависит написание гласных в корне кас //- кос?);

- выдвижение предложений и обоснование гипотезы;

- доказательство гипотезы;

- проверка правильного решения проблемы.

Таким образом, использование проблемного слова на уроке, где «ученики плодотворно мыслят», «сами доходят до истины и получают удовлетворение от работы», «даёт положительные и высокие результаты», «способствует прочному усвоению знаний», «создаёт особую творческую обстановку».

Творческая обстановка на уроке создаётся при составлении учащимися синквейна. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных систем - информационной, деятельной и личностно ориентированного. Умение учащихся составлять синквейн на разных этапах урока (актуализация, целеполагание, осуществление контроля, рефлексия), является показателем того, что они знают содержание учебного материала темы, умеют применять полученные знания для решения новой для них задачи. Кроме того, синквейн (в этом я убеждена) - это средство творческого самовыражения, которое позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Синквейн составляют ученики, как на уроках литературы, так и русского языка.

На уроке внеклассного чтения в шестом классе «Поэзия мужества» составлен синквейн, где учащиеся выразили своё понимание ключевых понятий темы:

Война Героизм

кровавая, жестокая, храбрый, отважный

разоряет, разрушает, убивает. спасает, помогает, побеждает.

Любая война несёт смерть. Героизм- высшее качество человека.

Беда. Мужество.

При изучении темы «Приставка» пятиклассница охарактеризовала приставку:

Приставка

значимая, служебная

стоит, входит, образует

служит для образования новых слов

Морфема


Деятельностный подход предусматривает участие учеников в проектной деятельности. Метод предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых - индивидуальную, парную, групповую, которые учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Для учащихся 5-6 классов в учебнике русского языка под ред. А.Д.Шмелёва даются проектные задания, которые нравится выполнять учащимся. Работая над ними, ученики получают дополнительные задания по теме, приобретают исследовательский опыт, развивают навыки монологической речи.

Сегодняшний урок немыслим без применения ИКТ. Учащимся нравится исполнять задания «Компьютерная презентация». Обычно работают в паре: создают план и последовательность слайдов, составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Полученные презентации демонстрируют в классе. Работа оценивается не только учителем, но и определённой группой учащихся. Такая совместная деятельность отвечает требованиям концепции ФГОС, предусматривающей изменения, которые должны произойти в школе: от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию роли учебного сотрудничества. Работа в паре, в группе способствует формированию у учащихся универсальных (коммуникативных) учебных действий, через формирование которых происходит развитие успешной личности.

И задача учителя - способствовать этому, помня о том, что «ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».


Литература


  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., Педагогика, 1981.

  2. Асмолов А.Г, Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний. - М., Просвещение, 2011.

  3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., Директ-Медиа, 2008.

  4. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., Просвещение, 2011.

  5. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М., Просвещение, 2011.

© 2010-2022