Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов Основы редактирования

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу элективного предмета по русскому языку. В 10-11 классах нам всем приходится готовить обучающихся к единому государственному экзамену. Так вот данный элективный курс очень помогает это сделать, так материал дает ребятам возможность подготовиться именно к самой сложной части - части С, то есть к сочинению-рассуждению. В программе имеется пояснительная записка и КТП. Материал будет интересен учителям, работающим именно в старшей школе. В планирование можн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Класс: 10 А

Учитель: Новикова Елена Владимировна

Количество часов: всего 68 часов, в неделю 1 час (программа рассчитана на 2 года)

Нормативно-правовая база рабочей программы:

  • Концепция профильного обучения /одобрена распоряжением Правительства РФ от 29.12. 2001 №1567-р, утверждена приказом МО от 18.07.2001 №2783;

  • Локальные акты школы;

  • Учебный план МБОУ Краснинская СОШ на 2012-2013 учебный год.

Элективный курс «Русский язык. Основы редактирования» может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее - ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий и работы над сочинением (часть С) на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 10-11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса - обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в формате ЕГЭ с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

Задачи курса:

- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, Минобразования по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.

Программа элективного курса рассчитана на два года: 10-й класс - 34 часа (1 час в неделю), 11 класс - 34 часа (1 час в неделю); всего 68 часов.

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.


Календарно-тематическое планирование занятий в 10 классе

№ п/п

Тема

Кол. часов

Дата

Введение

3

1

Редактирование как один из видов (приемов) работы над текстом.Совершенствование написанного.

1

2

Литературное редактирование как часть общего редактирования. Органическая связь литературного редактирования с практической стилистикой и лингвистикой текста.

1

3

Особенности редактирования текстов разных стилей. Текст и подтекст. Синонимия лексическая и грамматическая

1

Как сроится текст

15 часов

4

Текст как единица синтаксиса и связной речи.Текст как результат речевой деятельности.

1

5

Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность текста: тема, основная мысль текста, соответствие содержания заголовку, зачин)

1

6

Типы речи.

1

7

Стили речи.

1

8

Абзац. Сложное синтаксическое целое. Текст как смысловое и структурное единство.

1

9

Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. Виды межфразовых связей.

1

10

Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности)

1

11

Средства межфразовых связей. Лексические средства: использование «однотематической» лексики. Повтора слов, синонимов (в том числе контекстуальных), антонимов (в том числе контекстуальных).

1

12

Синонимическая замена как средство устранения неоправданного повтора слов. Лексико-грамматические средства межфразовых связей. Местоимения. Наречия. Числительные. Союзы. Частицы.

1

13

Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи

1

14

Синтаксические средства межфразовых связей. Порядок слов. Синтаксический параллелизм. Вводные слова как средство межфразовых связей. Роль вопросительных и восклицательных в организации текста. Роль односоставных предложений в организации текста. Роль сложных предложений в тексте.

1

15

Средства межфразовых связей и стиль текста. Логические ошибки и способы их устранения.

1

16

Композиционные ошибки (несоответствие текста плану, нарушение последовательности, неудачное начало или концовка текста, отсутствие вывода в тексте - рассуждении)

1

17

Синонимы (лексические и грамматические) и их роль в организации текста. Прием синонимической замены как способ правки текста.

1

18

Использование канцеляризмов и штампов.

1

Грамматические (морфологические, синтаксические) ошибки и их устранение

10 часов.


19

Нарушение норм грамматической сочетаемости: нарушение согласования, нарушение управления.

1

20

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

1

21

Ошибки в построении предложений с однородными членами.

1

22

Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.

1

23

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами.

1

24

Ошибки в построении сложного предложения

1

25

Ошибки в предложениях с косвенной речью

1

26

Нарушение границ предложения.

Неправильное образование падежных форм, формы числа, формы спряжения глагола.

Употребление краткой формы прилагательного вместо полной.

1

27

Ошибки в образовании форм сравнительной и пре- восходной степени прилагательного и наречия.

Употребление местоимений, приводящее к дву -смысленности (слова себя, свой)

1

28

Ошибки в образовании и использовании видовых пар глаголов, причастий. Речевые недочеты, приводящие к нарушению связности текста

1

29

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Неудачный порядок слов.

1

30

Неумелое цитирование. Бедность и однообразие синтаксического строя текста.

1

31

Употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста (стилистические ошибки).

1


Приемы устранения речевых ошибок (недочетов)

3 часа

32

Приемы устранения в тексте неоправданных повторов: замена повторяющихся слов их синонимами (в том числе контекстуальными), использование местоимений, перифраз.

1

33

Усложнение синтаксического строя текста (использование простых предложений,. осложненных однородными членами, причастными, деепричастными оборотами и др.; использование сложных предложений).

1

34

Использование словарей, справочников в процессе редактирования (правки) текста

Лингвостилистический анализ текста.

1

























Календарно-тематическое планирование занятий в 11 классе

№ п/п

Тема

Кол -во часов

Дата

Культура речи. Речевые ошибки.

16 час

1

Культура речи как сложное и многоаспектное понятие.

1

2

Культура речи - владение нормами литературного языка.

1

3

Культура речи - умение пишущего (говорящего) излагать свои мысли в соответствии с темой, правильно, точно, последовательно; умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения.

1

4

Качества хорошей речи: содержательность (логичность, последовательность, хорошее знание фактического материала); правильность (владение нормами литературного языка);

1

5

Точность (умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, нормами сочетаемости, стилистической характеристикой).

1

6

Речевые ошибки (нарушения правил, норм и традиций в области словоупотребления, образования грамматических форм, построения словосочетаний, предложений, текста.

2

7

Нарушения коммуникативной целесообразности, нарушения требований стилистики и культуры речи)

2

8

Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств.

2

9

Речевые недочеты.

2

10

Виды речевых ошибок и недочетов (лексические, морфологические, синтаксические, словообразовательные, стилистические).

2

11

Лингвистические словари

1

Лексические ошибки (недочеты) и их исправление

18 час

12

Употребление слова в несвойственном ему значении.

2

13

Неточность выбираемого слова (ошибки в употреблении синонимов, паронимов).

2

14

Нарушение лексической сочетаемости

2

15

Неоправданное повторёние одного и того же слова.

2

16

Употребление рядом (или близко) однокоренных слов.

2

17

Употребление диалектных и просторечных слов в литературной речи.

2

18

Немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности, эмоционально-оценочных слов

2

19

Употребление лишних слов (плеоназм, многословие).

2

20

Неправильное употребление фразеологизмов (искажение значения фразеологизма, смешение стилей, искажение грамматической формы одного из компонентов фразеологизма и др.).

2

Литература для учителя:


Б е л ь ч и к о в Ю А Лексическая стилистика - М., 1977'

Т а л ь е р и н И. Р. Текст как объетст лингвистического исследования. -М., 1981.

Г о л о в и н Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988.

Г о л у б. И. Б. Стилистика современного русского языка. - М., 1976.,

Г о р б а ч е в и.ч К. С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1982.

Ж б а н к о в а Т. С. Работа над речевыми ошибками, связанными с употреблением - местоимений Русский язык в школе. - 1980. - З 1.

К о ж и н а М. Н. Стилистика русскёго языка. - М., 1983.

Лингвистические знания - основа умений и навыков, Сост.Т.А.Злобина. - М.,1985

Л о с е в а Л. М. Как строить текст.. - М;, 1980.

Моск а л ь с к а я О. И. Грамматика текста - М., 1980

Литература для учащихся:

Го р б а ч е в и ч К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. - М., 1984.

Коду хов В. И. Рассказы о синонимах. - М., 1984.

Крысин Л.II. Жизнь слова. - М., 1980.

Паустовский К.Г. Золотая роза.-М.,1983.

Розенгаль Д.Э. А как лучше сказать? -М., 1988.

С е р г е е в В. Н. Словари - наши друзья и помощники.-М.,1983.

С к в о р ц о в Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?-М., 1980.

С к в о р ц о в Л И. Экология слова или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.

Солганик Г Я От слова к тексту -М ,1993

© 2010-2022