Урок на тему: Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание» «Я не старуху убил, я себя убил»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему: Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание» «Я не старуху убил, я себя убил»Урок на тему: Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание» «Я не старуху убил, я себя убил»Урок на тему: Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание» «Я не старуху убил, я себя убил»Урок на тему: Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание» «Я не старуху убил, я себя убил»Урок на тему: Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание» «Я не старуху убил, я себя убил»Урок на тему: Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание» «Я не старуху убил, я себя убил»Урок на тему: Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание» «Я не старуху убил, я себя убил»Урок на тему: Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание» «Я не старуху убил, я себя убил»Урок на тему: Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание» «Я не старуху убил, я себя убил»Урок на тему: Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание» «Я не старуху убил, я себя убил»Урок на тему: Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание» «Я не старуху убил, я себя убил»Урок на тему: Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание» «Я не старуху убил, я себя убил»Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

«Я не старуху убил, я себя убил»


Алмаева Жадыра Нуркужаевна

Учитель русского языка и литературы

Казалинского аграрно - технический колледж


Цель урока: научить видеть особенности литературного творчества Достоевского; проследить за состоянием Раскольникова после убийства им старухи-процентщицы и ее сестры; помочь сделать вывод - раскаивается ли герой в совершенном им преступлении.

Тип урока: анализ художественного произведения;

Метод: беседа, диспут;

Форма: групповая

Межпредметная связь: с историей (Война 1912 года), обстановка в России конца XIX века

Ход урока:

  1. Организационный момент: 1мин

- Приветствие

- Подготовить учеников к уроку

II. Опрос домашнего задания: 10 мин

- беседа с группой (самостоятельное прочтение некоторых глав романа)

Главные герои произведения



Родион Раскольников Соня Мармеладова Алена Ивановна

(старуха-процентщица)

Вопросы (раскрываем образы героев)


  1. Кто он(а)?

  2. На что он(а) существовал(а)?

  3. Чем он(а) занимался(ась)?

  4. Что вы думаете о них?(раскрывают положительные и отрицательные стороны героев)

  1. Новая тема. 20 мин.

«Я не старуху убил, я себя убил»

Слово учителя. Итак, случилось страшное: Раскольников убил старуху-процентщицу, ее сестру Лизавету.

- Какое чувство вызывает у вас герои?

- Как у Раскольникова возникла идея убить старуху-процентщицу?

- Что же произошло с Лизаветой? Хотел ли Родион убить ее? Или это вышло случайно?

- Расскажите, как готовился Раскольников совершить свое преступление? Легко ли ему было пойти на это?

- Расскажите о его теории?

- С кем он себя сравнивает?

- Для чего это ему нужно было?

- Опишите его внешность, жилье, сам город Петербург.

Петербург Достоевского. Нет, это не сияющие дворцы на набережной Невы. Это жалкие каморки доходных домов, грязные и зловонные, это питейные заведения, откуда целый день доносится ругань, это дома с «каменными мешками», больше похожие на гробы, чем на комнаты, это грязь, вонь, нищета, голод... Это Петербург, в котором есть все, «окромя отца с матерью», все, кроме любви, теплоты, человечности, души…


Слово учителя. (Работа с учебником)

- Что же происходит теперь с Раскольниковым?

- Как он себя чувствует после совершенного убийства двух человек?

(учащиеся читают этот эпизод с учебника стр.263-271)

Причины, побудившие Раскольникова к убийству:

  1. Внешние: идеи витавшие в воздухе:

- жестокость окружающего мира;

- тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, тесная комната, похожая на шкаф.

2. Внутренние:

- состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);

- характер героя (сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый).

- Что же, Раскольников богат: все деньги, драгоценности старухи он получил.

- Находит ли он им применение?

- Нужно ли ему это богатство?

- Об этом ли он мечтал в своих мыслях?

- К кому он идет?

- Есть ли в романе человек, у которого он может найти понимание, сострадание?

И вот он совсем один в этом мире и идет к Соне Мармеладовой



Встреча Раскольникова с Соней, разговор с ней, ее любовь, ее христианская позиция помогает ему понять содеянное. «Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было ее любви, ему стало вокруг тяжело и больно от того, что его так любят». Именно Соня, сама страдающая, несчастная, своей верой, своей любовью побеждает то зло, которое живет в Раскольникове. Она, узнав о его преступлении, твердо решает: «Вместе страдать будем, вместе и крест понесем». Соня убеждает

Родиона покаяться и принять неизбежное наказание

Она помогает ему понять главный смысл христианского вероучения, утверждающего необходимость смирения, ценность любой жизни и невозможность творить добро при помощи зла.

  1. Закрепление нового материала 12 мин

- Итак, ребята постарались раскрыть образ Родиона Раскольникова, попытались проанализировать его проступок - убийство человека.

После совершения преступления Раскольников не перестает мучиться, не перестает искать и отчаянно понимает, что он не относится с тем, с которым все не по чем, «которым все дозволено», «да и существуют ли такие люди?»... «Я переступить поскорее хотел, - говорит Раскольников - Я не человека убил, я себя убил!»

Страх перед разоблачением, муки совести, странное ощущение загнанности, осознание того, что все его идеи - обман, становятся первым и главным наказанием Родиона Раскольникова.

«Раскольников испытывает невыносимое душевные мучения, сомнения в правильности своих убеждений. Постоянно ожидание разоблачения доводит его до грани отчаяния».

Раскольников убивает процентщицу, притеснительницу сестры, отвратительную личность, чтобы на ее деньги выучиться и принести людям «практическую пользу», чтобы «сделать счастливою свою мать, живущую в узде, избавить сестру от ненужной жертвы, докончить курс, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным».

  • Но как вы знаете, ребята, совершив убийство он не испытал никакого облегчения.

Дискуссионная карта

Раскольников решился на убийство

  1. Что вы сделали бы на месте Раскольникова?

  2. Пошли ли вы на убийство?

  3. Если среди вас окажется такой человек, что вы сделали бы?

ДА

НЕТ

Он принял верное решение потому что эта старуха была жадной, жестокой. Не жалела бедных, и никогда не оказывала помощь нуждающимся

Если посмотреть с духовной и религиозной стороны. То в Коране есть заповедь «не убей потому даже самый плохой человек, он дитя Бога». И только Бог имеет право лишать жизни

Возможно, потому что общество надо очищать от подобного рода людей. Эти люди и сами не живут по-человечески и другим не дают

Не пошли бы на убийство. Человек, который проливает кровь слабой старухи не достоин уважения. И любое кровопролитие - это грех

Вывод: мы отговорили бы его от такого поступка. Потому что человек должен начинать свой жизненный путь не с убийства и не с тюрьмы. Жизнь коротка и надо начинать жизнь с благих дел. Всякое убийство - это грех. Нельзя убить человека, даже самого гадкого, жестокого и вредного. Нельзя убить человека какие обстоятельства нас не принуждали бы!

И Раскольников приходит к такому выводу: «Я себя убил, а не старуху». Он понимает, что совершил ужасное преступление, злое дело, которое не как нельзя оправдать.

  1. Оценивание учащихся

  2. Домашнее задание: Подготовьте небольшое эссе на тему «Актуален ли роман Достоевского в наши дни»

© 2010-2022