- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок на тему: Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание» «Я не старуху убил, я себя убил»
Урок на тему: Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание» «Я не старуху убил, я себя убил»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алмаева Ж.Н. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание»
«Я не старуху убил, я себя убил»
Алмаева Жадыра Нуркужаевна
Учитель русского языка и литературы
Казалинского аграрно - технический колледж
Цель урока: научить видеть особенности литературного творчества Достоевского; проследить за состоянием Раскольникова после убийства им старухи-процентщицы и ее сестры; помочь сделать вывод - раскаивается ли герой в совершенном им преступлении.
Тип урока: анализ художественного произведения;
Метод: беседа, диспут;
Форма: групповая
Межпредметная связь: с историей (Война 1912 года), обстановка в России конца XIX века
Ход урока:
-
Организационный момент: 1мин
- Приветствие
- Подготовить учеников к уроку
II. Опрос домашнего задания: 10 мин
- беседа с группой (самостоятельное прочтение некоторых глав романа)
Главные герои произведения
Родион Раскольников Соня Мармеладова Алена Ивановна
(старуха-процентщица)
Вопросы (раскрываем образы героев)
-
Кто он(а)?
-
На что он(а) существовал(а)?
-
Чем он(а) занимался(ась)?
-
Что вы думаете о них?(раскрывают положительные и отрицательные стороны героев)
-
Новая тема. 20 мин.
«Я не старуху убил, я себя убил»
Слово учителя. Итак, случилось страшное: Раскольников убил старуху-процентщицу, ее сестру Лизавету.
- Какое чувство вызывает у вас герои?
- Как у Раскольникова возникла идея убить старуху-процентщицу?
- Что же произошло с Лизаветой? Хотел ли Родион убить ее? Или это вышло случайно?
- Расскажите, как готовился Раскольников совершить свое преступление? Легко ли ему было пойти на это?
- Расскажите о его теории?
- С кем он себя сравнивает?
- Для чего это ему нужно было?
- Опишите его внешность, жилье, сам город Петербург.
Петербург Достоевского. Нет, это не сияющие дворцы на набережной Невы. Это жалкие каморки доходных домов, грязные и зловонные, это питейные заведения, откуда целый день доносится ругань, это дома с «каменными мешками», больше похожие на гробы, чем на комнаты, это грязь, вонь, нищета, голод... Это Петербург, в котором есть все, «окромя отца с матерью», все, кроме любви, теплоты, человечности, души…
Слово учителя. (Работа с учебником)
- Что же происходит теперь с Раскольниковым?
- Как он себя чувствует после совершенного убийства двух человек?
(учащиеся читают этот эпизод с учебника стр.263-271)
Причины, побудившие Раскольникова к убийству:
-
Внешние: идеи витавшие в воздухе:
- жестокость окружающего мира;
- тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, тесная комната, похожая на шкаф.
2. Внутренние:
- состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);
- характер героя (сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый).
- Что же, Раскольников богат: все деньги, драгоценности старухи он получил.
- Находит ли он им применение?
- Нужно ли ему это богатство?
- Об этом ли он мечтал в своих мыслях?
- К кому он идет?
- Есть ли в романе человек, у которого он может найти понимание, сострадание?
И вот он совсем один в этом мире и идет к Соне Мармеладовой
Встреча Раскольникова с Соней, разговор с ней, ее любовь, ее христианская позиция помогает ему понять содеянное. «Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было ее любви, ему стало вокруг тяжело и больно от того, что его так любят». Именно Соня, сама страдающая, несчастная, своей верой, своей любовью побеждает то зло, которое живет в Раскольникове. Она, узнав о его преступлении, твердо решает: «Вместе страдать будем, вместе и крест понесем». Соня убеждает
Родиона покаяться и принять неизбежное наказание
Она помогает ему понять главный смысл христианского вероучения, утверждающего необходимость смирения, ценность любой жизни и невозможность творить добро при помощи зла.
-
Закрепление нового материала 12 мин
- Итак, ребята постарались раскрыть образ Родиона Раскольникова, попытались проанализировать его проступок - убийство человека.
После совершения преступления Раскольников не перестает мучиться, не перестает искать и отчаянно понимает, что он не относится с тем, с которым все не по чем, «которым все дозволено», «да и существуют ли такие люди?»... «Я переступить поскорее хотел, - говорит Раскольников - Я не человека убил, я себя убил!»
Страх перед разоблачением, муки совести, странное ощущение загнанности, осознание того, что все его идеи - обман, становятся первым и главным наказанием Родиона Раскольникова.
«Раскольников испытывает невыносимое душевные мучения, сомнения в правильности своих убеждений. Постоянно ожидание разоблачения доводит его до грани отчаяния».
Раскольников убивает процентщицу, притеснительницу сестры, отвратительную личность, чтобы на ее деньги выучиться и принести людям «практическую пользу», чтобы «сделать счастливою свою мать, живущую в узде, избавить сестру от ненужной жертвы, докончить курс, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным».
-
Но как вы знаете, ребята, совершив убийство он не испытал никакого облегчения.
Дискуссионная карта
Раскольников решился на убийство
-
Что вы сделали бы на месте Раскольникова?
-
Пошли ли вы на убийство?
-
Если среди вас окажется такой человек, что вы сделали бы?
ДА
НЕТ
Он принял верное решение потому что эта старуха была жадной, жестокой. Не жалела бедных, и никогда не оказывала помощь нуждающимся
Если посмотреть с духовной и религиозной стороны. То в Коране есть заповедь «не убей потому даже самый плохой человек, он дитя Бога». И только Бог имеет право лишать жизни
Возможно, потому что общество надо очищать от подобного рода людей. Эти люди и сами не живут по-человечески и другим не дают
Не пошли бы на убийство. Человек, который проливает кровь слабой старухи не достоин уважения. И любое кровопролитие - это грех
Вывод: мы отговорили бы его от такого поступка. Потому что человек должен начинать свой жизненный путь не с убийства и не с тюрьмы. Жизнь коротка и надо начинать жизнь с благих дел. Всякое убийство - это грех. Нельзя убить человека, даже самого гадкого, жестокого и вредного. Нельзя убить человека какие обстоятельства нас не принуждали бы!
И Раскольников приходит к такому выводу: «Я себя убил, а не старуху». Он понимает, что совершил ужасное преступление, злое дело, которое не как нельзя оправдать.
-
Оценивание учащихся
-
Домашнее задание: Подготовьте небольшое эссе на тему «Актуален ли роман Достоевского в наши дни»