Из опыта работы Контроль качества знаний учащихся в процессе подготовки к итоговой аттестации

Подготовка к государственному итоговому контролю тесно связана с организацией учебного процесса и промежуточным контролем знаний учащихся. Поэтому естественно формы промежуточного контроля приближены к тем, которые используются на государственном уровне. Материал представляет опыт работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контроль качества знаний учащихся в процессе подготовки к итоговой аттестации


Педсовет. Январь 2015.

Иванова А.В., учитель русского языка и литературы


Подготовка к государственному итоговому контролю тесно связана с организацией учебного процесса и промежуточным контролем знаний учащихся. Поэтому естественно формы промежуточного контроля приближены к тем, которые используются на государственном уровне.

Подготовка учащихся к ГВЭ - это длительная и кропотливая работа, в результате которой обращаю внимание на следующие моменты:

1) Активно ввожу задания, формирующие навыки работы с текстом. Даю задания на определение проблемы, комментированной авторской позиции; формулирование аргументированной собственной позиции. Контролирую умение учащихся составлять новый текст, соблюдая его композицию, грамматические и речевые нормы.

Во время таких тренировок формируются соответствующие навыки самоконтроля, позволяющие спокойно работать в нужной ситуации, а именно на экзамене.

2) Навыки работы с текстом отрабатываю как на занятиях по русскому языку, так и по литературе.

После изучения художественного произведения предлагаю следующие задания:

Конфликт отцов и детей в драме А.Н.Островского «Гроза»

Из опыта работы Контроль качества знаний учащихся в процессе подготовки к итоговой аттестации

Из опыта работы Контроль качества знаний учащихся в процессе подготовки к итоговой аттестации

Задания учащимся:

1. Перескажите сжато драму (или эпизод) А.Н.Островского «Гроза».

2. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором драмы.

3. Назовите основную мысль (авторскую позицию), прокомментируйте её.

4. Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Как, по Вашему мнению, должны строиться отношения между поколениями в семье?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Нравственная проблематика в повести А. Алексина «Безумная Евдокия»

Из опыта работы Контроль качества знаний учащихся в процессе подготовки к итоговой аттестации

1. Сформулируйте одну из проблем, поставленных А.Алексиным.
Сформулируйте позицию автора.
Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора повести.
Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

2. Ответьте на вопрос «Что значит быть талантливым человеком?». Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

3. Кого из героев повести Вы бы назвали нравственным человеком?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

3) Особое внимание уделяю работе с формулировками, характерными для экзаменационных материалов. Ученики постепенно привыкают к этому, и сами начинают вдумчиво читать задания.

4) В обязательном порядке провожу анализ ошибок. При этом демонстрирую учащимся критерии оценки экзаменационных работ и начисление баллов в соответствии с критериями. Такая работа помогает учащимся объективно оценивать собственную работу. Они начинают понимать, как правильно писать, на что нужно обращать внимание.

5) Важное место отвожу письменным проверочным работам.

Письменными формами контроля являются:

- диктант;

- комплексный анализ текста;

- подробное и сжатое изложение;

- сжатое изложение с творческим заданием.

Критерии оценивания промежуточных контрольных работ тесно связаны с критериями оценивания экзаменационных работ (изложение с творческим заданием в 9 и 12 классах).

На контрольном диктанте проверяются орфографические и пунктуационные навыки.

Комплексный анализ текста предполагает проверку как орфографических и пунктуационных навыков, так и умений работать с текстом (понимание исходного текста и отбор материала для написания изложения, выделение в тексте проблемы и комментарий её, выражение авторской и своей собственной позиции, знание стилей и типов речи). Выполняя эту работу, учащиеся показывают свою речевую грамотность, умение связно излагать свои мысли в письменной форме.

10 класс

Полугодовая контрольная работа.

Анализ текста.

Цель:

- проверка умений учащихся ставить знаки препинания в простом осложненном предложении;

- повторение основных орфографических правил;

- проверка умений проводить анализ текста

Текст № 1

(1)Каждый, кто любит Театр, знает, что только здесь происходит велик..е таинство живого общения со зрителем, что только ..десь можно прикосну(т,ть)ся к Душе() и достуча(т,ть)ся до Сер..ца. (2) Театр - это волшебство() удивительный мир() наполне(н,нн)ый мечтами, где Добро боре(т,ть)ся со Злом, смеётся Радость() грустит Печаль() ликует Любовь() торжеству..т Жизнь!

(3) С помощью этих инструментов художник и музыкант создают свои произведения. (4) Артист же вышедший на сцену сам станови(т,ть)ся рабоч..м инструментом.

(5) Необходимо понять, как такой человек существует в бе..брежном мире, как он ход..т, ест, прикасается к разным предметам, как он плачет, страдает, улыбается…(6) А чтобы актёр мог выполнить такую сложную задачу, необходимо, в свою очередь, ответить на множество других вопросов: кто? что? когда? почему?

(7) Артистов и режиссёра волнует, как герой пьесы жил раньше и как будет жить в будущем, какие события оказались в его жизни главными, почему он поступает именно так, а не иначе… (8) С этих вопросов начинае(т,ть)ся работа над ролью.

Задания:

1. Озаглавьте текст.

2. Сформулируйте и прокомментируйте позицию автора (главную мысль текста).

3. Определите стиль речи (докажите свою мысль).

4. Определите тип текста (докажите свое мнение).

5. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст № 2


  1. Почему телевизор частич(?)но выт…сняет книгу?

  2. Да потому(?) что телевизор заст…вляет вас (не)торопясь просм…треть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?) чтобы вам (н…)чего не мешало(?) чтобы вы отвл…клись от забот и повс…дневных хлопот.

  3. Но пост…райтесь выб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?) и вы поймете(?) что есть много книг(?) без которых нельзя жить(?) которые важнее и интереснее(?) чем многие передачи.

  4. Я не говорю(?) перестаньте смотреть телевизор.

  5. Но я говорю(?) смотрите с выбором.

  6. Определите сами свой выбор(?) сообразуясь с тем(?) какую роль пр…обрела выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой.

  7. Это значит(?) что в ней что(то) существенное есть.

  8. А может быть(?) это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

(по Д. Лихачеву «Письма о добром и прекрасном»)

Задания для комплексного анализа текста.

  • Озаглавьте данный текст. Сформулируйте тему и главную мысль.

  • Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями, сформулируйте авторскую позицию.

  • Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет книга?».

  • Определите тип и стиль речи.

При оценивании сжатого изложения и творческого задания использую критерии для оценивания экзаменационной работы.

6) В целях подготовки к экзаменам осуществляю систематический контроль за отработкой умений и навыков учащихся.

1. Для фиксации пробелов в знаниях и умениях учащихся составляю таблицу, баллы проставляю в соответствии с критериями проверки экзаменационной работы.

Ф.И.О.ученика

сжатое изложение

творческое задание

речевые нормы

грамотность, фактическая точность речи

общая сумма баллов

оценка

ИК1

ИК2

КТ1

КТ2

КТ3

Р1

ГК1

ГК2

ГК3

ГК4

ФК1



1.




2.




3.




2. Результаты проверки довожу до учеников. Вместе определяем, над чем надо ещё поработать.

7) Использую презентации, памятки «Как написать сжатое изложение», «Как написать сочинение», образцы письменных работ, шаблоны с пошаговыми действиями, что повышает уверенность учащихся в себе, в своих силах.

8) С целью формирования навыков в написании сочинения использую материал, размещенный на стенде.

Из опыта работы Контроль качества знаний учащихся в процессе подготовки к итоговой аттестации

Темой единения человека с природой пропитаны стихи народного поэта. Ласково и по-дружески поэт беседует в своих стихах с кленом, восторгается ветерком, очарован березкой. Природа для него живая, с ней можно разговаривать, её можно слушать, она располагает к раздумьям, рассуждениям, переосмыслению.

Береза


Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.


Из опыта работы Контроль качества знаний учащихся в процессе подготовки к итоговой аттестации

Из опыта работы Контроль качества знаний учащихся в процессе подготовки к итоговой аттестации

В своих рассказах о природе Паустовский Константин Георгиевич использует всё богатство и мощь русского языка, чтобы в ярких ощущениях и красках передать всю красоту и благородство русской природы, вызывающей трогательные чувства любви и патриотизма к местам родного края.

Зима (В сокращении...)

... Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с открытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа…

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту…


Итак, подготова к государственной итоговой аттестации требует системного подхода как к процессу обучения, так и к процессу контроля.

5


© 2010-2022