- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку за 2014-2015 уч. г. для учащихся 6-го класса со сложной структурой дефекта
Рабочая программа по русскому языку за 2014-2015 уч. г. для учащихся 6-го класса со сложной структурой дефекта
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Курочкина Л.В. |
Дата | 29.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Утверждена педсоветом № 1
ГБОУ СКОШ № 359
от 27. 08. 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
на 2014 - 2015 учебный год
для учащихся 6 класса (ССД)
специальной (коррекционной) образовательной
школы VIII вида № 359
г. Москвы
Учитель: Курочкина Л.В.
Категория учащихся 6-го класса со сложной структурой дефекта представляет собой неоднородную группу. Интеллектуальная недостаточность у данных учащихся сочетается с различными нарушениями (сенсорными, моторными, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы и др.), выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
со сложной структурой дефекта:
Учащиеся имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития. Запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново. Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наоборот наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с нецеленаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся.
По итогам работы за прошедший период, с учётом индивидуальных психофизических особенностей и состояния эмоционально-волевой сферы учащихся, а также психолого-педагогической характеристики детей, можно сделать вывод, что дети, обучающиеся в 6 классе, не могут усвоить программу коррекционной школы VIII вида в полном объёме. В связи с этим разработана рабочая программа для обучения детей со сложной структурой дефекта, что предусмотрено Уставом образовательного учреждения, Письмом МО РФ «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» от 03.04.2003 № 27/2722-6.
Пояснительная записка
Целью реализации рабочей программы является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.
В основу разработки рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В процессе обучения используются следующие методы и приёмы:
- совместные действия детей и учителя;
- действия по подражанию действиям учителя;
- действия по образцу, по словесной инструкции;
- предварительное рассматривание, называние, показ по словесной инструкции;
- подготовительные наблюдения.
Для обучающихся по рабочей программе результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого учащегося. Для выявления результатов обучения должен быть учтен ряд факторов:
необходимо учитывать особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства коммуникации;
формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываться индивидуально, разрабатываться в тесной связи с практической деятельностью детей;
способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме;
в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер;
при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка;
выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития;
выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью должно создавать основу для дальнейшей корректировки специальной индивидуальной образовательной программы, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Оценка результатов обучения позволяет оценить динамику развития жизненной компетенции каждого учащегося.
Учащиеся должны:
-
овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений (в соответствии с возможностями каждого учащегося);
-
научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме (в соответствии с возможностями каждого учащегося);
-
получить основы грамотного письма при изучении элементарного курса грамматики (в соответствии с возможностями каждого учащегося);
В программе по русскому языку структурно выделяются два раздела:
1 Грамматика, правописание, развитие речи.
2. Чтение и развитие речи.
Грамматика, правописание и развитие речи
(4 часа в неделю)
Звуки и буквы
Продолжается работа по звукобуквенному анализу. Звуки гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных.
Слово
Состав слова: Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный Ъ.
Части речи: Общее понятие о частях речи.
Имя существительное.
Понятие о существительном.
Существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Изменение существительных по числам (единственное и множественное число).
Род существительных (мужской, женский и средний).
Изменение существительных по падежам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениям существительных.
Первое склонение существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения.
Второе склонение существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения.
Третье склонение существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения.
Упражнения в правописании падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения.
Предложение
Простое предложение. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. Различение предложений по интонации.
Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь
Большое внимание уделяется формированию навыков связной устной речи. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря учащихся.
Деловое письмо: адрес на открытке, поздравительная открытка.
Повторение изученного материала за год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
-
обозначать звуки буквами на письме
-
различать гласные и согласные
-
проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных
-
обозначать мягкость согласных буквой Ь
-
выделять корень слова
-
выделять существительное как часть речи
Учащиеся должны знать:
-
способы проверки написания гласных и согласных
(путём изменения формы слова)
Примечание.
Степень самостоятельности учащихся различна:
-самостоятельно (несложные случаи)
-по образцу
-с опорой на таблицу
-с уточнениями и разъяснениями учителя
- с частичной помощью учителя
-под руководством учителя
-по подражанию
-со значительной помощью учителя
-совместно со взрослым
Чтение и развитие речи
(4 часа в неделю)
Примерная тематика
Доступные по содержанию рассказы и стихотворения о нашей Родине; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о борьбе за мир во все мире.
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Навыки чтения
Продолжать формирование основных качеств чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.
Техника чтения учащихся оценивается индивидуально, соответственно возможностей и способностей каждого.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Соблюдение знаков препинания при чтении.
Выделение главной мысли произведения.
Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Заучивание наизусть стихотворений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
-
-выражать приветствие и благодарность в речевых или устных формах
-
-читать вслух, читать «про себя»
-
-использовать интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного характера
-
-выделять главную мысль произведения
-
-участвовать в обсуждении текста
Учащиеся должны знать:
-
-наизусть стихотворные строки
(в соответствии с возможностями учащихся).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б, Комарова С.В. и др.]; под ред. И.М.Бгажноковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС
-
Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др. - М.: Дрофа, 2009.
-
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 - 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - Сб. 1. - 224 с