Рабочая программа по русскому языку за 2014-2015 уч. г. для учащихся 6-го класса со сложной структурой дефекта

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся со сложной структурой дефекта:Учащиеся имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость ак...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждена педсоветом № 1

ГБОУ СКОШ № 359

от 27. 08. 2014 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

на 2014 - 2015 учебный год

для учащихся 6 класса (ССД)

специальной (коррекционной) образовательной

школы VIII вида № 359

г. Москвы



Учитель: Курочкина Л.В.

Категория учащихся 6-го класса со сложной структурой дефекта представляет собой неоднородную группу. Интеллектуальная недостаточность у данных учащихся сочетается с различными нарушениями (сенсорными, моторными, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы и др.), выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

со сложной структурой дефекта:

Учащиеся имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития. Запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново. Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наоборот наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с нецеленаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся.

По итогам работы за прошедший период, с учётом индивидуальных психофизических особенностей и состояния эмоционально-волевой сферы учащихся, а также психолого-педагогической характеристики детей, можно сделать вывод, что дети, обучающиеся в 6 классе, не могут усвоить программу коррекционной школы VIII вида в полном объёме. В связи с этим разработана рабочая программа для обучения детей со сложной структурой дефекта, что предусмотрено Уставом образовательного учреждения, Письмом МО РФ «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» от 03.04.2003 № 27/2722-6.

Пояснительная записка

Целью реализации рабочей программы является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

В основу разработки рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В процессе обучения используются следующие методы и приёмы:

- совместные действия детей и учителя;

- действия по подражанию действиям учителя;

- действия по образцу, по словесной инструкции;

- предварительное рассматривание, называние, показ по словесной инструкции;

- подготовительные наблюдения.

Для обучающихся по рабочей программе результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого учащегося. Для выявления результатов обучения должен быть учтен ряд факторов:

 необходимо учитывать особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;

 в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства коммуникации;

формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываться индивидуально, разрабатываться в тесной связи с практической деятельностью детей;

 способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме;

 в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер;

 при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка;

выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития;

 выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью должно создавать основу для дальнейшей корректировки специальной индивидуальной образовательной программы, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Оценка результатов обучения позволяет оценить динамику развития жизненной компетенции каждого учащегося.

Учащиеся должны:

  • овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений (в соответствии с возможностями каждого учащегося);

  • научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме (в соответствии с возможностями каждого учащегося);

  • получить основы грамотного письма при изучении элементарного курса грамматики (в соответствии с возможностями каждого учащегося);

В программе по русскому языку структурно выделяются два раздела:

1 Грамматика, правописание, развитие речи.

2. Чтение и развитие речи.

Грамматика, правописание и развитие речи

(4 часа в неделю)

Звуки и буквы

Продолжается работа по звукобуквенному анализу. Звуки гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных.

Слово

Состав слова: Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный Ъ.

Части речи: Общее понятие о частях речи.

Имя существительное.

Понятие о существительном.

Существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Изменение существительных по числам (единственное и множественное число).

Род существительных (мужской, женский и средний).

Изменение существительных по падежам.

Понятие о 1, 2, 3-м склонениям существительных.

Первое склонение существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения.

Второе склонение существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения.

Третье склонение существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения.

Упражнения в правописании падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения.

Предложение

Простое предложение. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. Различение предложений по интонации.

Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.

Связная речь

Большое внимание уделяется формированию навыков связной устной речи. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря учащихся.

Деловое письмо: адрес на открытке, поздравительная открытка.

Повторение изученного материала за год.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • обозначать звуки буквами на письме

  • различать гласные и согласные

  • проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных

  • обозначать мягкость согласных буквой Ь

  • выделять корень слова

  • выделять существительное как часть речи

Учащиеся должны знать:

  • способы проверки написания гласных и согласных

(путём изменения формы слова)

Примечание.

Степень самостоятельности учащихся различна:

-самостоятельно (несложные случаи)

-по образцу

-с опорой на таблицу

-с уточнениями и разъяснениями учителя

- с частичной помощью учителя

-под руководством учителя

-по подражанию

-со значительной помощью учителя

-совместно со взрослым

Чтение и развитие речи

(4 часа в неделю)

Примерная тематика

Доступные по содержанию рассказы и стихотворения о нашей Родине; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о борьбе за мир во все мире.

Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Навыки чтения

Продолжать формирование основных качеств чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.

Техника чтения учащихся оценивается индивидуально, соответственно возможностей и способностей каждого.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Соблюдение знаков препинания при чтении.

Выделение главной мысли произведения.

Определение основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.

Заучивание наизусть стихотворений.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • -выражать приветствие и благодарность в речевых или устных формах

  • -читать вслух, читать «про себя»

  • -использовать интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного характера

  • -выделять главную мысль произведения

  • -участвовать в обсуждении текста

Учащиеся должны знать:

  • -наизусть стихотворные строки

(в соответствии с возможностями учащихся).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б, Комарова С.В. и др.]; под ред. И.М.Бгажноковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС

  2. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др. - М.: Дрофа, 2009.

  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 - 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - Сб. 1. - 224 с



© 2010-2022