Урок литературного краеведения на тему: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного краеведения на тему: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей»

Урок литературного краеведения на тему: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей»

Автор: Чухно Людмила Александровна,

учитель русского языка и литературы

Торезской гимназии общественно -

гуманитарного профиля Министерства

образования и науки ДНР

Контактные данные: [email protected]

+380507191736



АННОТАЦИЯ

Данный урок литературного краеведения позволит учащимся расширить диапазон знаний о писателях воспевавших Донбасс, его красоту, людей, живущих в Донбассе, величие шахтерского труда.

У учащихся будут сформированы учебные компетентности по работе с художественным текстом: умение определить тему, идею, языковые средства, используемые автором, жанровые особенности (очерка), составлять план изучаемого произведения.

Учащиеся научаться составлять мини- проекты по определенной теме, принимать участие в дискуссии по предложенной им проблеме.

На данном уроке у них будут сформированы творческие способности: составить письмо-обращение к писателю или составить кроссворд по изученному материалу.

Учащиеся 7 класса научатся работать в группе, высказывать свою точку зрения на предложенный для изучения материал, быть толерантными в процессе общения.

С помощью организованной индивидуальной работы учащиеся научатся составлять аннотации к прочитанным произведениям краеведческого материала, давать практические рекомендации для чтения своим сверстникам



ВСТУПЛЕНИЕ АРГУМЕНТАЦИЯ ВАЖНОСТИ ДАННОЙ РАЗРАБОТКИ

Уроки литературного краеведения - бесценная сокровищница приобщения учащихся к культурным, духовным ценностям родного края. С помощью знакомства с творчеством поэтов и писателей родного края у учащихся будут сформированы такие нравственные качества, как любовь к своему краю, в котором ты вырос, уважение к людям, которые превратили некогда «безымянную землю» в цветущий край, восхищение огромнейшим экономическим потенциалом Донбасса, уважению к шахтерскому труду. А главное, - желание жить и работать в Донбассе, быть сопричастным к тому, что окружает тебя, стремление внести свой личный вклад в преобразование родного края, одним словом, - сформировать у учащихся гражданскую позицию.

Кроме того, уроки литературного краеведения еще одна возможность для учителя продолжить «оттачивать» у учащихся учебные компетентности, которые формируются на уроках русского языка и литературы. Формирование читательских навыков, чувства стиля, орфографическую грамотность, умение работать с художественным текстом, с различными литературными источниками, заниматься исследовательской деятельностью, например, в области топонимики.

Уроки литературного краеведения помогут учащимся в формировании социальной компетентности: работе в микро-социуме, в группе. Научат учащихся толерантности, уважению к чужому мнению, решению проблем в команде, умению коллективно принимать решения.



Урок литературного краеведения в 7 классе

Тема урока: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей»

Цель урока: углубить знания учащихся о литературе родного края

Задачи урока:

  1. Сформировать у школьников личностную мотивацию к изучению данной темы.

  2. Познакомить учащихся с творчеством В. Вересаева, Очерк «Под землей»

  3. Развивать умение анализировать текст

  4. Воспитывать уважение к людям шахтерской профессии, любовь к труду, гордость за шахтеров Донбасса

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы работы: репродуктивный, информационно - рецептивный, частично - поисковый, проектная деятельность, творческая деятельность, коррекционная деятельность.

Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, выставка книг, аудиозапись песни «Черное золото» в исполнении В. Высоцкого.

Эпиграф урока: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более

глубоко и радостно поймем великое значение творимого

нами настоящего… А.М. Горький

План урока

1. Сообщение темы, целей урока

2. Вступительное слово учителя.

3. Просмотр презентации. Обсуждение материала через работу в группах

4. Обсуждение просмотренной презентации. Творческая лаборатория (работа в группах: создание и защита мини-проекта).

5. Работа над содержанием очерка «Под землей»

6. Творческая работа. Написание письма - благодарности В.В. Вересаеву

7. Презентация подготовленными учащимися выставки книг В.В. Вересаева, рекомендациями для чтения.

8.Под аудиозапись песни «Черное золото» в исполнении В. Высоцкого составление кроссворда (опорное слово «уголь»)

9. Чтение и обсуждение кроссвордов

10. Подведение итогов, обсуждение выполненных учениками задач

11. Инструктаж по домашнему заданию по выбору.

Ход урока:

I этап - Организационный (3 мин)

Содержание урока

Формы и методы работы учителя

Виды деятельности учащихся

1.Организационный момент. Обсуждение эпиграфа

2. Мотивация учащихся, постановка ими цели и задач

Вводная беседа.

Адаптационно-развивающий диалог

Устные ответы на вопросы.

Постановка целей и задач

II этап- Изучение нового материала(35 мин)

Содержание урока

Формы и методы работы учителя

Виды деятельности учащихся

1. Изучение нового материала

  • Просмотр презентации с последующим обсуждением в группах

(Творческая лаборатория)



2. Работа над содержанием очерка «Под землей» (План, тема, идея, языковые средства)

3. Творческая работа

  1. Написание письма к В. В. Вересаеву



  1. Составление кроссворда



  1. Знакомство с выставкой книг В.В. Вересаева, их презентация подготовленными учащимися

  • Показ презентации

  • Организация дискуссии

  • Методические рекомендации по подготовке мини - проектов учениками

  • Подготовка учащихся к исследовательской деятельности

  • Повторение с учащимися жанра письма;

  • Обсуждение подбора ключевого слова

  • Понятия об аннотации

  • Просмотр презентации

  • Участие в дискуссии

  • Подготовка мини - проектов по группам

  • Защита мини - проектов



  • Составление плана

  • Определение темы, идеи, языковых средств

  • Написание и чтение письма

  • Составление кроссворда и его социализация

  • Выступление подготовленных учащихся по рекомендации книг В.В. Вересаева

III этап - Заключительный (7 мин)

Содержание урока

Формы и методы работы учителя

Виды деятельности учащихся

  1. Подведение итогов. Обсуждение реализации поставленных задач

  2. Оценивание деятельности учащихся на уроке

  3. Инструктаж домашнего задания

  4. Рефлексия


  • Подведение итогов

  • Выставление оценок

  • Инструктаж домашнего задания



  • Объяснение заданий по коррекции

  • Самооценка деятельности учащихся

  • Самореализация поставленных задач

  • Выбор и запись домашнего задания

  • Создание рисунка «Моё настроение на уроке»

Сценарий урока.

Здравствуйте ребята! Тема нашего урока: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей».

Донецкий край, где мы с вами живем, не всегда был таким. Семь столетий назад это было «поле чистое», «земля незнаемая», покрытая степными травами, цветами, душистой полынью. Время шло, менялись столетия. И теперь, много веков спустя, мы узнаем о прошлом нашего Донецкого края из давних летописей, произведений устного народного творчества, исторических песен, художественных произведений.

Немало писателей, жизнь и творчество которых тесно связано с Донбассом, показали в произведениях жизнь, труд, надежды и отчаяния тружеников Донецкого края.

Сегодня мы познакомимся с одним из них Викентием Викентьевичем Вересаевым (1867-1945) литературный псевдоним Смидович. Посмотрим электронную презентацию и по группам попробуем составить мини - проект и защитить его.

Просмотр презентации. Обсуждение материала через работу в группах

Урок литературного краеведения на тему: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей»Урок литературного краеведения на тему: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей» Урок литературного краеведения на тему: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей»

Урок литературного краеведения на тему: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей»

Обсуждение просмотренной презентации. Представление мини- проектов. Подведение итогов работы групп

Работа над содержанием очерка «Под землей»

  • Повторение жанра «Очерк»

  • Составление плана по заранее прочитанному дома очерку

План

  1. Расположение шахты

  2. Рабочий день шахтера

  3. Условия труда в лаве

  4. Впечатления автора

  • Обсуждение темы, идеи, художественных средств очерка

Тема: Изображение каторжного труда шахтеров

Идея: высокие нравственные качества шахтеров

Художественные средства: использование эпитетов, метафор, сравнений, авторская позиция

Творческая работа

НУрок литературного краеведения на тему: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей»аписание письма - благодарности В.В. Вересаеву





Под аудиозапись песни «Черное золото» в исполнении В. Высоцкого составление кроссворда (опорное слово «уголь»)

5. П

О

2. Д

В

О

Е

Р

С

1. Т

О

3. З

Т

У

Г

О

4. Л

Ь

Л

А

Л

А

А

О

Ч

Т

У

О

Г

А

  1. Место действия в повести «Без дороги»

  2. Пропущенное слово в названии рассказа «На мертвой……»

  3. Название песни в исполнении В. Высоцкого «Черное…»

  4. Как называет дома шахтеров из-за их жалкого вида Вересаев

  5. Этический жанр, в котором рассказывается судьба главного героя.

Чтение и обсуждение кроссвордов

ПУрок литературного краеведения на тему: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей»Урок литературного краеведения на тему: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей»Урок литературного краеведения на тему: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей»Урок литературного краеведения на тему: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей»резентация подготовленными учащимися выставки книг В.В. Вересаеву, рекомендациями для чтения

Урок литературного краеведения на тему: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей»

Подведение итогов, обсуждение выполненных учениками задач

Инструктаж по домашнему заданию по выбору.

- Прочитать очерк «Подземное царство», составить сценарий к произведению;

- Организовать встречу с работающим шахтером. Взять у него интервью о работе в современной шахте;

Урок литературного краеведения на тему: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей»- Написать отзыв о рассказе «На мертвой дороге»

А сейчас ребята, я попрошу вас взять листы, которые у вас лежат на парте и нарисовать рисунок, который будет соответствовать вашему настроению











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

© 2010-2022