- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературного краеведения на тему: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей»
Урок литературного краеведения на тему: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чухно Л.А. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Автор: Чухно Людмила Александровна,
учитель русского языка и литературы
Торезской гимназии общественно -
гуманитарного профиля Министерства
образования и науки ДНР
Контактные данные: [email protected]
+380507191736
АННОТАЦИЯ
Данный урок литературного краеведения позволит учащимся расширить диапазон знаний о писателях воспевавших Донбасс, его красоту, людей, живущих в Донбассе, величие шахтерского труда.
У учащихся будут сформированы учебные компетентности по работе с художественным текстом: умение определить тему, идею, языковые средства, используемые автором, жанровые особенности (очерка), составлять план изучаемого произведения.
Учащиеся научаться составлять мини- проекты по определенной теме, принимать участие в дискуссии по предложенной им проблеме.
На данном уроке у них будут сформированы творческие способности: составить письмо-обращение к писателю или составить кроссворд по изученному материалу.
Учащиеся 7 класса научатся работать в группе, высказывать свою точку зрения на предложенный для изучения материал, быть толерантными в процессе общения.
С помощью организованной индивидуальной работы учащиеся научатся составлять аннотации к прочитанным произведениям краеведческого материала, давать практические рекомендации для чтения своим сверстникам
ВСТУПЛЕНИЕ АРГУМЕНТАЦИЯ ВАЖНОСТИ ДАННОЙ РАЗРАБОТКИ
Уроки литературного краеведения - бесценная сокровищница приобщения учащихся к культурным, духовным ценностям родного края. С помощью знакомства с творчеством поэтов и писателей родного края у учащихся будут сформированы такие нравственные качества, как любовь к своему краю, в котором ты вырос, уважение к людям, которые превратили некогда «безымянную землю» в цветущий край, восхищение огромнейшим экономическим потенциалом Донбасса, уважению к шахтерскому труду. А главное, - желание жить и работать в Донбассе, быть сопричастным к тому, что окружает тебя, стремление внести свой личный вклад в преобразование родного края, одним словом, - сформировать у учащихся гражданскую позицию.
Кроме того, уроки литературного краеведения еще одна возможность для учителя продолжить «оттачивать» у учащихся учебные компетентности, которые формируются на уроках русского языка и литературы. Формирование читательских навыков, чувства стиля, орфографическую грамотность, умение работать с художественным текстом, с различными литературными источниками, заниматься исследовательской деятельностью, например, в области топонимики.
Уроки литературного краеведения помогут учащимся в формировании социальной компетентности: работе в микро-социуме, в группе. Научат учащихся толерантности, уважению к чужому мнению, решению проблем в команде, умению коллективно принимать решения.
Урок литературного краеведения в 7 классе
Тема урока: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей»
Цель урока: углубить знания учащихся о литературе родного края
Задачи урока:
-
Сформировать у школьников личностную мотивацию к изучению данной темы.
-
Познакомить учащихся с творчеством В. Вересаева, Очерк «Под землей»
-
Развивать умение анализировать текст
-
Воспитывать уважение к людям шахтерской профессии, любовь к труду, гордость за шахтеров Донбасса
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы работы: репродуктивный, информационно - рецептивный, частично - поисковый, проектная деятельность, творческая деятельность, коррекционная деятельность.
Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, выставка книг, аудиозапись песни «Черное золото» в исполнении В. Высоцкого.
Эпиграф урока: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более
глубоко и радостно поймем великое значение творимого
нами настоящего… А.М. Горький
План урока
1. Сообщение темы, целей урока
2. Вступительное слово учителя.
3. Просмотр презентации. Обсуждение материала через работу в группах
4. Обсуждение просмотренной презентации. Творческая лаборатория (работа в группах: создание и защита мини-проекта).
5. Работа над содержанием очерка «Под землей»
6. Творческая работа. Написание письма - благодарности В.В. Вересаеву
7. Презентация подготовленными учащимися выставки книг В.В. Вересаева, рекомендациями для чтения.
8.Под аудиозапись песни «Черное золото» в исполнении В. Высоцкого составление кроссворда (опорное слово «уголь»)
9. Чтение и обсуждение кроссвордов
10. Подведение итогов, обсуждение выполненных учениками задач
11. Инструктаж по домашнему заданию по выбору.
Ход урока:
I этап - Организационный (3 мин)
Содержание урока
Формы и методы работы учителя
Виды деятельности учащихся
1.Организационный момент. Обсуждение эпиграфа
2. Мотивация учащихся, постановка ими цели и задач
Вводная беседа.
Адаптационно-развивающий диалог
Устные ответы на вопросы.
Постановка целей и задач
II этап- Изучение нового материала(35 мин)
Содержание урока
Формы и методы работы учителя
Виды деятельности учащихся
1. Изучение нового материала
-
Просмотр презентации с последующим обсуждением в группах
(Творческая лаборатория)
2. Работа над содержанием очерка «Под землей» (План, тема, идея, языковые средства)
3. Творческая работа
-
Написание письма к В. В. Вересаеву
-
Составление кроссворда
-
Знакомство с выставкой книг В.В. Вересаева, их презентация подготовленными учащимися
-
Показ презентации
-
Организация дискуссии
-
Методические рекомендации по подготовке мини - проектов учениками
-
Подготовка учащихся к исследовательской деятельности
-
Повторение с учащимися жанра письма;
-
Обсуждение подбора ключевого слова
-
Понятия об аннотации
-
Просмотр презентации
-
Участие в дискуссии
-
Подготовка мини - проектов по группам
-
Защита мини - проектов
-
Составление плана
-
Определение темы, идеи, языковых средств
-
Написание и чтение письма
-
Составление кроссворда и его социализация
-
Выступление подготовленных учащихся по рекомендации книг В.В. Вересаева
III этап - Заключительный (7 мин)
Содержание урока
Формы и методы работы учителя
Виды деятельности учащихся
-
Подведение итогов. Обсуждение реализации поставленных задач
-
Оценивание деятельности учащихся на уроке
-
Инструктаж домашнего задания
-
Рефлексия
-
Подведение итогов
-
Выставление оценок
-
Инструктаж домашнего задания
-
Объяснение заданий по коррекции
-
Самооценка деятельности учащихся
-
Самореализация поставленных задач
-
Выбор и запись домашнего задания
-
Создание рисунка «Моё настроение на уроке»
Сценарий урока.
Здравствуйте ребята! Тема нашего урока: Шахтерский труд в произведениях В. Вересаева, Очерк «Под землей».
Донецкий край, где мы с вами живем, не всегда был таким. Семь столетий назад это было «поле чистое», «земля незнаемая», покрытая степными травами, цветами, душистой полынью. Время шло, менялись столетия. И теперь, много веков спустя, мы узнаем о прошлом нашего Донецкого края из давних летописей, произведений устного народного творчества, исторических песен, художественных произведений.
Немало писателей, жизнь и творчество которых тесно связано с Донбассом, показали в произведениях жизнь, труд, надежды и отчаяния тружеников Донецкого края.
Сегодня мы познакомимся с одним из них Викентием Викентьевичем Вересаевым (1867-1945) литературный псевдоним Смидович. Посмотрим электронную презентацию и по группам попробуем составить мини - проект и защитить его.
Просмотр презентации. Обсуждение материала через работу в группах
Обсуждение просмотренной презентации. Представление мини- проектов. Подведение итогов работы групп
Работа над содержанием очерка «Под землей»
-
Повторение жанра «Очерк»
-
Составление плана по заранее прочитанному дома очерку
План
-
Расположение шахты
-
Рабочий день шахтера
-
Условия труда в лаве
-
Впечатления автора
-
Обсуждение темы, идеи, художественных средств очерка
Тема: Изображение каторжного труда шахтеров
Идея: высокие нравственные качества шахтеров
Художественные средства: использование эпитетов, метафор, сравнений, авторская позиция
Творческая работа
Написание письма - благодарности В.В. Вересаеву
Под аудиозапись песни «Черное золото» в исполнении В. Высоцкого составление кроссворда (опорное слово «уголь»)
5. П
О
2. Д
В
О
Е
Р
С
1. Т
О
3. З
Т
У
Г
О
4. Л
Ь
Л
А
Л
А
А
О
Ч
Т
У
О
Г
А
-
Место действия в повести «Без дороги»
-
Пропущенное слово в названии рассказа «На мертвой……»
-
Название песни в исполнении В. Высоцкого «Черное…»
-
Как называет дома шахтеров из-за их жалкого вида Вересаев
-
Этический жанр, в котором рассказывается судьба главного героя.
Чтение и обсуждение кроссвордов
Презентация подготовленными учащимися выставки книг В.В. Вересаеву, рекомендациями для чтения
Подведение итогов, обсуждение выполненных учениками задач
Инструктаж по домашнему заданию по выбору.
- Прочитать очерк «Подземное царство», составить сценарий к произведению;
- Организовать встречу с работающим шахтером. Взять у него интервью о работе в современной шахте;
- Написать отзыв о рассказе «На мертвой дороге»
А сейчас ребята, я попрошу вас взять листы, которые у вас лежат на парте и нарисовать рисунок, который будет соответствовать вашему настроению
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ