Рабочая программа по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089)

-Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ МКОУ ООШ им. З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау от 21.08.2014г. № 54а о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году;

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;

-Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ ООШ им. З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау;

-Учебный план МКОУ ООШ им. З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау на 2015-2016 учебный год;

-Годовой учебный календарный график МКОУ ООШ им. З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау на 2015-2016 учебный год;

-Положение МКОУ ООШ им. З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау «О рабочей программе по предмету (курсу) педагога»

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

Программы общеобразовательных учреждений по литературе под.ред. В.Я.Коровиной. М.:Просвещение, 2014г.

Сведения об УМК

УМК. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2014г.

Цель и задачи учебного предмета

Цели:

Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

- Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи:

∙ приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

∙ овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

∙ устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

∙ научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

∙ отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

∙ освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

В основу программы заложен системно деятельностный подход. Основная задача обучения литературе в 8 классе - показать учащимся связь литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции.

Основой изучения литературы остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем, 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу - первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.

В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.

В 8 классе на уроках литературы на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы. В 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера.

Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской работы). Особое внимание на уроках уделяется совершенствованию речи учащихся. В программу включены необходимые виды работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

Реализация программы предполагает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Представленная программа предусматривает изучение литературы в 8классе общеобразовательных учреждений : 68 ч. (2 часа в неделю).

Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и на­стоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Предпочтительные формы контроля

Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
Итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащихся, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.

Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.



Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета

Введение

Русская литература и история. Интерес русских пи­сателей к историческому прошлому своего народа. Ис­торизм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исто­рические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнооб­разие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бы­товой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая по­весть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.

Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современни­ками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева - основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в лите­ратуре.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния - зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота ге­роини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве. Рабочая программа по литературе«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван­ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему об­ществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтиче­ски-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представле­ния).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя на­дежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (раз­витие представлений). Литературная пародия (началь­ные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мас терство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писа­теля.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо­нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники) Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная "Са­тириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реа­листическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострада­ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата. Рабочая программа по литературеВиктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиогра­фический характер рассказа. Отражение военного вре­мени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Род­ное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Ро­дине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта - символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль­ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловече­ский смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз­витие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изоб­раженная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество контрольных работ

Контрольные мероприятия

Контроль

аудирования

Контроль чтения

Контроль говорения

Контроль письма

I четверть

9

2

17

-

1

1

2

-

II четверть

8

2

16

2

1

1

1

4

III четверть

9

2

19

1

1

1

2

2

IV четверть

9

2

16

-

1

1

1

-

Итого в год

35

8

68

3

4

4

6

6

Особенности класса

Общеобразовательный (с наличием учащихся по программе VII-го вида).

Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

Количество часов по программе - 102 часа, по учебному плану школы - 68 часов. Сокращено количество часов на изучение тем: «А.С. Пушкин» , «М.Ю. Лермонтов» , «Н.В. Гоголь» , «А.П. Чехов» , «И. А. Бунин» , «А.И. Куприн», «А.Т. Твардовский» .

В рабочей программе конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов.

На уроках внеклассного чтения изучаются произведения башкирских писателей.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;
- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
- видеть конкретных образов;
- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный жанр;
- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы



Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Критерии оценивания сочинений и изложений

п/п

Форма контроля достижений учащихся

Критерии оценки

1

Сочинение (примерный объем классных сочинений 1,5-2 страницы)

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

-Содержание работы полностью соответствует теме

-Фактические ошибки отсутствуют

-Содержание излагается последовательно

-Работа отличается богатством словаря

-Достигнуто стилевое единство

-В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет

1 (орфогр.) или

1 (пункт.)

или

1 (грамматич.)

«4»

- Содержание работы в основном соответствует теме

-Имеются единичные фактические неточности

-Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей

-Лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен

-Стиль работы отличается единством

-В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов

(2 орфограф. и 2 пункт.) или (1 орфограф. и 3 пункт.) или (4 пункт.) или (2 грамматич.)

«3»

- В работе допущены

существенные отклонения от

темы

- Работа достоверна в главном, но

имеются фактические неточности

- Допущены отдельные

нарушения последовательности

изложения

- Беден словарь

- Стиль работы не отличается

единством

- В целом в работе допускается не

более 4 недочетов в содержании и

5 речевых недочетов.

(4 орфограф. и

4 пункт.)

или

(3 орфограф. и

5 пункт.)

или

(7 пункт.) или

(4 грамматич.)

При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл.

При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.

2

Диктант

(основные

литературные

понятия и

термины)

В словарных диктантах: (25-30 слов)

«5» - правильность 100-90%

«4» - правильность 90-80%

«3» - правильность 80-50%

«2» - правильность менее 50%

«1» - ошибочное написание 100% работы

3

Реферат

Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные

требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы,

ответы на вопросы, заданные после защиты реферата.

В оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски,

источники.

Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы,

цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы.

Основная часть содержит материал, который отобран учеником для

рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть

разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно

оформленные сноски.

Заключение - выводы о том, насколько удалось выполнить

обозначенные во введении задачи и цели.

Защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой

рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах,

изученной литературе, о структуре основной части, выводах.

4

Тест

В тестовых заданиях предусматривается 25 вопросов.

25-22 верных ответа - «5»

21-18 верных ответов - «4»

17-13 верных ответов - «3»

12 и менее верных ответов - «2»

5

Самостоятельная

работа

Оценивается

Степень самостоятельности:

- без помощи учителя (3 балла)

- незначительная помощь учителя (2 балла)

- существенная помощь учителя (1 балл)

- не справился (0 баллов)

Правильность выполнения:

- работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла)

- работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50

% от работы (2 балла)

- ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл)

- ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов)

Оценка выставляется по количеству набранных баллов:

6-5 баллов - «5»

4-3 балла - «4»

2-1 балл - «3»

0 баллов - «2»





Календарно-тематический план

урока

Сроки проведения

Раздел программы

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Примечания



1.

План

Факт






Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.



1

Вводный урок Беседа

2.



Устное народное творчество

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях.

1

Урок-семинар

Сбор материала

3.




Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

Работа с учебником

Беседа

Комментиро-ванное чтение

преданий

4.



Древнерусская литература

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

1

Беседа

Работа над «Житием…» Работа с репродукцией. Работа с учебником.

5.




«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои.

1

Беседа.

Работа с иллюстрациями

6.




Внеклассное чтение. Башкирские народные песни.

1

Прослушивание башкирских народных песен.

7.



Литература 18 века

Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» . Сатирическая направленность комедии. Понятие о классицизме.

1

Беседа с элементами коментированного чтения Сообщение ученика

8.




Анализ эпизода коме­дии Д. И. Фонвизи­на «Недоросль». Осо­бенности анализа эпи­зода драматического произведения.

1

Аналитическая беседа

с чтением

отдельных

фрагментов комедии.

9.



Литература 19 века

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа.

1

Лекция

Сообщения учащихся

Работа по тексту

10.




Внеклассное чтение. Р. Бредбери «Улыбка».

1

Урок внеклассного чтения.

11.




К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

1

Рассказ учителя. Практикум.

12.




А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

1

Рассказ учителя. Беседа.

13.




А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6 - 7 классах).

1

Семинар.

14.




А. С. Пушкин. «Исто­рия Пугачева» . История пугачев­ского восстания в ху­дожественном произ­ведении и историчес­ком труде писателя.

1

Лекция.

15.




А. С. Пушкин. «Капи­танская дочка». История создания произ­ведения. Герои и их исторические прототи­пы

1

Рассказ учителя. Ответы на вопросы.

16.




Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

1

Обучение устному рассказу.

17.




Семья капитана Ми­ронова. Маша Миро­нова - нравственный идеал Пушкина

1

Аналитическая

беседа.

Сжатый пересказ содержания глав

18.




Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке

1

Сжатый пересказ Аналитическая

беседа.

Чтение эпизодов
Просмотр эпизодов х.ф.

19.




Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в ро­мане «Капитанская дочка». Подготовка к сочи­нению по повести А. С. Пушкина «Капи­танская дочка»

1

Урок развития речи.

20.




Рр. Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1

Урок развития речи.

21.




Контрольная работа по творчеству А. С. Пуш­кина.

1

Урок контроля.

22.




М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воп­лощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова .

1

Рассказ учителя. Семинар.

23.




М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в мона­стыре.

1

Беседа.

24.




Особенности компози­ции поэмы «Мцыри». Роль описаний приро­ды в поэме.

1

Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».

25.




Рр. Классное сочинение по поэме М. Ю. Лер­монтова «Мцыри».

1

Написание сочинения

26.




Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отно­шение к истории, ис­торической теме в ху­дожественном творче­стве.

1

Рассказ учителя. Сообщение учащихся.

27.




Н. В. Гоголь. «Реви­зор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки.

1

Рассказ учителя. Беседа.

28.




Разоблачение пороков чиновничества в пье­се. Приемы сатири­ческого изображения чиновников.

1

Беседа о театре

Чтение кратких характеристик «Замечания для гг.актеров»

Аналитическое чтение первого действия комедии

29.




Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как

нравственное явление

1

Чтение отдельных явлений

Беседа

Работа с иллюстрациями

30.




. Подготовка к домашнему сочи­нению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

1

Урок развития речи.

31.




Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

1

Беседа

Сообщение ученика Групповая работа

Работа с текстом

32.




Мечта и реальность в повести «Шинель».

Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

1

Практикум.

33.




Контрольная работа по творчеству Н.В. Гоголя

1

Урок контроля

34.




М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).

1

Литературное исследование

Беседа

Работа по тексту

35.




Обучение анализу эпи­зода из романа «Ис­тория одного города».

1

Анализ эпизода из романа «История одного города».

36.




Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравствен­ные проблемы рас­сказа «Старый гений».

1

Лекция. Сообщение ученика. Беседа.

37.




Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социаль­но-нравственные про­блемы в рассказе «После бала».

1

Беседа

Выразительное чтение

Анализ эпизода

38.




Мастерство Л. Н. Тол­стого в рассказе «Пос­ле бала». Особеннос­ти композиции.

1

Беседа

Комментиро-ванное чтение

Анализ эпизодов

39.




Внеклассное чтение.

Нравственные пробле­мы повести Л. Н. Тол­стого «Отрочество».

1

Внеклассное чтение

40.




Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчев, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

1

Беседа

Анализ стихотворений (по выбору учащихся).

41.




А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упу­щенном счастье. Пси­хологизм рассказа.

1

Аналитическая беседа

Элементы диспута

Работа над рассказом по индивидуальным заданиям

42.



Литература 20 века

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бу­нина-прозаика.

1

Беседа.

Работа с текстом.

Индивидуаль-ные сообщения учащихся.

43.




А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравст­венные проблемы рассказа «Куст сирени».

1

Урок-практикум

44.




Внеклассное чтение. Чтение произведений Мажита Гафури.

1

Урок внеклассного чтения.

45.




А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ Рос­сии и ее истории.

1

Рассказ учителя. Обучение выразительному чтению.

46.




С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему.

1

Рассказ учителя. Беседа.

47.



Урок-конференция. Об­раз Пугачева в фоль­клоре, произведе­ниях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подго­товка к домашнему сочинению

1

Урок развития речи.

48.




Внеклассное чтение. Д.Покровский «Очерки Москвы».

1

Урок внеклассного чтения.

49.




И.С. Шмелёв. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

1

Выступления учащихся

50.




Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

1

Урок контроля.

51.




М. А. Осоргин. Сло­во о писателе. Соче­тание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1

Рассказ учителя

Чтение рассказа

Выборочный пересказ

Беседа

52.




Журнал «Сатирикон». Сатирические изображения исторических событий.

1

Рассказ учителя. Беседа.

53.




А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэ­ма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме.

1

Лекция учителя

Сообщения учащихся

54.




Василий Теркин - за­щитник родной стра­ны.

1

Эвристическая беседа

Чтение наизусть отрывков из главы «Переправа» и др.

55.




Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин».Герой и автор.

1

Урок развития речи.

56.




А. П. Платонов. Сло­во о писателе. Карти­ны войны и мир­ной жизни в рассказе «Возвращение».

1

Рассказ учителя. Обучение устному рассказу.

57.




Внеклассное чтение. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1

Урок-концерт

Выступление учащихся, выразительное чтение стихотворений наизусть; прослушивание песен о ВОВ

58.



В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

1

Рассказ учителя

Аналитическая беседа

Выборочный пересказ

59.




Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века»

1

Урок развития речи.

60.




Русские поэты о Родине, родной природе.

1

Выразительное чтение наизусть.

Частичный анализ стихотворений.

Беседа.

61.




Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мо­тивы воспоминаний, грусти, надежды

1

Беседа

Чтение

Письменная творческая работа

62.



Зарубежная литература

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

1

Просмотр фрагментов из х.фильма

63.



Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

1

Беседа

Чтение

64.




Ж. -Б. Мольер. «Ме­щанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невеже­ственных буржуа.

1

Чтение по ролям.

65.




Чер­ты классицизма в ко­медии Мольера. Мас­терство писателя. Об­щечеловеческий смысл комедии

1

Беседа

Чтение

66.




Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное ус­тройство общества

1

Урок внеклассного чтения.

67.




В. Скотт. Слово о пи­сателе. «Айвенго» как исторический роман

1

Урок внеклассного чтения.

68.




Внеклассное чтение. Чтение произведений М.Карима.

1







Перечень учебно-методического обеспечения

Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

1. Программы общеобразовательных учреждений по литературе под.ред. В.Я.Коровиной. М.:Просвещение, 2014г.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014г.

3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. - М.: Просвещение, 2006.

Учебно-практические издания

Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы. - М.: «Дрофа», 1998

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной, - Экзамен.- М., 2009

Учебно-наглядные издания и пособия

Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы. - М.: «Дрофа», 1998

Учебно-методические пособия

  1. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО, 2009.



  1. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.

  1. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

  2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 8 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Аудио- и видеоприложения

Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2009.

цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)

Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.

Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)

Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)

Библиотека русской классики, выпуск 6. 9Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)

Русская литература от Нестора до Маяковского.

Русская поэзия XVII-XX веков.

Хрестоматия по русской литературе.

Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.

Мудрые мысли и изречения. Том 3.

Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.

А.Грин "Алые паруса".

А.С.Пушкин. Стихи и сказки.

Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты

А.П.Чехов. Рассказы.

Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты

prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации Коровиной В.Я.

  • krugosvet.ru

  • Lib.ru

Библиотека Максима Мошкова.

  • litera.ru



Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Библиотечный фонд, печатные пособия

Журнал «Учитель Башкортостана» , газета «Первое сентября» ,учебники, словари.

Журнал «Литература в школе»

Компьютерные и ИКТ средства

Ноутбук.

Технические средства обучения

Магнитофон.

Демонстрационные пособия

Иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов и писателей

Экранно-звуковые пособия

Ноутбук.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Рабочее место учителя и учащихся, магнитофон.



Список литературы



Литература, рекомендованная для учителя

  1. Н.И.Барабаш. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003

  2. В.А.Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы.М: Дрофа, 1998

  3. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. Тесты. Литература 5-8 классы. М: Дрофа, 1998

  4. И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: Вако, 2003

  5. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985

Литература, рекомендованная для учащихся

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014г.

  2. Г.И.Романова. Золотые строки. Стихи и проза для заучивания наизусть. 5-11 классы. М: Универ-Пресс, 2004

Дополнительная литература

  1. Е. Л. Демиденко. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.:ДРОФА, 2007

  2. А.О. Ишимова. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000

  3. А.М.Марченко. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008

  4. Русское народное поэтическое творчеств / Под редакцией проф. Н.И. Кравцова.- М.: Просвещение, 1971

  5. Л.Н.Тимофеев, С.В.Тураев. Краткий словарь литературных терминов. - М.: Просвещение, 2001

  6. Л.Е.Тумина. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы.- М.: ДРОФА, 2000 г.

  7. По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. - М.: Айрис-пресс, 2000

  8. И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. - М.: Просвещение, 2001

  9. И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: Вако, 2003

  10. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2001

  11. Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. - М.: Владос, 1999





© 2010-2022