Рабочая программа элективного курса Выразительные средства синтакисиса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 105»

Ленинского района города Саратова



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель Директор МОУ «СОШ № 105»

_________ Т. И. Федорова директора по УР _____________ И. С. Шувалова

Протокол № ___ ________ Г. Ф. Петрова Приказ № ______

от ____ __________ 201__ г. _________________ г. от ______________ 201__ г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу для 9 «Б» класса

«ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА»

учителя Новиковой Елены Александровны



2015-2016 учебный год















Саратов

2015

Пояснительная записка


В последние годы русский язык в глазах учащихся предстает как трудный и неинтересный предмет. Учащиеся при ответственной коммуникации не способны точно и четко выразить свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Бедна и невыразительна их речь.

Знание стилистических приемов и средств, наиболее активно используемых в русском языке, способствует более точному и глубокому анализу и, следовательно, пониманию разновидностей речи: художественной (особенно поэтической), публицистической, научно-популярной, разговорной. Умелое и уместное использование стилистических возможностей русского языка обогащает речь, придает ей образность, экспрессию. Однако ни в ВУЗе, ни в школе курс стилистики не предусматривает формирование и развитие навыков и умений, связанных с построением и распознаванием экспрессивной лексики. Считается, что ученики должны догадаться об ее присутствии в речи. А ученики, не зная формы искусствоведческих терминов, не замечают их. Выразительность речи для них пропадает.

Различные эмоциональные чувства и вообще экспрессия в речи выражается с помощью интонации, благозвучия, экспрессивных морфем, частиц, лексических синонимов, экспрессивного конструирования предложений (стилистических фигур).

Речь бывает насыщена перечисленными средствами выразительности речи в большей или меньшей степени в зависимости от стиля речи. Деловой стиль - нулевая экспрессия в научном, экспрессивные средства встречаются в научно-популярном стиле, в публицистике в зависимости от жанра - от нуля до исключительной выразительности, в поэтическом насыщенность зависит от индивидуальной манеры автора - от автологии до символичности.

Главное, на что необходимо обратить внимание в первую очередь в процессе обучения выразительности речи, - это обеспечение более глубокого и полного понимания школьниками смысла слов, обладающих эмоционально-экспрессивной и стилистической окрашенностью, а также слов с отвлеченной семантикой. Именно в 12-13 лет человек отличается наибольшей восприимчивостью к усвоению лексического богатства родного языка. И если в этот период школьник недополучит наиболее актуальный, наиболее содержательный и выразительный лексико-фразеологический материал, то позднее этот пробел будет трудно восполнить.

Для этой цели подбирается «высококачественный» дидактический материал в виде микротекстов и отдельных предложений, насыщенных «образной» лексикой, и также тексты художественной, публицистической, научно-популярной литературы, в которых авторы добиваются лексико-грамматическими средствами особенной художественной выразительности с помощью стилистических фигур, то есть речевых средств, не предусмотренных обязательными требованиями нормы, а целиком зависящих от степени речевого мастерства автора.

Такой дидактический материал целиком служит принципу оценки выразительной функции грамматических форм, усвоению прагматической стороны речи.

Ученики должны знать выразительные средства речи, узнавать их в тексте, понимать их лингвистическую форму, чувствовать их экспрессивную суть и уместность в данном тексте.

Изучение же синтаксического строя языка играет важную роль в развитии речи учащихся, так как на уровне синтаксиса предложения, текста учащиеся реализуют все свои знания и умения, полученные при изучении других разделов науки о языке. Немаловажным разделом синтаксиса русского языка с точки зрения проблемы развития речи учащихся является учение о «второстепенных членах предложения», так как изучение второстепенных членов предложения помогает ученикам осознать смысловое назначение различных грамматических форм и, следовательно, понять, какими средствами пользуется язык для выражения тех или иных синтаксических отношений, что, в свою очередь, будет способствовать развитию речи, сознательному использованию средств языка для выражения оттенков мысли.

Данный курс является предметным, расширяющим материалы базовой общеобразовательной программы, общеучебные навыки учащихся, а также позволяющим им судить об особенностях и достоинствах речи изучаемых в школе авторов литературных произведений.

В рамках программы выделяются два основных направления:

- практическое - совершенствование связной речи учащихся, выработка у них навыков и умений логического, эмоционального изложения мысли.

- исследовательское - содержание курса направлено на формирование способностей учащихся самостоятельно исследовать тексты художественных и публицистических произведений.

Цели курса:

  • научить видеть художественную ценность слова в процессе обучения синтаксису русского языка.

  • добиться существенного повышения интереса к изучению русского языка.

Задачи курса:

  • систематизировать знания учащихся о стилистических приемах и средствах, наиболее используемых в русской речи;

  • научить видеть изобразительную и выразительную стороны языка;

  • прививать любовь к красоте родного слова, его силе, величию;

  • воспитание общей речевой культуры.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:

  • самостоятельно находить и распознавать выразительные языковые средства в «целом» слове, в предложении, тексте;

  • осознанно применять выразительные средства для развития собственной монологической устной и письменной речи;

  • обогащение словарного запаса;

  • умение работать с книгой.


Литература

  1. Аспектные и толковые словари.

  2. Выразительности образной речи. «Учитель», 2000.

  3. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.

  4. Москвин В. П. Стилистика русского языка. Приемы и средства.

  5. Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.

  6. Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984.


Произведения художественной литературы, изучаемые в курсе средней школы, художественная публицистика - основной источник для работы по данному курсу.

Дидактический и справочный материал.

Форма итоговой отчетности учащихся - исследовательская работа по использованию в речи стилистических фигур и лексических микросистем для создания экспрессии, представляемая на итоговую конференцию.

Текущая проверка усвоения материала - изложение, во время которого внимание учащихся должно быть направлено не только к лексико-фактологическому содержанию текста, но и к наиболее ярким экспрессивным языковым средствам.

Прилагаемый дидактический материал - не традиционные упражнения на вставку пропущенных букв и знаков препинания. Он направлен на распознавание синтаксических конструкций, выражающих экспрессию только синтаксической формой, способствующих развитию образного мышления учащихся и используемых в художественной прозе, стихах и публицистике.

В рамках данной работы нельзя рассмотреть все существующие в русском языке стилистические фигуры. Здесь приведены наиболее употребляемые и часто встречающиеся.



Учебно-тематический план


Тема

Кол-во часов

1

Язык художественной литературы. Основные разновидности

1 час

2

Переносное употребление слов. Метафора, развёрнутая метафора, метонимия, гипербола, литота и др.

1 час

3

Стилистические фигуры. Перечисление, анафора, эпифора, зевгма, хиазм, асиндетон, полисиндетон, климакс, антиклимакс.

1 час

4

Предложения с однородными и обособленными членами, усиливающими эмоциональность художественной речи.

1 час

5

Стилистические фигуры, употребляемые в сложном предложении для создания выразительности.

1 час

6

Стилистические фигуры, создающие экспрессию в связном тексте.

1 час

7

Изложение художественно- публицистического стиля.

1 час

8

Итоговая конференция. Использование стилистических фигур и лексических микросистем как средство выразительности русской речи.

1 час


ИТОГО

8 часов




Календарно-тематическое планирование


Тема

Дата проведения

план

факт

1

Язык художественной литературы. Основные разновидности

10.11


2

Переносное употребление слов. Метафора, развёрнутая метафора, метонимия, гипербола, литота и др.

17.11


3

Стилистические фигуры. Перечисление, анафора, эпифора, зевгма, хиазм, асиндетон, полисиндетон, климакс, антиклимакс.

24.11


4

Предложения с однородными и обособленными членами, усиливающими эмоциональность художественной речи.

01.12


5

Стилистические фигуры, употребляемые в сложном предложении для создания выразительности.

08.12


6

Стилистические фигуры, создающие экспрессию в связном тексте.

15.12


7

Изложение художественно- публицистического стиля.

22.12


8

Итоговая конференция. Использование стилистических фигур и лексических микросистем как средство выразительности русской речи.

29.12













Приложение

Выразительные средства синтаксиса

«Однородные члены предложения».

1. Выпишите предложения, в которых однородные члены предложения усиливают эмоциональность художественной речи. Произведите их синтаксический разбор, составьте схемы.

Вот и сейчас все было необыкновенным: и небо, и воздух, и мокрая от росы трава, и одинокая паутина в синеве. Все давало ему (Тарасу) перевес перед другими: и преклонные лета, и опытность, и умение двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам. (Н. Гоголь)

Наука, техника, культура и производство было бы мертво без общения людей, без языка.

2. Запишите предложения в такой последовательности:

- с двумя рядами однородных членов;

- с тремя рядами однородных членов;

- все остальные.

Укажите стилистические фигуры, встречающиеся в данных предложениях.

Аромат воздуха - нет возможности передать. Млеющий, он бросает в лицо то нежный запах фиалок, то травы, то потянет сосной, ландышем, заберется далеко внутрь в самую глубину сердца, вольет в него радость чудного дня, освежит, разгладит складки души и заставит и внутри в себе прибраться в тон этой майской природе. (Гарин-Михайловский)

Пред нею зыблются, шумят великолепные дубравы, аллеи пальм и лес лавровый, и благовонных миртов ряд, и кедров гордые вершины, и золотые апельсины. (А. Пушкин)

Я тебя за облаком, за тучами, за туманом высмотрю, найду.

За тобой тропинками сыпучими, долами и кручами пройду.

«Обособленные члены предложения».

1. Выпишите три предложения с метафорами в причастном обороте.

И старый клен, о лете сожалея,

Чуть шелестит, не в силах спрятать грусть. (Васильев)

Сентябрь идет не втихомолку. И словно сброшена с плеча у кленов, вышедших к проселку, багрово- алая парча. (Прокофьев)

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины. (Тютчев)

Стрела шоссе летит сквозь город, проулками оперена. (Савельев)

2. Выпишите три предложения с деепричастным оборотом, распространяющим развернутую метафору.

Весна! Весна! Как высоко на крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака. (Баратынский)

С каждым утром сильнее мороз, в белом пламени клонится куст леденящих ослепительных роз. (А. Ахматова)

Почти между стволов ползет гроза, расшаркивая тучи всем зигзагом магниевых швов. (Савельев)

Ледоход шумит на солнце, ледоход. Под разгневанным лучом сломался лед. (Васильев)

Иногда соловей, пригорюнясь на ветке, разговаривает вполголоса с тишиной. (Исаковский)

3. Определите функцию зевгмы, сделайте структурный анализ.

В Италии никогда не перестают созревать апельсины и художники. (Паустовский)

Паровоз и проводница взвыли одновременно. (Думбадзе)

Старик пил чай с женой и с лимоном.

За все, за все тебя благодарю я,

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов, за клевету друзей. (М.Ю. Лермонтов).

4. Определите количественный состав и функцию сложной антитезы.

Грубым дается радость, нежным дается печаль. (С. Есенин)

Палитра красок человеческих характеров не имеет границ. Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уроды, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые. (Черкасов)

И многим это сердце обещала и никому не отдала. (М.Ю. Лермонтов).

«Главные и второстепенные члены предложения».

1. Укажите, какой частью речи выражен и каким членом предложения является эпитет. Произведите синтаксический разбор трех предложений.

Стыдливо белая береза зеленеет,

Проходят облака все выше и нежней,

А ветер сушит сад и мягко в окна веет

Теплом апрельских дней. (Блок)

И над озером серебряным камыши, склонясь, шепталися. (С. Есенин)

Землей пережита пора роскошных сил и мощных трепетаний. (А.К. Толстой)

Стали сосны сдержанней и глуше, все о чем- то шепчутся во сне. (Исаковский)

Вечер был задумчив и прекрасен, и заря, как летняя, тепла. (Блок)

Материалы для работы над связным текстом.

1. Прочитайте текст, укажите его стилистическую отнесенность, назовите использованные в нем фигуры.

Пять чувств у человека есть…

Но сколько в нас таится их

Не учтены ни долг, ни честь,

Ни чувство интуиции.

И кроме чувства высоты,

Нам всем ничуть не менее

Знакомо чувство красоты

И чувство отвращения.

И чувство локтя - наконец,

Что гонит чувство страха?!

А чувство юмора - венец,

С которым - хоть на плаху.

Средь чувств, которым нет цены,

Могучих и несметных,

И чувство собственной вины-

Редчайшее у смертных! (Николаев).

Оглянись, русский человек на древние гордые кремли твоих городов, на детей наших, взирающих на тебя с надеждой, на молчаливые тени предков твоих, на каждый полевой цветок, еще не оскверненный мертвым дыханием вражеских машин. И пусть львиный гнев родится в твоем богатырском сердце.

Подымись во весь рост, гордый русский человек, и пусть содрогнутся в мире все, кому ненавистна русская речь и нетленная слава России! (Леонов).

Ты наденешь рукавицы,

Дверь откроешь, выйдешь в сени-

Тонко скрипнут половицы,

Улетят с крыльца синицы

В оснеженные сирени.

Хлынет в ноздри воздух синий,

На ресницы ляжет иней.

Лыжи под гору скользнут…

Мост, как кошка, спину выгнет,

Щелкнет дятел, белка прыгнет,

Зайцы в ельнике мелькнут.

Вспыхнет солнечное пламя,

Обожжет морозом щеку,

Лось лиловыми глазами

На тебя посмотрит сбоку. (Ковалев)


2. Укажите, какая стилистическая фигура использована в данных текстах.

А. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечность. (Л. Толстой)

1. Антитеза. 2. Градация. 3. Многосоюзие. 4. Риторическое обращение.

Б. Я прошу тебя, большое время,

Но прошу - прислушайся ко мне:

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болотца,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то,

Отчего щемит в моей груди. (Куняев)

В. Рыбу ловят в океанах, реках, прудах, а под Москвой также в лужицах и канавах (Чехов)

  1. Зевгма. 2. Градация. 3. Многосоюзие. 4. Антитеза.

Г. Не для тебя ль по скалам бегут и брызжут водопады? Не для тебя ль в ночной тени вчера цветы благоухали? Из синих волн не для тебя ли восходят солнечные дни? (А.К. Толстой)

  1. Антитеза. 2. Градация. 3. Многосоюзие. 4. Риторическое обращение.

Д. Доброе дело, если оно действительно доброе, стоит больше, чем миллион добрых слов; но порой слово и есть дело, и тогда оно дорого стоит.

Афоризм

1. Зевгма. 2. Градация. 3. Хиазм. 4. Многосоюзие.

Е. О низкие характеры! Они и любят, точно ненавидят. (Достоевский)

1. Хиазм. 2. Антитеза. 3. Многосоюзие. 4. Градация.

Ж. Если стало темнее вокруг,

Если гаснет звезда за звездою,

Если скрылась луна в облаках

И клубятся туманы в лугах,-

Это стало темней пред зарею. (Майков)

1. Повторы. 2. Многосоюзие. 3. Умолчание. 4. Символ.

З. Хотя страшился он сказать, не трудно было б отгадать, когда б…но сердце, чем моложе, тем боязливее и строже хранит причину от людей своих надежд, своих страстей. (Лермонтов)

1. Повторы. 2. Многосоюзие. 3. Умолчание. 4. Символ.

И. Развесистый дуб на холме зеленеет,

Раскинувши ветви широко,

И в землю родную своими корнями

Он входит глубоко- глубоко.

И пусть над вершиной проносятся тучи,

Пусть ветры над ним завывают,-

Он держится крепко за землю родную,

И бури его не сломают. (Исаковский)

  1. Повторы. 2. Многосоюзие. 3. Умолчание. 4. Символ.

К. А, впрочем, я слишком много болтаю, оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. (Достоевский)

1. Повторы. 2. Градация. 3. Хиазм. 4. Анафора.

Ответы: А. 2; Б. 4; В. 1,2; Г. 4; Д. 3; Е. 2; Ж. 2; З. 3; И. 4; К. 3.

3. Указать в данном тексте все имеющиеся известные вам стилистические фигуры.

До чтения ли, до письма было тут, когда душистые черемухи зацветают, когда пучок на березах лопается, когда черные кусты смородины опушаются белым пухом распускающихся сморщенных листочков, когда все скаты гор покрываются подснежниками и тюльпанами, называемыми «сон», лилового, голубого, желтого и белого цвета; когда ползут везде свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов; когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе над самым двором, рассыпаясь в своих журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых я заслушивался до слез; когда божьи коровки и все букашки выползают на божий свет, крапивные и желтые бабочки замелькают, пчелы зажужжат; когда и луч солнца дрожит, пробиваясь сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал. (С.Аксаков)

Эльбрус сверкал чистейшей двуглавой белизной на бархатном звездном небе бесконечности. Он звал к себе.

А зачем человеку все-таки нужно идти в горы, карабкаться с уступа на уступ, по непроходимым тропинкам, ежеминутно рискуя поплатиться головой за любую свою неосторожность (градация).

Человека всегда тянет к вершине. Он жертвует собой, но идет сантиметр за сантиметром, отвоевывая высоту, утверждая мужество своего духа (градация). С вершины виден мир и возможности человека (зевгма). Об этом знают альпинисты и поэты. Они первыми замечают, как из-за горизонта выкатывается солнце и первый его луч приветствует их дерзость (перечисление). Это ощущение ни с чем не сравнимо. Ради него можно идти на любой риск, потому что благородству порыва нет смерти, потому что за покоренной вершиной встает новая, более высокая и прекрасная высота на пути к бесконечному совершенству (градация, многосоюзие) (М. Дудин)

Ночь как будто черная дыра.

Облака прозрачны, словно дым.

Вышла круглолицая луна.

Светят звезды над крыльцом моим.

Тихо сосны во бору стоят,

Речка шепчет берегам,

Ветра шорохи чуть слышные летят

По густым высоким камышам.

Ярко светят дальние огни

Там вдали за реченькой- рекой.

Будто бы кого-то ждут они…

Одиночество…Одни лишь мы с тобой. (Екатерина Григорьева, 9 А).


Фрагмент урока «Стилистические фигуры»

Далее подробней остановимся на синтаксических конструкциях, которые могут иметь экспрессивную значимость только при наличии определенной лексики, выражающие экспрессию только синтаксической формой. Эти конструкции используются в прозе, стихах, публицистике. Возьмем предложения с однородными членами. Для них характерно то, что экспрессивную нагрузку несут стилистические фигуры: перечисление, градация, антитеза, зевгма.

Не утомленную, не праздную,

Не обеззвученную тьмой,

Я тишину люблю цветастую,

Живую, птичью надо мной,

Не безнадежную, не гневную,

Не вздрагивающую от шагов,

А полноправную, полдневную,

В свеченье трав, в огне снегов,

В шуршанье чащ, дождей качании,

В простом спокойствии отца,

В сосредоточенном молчании

Мир создающего творца. (И. Снегова)

Учащимся предлагается записать текст под диктовку, указать сколько здесь рядов однородных членов и назвать стилистическую фигуру, использованную в этом предложении. Предполагаемый ответ - в этом предложении два ряда однородных членов - определения и дополнения, использована фигура перечисления.

Фигуру перечисления можно встретить в одном предложении с фигурой градации. Градация - «стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи». Различают градацию восходящую - климакс, нисходящую - антиклимакс.

С наслаждением он отыскал место на подушке, плотнее закутался мягким одеялом, которое было теперь на нем вместо разорванной шинели, тихо вздохнул и заснул глубоким, крепким, целебным сном. (Достоевский)

Данные в этом предложении однородные определения имеют лексическое значение свойств, из которых последующие подчеркивают, усиливают предыдущие.

Что вы говорите! Этот немец бедный, одинокий, убитый человек - и вам его не жаль? (Тургенев)

Ученикам предлагается определить, где они встречают восходящую, а где нисходящую градацию, объяснить свой выбор.

И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя под землю. (Бунин)

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (Берггольц).

Анализируя это предложение, ученики говорят, что здесь три ряда однородных членов, использованы фигуры перечисления и нисходящая градация.

Если фигуры перечисления, градации уже могут быть знакомы учащимся, то такие фигуры как зевгма, хиазм, сегментация и другие для многих являются неизвестными. Тем не менее, эти фигуры очень интересны по-своему и придают речи экспрессивную окраску. Прежде чем приступить к работе, даем определение зевгмы, приводим примеры.

Зевгма - экспрессивное построение фразы с однородными членами двух видов:

  1. опущение глагола, от которого зависят однородные члены предложения перед вторым и последующими однородными.

Шла, шла. И вдруг перед собою

С холма господский видит дом,

Селенье, рощу под холмом

И сад над светлою рекою. (А. Пушкин)

  1. лексическая многозначность глагола, от которого зависят однородные члены предложения.

Разговор мальчиков угасал вместе с огнями. (И. Тургенев)

В толковом словаре слово «угасать» разъясняется как переставать гореть, переставать светить и переносно ослабевать, исчезать. Однородные члены, относящиеся к глаголу «угасать», каждый по-своему реализует одно из его лексических значений. В этих случаях зевгма может быть использована с расчетом на комический эффект, возникает экспрессия смешного.

В данном предложении обратим внимание учеников, что зевгма использована вместе с анафорой (единоначатием).

Вдали от света и искусства,

Вдали от солнца и природы,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои златые годы. (Ф. Тютчев)

Работая над предложениями с однородными членами, выделим еще одну фигуру - антитезу, фигуру контраста, которая также служит для усиления выразительности. Ее могут образовывать однородные члены, если они являются соединенными попарно антонимами. Антитеза может быть выражена целым предложением и даже законченным текстом.

Не все ль равно, один иль много этих дней. (А. Фет)

Глаза ее смеялись, а ему казались они страшными, до того они были потрясающе прекрасны: серые, большие, холодноватые. (А. Н. Толстой)

Простая антитеза основана на одной антонимической паре, сложная - на двух и более, используется при развернутой контрастной характеристике двух объектов.

Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон коварна и зла. (М. Лермонтов)

Фигура речи, состоящая в обратном, крестообразном расположении элементов двух словосочетаний, объединенных общим членом, или крестообразным расположением частей сложного предложения, называется хиазмом. Она встречается нечасто, но обратить на нее внимание будет небезынтересно.

Справедливость без силы и сила без справедливости одинаково ужасны. Мы на много не отваживаемся, не потому что оно трудно; оно трудно потому, что мы на него не отваживаемся. (Афоризм)




© 2010-2022