Рабочая программа по литературе 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Принято на педагогическом совете «Утверждаю»

Протокол №1 Директор МОУ СОШ с.Калда

29.08.2013 г ________________И.А.Таиров

1.09.2013 г

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Калда

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета Литература

Класс 10

Уровень общего образования средняя общеобразовательная школа

Учитель Казакова Г.Н.

Срок реализации программы, учебный год 2013-2014 учебный год

Количество часов по учебному предмету всего часов в год - 70, в неделю - 2

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего образования по литературе. Базовый уровень.

Рабочую программу составил(а) ___________________

(подпись) (расшифровка подписи)


Согласовано: заместитель директора по УВР ________________

Рассмотрено на заседании МО учителей ………………………………….

Протокол № от ………августа 2013 г

Руководитель МО_________________(Ф.И.О.)

(подпись)






Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе

  • Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РТ, утверждённого Приказом Минобразования РТ №1743/10 от 28 апреля 2010 г.

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

  • Федерального переченя учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2009 г.)




























ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ



п/п

Тема урока

Тип / вид урока

Основные понятия

Учебные навыки

Дата по календарю

Фактическая дата

предметные

общеучебные


1













Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.


Комбинированный; лекция

Духовнонравств. искания человека, нравственный идеал, «праведничество», социальная несправедливость, свобода


беседа

Читательские предпочтения, созвучие литературы и жизни Различие родов и жанров литературы, взаимосвязь отдельных компонентов,

работа со справочной литературой, составление конспекта

2







Творчество писателей конца 18 начала 19 веков Языковая реформа Н. М. Карамзина. Романтический историзм Н. М. Карамзина.(обзорное знакомство)

Комбинированный; лекция

Сентиментализм, новые слова и понятия Карамзина

Составление тезисного плана

3

Поэтические искания декабристов. Поэзия К. Ф. Рылеева.

Работа с текстом

Поэзия декабристов





4

Своеобразие пушкинской эпохи. Основные темы, мотивы лирики А. С. Пушкина.. Историч. концепция пушкинского творчества .

лекция с элементами беседы Обобщение изученного ранее;

Гуманизм, лирика, романтизм, гедонизм, реализм, эпикурейство

Идейно-тематический анализ текста

Художественное иллюстрирование

5

Петербургская повесть А.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Проблема власти. Тема «маленького человека»

Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы

Тема «маленького человека», поэма, жанровые особенности

Жанрово-композиционный анализ текста

Идейно-темат. анализ текста, исследовательская работа

6

М.Ю.Лермонтов. Своеобраз. художеств. мира поэта, развитие в его тв-ве пушкинских традиций. Романтизм и реализм в произведен. Писателя. «Молитва» Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова .

лабораторная работа с элементами беседы

Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова

Составление тезисного плана

Схематизация материала, составление плана-конспекта

7






М. Ю. Лермонтов «Демон» Образ Демона и Ангела в творчестве М.Ю.Лермонтова

Комбинированный; лабораторная раб.

Демонические мотивы

Идейно-тематич.анализ, выявление нравств.-филос. пробл.

Иллюстративный материал

8

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»

Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы

Сатира, драма, эпос, лирические отступления

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала

Опорные схемы и таблицы; иллюстративный материал

9

«Невский проспект». Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести

Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы

Анализ эпизода, реальность, фантастика, повесть

Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста,

проблемное изложение материала

10

Р/Р. Подготовка к сочинению по творчеству писателей первой половины 19 века

Обобщение изученного, лабораторная раб.

Замысел, тема, идея, стиль автора

Создание творческой работы;

выявление частного и общего, идейно-тематический анализ

11

Русская литература второй половины XIX в. Становление и развитие реализма в русской литературе 1830-1850 годов. Русская критика и литературный процесс второй половины 19 века.(Обзор)

лекция с элементами беседы

Классика, философия, тема, идея, проблематика

Составление плана-конспекта, схематизация материала,

идейно-композиционное своеобразие произведения

12

А.Н.Островский. Страницы жизни и творчества .А. Н. Островский - создатель русского театра.

Изучение нового; лекция

Драматургия, драма, трагедия, комедия

Схематизация материала, составление плана-конспекта

Конспектирование, словесное рисование

13

«Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Приёмы раскрытия характеров героев. Смысл названия.

беседа, лабораторная работа

«Домострой»; нарицательные образы Характеристика персонажа

Комментарий скрытой характеристики героев через говорящие имена и фамилии;

14

Смысл названия и символика пьесы. Споры критиков вокруг «Грозы». Н.А. Добролюбов, А.А.Григорьев

Комбинированный; лабораторная работа

Символика, литературная критика

Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ,

развитие навыков характеристики образа

15

Р/Р. Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

контроль

«Смысл названия пьесы «Гроза», «Был ли иной путь у Катерины», «Быт и нравы героев пьесы «Гроза», и др.


16

И.А.Гончаров. Строки жизни и творчества. Место романа «Обломов» в трилогии. Особенности композиции, социальная и нравственная проблематика романа

Изучение нового; лекция с элементами беседы

Трилогия, композиция, социально-нравственная проблематика; приём антитезы

Конспектирование, схематизация материала, аналитический пересказ текста,

выборочный анализ, выявление частного и общего;

17

Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера главного героя. «Сон Обломова». Характеристика эпизода.

Комбинированный; лабораторная работа

Типичный герой, диалектика; характеристика эпизода

Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода

Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода

18

«Обломов» как роман о любви. Обломов и О. Ильинская. Авторская позиция и способы её выражения в тексте

Комбинированный; практикум, беседа

Образ Обл. в ряду вечных обр. (Дон Кихот, Гамлет)

Анализ эпизодов повести, аналитический пересказ,

развитие навыков характеристики образа

19

«Что такое обломовщина?» Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике

Комбинированный; семинар

Обломовщина

Аналитический пересказ текста,

работа со справ. литературой

20

И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника» и их место в русской литературе

Комбинированный; лекция с элементами беседы

Жанр записок, стиль писателя,

Аналитический пересказ текста,

Выборочный анализ, выявление частного и общего; конспект

21

«Отцы и дети». Творческая история романа. Трагический характер конфликта в романе.

Комбинированный; лекция с элементами беседы

Жанр романа; западники и славянофилы, разночинцы

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего

Выявление нравственно-философской проблематики

22

Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя.

Комбинированный; лабораторн. работа

Духовный конфликт, герой

Психологические портреты героев,

различие жизненных принципов

23

«Вечные темы» в романе. Тема любви и особенности её раскрытия. Смысл финала

Комбинированный; беседа

«вечные темы», философские вопросы

Выявление частного и общего,

идейно-тематический, нравственно-философский анализ

24

Р/ Р Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Творческий, поисковый

«Е. Базаров и П. П. Кирсанов», «Бунтующее сердце», «Почему Базаровы нужны России?», «Проблемы «отцов» и «детей» в изображении Тургенева» и др.


25

Н. Г. Чернышевский. Строки жизни и творчества. Гражданская казнь. Творческая история романа «Что делать?».

Изучение нового; лекция с элементами беседы

Жанровое своеобразие романа

Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов

26

Тютчев Ф.И. Очерк жизни и творчества. Единство мира и философия природы в его лирике

Объяснительно иллюстративный

Философия, функции пейзажа, художественное своеобразие

Выборочный анализ текста Выразительное чтение текста

Идейно-тематический анализ текста, выявление частного и общего

27

Человек и история в лирике Ф.Тютчева. Раздумья о жизни, человеке, мироздании

поисковый

Жанр лирического фрагмента, мировоззрение

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ,

выявление частного и общего

28

Любовная лирика: любовь как стихийная сила, «поединок роковой»

Комбинированный; лабораторная работа

Ритмическое богатство стиха

Художественное своеобразие

Комплексный анализ стихотворения

29

А.А.Фет. Страницы жизни и творчества. Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека

Комбинированный; лекция с элементами беседы, лабораторная работа

Жизнеутверждающее начало, лирика,

Теория «чистого искусства»

«Зоркость по отношению к красоте» (А.Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А.Дружинин);

30

Любовная лирика А.Фета. Волшебство ритмов, звучаний и мелодий. Метафоричность лирики Фета.

Комбинированный; лабораторная работа

Ритм, звучание, мелодия, импрессионизм

Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения

Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения

31

А.К.Толстой. Обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира: фольклорные, романтические и исторические черты лирики

Комбинированный; лекция, беседа, лабораторная работа

Темы, мотивы, образы лирики;

влияние фольклора на лирику XIX века

Составление плана-конспекта, схематизация материала,

идейно-композиционное своеобразие.

32

Р/Р. Проверочная работа. Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева. И А. А. Фета.

контроль

Художественные особенности. «Я пришёл к тебе с приветом», «Шёпот робкое дыханье..», «Последняя любовь» и др.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа.

33

Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. (обзор). Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм изображения жизни народа

лекция с элементами беседы,

Поэт «мести и печали»; гражданственность, драматизм, социальная трагедия

Анализ гражданской поэзии и лирики чувств

Анналитический. пересказ текста, частного и общего; конспект. материала

34

Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова. Героическое и жертвенное в изображении разночинца-народолюбца. «рыцарь на час», «Надрывается сердце от муки», «Душно! Без счастья и воли» и др.

Разночинство, героизм, жертвенность, идеал общественного деятеля.

Идейно-тематический анализ, логика истории и развития связей человека и природы

35

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы

Комбинированный; лекция с элементами беседы

Сюжет, композиция, жанровое своеобразие

Путешествие как приём организации повествования

36

Р/Р подготовка к сочинению по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

контроль

«Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо», «Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо», «Изображение народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» и др.


37

М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Жизненная позиция писателя. Проблематика сказок.

Комбинированный; лекция с элементами беседы

Понятие об условности в искусстве (гротеск, эзопов язык)

Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов;

анализ эпизодов, аналитический пересказ

38

«История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Проблематика и поэтика сатиры С. Щедрина

Комбинированный; лекция с элементами беседы

Собирательный образ, типичность, гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола, сатира

Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории Характеристика персонажа

анализ эпизодов, аналитический пересказ Тема народа и власти

39

Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Идейные и эстетические взгляды писателя

Изучение нового; лекция с элементами беседы

Идейные и эстетические взгляды, эстетика, философ

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ,

выявлен. частного и общего; конспектирование



40

Ф.М.Достоевский Роман «Преступление и наказание». Образ Санкт-Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского

Комбинированный; семинар

Психологизм, роль пейзажа в художеств. тексте

Жанрово-композиционный анализ романа, художествен

ное мастерство в создании пейзажа

41

Раскольников. Духовные искания интеллектуального героя. «Ангелы» и «демоны» Р. Раскольникова.

беседа, семинар

Духовные искания, диалектика

Выборочный анализ текста, работа с дополнительной литературой

Актуальность классики, новизна прочтенного, идейно-тематическое своеобразие

42

Теория Р.Раскольникова. Социальные и философские истоки бунта.

Комбинированный; беседа, семинар

Духовные искания, диалектика, теория, бунт

Выборочный анализ текста, работа с дополнительной литературой

идейно-тематическое своеобразие

43

Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов)

Комбинированный; беседа

Двойник

Сопоставительная характеристика персонажей

Сопоставительная характеристика персонажей

44

Роль эпилога. Достоевский и культура ХХ века

беседа

Эпилог, культура, актуальность

Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире.

Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире.

45

Р/Р. Сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

контроль

«Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе», «Их воскресила любовь», «Теория идеи Раскольникова и её крах» и др.


46

Н.С.Лесков. «Очарованный странник» Страницы жизни и творчестве писателя. Лесков как мастер описания русского быта. Национальный характер в изображении писателя

Комбинированный; лекция с элементами беседы

Сказ в творчестве Лескова, словотворчество, призвание «маленького человека»

Художественное мастерство произведений, жанрово-компо-зиционные особенности текста,

аналитический пересказ текста, анализ и подбор соответствующего материала

47

Напряжённость сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.

Комбинированный; беседа, лабораторная работа

Поэтика названия повести, фольклорное начало в повествовании

Характеристика персонажа, героя-правдоискателя

Этапы духовного пути личности

48

Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»

Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы

Духовные искания, нравственность, гуманизм

Анализ эпизодов произведений, аналитический пересказ,

развитие навыков характеристики образов

49

Роман «Война и мир» - роман-эпопея: история создания; проблематика, образы, жанр. Образ автора в романе

Проблемное изложение.

Роман-эпопея, критерии оценки личности

Жанровое , идейно-художественное своеобразие

Анализ эпизодов

50

Художественные особенности романа «Война и мир», своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души».

Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы

Композиция, «диалектика души»; психологизм

Система образов и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности

Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов

51

Война 1805-1807 гг. - эпоха «неудач» и «срама» в изображении Толстого.

Комбинированный; лабораторная работа

Отечественная, гражданская война

Проблема истинного и ложного героизма и величия

Проблема истинного и ложного героизма и величия

52

Духовные искания Андрея Болконского. Идея нравственной ответственности человека. «Дорога чести» Андрея Болконского в романе.

поисковая

Приёмы и способы психологич. изображения

Внутренний монолог как приём психологической характеристики героя

Внутренний монолог как приём психологической характеристики героя

53

Этапы духовных исканий Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

поисковая

Психологическая характеристика

Внутренний монолог как приём психологической характеристи

ки героя

Внутренний монолог как приём психологической характеристи

ки героя

54

Женские образы в романе. Судьбы любимых героинь Толстого .Наташа Ростова на пути к счастью.

поисковая

Жизнь сердца, «ди-алектика души»

Психол. портреты персонажей,

различие жизненных принципов

55

Семья Ростовых и семья Болконских

поисковая

Мысль народная и мысль семейная

Ан-з эпизодов, аналитич. пересказ, характеристика образов

характеристика образов

56

Исторические личности на страницах романа «Война и мир» Кутузов и Наполеон

поисковая

Антитеза, личность, противопоставление

Сопоставительная характеристика

Антитеза как центральный композиционный приём

57

Тема народа,. «Дубина народной войны» - партизанское движение и его герои. Тихон Щербатый и Платон Каратаев

Проблемное изложение

«дубина народной войны» «роевая» жизнь, народность

Художественное мастерство, идейно-композиционные особенности текста

Сравнительная характеристика, составление таблицы

58

Проблемы истинного и ложного. Картины войны в романе. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа

поисковая

Патриотизм, истинный, ложный

Психологические портреты персонажей,

различие жизненных принципов

59

Р/Р. Сочинению по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

Творческая, поисковая

«Почему Толстой считает Бородино нравственной победой русских?», «Партизанская война и её оценка Толстым», «В поисках смысла жизни» и др.




60

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя.

Объяснительно-иллюстративный

Способы создания комического эффекта

Аналитическая беседа, пересказ

Проблемные вопросы



61

Особенности рассказов 80-90-х годов. «Маленький человек в прозе Чехова. «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент»

Проблемное изложение.

Футлярность, Футляр страха и власти, футляр собственности, Футляр семьи.

Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека».

Проблема ответствен

ности человека за свою судьбу

62

Чехов-драматург. Общая характеристика «новой драмы»

Проблемное изложение.

Поэтика, драма, лирическ. комедия

Особенности сюжета и конфликта пьес

Сюжет и подтекст пьесы

63

«Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система. образов, особенности жанра. Разрушение дворянского гнезда. Раневская и Гаев - герои уходящего в прошлое усадебного быта. Тип героя-«недотёпы»

поисковая

Конфликт пьесы, жанровое своеобразие, «недотёпа»

Разлад между желаниями и реальностью их осуществления

64

Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра

Объяснительно-иллюстративный

Авторский стиль, замысел, тема, идея

Монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста,

проблемное изложение материала

65

Р/Р. Сочинению по творчеству А. П, Чехова.

контроль

«Комическое и драматическое в рассказах А. П. Чехова», «Мир человека и мир вещей» в рассказах А. П. Чехова» и др.


66

Зарубежная лит-ра XIX века. Основные тенденции в развитии зарубежной лит-ры XIX века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм.

Изучение нового; лекция

Вечные вопросы в зарубежной литературе; романтизм, реализм и символизм

Сопоставление тенденций в развитии русской литературы с зарубежной

Особенности раскрытия «вечных тем» в зарубежной литературе

67

Заключительный урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века. Список литературы на лето.

Обобщение изученного

Многообразие жанров, искусство

Устное аргументиро ванное высказывание в жанре публицистики

68 - 70

Резервный урок.






© 2010-2022