- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Казакова Г.Н. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Принято на педагогическом совете «Утверждаю»
Протокол №1 Директор МОУ СОШ с.Калда
29.08.2013 г ________________И.А.Таиров
1.09.2013 г
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Калда
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета Литература
Класс 10
Уровень общего образования средняя общеобразовательная школа
Учитель Казакова Г.Н.
Срок реализации программы, учебный год 2013-2014 учебный год
Количество часов по учебному предмету всего часов в год - 70, в неделю - 2
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего образования по литературе. Базовый уровень.
Рабочую программу составил(а) ___________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Согласовано: заместитель директора по УВР ________________
Рассмотрено на заседании МО учителей ………………………………….
Протокол № от ………августа 2013 г
Руководитель МО_________________(Ф.И.О.)
(подпись)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе
-
Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РТ, утверждённого Приказом Минобразования РТ №1743/10 от 28 апреля 2010 г.
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
-
Федерального переченя учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год;
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2009 г.)
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
№
п/п
Тема урока
Тип / вид урока
Основные понятия
Учебные навыки
Дата по календарю
Фактическая дата
предметные
общеучебные
1
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
Комбинированный; лекция
Духовнонравств. искания человека, нравственный идеал, «праведничество», социальная несправедливость, свобода
беседа
Читательские предпочтения, созвучие литературы и жизни Различие родов и жанров литературы, взаимосвязь отдельных компонентов,
работа со справочной литературой, составление конспекта
2
Творчество писателей конца 18 начала 19 веков Языковая реформа Н. М. Карамзина. Романтический историзм Н. М. Карамзина.(обзорное знакомство)
Комбинированный; лекция
Сентиментализм, новые слова и понятия Карамзина
Составление тезисного плана
3
Поэтические искания декабристов. Поэзия К. Ф. Рылеева.
Работа с текстом
Поэзия декабристов
4
Своеобразие пушкинской эпохи. Основные темы, мотивы лирики А. С. Пушкина.. Историч. концепция пушкинского творчества .
лекция с элементами беседы Обобщение изученного ранее;
Гуманизм, лирика, романтизм, гедонизм, реализм, эпикурейство
Идейно-тематический анализ текста
Художественное иллюстрирование
5
Петербургская повесть А.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Проблема власти. Тема «маленького человека»
Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы
Тема «маленького человека», поэма, жанровые особенности
Жанрово-композиционный анализ текста
Идейно-темат. анализ текста, исследовательская работа
6
М.Ю.Лермонтов. Своеобраз. художеств. мира поэта, развитие в его тв-ве пушкинских традиций. Романтизм и реализм в произведен. Писателя. «Молитва» Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова .
лабораторная работа с элементами беседы
Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова
Составление тезисного плана
Схематизация материала, составление плана-конспекта
7
М. Ю. Лермонтов «Демон» Образ Демона и Ангела в творчестве М.Ю.Лермонтова
Комбинированный; лабораторная раб.
Демонические мотивы
Идейно-тематич.анализ, выявление нравств.-филос. пробл.
Иллюстративный материал
8
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»
Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы
Сатира, драма, эпос, лирические отступления
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала
Опорные схемы и таблицы; иллюстративный материал
9
«Невский проспект». Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести
Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы
Анализ эпизода, реальность, фантастика, повесть
Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста,
проблемное изложение материала
10
Р/Р. Подготовка к сочинению по творчеству писателей первой половины 19 века
Обобщение изученного, лабораторная раб.
Замысел, тема, идея, стиль автора
Создание творческой работы;
выявление частного и общего, идейно-тематический анализ
11
Русская литература второй половины XIX в. Становление и развитие реализма в русской литературе 1830-1850 годов. Русская критика и литературный процесс второй половины 19 века.(Обзор)
лекция с элементами беседы
Классика, философия, тема, идея, проблематика
Составление плана-конспекта, схематизация материала,
идейно-композиционное своеобразие произведения
12
А.Н.Островский. Страницы жизни и творчества .А. Н. Островский - создатель русского театра.
Изучение нового; лекция
Драматургия, драма, трагедия, комедия
Схематизация материала, составление плана-конспекта
Конспектирование, словесное рисование
13
«Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Приёмы раскрытия характеров героев. Смысл названия.
беседа, лабораторная работа
«Домострой»; нарицательные образы Характеристика персонажа
Комментарий скрытой характеристики героев через говорящие имена и фамилии;
14
Смысл названия и символика пьесы. Споры критиков вокруг «Грозы». Н.А. Добролюбов, А.А.Григорьев
Комбинированный; лабораторная работа
Символика, литературная критика
Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ,
развитие навыков характеристики образа
15
Р/Р. Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
контроль
«Смысл названия пьесы «Гроза», «Был ли иной путь у Катерины», «Быт и нравы героев пьесы «Гроза», и др.
16
И.А.Гончаров. Строки жизни и творчества. Место романа «Обломов» в трилогии. Особенности композиции, социальная и нравственная проблематика романа
Изучение нового; лекция с элементами беседы
Трилогия, композиция, социально-нравственная проблематика; приём антитезы
Конспектирование, схематизация материала, аналитический пересказ текста,
выборочный анализ, выявление частного и общего;
17
Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера главного героя. «Сон Обломова». Характеристика эпизода.
Комбинированный; лабораторная работа
Типичный герой, диалектика; характеристика эпизода
Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода
Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода
18
«Обломов» как роман о любви. Обломов и О. Ильинская. Авторская позиция и способы её выражения в тексте
Комбинированный; практикум, беседа
Образ Обл. в ряду вечных обр. (Дон Кихот, Гамлет)
Анализ эпизодов повести, аналитический пересказ,
развитие навыков характеристики образа
19
«Что такое обломовщина?» Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике
Комбинированный; семинар
Обломовщина
Аналитический пересказ текста,
работа со справ. литературой
20
И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника» и их место в русской литературе
Комбинированный; лекция с элементами беседы
Жанр записок, стиль писателя,
Аналитический пересказ текста,
Выборочный анализ, выявление частного и общего; конспект
21
«Отцы и дети». Творческая история романа. Трагический характер конфликта в романе.
Комбинированный; лекция с элементами беседы
Жанр романа; западники и славянофилы, разночинцы
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего
Выявление нравственно-философской проблематики
22
Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя.
Комбинированный; лабораторн. работа
Духовный конфликт, герой
Психологические портреты героев,
различие жизненных принципов
23
«Вечные темы» в романе. Тема любви и особенности её раскрытия. Смысл финала
Комбинированный; беседа
«вечные темы», философские вопросы
Выявление частного и общего,
идейно-тематический, нравственно-философский анализ
24
Р/ Р Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Творческий, поисковый
«Е. Базаров и П. П. Кирсанов», «Бунтующее сердце», «Почему Базаровы нужны России?», «Проблемы «отцов» и «детей» в изображении Тургенева» и др.
25
Н. Г. Чернышевский. Строки жизни и творчества. Гражданская казнь. Творческая история романа «Что делать?».
Изучение нового; лекция с элементами беседы
Жанровое своеобразие романа
Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов
26
Тютчев Ф.И. Очерк жизни и творчества. Единство мира и философия природы в его лирике
Объяснительно иллюстративный
Философия, функции пейзажа, художественное своеобразие
Выборочный анализ текста Выразительное чтение текста
Идейно-тематический анализ текста, выявление частного и общего
27
Человек и история в лирике Ф.Тютчева. Раздумья о жизни, человеке, мироздании
поисковый
Жанр лирического фрагмента, мировоззрение
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ,
выявление частного и общего
28
Любовная лирика: любовь как стихийная сила, «поединок роковой»
Комбинированный; лабораторная работа
Ритмическое богатство стиха
Художественное своеобразие
Комплексный анализ стихотворения
29
А.А.Фет. Страницы жизни и творчества. Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека
Комбинированный; лекция с элементами беседы, лабораторная работа
Жизнеутверждающее начало, лирика,
Теория «чистого искусства»
«Зоркость по отношению к красоте» (А.Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А.Дружинин);
30
Любовная лирика А.Фета. Волшебство ритмов, звучаний и мелодий. Метафоричность лирики Фета.
Комбинированный; лабораторная работа
Ритм, звучание, мелодия, импрессионизм
Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения
Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения
31
А.К.Толстой. Обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира: фольклорные, романтические и исторические черты лирики
Комбинированный; лекция, беседа, лабораторная работа
Темы, мотивы, образы лирики;
влияние фольклора на лирику XIX века
Составление плана-конспекта, схематизация материала,
идейно-композиционное своеобразие.
32
Р/Р. Проверочная работа. Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева. И А. А. Фета.
контроль
Художественные особенности. «Я пришёл к тебе с приветом», «Шёпот робкое дыханье..», «Последняя любовь» и др.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа.
33
Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. (обзор). Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм изображения жизни народа
лекция с элементами беседы,
Поэт «мести и печали»; гражданственность, драматизм, социальная трагедия
Анализ гражданской поэзии и лирики чувств
Анналитический. пересказ текста, частного и общего; конспект. материала
34
Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова. Героическое и жертвенное в изображении разночинца-народолюбца. «рыцарь на час», «Надрывается сердце от муки», «Душно! Без счастья и воли» и др.
Разночинство, героизм, жертвенность, идеал общественного деятеля.
Идейно-тематический анализ, логика истории и развития связей человека и природы
35
Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы
Комбинированный; лекция с элементами беседы
Сюжет, композиция, жанровое своеобразие
Путешествие как приём организации повествования
36
Р/Р подготовка к сочинению по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
контроль
«Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо», «Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо», «Изображение народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» и др.
37
М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Жизненная позиция писателя. Проблематика сказок.
Комбинированный; лекция с элементами беседы
Понятие об условности в искусстве (гротеск, эзопов язык)
Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов;
анализ эпизодов, аналитический пересказ
38
«История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Проблематика и поэтика сатиры С. Щедрина
Комбинированный; лекция с элементами беседы
Собирательный образ, типичность, гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола, сатира
Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории Характеристика персонажа
анализ эпизодов, аналитический пересказ Тема народа и власти
39
Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Идейные и эстетические взгляды писателя
Изучение нового; лекция с элементами беседы
Идейные и эстетические взгляды, эстетика, философ
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ,
выявлен. частного и общего; конспектирование
40
Ф.М.Достоевский Роман «Преступление и наказание». Образ Санкт-Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского
Комбинированный; семинар
Психологизм, роль пейзажа в художеств. тексте
Жанрово-композиционный анализ романа, художествен
ное мастерство в создании пейзажа
41
Раскольников. Духовные искания интеллектуального героя. «Ангелы» и «демоны» Р. Раскольникова.
беседа, семинар
Духовные искания, диалектика
Выборочный анализ текста, работа с дополнительной литературой
Актуальность классики, новизна прочтенного, идейно-тематическое своеобразие
42
Теория Р.Раскольникова. Социальные и философские истоки бунта.
Комбинированный; беседа, семинар
Духовные искания, диалектика, теория, бунт
Выборочный анализ текста, работа с дополнительной литературой
идейно-тематическое своеобразие
43
Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов)
Комбинированный; беседа
Двойник
Сопоставительная характеристика персонажей
Сопоставительная характеристика персонажей
44
Роль эпилога. Достоевский и культура ХХ века
беседа
Эпилог, культура, актуальность
Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире.
Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире.
45
Р/Р. Сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
контроль
«Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе», «Их воскресила любовь», «Теория идеи Раскольникова и её крах» и др.
46
Н.С.Лесков. «Очарованный странник» Страницы жизни и творчестве писателя. Лесков как мастер описания русского быта. Национальный характер в изображении писателя
Комбинированный; лекция с элементами беседы
Сказ в творчестве Лескова, словотворчество, призвание «маленького человека»
Художественное мастерство произведений, жанрово-компо-зиционные особенности текста,
аналитический пересказ текста, анализ и подбор соответствующего материала
47
Напряжённость сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.
Комбинированный; беседа, лабораторная работа
Поэтика названия повести, фольклорное начало в повествовании
Характеристика персонажа, героя-правдоискателя
Этапы духовного пути личности
48
Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»
Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы
Духовные искания, нравственность, гуманизм
Анализ эпизодов произведений, аналитический пересказ,
развитие навыков характеристики образов
49
Роман «Война и мир» - роман-эпопея: история создания; проблематика, образы, жанр. Образ автора в романе
Проблемное изложение.
Роман-эпопея, критерии оценки личности
Жанровое , идейно-художественное своеобразие
Анализ эпизодов
50
Художественные особенности романа «Война и мир», своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души».
Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы
Композиция, «диалектика души»; психологизм
Система образов и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности
Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов
51
Война 1805-1807 гг. - эпоха «неудач» и «срама» в изображении Толстого.
Комбинированный; лабораторная работа
Отечественная, гражданская война
Проблема истинного и ложного героизма и величия
Проблема истинного и ложного героизма и величия
52
Духовные искания Андрея Болконского. Идея нравственной ответственности человека. «Дорога чести» Андрея Болконского в романе.
поисковая
Приёмы и способы психологич. изображения
Внутренний монолог как приём психологической характеристики героя
Внутренний монолог как приём психологической характеристики героя
53
Этапы духовных исканий Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
поисковая
Психологическая характеристика
Внутренний монолог как приём психологической характеристи
ки героя
Внутренний монолог как приём психологической характеристи
ки героя
54
Женские образы в романе. Судьбы любимых героинь Толстого .Наташа Ростова на пути к счастью.
поисковая
Жизнь сердца, «ди-алектика души»
Психол. портреты персонажей,
различие жизненных принципов
55
Семья Ростовых и семья Болконских
поисковая
Мысль народная и мысль семейная
Ан-з эпизодов, аналитич. пересказ, характеристика образов
характеристика образов
56
Исторические личности на страницах романа «Война и мир» Кутузов и Наполеон
поисковая
Антитеза, личность, противопоставление
Сопоставительная характеристика
Антитеза как центральный композиционный приём
57
Тема народа,. «Дубина народной войны» - партизанское движение и его герои. Тихон Щербатый и Платон Каратаев
Проблемное изложение
«дубина народной войны» «роевая» жизнь, народность
Художественное мастерство, идейно-композиционные особенности текста
Сравнительная характеристика, составление таблицы
58
Проблемы истинного и ложного. Картины войны в романе. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа
поисковая
Патриотизм, истинный, ложный
Психологические портреты персонажей,
различие жизненных принципов
59
Р/Р. Сочинению по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
Творческая, поисковая
«Почему Толстой считает Бородино нравственной победой русских?», «Партизанская война и её оценка Толстым», «В поисках смысла жизни» и др.
60
А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя.
Объяснительно-иллюстративный
Способы создания комического эффекта
Аналитическая беседа, пересказ
Проблемные вопросы
61
Особенности рассказов 80-90-х годов. «Маленький человек в прозе Чехова. «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент»
Проблемное изложение.
Футлярность, Футляр страха и власти, футляр собственности, Футляр семьи.
Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека».
Проблема ответствен
ности человека за свою судьбу
62
Чехов-драматург. Общая характеристика «новой драмы»
Проблемное изложение.
Поэтика, драма, лирическ. комедия
Особенности сюжета и конфликта пьес
Сюжет и подтекст пьесы
63
«Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система. образов, особенности жанра. Разрушение дворянского гнезда. Раневская и Гаев - герои уходящего в прошлое усадебного быта. Тип героя-«недотёпы»
поисковая
Конфликт пьесы, жанровое своеобразие, «недотёпа»
Разлад между желаниями и реальностью их осуществления
64
Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра
Объяснительно-иллюстративный
Авторский стиль, замысел, тема, идея
Монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста,
проблемное изложение материала
65
Р/Р. Сочинению по творчеству А. П, Чехова.
контроль
«Комическое и драматическое в рассказах А. П. Чехова», «Мир человека и мир вещей» в рассказах А. П. Чехова» и др.
66
Зарубежная лит-ра XIX века. Основные тенденции в развитии зарубежной лит-ры XIX века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм.
Изучение нового; лекция
Вечные вопросы в зарубежной литературе; романтизм, реализм и символизм
Сопоставление тенденций в развитии русской литературы с зарубежной
Особенности раскрытия «вечных тем» в зарубежной литературе
67
Заключительный урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века. Список литературы на лето.
Обобщение изученного
Многообразие жанров, искусство
Устное аргументиро ванное высказывание в жанре публицистики
68 - 70
Резервный урок.