- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Планирование уроков литературы 7 кл
Планирование уроков литературы 7 кл
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маёрова Т.И. |
Дата | 02.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
№ | Тема | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Формы контроля Проект | План Факт
| План | Факт | План | Факт | ||||||||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| 7а класс | 7б класс | 7в класс | ||||||||||||||
| 1 полугодие |
|
| ||||||||||||||||||||
| Тема 1. Введение (1 час) Знакомство с литературой и особенностями учебника. | ||||||||||||||||||||||
| Универсальные учебные действия: Лексическая работа; составление цитатного плана статьи; беседа; письменный ответ на вопрос; анкетирование. | ||||||||||||||||||||||
1. | 1. Знакомство с литературой и особенностями учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма). Жанр и жанровое своеобразие. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество. | Чтение вступительной статьи учебника, ответы на вопросы 1,2,3,4,5,6 на стр.5 Работа с презентацией «Литературные роды (эпос, лирика, драма). Жанр и жанровое своеобразие. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество». | Знакомство с учебником. Выявить основные умения, которыми необходимо овладеть: умение определять тему, проблему, находить ключевые слова и т. д. | Выделение нравственной проблематики фольклорных текстов как основы для развития представлений о нравственном идеале русского народа. Формирование представления о русском национальном характере. | Знакомство с видами учебной и внеучебной работы; приёмами работы с научной и учебной информацией. | Ответы на вопросы 1,2,3,4,5,6 на стр.5 | 03.09 | 05.09 |
| 03.09 |
| ||||||||||||
2. | Вводный контроль | Работа по тесту | Проверить уровень сформированности знаний по курсу литературы 6 класса |
|
| Тест | 05.09 | 08.09 |
| 08.09 |
| ||||||||||||
| Тема 2. Устное народное творчество (3 часа) | ||||||||||||||||||||||
| Планируемые результаты ученик научится: Выразительно читать текст былины; характеризовать былинных героев; сопоставлять былину с другими жанрами УНТ (волшебной сказкой, преданием, мифом); определять структурные и жанровые особенности былины; сопоставлять образы былинных персонажей в литературе и живописи; проводить самостоятельное исследование эпизода былины; писать сочинение - описание; формулировать микровыводы. | ||||||||||||||||||||||
3. | 1. Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа. | Основные виды деятельности: Работа в группах: По предложенному тезисному плану расскажите о русских былинах: 1 группа: В былинном мире План рассказа: А). сходство и отличия события в былине с реальными событиями прошлого. Б). своеобразие героев и персонажей былин. В). особенности построения былин. 2 группа: Своеобразие художественного мира былины 3 группа: Новая жизнь былин Былины - основа для произведений других искусств: живописи, музыки. | Предметные: Овладение теоретическими понятиями «эпические жанры в фольклоре», «былина», «тематика былин», «своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием)». Создание рассказа по тезисному плану (устного и письменного), презентация учебного продукта, выполненного группой. | Личностные: Понимание поучительного смысла былины. Овладение фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов | Метапредметные Воспитание интереса к произведениям УНТ. Поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью. Умение распределять роли в работе в группе. Групповая работа по сбору необходимой информации. | Формы контроля: Рассказ по тезисному плану (устному и письменному), презентация учебного продукта, выполненного группой
Проект на тему: «Богатыри в живописи».. | 10.09 | 12.09 |
| 10.09 |
| ||||||||||||
4. | 2. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». А.К. Толстой «Илья Муромец». Конфликт былины, поучительная речь, отражение народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). | Основные виды деятельности: Работа с текстом: Поиск постоянных гипербол в тексте былины. Составление цитатного плана на основе предложенных структурных частей былины (вопр.4, с.25). Письменный ответ на вопросы № 1, 5, 6 с.25 (на выбор). Инд. Рассказ о герое-богатыре: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, А.Поповиче, Святогоре; | Предметные: Адекватное восприятие прочитанных и воспринятых на слух художественных произведений, умение находить постоянные гиперболы, отмечать особенности ритма, лексики былины | Личностные: Постижение красоты и богатства, выразительности русского слова. Выделение нравственной проблематики фольклорных текстов как основы для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирование представлений о русском национальном характере.
| Метапредметные Развитие умения осмысленного поискового чтения, оценивания правильности выполнения учебной задачи. Извлечение необходимой информации из различных источников. | Формы контроля: 1) Письменный ответ на вопросы № 1, 5, 6 с.25 (на выбор); 2) теория; 3) Инд. Рассказ о герое-богатыре: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, А.Поповиче, Святогоре; 4). Стр.29 задания 1-4, 5 - письменно.
| 12.09 | 15.09 |
| 15.09 |
| ||||||||||||
| Планируемые результаты ученик научится: Определять и характеризовать жанры народной песни; сопоставлять песенные жанры с сюжетами живописных произведений; участвовать в создании и редактировании сборника «Наш песенный край» | ||||||||||||||||||||||
5. | 3. Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка. Быт, нравственные представления народа в песне. | Основные виды деятельности: Исследование жанрового многообразия русских песен и своеобразия поэтического языка русской народной песни.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы «песенные жанры в фольклоре», «обрядовая поэзия», «лироэпическая песня». Выразительное чтение песен. | Личностные: Выделение нравственной проблематики фольклорных текстов как основы для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере.
| Метапредметные Развитие нравственно-эстетических представлений при знакомстве с обрядами русского народа. Извлечение необходимой информации из различных источников. | Формы контроля: 1. Сочинение-миниатюра на одну из тем исследования: «Многозначность поэтического образа в народной песне» «Жанровое многообразие русских песен», «Своеобразие поэтического языка русской народной песни» и др. (вопр. 4 с. 37) 2. Сообщение об обряде колядования масленице, масленичных песнях Проект на тему: «Наш песенный край» (сборник песен края). | 17.09 | 19.09 |
| 17.09 |
| ||||||||||||
| Тема 3. Из древнерусской литературы (2 часа) | ||||||||||||||||||||||
| Планируемые результаты ученик научится: Характеризовать тематику и жанровые особенности произведений древнерусской литературы; определять идею произведений; сопоставлять древнерусские миниатюры с картинами художников 19 века на сюжеты произведений; готовить краткий пересказ фрагмента текста; составлять таблицу и заполнять её; определять структурные и образно - выразительные признаки произведений литературы Древней Руси. | ||||||||||||||||||||||
6. | 1. Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), Поучительный смысл древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, Любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности. | Основные виды деятельности: Подробный пересказ эпизода из «Повести временных лет» «И вспомнил Олег коня своего» (вопр. 1 с. 40)
| Предметные: Усвоение основных теоретических понятий, связанных с изучением историческх произведений: «эпические жанры», «летопись», «поучение», «наставление», «путешествие», «повесть».
| Личностные: Формирование представлений о патриотизме: понимание поучительного смысла древнерусской литературы, мудрости, преемственности поколений, любви к родине.
| Метапредметные Формирование умений подробно пересказывать эпизод из древнерусской литературы, владеть контекстной речью, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпетировать прочитанное. | Формы контроля: Подробный пересказ эпизода из «Повести временных лет» «И вспомнил Олег коня своего» (вопр. 1 с. 40) Проект на тему:«Офор-мление памятников древнерусск.литературы (рубрика «Пофантазируем с. 39). | 19.09 | 22.09 |
| 22.09 |
| ||||||||||||
7. | 2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, твёрдость духа, религиозность как народные идеалы древнерусской литературы. | Основные виды деятельности: Чтение «Повести о Петре и Февронии Муромских» Подготовка развёрнутого рассказа об одном из героев "Повести о Петре и Февронии Муромских».
| Предметные: Усвоение основных понятий, связанных с изучением образа человека в древнерусской литературе: «святой», «нравственность», «благочестивый», «праведный», «преподобный», «блаженный», «смиренный», «милосердный». Подготовка развёрнутого рассказа об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских». | Личностные: Развитие представления об образе человека в древнерусской литературе. Формирование представлений о об идеале и идеальном образе человека и человеческих отношений в литературе Древней Руси.
| Метапредметные Формирование умений подробно рассказывать об одном из героев древнерусской литературы, владеть контекстной речью, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпетировать прочитанное. | Формы контроля: Подробный развёрнутый рассказ об одном из героев "Повести о Петре и Февронии Муромских» (вопр. 1 с. 48)
| 24.09 | 26.09 |
| 24.09 |
| ||||||||||||
| Тема 4. Из литературы 18 века (6 часов) | ||||||||||||||||||||||
| М.В.Ломоносов 2 ч. Планируемые результаты ученик научится: Характеризовать основные признаки классицизма и его систему; определять тематику произведений; готовить страничку в устном журнале, посвящённую М.В.Ломоносову; выразительно читать оду; характеризовать основные положения теории о «трёх штилях»; выявлять общие признаки классицизма в разных видах искусства (литература, живопись, музыка, архитектура); характеризовать основные структурно - образные элементы оды. | ||||||||||||||||||||||
8. | 1. М.В.Ломоносов Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия…). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Особенности поэтического языка оды и лирического стихотворения, поэтические образы.
| Основные виды деятельности: чтение вступительных статей учебника «Классицизм», «Михаил Васильевич Ломоносов»; ответы на вопросы учебника с.54, 57; сочинение с элементами рассуждения на тему «Слава науке» (рубрика «Живое слово» с. 59).
| Предметные: Усвоение основных понятий, связанных с изучением литературы 18 века: «литературное направление», «классицизм», «ода». «силлабическое стихосложение», «тема и мотив». Формирование представлений о неповторимой, уникальной личности М.В. Ломоносова, о человеке определённой эпохи, системы взглядов, обусловленных исторически, об основных жанрах поэтического творчества М.В. Ломоносова | Личностные: Развитие представления об образе человека в русской литературе 18 века. Формирование представлений о познании как гуманистической ценности, о творчестве и творческом процессе, просвещении, вере в творческие способности народа. Воспитание интереса к личности и творчеству М.В. Ломоносова. | Метапредметные Формирование умений писать сочинение-стилизацию, владеть контекстной речью, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | Формы контроля: Сочинение с элементами рассуждения на тему «Слава науке» (рубрика «Живое слово» с. 59). Сочинение-описание портрета М.В. Ломоносова (с.62); мозаической картины «Полтавская баталия», выполненной в мастерской Ломоносова. Выразительное чтение наизусть фрагмента на стр.57, 58; | 26.09
Проект на тему: «Заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры - Москва - Петербург - Германия - Петербург». (презентация) | 29.09 |
| 29.09 |
| ||||||||||||
9. | 2. Теория о «трёх штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы. | Основные виды деятельности: Чтение вступительных статей учебника «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», «Учение М.В. Ломоносова о «трёх штилях», ответы на вопросы с.62-63-64. | Предметные: Знание основных положений и значения теории о стилях художественной литературы.
| Личностные: Формирование представлений о роли науки в жизни государства. | Метапредметные Формирование умений собирать материал к выставке о М.В. Ломоносове, писать текст экскурсии по созданной выставке. | Формы контроля: Сбор материала для устного журнала о М.В. Ломоносове (рубрика «После уроков» с. 64).
| 01.10
Проект на тему: « М.В.Ломоносов - учёный энциклопедист» (устный журнал) | 03.10 |
| 01.10 |
| ||||||||||||
| Г.Р. Державин 1 ч. Планируемые результаты ученик научится: Привлекать вспомогательный материал для создания представлений о личности автора; выразительно читать стихотворения; определять тему и идею; составлять тезисный план статьи учебника; находить в тексте риторические фигуры, определять их роль в тексте. | ||||||||||||||||||||||
10. | 3. Г.Р.Державин. Биография Державина (по страницам книги В.Ходасевича «Державин»). Державин на Новгородчине. «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Державина в сравнении со стихотворениями Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении | Основные виды деятельности: составление тезисного плана фрагмента В.Ф. Ходасевича о Державине. Развёрнутый (аргументированный) ответ на вопрос «какие взгляды Державина вызывают у вас наибольшее сочувствие и уважение?» (с.68, вопр 1,2) Чтение, стихотворения «Властителям и судиям». Комментарий по четверостишиям Выделение гражданской темы. Сравнительный анализ стихотворения Г.Р. Державина и оды М. В. Ломоносова, сходства и различия. | Предметные: Знакомство с биографией и творчеством Державина и материалом о жизни и творчестве поэта на Новгородчине. Знание терминов из теории литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
| Личностные: Формирование представлений о гражданственности, гражданской лирике. Формирование понимания гражданской авторской позиции в литературном произведении. | Метапредметные: Формирование умений собирать материал по краеведению, писать текст виртуальной экскурсии по державинским местам на Новгородчине. Совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. | Формы контроля: Развёрнутый (аргументированный) ответ на вопрос «какие взгляды Державина вызывают у вас наибольшее сочувствие и уважение?» (с.68, вопр 1,2) Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сравнительный анализ стихотворения Г.Р. Державина и оды М. В. Ломоносова, сходства и различия. Вопр. 11, с. 72 | 03.10 | 06.10 |
| 06.10 |
| ||||||||||||
| Д.И.Фонвизин 3 ч. Планируемые результаты ученик научится: Определять тему и мотивы комедии; характеризовать образы; выразительно читать по ролям; находить черты классицизма в комедии; формулировать выводы о социальной проблематике комедии; самостоятельно находить материал о жизни комедии на сцене, в кино, в искусстве; характеризовать систему изобразительных средств комедии; проводить исследовательскую работу с текстом. | ||||||||||||||||||||||
11. | 4.Д.И.Фонвизин Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения. | Основные виды деятельности: Комментированное чтение по ролям 1-го действия комедии «Недоросль».
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм. | Личностные: Умение выявлять основные проблемы прочитанного текста, обосно-вывать свое мнение о произве-дении и героях; выразительно читать отрывки произведений, инсценировать в группе. | Метапредметные: Распределение в группе ролей «актер» и «режиссер», «режиссер» и «художник» с учётом авторского замысла и возможностей исполнения. | Формы контроля: Комментированное чтение по ролям 1-го действия и анализ комедии «Недоросль». | 08.10
Проект на тему: «Инсценирование эпизодов комедии «Недоросль» | 10.10 |
| 08.10 |
| ||||||||||||
12. | 5. Основной конфликт пьесы «Недоросль» и её проблематика. Проблема образования и образованности, воспитания и семьи. Социальные вопросы в комедии. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии. Позиция писателя. | Основные виды деятельности: Викторина на знание комедии. Анализ любовного и социально-нравственного конфликтов пьесы, Сообщения по теме «Особенности конфликта комедии Д.И.Фонвизина». Цитаты-характеристики героев, рассказ о герое: 1 в. Цыфиркин (2,3/6, 5/6) 2 в. Кутейкин ( 2,3/6, 5/6) 3 в. Софья (2/2, 3/2) 4 в. Стародум (3/1.2, 5/1) по плану: | Предметные: Умение анализировать произведение с учетом его проблематики, идейно-художественного своеобразия, определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка. | Личностные: Освоение социальных норм, правил поведения через осмысление основного конфликта произведения.
| Метапредметные: Умение видеть традиции и новаторство литературного произведения. Т.П. Макогоненко: "Художественное новаторство Фонвизина проявилось в "Недоросле"… в сюжете, раскрывающем главный исторический конфликт…"
| Формы контроля: 1)Родословная Стародума. 2) Воспитание Стародума. 3) На военной службе. Отставка. 4) Отношение к службе при дворе, к власти. 5) Рассужд. о современной жизни: а) о подлинной знатности; б) о воспит. молодого дворянина; в) о добродетели и благонрав. как нравств. основах личности; г) о крепост. праве. | 10.10 | 13.10 |
| 13.10 |
| ||||||||||||
13. | 6. «Недоросль». Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли и язык героев). | Основные виды деятельности: Викторина на знание комедии. Составление речевой характеристики героев. Сообщения по теме «Система образов в комедии Д.И. Фонвизина» | Предметные: Знание терминов из теории литературы: «говорящие» фамилии.Умение выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения, определение нравственной позиции автора и авторской оценки героя. | Личностные: Осознание значимости чтения и анализа проблемных произведений для личного развития и становления характера. | Метапредметные: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Формы контроля: Викторина на знание комедии. Составление речевой характеристики героев. | 15.10 | 17.10 |
| 15.10 |
| ||||||||||||
| Тема 5. Из литературы 19 века (24 часов) |
|
| ||||||||||||||||||||
| А.С.Пушкин 4 ч. Планируемые результаты ученик научится: С помощью словарей определять лексическое значение слова; определять тему и художественную идею поэтического произведения; принимать участие в исследовательской работе; выразительно читать стихотворения; определять жанры изучаемых произведений; проводить литературоведческий поиск с использованием интернет - ресурсов; участвовать в создании презентации и представлять её. | ||||||||||||||||||||||
14. | 1.А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд» | Основные виды деятельности: Чтение вступительной статьи «После лицея» и составление тезисного плана, работа с иллюстрациями, презентации учащихся. Анализ стихотворений.
| Предметные: Знание фактов биографии А.С.Пушкина: имена лицейских педагогов и товарищей, быта лицеистов Знание терминов из теории литературы: жанровое своеобразие - дружеское послание | Личностные: Осознание значимости фактов биографии великого поэта (крепкая дружба, верные друзья, верность идеалам молодости, свободолюбие, определении их роли в духовном становлении поэта ) для личного развития и становления характера. | Метапредметные: Умение делать выводы по готовым тезисам. | Формы контроля: Стр.32 вопросы и задания. Анализ стихотворений и выразительное чтение наизусть.
| 17.10
Проект на тему: «Маршрутами декабристов». | 20.10 |
| 20.10 |
| ||||||||||||
15. | 2. Человек и природа в поэзии Пушкина. «Туча». | Основные виды деятельности: Анализ стихотворения, составление статьи «Аллегория в стихотворении «Туча» | Предметные: Знание терминов из теории литературы: тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора, аллегория). | Личностные: Понимание явной и скрытой информации в тексте. Осознание роли природы в жизни человека. | Метапредметные: Сопоставление фактов биографии и образов, идей произведений., составление статьи на заданную тему. | Формы контроля: Анализ стихотворения, составление статьи «Аллегория в стихотворении «Туча» (с.135, задание 2).
| 22.10 | 24.10 |
| 22.10 |
| ||||||||||||
16. | 3. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописи и балладе Пушкина. Мотивы судьбы, предсказания, предзнаменования. Вера и суеверие. | Основные виды деятельности: чтение и исторический комментарий к балладе поэта. Работа с иллюстрациями, рисунки учащихся Возможные виды внеурочной деятельности:
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: художественный образ и прототип. Совершенствование навыка анализа литературного текста, умения характеризовать героев по их речи, поступкам. | Личностные: Осмысление философских мотивов: судьбы, предсказания, предзнаменования. Вера и суеверие. | Метапредметные: Сопоставление текстов разных жанров, поиск сходства и отличия. | Формы контроля: Поиск материала по темам «Творческая история создания произведения «Песнь о вещем Олеге», «Судьба Олега в летописи и балладе Пушкина» + создание презентаций.
| 24.10 Проект на тему: 1.Сообщение о князе Олеге 2.Сообщение о хозарах 3. Сообщение о роли коня в быту и культуре славян (презентация) | 27.10 |
| 27.10 |
| ||||||||||||
17. | 4. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Своеобразие поэтического языка. Гражданский пафос поэмы. | Основные виды деятельности: Исследование на тему « Образ Петра и тема России в поэме «Полтава», «Своеобразие поэтического языка поэмы «Полтава» (через элементы сопоставительного анализа).
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов. Определение авторского отношения к героям; внимания автора к судьбе маленького человека» и искреннее сочувствие ему. | Личностные: Формирование интереса к историческому прошлому страны через показ интереса поэта к истории, к деятельности полководцев. | Метапредметные: Развитие внимания, устной речи, воображения. Развитие умения сравнивать, сопоставлять. | Формы контроля: С. 152, вопр. 2 - сравнительные характеристики персонажей - Петра I и Карла XII. Отрывок наизусть или подбор цитаты к пунктам плана: 1) Начало боя. 2) Появление Петра. 3)Карл XII. 4) Битва в разгаре. 5) Победа. 6) Пир Петра | 29.10
Проект на тему: «Тайна пушкинского послания» | 31.10 |
| 29.10 |
| ||||||||||||
| М.Ю.Лермонтов 3 ч. Планируемые результаты ученик научится: Составлять развёрнутый письменный ответ на вопрос; выделять темы и мотивы поэзии М.Ю.Лермонтова; составлять тезисы для рассказа о событии; определять идею «Песни...»; характеризовать жанры лирики поэта; писать рецензию на эпизод; сопоставлять реальные исторические события с сюжетом художественного произведения; проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом или его фрагментом. | ||||||||||||||||||||||
18. | 5.М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении. | Основные виды деятельности: Выразительное чтение наизусть стихотворения «Родина», составление словаря лексики стихотворения. отработка навыка анализа стихотворения; сочинение-эссе по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина» | Предметные: Знание терминов из теории литературы: градация. Анализ идейно-художественного содержания стихотворения Лермонтова «Родина»; показ новаторства поэта в разработке темы.
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству М. Ю. Лермонтова. Осмысление философской темы «родина», гражданское воспитание. | Метапредметные: Развитие умения анализировать произведение; соотносить с другими видами искусства. | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сочинение-эссе по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина». | 31.10 | 10.11 |
| 10.11 |
| ||||||||||||
19. | 6. «Песня про купца Калашникова». Проблематика и основные мотивы произведения (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость, личность и власть) | Основные виды деятельности: Проект «Фольклорные элементы в произведении». «Художественное богатство «Песни...». «Опричнина» и др.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: стилизация как литературно-художественный прием. Углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; | Личностные: Воспитание эмоциональной отзывчивости на события исторические и литературные. | Метапредметные: Умение определять связь литературного произведения с народным творчеством. | Формы контроля: Создание проекта. | 12.11
Проект на тему: « Образ Ивана Грозного в живописи» | 14.11 |
| 12.11 |
| ||||||||||||
20. | 7. «Песня про купца Калашникова». Центральные персонажи «Песни…» и художественные приёмы их создания; речевые элементы в создании характера героя. | Основные виды деятельности: анализ художественных особенностей произведения; сравнение с народным творчеством.
| Предметные: Умение определять тему, проблематику и идею произведения, характеризовать персонажей и сравнивать их между собой; определять атмосферу действия на основе пейзажа; | Личностные: Развитие умения характеризовать людей, опираясь на их речь, поступки, отношение к другим людям; формировать внимание к слову, художественной детали. | Метапредметные: Умение в чтении интонационно передавать настроение героев и их отношение друг к другу, определять отношение автора к персонажам и событиям, соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей. | Формы контроля: Письменный ответ на вопрос «Почему Иван Грозный казнил купца Калашникова?» | 14.11 | 17.11 |
| 17.11 |
| ||||||||||||
| Н.В.Гоголь 2 ч. Планируемые результаты ученик научится: Выполнять различные виды пересказа; подбирать цитаты для характеристики персонажей; участвовать в дискуссии; подбирать материал для заочной экскурсии; подбирать материал по теме задания; составлять слайдовую презентацию. | ||||||||||||||||||||||
21. | 8. Н.В.Гоголь. Гоголь в Петербурге. Новая тема - изображение чиновничества и «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. | Основные виды деятельности: Сообщения на тему « Гоголь в Петербурге»
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика. Петербург как символ творчества Гоголя на примере повести «Шинель» и Невского проспекта. | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству Н. В. Гоголя. | Метапредметные: Творчески мыслить; высказывать свое мнение о прочитанном. | Формы контроля: Сообщение о Гоголе | 19.11 Проект на тему: «Заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя». | 21.11 |
| 19.11 |
| ||||||||||||
22. | 9. Повесть «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. | Основные виды деятельности: Чтение повести «Шинель». Пересказ эпизодов. Подготовка к устному сочинению по теме «Образ Акакия Акакиевича»
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: "сквозная тема в русской литературе", "маленький человек" | Личностные: Формирование убеждения на примере повести в том, что человека нельзя оценивать только по социальному положению, в том, что даже самый обычный, незаметный человек может быть очень интересным. | Метапредметные: Умение сосредоточить внимание на значимых художественных деталях текста, Умение связывать частное с общим, видеть отражение идеи произведения в отдельных образах, деталях. | Формы контроля: Задания № 1-6 (на стр. 221 на выбор) - письменно. Исследование по теме «Трагическая судьба маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель», «Роль сквозного образа шинели в произведении», «Символический смысл образа шинели» | 21.11
Проект на тему: «Петербургские повести» Н.В.Гоголя в русском искусстве» презентация | 24.11 |
| 24.11 |
| ||||||||||||
| И.С.Тургенев 2 ч. Планируемые результаты ученик научится: Определять лексическое значение слова по контексту и подбирать к нему синонимы и антонимы; выразительно читать прозаический текст; характеризовать роль рассказчика в тексте; формулировать художественную идею произведения; определять ведущий художественный приём и его роль в раскрытии идеи произведения; сопоставлять произведения разных видов искусства. | ||||||||||||||||||||||
23. | 10. И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян. Рассказ «Хорь и Калиныч». | Основные виды деятельности: Сведения из жизни И.С. Тургенева , Письменные характеристики Хоря и Калиныча, | Предметные: Знание терминов из теории литературы: цикл,
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя. Размышление над вопросами взаимосвязи человека и природы через осмысление рассказов Тургенева. | Метапредметные: Формирование мировоззренческих представлений в процессе выявления семантики слова раболепство. Умение самостоятельно организовывать групповую работу. | Формы контроля: Письменный ответ на вопр. 4 стр.229. Формы контроля: Письменные характеристики Хоря и Калиныча. | 26.11
Проект на тему: Выставка рисунков «На родине Тургенева». | 28.11 |
| 26.11 |
| ||||||||||||
24. | 11. «Певцы»: талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям. Стих. в прозе | Основные виды деятельности: Комментированное чтение отрывков. Подготовка к аналитической беседе.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: стихотворение в прозе (углубление представлений).
| Личностные: Размышление над вопросами особенностей русского национального характера : талант и чувство достоинства крестьян | Метапредметные: Умение вычленять главное в произведениях. | Формы контроля: Комментированное чтение отрывков. Подготовка к аналитической беседе. | 28.12 | 01.12 |
| 01.12 |
| ||||||||||||
| Н.А.Некрасов 2 ч. Планируемые результаты ученик научится: Выразительно читать по ролям; составлять цитатный план и использовать его при ответе на вопрос; проводить исследовательскую работу с текстом; находить нужный иллюстративный материал и подбирать тексты к слайдовой презентации; готовить сообщение на историко - литературную тему; составлять по цитатному плану тезисный план и давать на его основе развёрнутый ответ; отличать иллюстрацию к тексту от произведений живописи. | ||||||||||||||||||||||
25. | 12. Н.А.Некрасов. Краткие сведения о поэте. «Вчерашний день часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Доля народа - основная тема произведений, чванство, равнодушие, покорность судьбе. | Основные виды деятельности: Знакомство со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Инд. Сообщение «историка» на тему «Сенная площадь» Инд. Сообщение «литературоведа» об образе музы в поэзии Н.А. Некрасова | Предметные: Знание терминов из теории литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы. Понимание своеобразия поэтической музы Н.А. Некрасова, новые типы героев и персонажей. Умение определять тематику творчества; определять худож. особенности поэзии Н.А. Некрасова. | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя.
Размышление над вопросами противостояния писателя и власти. | Метапредметные: Умение делать выписки для характеристики героев, составлять цитатный план, использовать элементы тезисного плана. | Формы контроля: Литературная викторина (с.299, вопр.1)Выразительное чтение стихотворения наизусть.
| 03.12 | 05.12 |
| 03.12 |
| ||||||||||||
26. | 13. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Судьба русской женщины, любовь и чувство долга, верность, преданность, независимость, стойкость. | Основные виды деятельности: Изучение нового материала с выступлениями учащихся. Работа с книгой. Н.А. Некрасов и художники-передвижники | Предметные: Знание терминов из теории литературы: Диалоговая речь Развитие представлений о жанре поэмы. Знакомство с поэмой «Русские женщины».
| Личностные: Размышление над вопросами роли декабристов в жизни страны.
| Метапредметные: Умение в чтении интонационно передавать настроение героев (нарастания напряжения в противостоянии двух воль: воли губернатора и воли княгини) и их отношение друг к другу. | Формы контроля: Письменный ответ на вопр.1 стр. 291:
| 05.12 Проект на тему: заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок» и «Некрасов в Чудово». | 08.12 |
| 08.12 |
| ||||||||||||
| М.Е.Салтыков - Щедрин 2 ч. Планируемые результаты ученик научится: Выявлять элементы сатиры в тексте; характеризовать роль гиперболы, аллегории и сарказма в сказках; определять мораль и её роль в сказке; производить анализ произведения; подбирать самостоятельно материал к проекту; определять различие между юмористическим и сатирическим произведением; выразительно читать текст. | ||||||||||||||||||||||
27. | 14. М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета. Проблематика сказки. | Основные виды деятельности: Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся о личности и в творчестве писателя.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя; критика автором покорности русского мужика. | Метапредметные: Формирование нравственно - эстетических представлений при характеристике сюжета сказки. Умение анализировать прочитанное, определять художественные особенности произведения. | Формы контроля: Различные виды пересказа, письменный отзыв о прочитанной сказке. А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;
| 10.12 Проект на тему: «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»: | 12.12 |
| 10.12 |
| ||||||||||||
28. | 15.«Дикий помещик». Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя. | Основные виды деятельности: С.303-311, пересказ, отв. на вопросы. Работа с иллюстрациями.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: приёмы создания образа героя, позиция писателя. Работа с иллюстрациями. | Личностные: Размышление над вопросами «позиция писателя». | Метапредметные Умение анализировать прочитанное, определять художественные особенности произведения. | Формы контроля: Различные виды пересказа, письменный отзыв о прочитанной сказке. | 12.12 Проект на тему: иллюстрации к сказкам писателя. | 15.12 |
| 15.12 |
| ||||||||||||
29. | 16. Урок контроля | Работа по тесту | Проверить уровень сформированности знаний по изученному материалу курса литературы 7 класса |
| Умение применять полученные знания на практике. | Тест | 17.12 | 19.12 |
| 17.12 |
| ||||||||||||
Л.Н.Толстой 2 ч. Планируемые результаты ученик научится: Находить иллюстративный материал для рассказа о биографии Л.Н.Толстого; характеризовать образ писателя по фотографиям; составлять цитатный план и использовать его для развёрнутого ответа; определять специфику жанра. | |||||||||||||||||||||||
30. | 17. Л.Н.Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. | Основные виды деятельности: Чтение С.324-339, ответ на вопр.2,3 с 341. Рассказ очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений). Умение исследовать тему истории в творчестве Толстого, связь с его биографией. | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя.
| Метапредметные Умение исследовать тему творчестве автора, связать её с биографией; строить собственное высказывание. | Формы контроля: Рассказ очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта. | 19.12 Проект на тему: «Город русской славы, ратных подвигов». презентация | 22.12 |
| 22.12 |
| ||||||||||||
| 2 полугодие |
|
| ||||||||||||||||||||
31. | 18. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: чело-век и война, жизнь исмерть, героизм, подвиг, защита Отечества - основные темы рас-за. Образы защитников Севастополя. | Основные виды деятельности: С.342, в.8-9 подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений), подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
| Личностные: Размышление над вопросами «литература и история». | Метапредметные Развитие ценностных представлений (патриотизм, героизм, защита Отечества).
| Формы контроля: Письменный ответ на вопр. 8-9 на с. .342. | 24.12 | 26.12 |
| 24.12 |
| ||||||||||||
| Н.С.Лесков 2 ч. Планируемые результаты ученик научится: Определять особенности жанра сказа; характеризовать образы через детали; выявлять языковые особенности речи персонажей; определять гуманистическую идею сказа; систематизировать и характеризовать найденный материал для исследования и выступления; оформлять материал в виде презентации. | ||||||||||||||||||||||
32. | 19. Н.С.Лесков. Биография писателя. «Лесков - писатель будущего». Повесть «Левша». | Основные виды деятельности: Краткий пересказ.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы. | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя.
| Метапредметные Умение давать аргументированные ответы. | Формы контроля: Краткий пересказ. Исследовательский проект на тему: | 26.12 Образ Левши в русском искусстве | 22.12 |
| 12.01 |
| ||||||||||||
33. | 20. «Левша»: особенность проблематики и центральная идея повести, образный мир произведения. | Основные виды деятельности: Выписать неологизмы Лескова. Написать отзыв о проблематике и образах в сказе Лескова. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: жанра сказа. Умение определять художественные особенности произведения. | Личностные: Размышление над вопросами «особенности стиля и жанра произведения» Идея сказа. | Метапредметные Умение высказывать собственное мнение. Умение беседовать по вопросам учебника. | Формы контроля: Написать отзыв о сказе Лескова. | 14.01 | 26.12 |
| 14.01 |
| ||||||||||||
| А.А.Фет 1 ч. Планируемые результаты ученик научится: Выразительно читать стихотворения о природе; характеризовать образ поэта при знакомстве с его портретом и лирическими произведениями; находить в тексте выразительные средства и характеризовать их роль; составлять комментарий к картине художника и музыкальной пьесе. | ||||||||||||||||||||||
34. | 21. А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…» Общечеловеческое в лирике Фета; наблюдательность, чувства добрые, красота земли. | Основные виды деятельности: читать стихи, определять тему, идею стихотворения; находить тропы, выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие). Умение выразительно читать стихи, определять тему, идею стихотворения; находить тропы. | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта. Размышление над вопросами: наблюдательность, чувства добрые, красота земли; | МетапредметныеФормирование бережного отношения к природе. Развитие представлений о красоте окружающего мира. Умение сопереживать. | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть.
| 16.01 Проект на тему: «Иллюстрации к произведениям поэтов», «Песни на стихи А.А.Фета и Ф.И.Тютчева» | 12.01 |
| 19.01 |
| ||||||||||||
| А.П.Чехов 2 ч. Планируемые результаты ученик научится: Анализировать образную систему рассказа; характеризовать сатирический образ - персонаж; сопоставлять образы из разных рассказов; воссоздавать образ писателя на основе изученных произведений. | ||||||||||||||||||||||
35. | 22. А.П.Чехов «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия. Своеобразие сюжета | Основные виды деятельности: Чтение рассказа Чехова «Хамелеон», пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа. | Предметные: Умение выразительно читать рассказ, определять тему, идею.
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя.
| Метапредметные Развитие умения выделять художественные детали для навыков анализа, видеть краткость, простоту, точность авторского языка. | Формы контроля: пересказ, близкий к тексту (с.399-403), составление словаря языка персонажа. | 21.01 | 16.01 |
| 21.01 |
| ||||||||||||
36. | 23. «Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитаниясамоуничижения. Способы создания образов. Социальная направленность рассказов. | Основные виды деятельности: работа по учебнику, выразительное чтение, аналитическая беседа.
| Предметные: Формирование представления о творческой манере Чехова, психологизме его рассказов; выявить средства раскрытия характеров персонажей | Личностные: Размышление над вопросами: внимание к людям, разоблачение чинопочитания, самоуничижения. | Метапредметные Развитие умения выделять художественные детали для навыков анализа, видеть краткость, простоту, точность авторского языка. | Формы контроля: пересказ, близкий к тексту (с.404 - 406), составление словаря языка персонажа. | 23.01 | 19.01 |
| 26.01 |
| ||||||||||||
| Планируемые результаты ученик научится: Выразительно читать стихотворения о Родине; выявлять идею произведения; проводить исследовательскую работу с текстом; характеризовать выразительные средства произведения; сопоставлять поэтические тексты разных авторов. | ||||||||||||||||||||||
37. | 24. Произведения русских поэтов 19 века о России (Пушкин, Языков, Никитин) | Основные виды деятельности: выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование.
| Предметные: Знакомство со стихотворениями поэтов, их любовь к Родине, народу, русской природе; отметить поэтичность языка; | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэтов, их | Метапредметные: Умение выразительно читать стихи, определять тему, идею стихотворения; находить тропы. | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть.
| 28.01 Иллюстрации к стихотворениям о Родине | 23.01 |
| 28.01 |
| ||||||||||||
| Тема 5. Из литературы 20века ( 23 часа) | ||||||||||||||||||||||
| М.Горький 2 ч. Планируемые результаты ученик научится: Осуществлять художественный пересказ текста; составлять различные типы планов и готовить по ним сообщения; проводить анализ эпизода; характеризовать образную систему и художественные средства «Легенды о Ларра»; проводить исследовательскую работу с текстом; подбирать ключевые слова для характеристики героя романтического произведения. | ||||||||||||||||||||||
38. | 1. М. Горький. Повесть «Детство» (выборочные главы). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе. Становление характера мальчика | Основные виды деятельности: Сообщения учащихся по биографии писателя. Комментированное чтение отдельных глав повести. Выборочный пересказ содержания повести. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: автобиографическая проза, трилогия, герой - романтик, приём контраста. Рассказ о добрых людях, которые оставались добрыми даже в тяжёлых условиях (о Хорошем Деле, Цыганке, мастере Григории.) | Личностные: Размышление над вопросами: жестокость не только взрослых, но и детей, жадность; влияние окружающей среды на характеры и поступки детей. | Метапредметные: умение иллюстрировать отдельные высказывания и оценки автора конкретными примерами из текста произведения. | Формы контроля: Различные виды пересказа. Выборочный пересказ С.12-38 , чтение всей повести. Цитатный план.. | 30.01 Проект на тему: «М.Горький в фотографиях»; создание слайдовой презентации | 26.01 |
| 02.02 |
| ||||||||||||
39. | 2 . «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль») Проблематика рассказа Авторская позиция. Контраст как приём раскрытия замысла. | Основные виды деятельности: Художественный пересказ легенды о Ларре. Сообщение о значениях имён Данко и Изергиль. Сообщение о символическом значении красного цвета. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста. Знакомство с содержанием легенды, определение основной мысли. | Личностные: Размышление над вопросами: готовность героя легенды на самопожертвование. | Метапредметные: Работа над выразительностью чтения вслух, над составлением плана, отбором соответствующих плану цитат, их оформлением; учить логическому расположению материала. | Формы контроля: Развернутые ответы на вопросы. | 04.02
Проект на тему: рисунки к «Легенде о Ларра» | 30.01 |
| 04.02 |
| ||||||||||||
| И.А.Бунин 2 ч. Планируемые результаты ученик научится: Определять темы и мотивы лирического стихотворения; производить лексический анализ лирического текста; осуществлять элементы комплексного анализа прозаического текста. | ||||||||||||||||||||||
40. | 3. И.А.Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…» Образ природы. | Основные виды деятельности: Анализ стихотворения, выразительное чтение, работа с учебником, прослушивание музыкальных записей. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи. | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта.
| Метапредметные: Формирование нравственно - эстетических представлений при характеристике слова «дом».
| Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть. Анализ стихотворения С.73 | 06.02 | 02.02 |
| 09.02 |
| ||||||||||||
41. | 4. Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, покорность, смирение. Образы животных и зверей и их значение для понимания идеи рассказа. | Основные виды деятельности: выр.чтение, с.77-93, содержание. Подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа. Диспут.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественная роль бессоюзия.
| Личностные: Размышление над вопросами: доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение. | Метапредметные: подготовка вопросов для дискуссии «Что есть доброта?»
| Формы контроля: выр.чтение, с.77-93, содержание. Подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
| 11.02 | 06.02 |
| 11.02 |
| ||||||||||||
| А.И.Куприн 1 ч. Планируемые результаты ученик научится: Определять ведущий мотив рассказа; характеризовать тематику произведений; составлять цитатный план; сопоставлять ранее изученные произведения с рассказами А.И.Куприна; проводить анализ прозаического текста; писать сочинение - рассуждение. | ||||||||||||||||||||||
42. | 5.А.И.Куприн «Чудесный доктор». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. | Основные виды деятельности: С.98-104, пересказ, ответить на вопросы Отзыв на эпизод, составление плана ответа.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: рассказ - анекдот; прототип; мотив (развитие представлений), диалог в рассказе; каламбур. | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя.
| Метапредметные: Формирование ценностных представлений (доброта, жертвенность, сострадание, сочувствие); умение характеризовать героев на основе их деяний. | Формы контроля: Отзыв на эпизод, составление плана ответа; сочинение-рассуждение
| 13.02 | 09.02 |
| 16.02 |
| ||||||||||||
| А.С.Грин 2 ч. Планируемые результаты ученик научится: Характеризовать образы героев повести; выявлять и формулировать тему произведения; составлять письменный отзыв на эпизод; готовить художественный пересказ прочитанного эпизода; самостоятельно подбирать материал для выступления. | ||||||||||||||||||||||
43.
44. | 6. А.С.Грин. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история создания. 7. Своеобразие образного мира повести. Экранизация | Основные виды деятельности: С.98-104, художественный пересказ, ответить на вопросы Отзыв на эпизод, составление плана ответа.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: развитие представлений о герое романтике | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя.
| Метапредметные: Развитие ценностных представлений (мечта, вера, искренность, любовь, романтический идеал, чудо); умение характеризовать героев. | Формы контроля: Отзыв на эпизод, выразительное чтение; отзыв на эпизод
| 18.02 20.02 Проект на тему: презентация «Алые паруса» А.Грина в кино. | 13.02 16.02 |
| 18.02 25.02 |
| ||||||||||||
| В.В.Маяковский 1 ч. Планируемые результаты ученик научится: Интонировать и выразительно читать произведения В.В.Маяковского; находить тропы и фигуры и характеризовать их роль в тексте; с помощью портрета и фотографий поэта характеризовать его образ. | ||||||||||||||||||||||
45. | 8. В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения. | Основные виды деятельности: пересказ Выразительное чтение стихов. Анализ стихотворения. Умение определять особенности его поэзии; находить тропы. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: образ - пейзаж, рифма; тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, метафора, поэтический синтаксис), неологизмы.
| Личностные: Пробуждение интереса к личности и творчеству поэта. Знакомство с особенностями творчества поэта, с темами его произведений. | Метапредметные: Формирование ценностных представлений (работа с понятием служение). Умение выявлять смысл названия произведения, мотивации поступков героев. | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть.
| 25.02
Проект на тему: «В.В.Маяковский в искусстве» | 20.02 |
| 02.03 |
| ||||||||||||
| С.А.Есенин 2 ч. Планируемые результаты ученик научится: Характеризовать личность и образ С.Есенина; выразительно читать лирические произведения автора; находить тропы и фигуры в тексте стихотворения и определять их роль; создавать устный отзыв о стихотворении; подбирать стихотворения для сборника «Венок поэту»; создавать вступительную статью к сборнику. | ||||||||||||||||||||||
46. | 9. С.А.Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» Тема лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. | Основные виды деятельности: Выразительное чтение. Анализ стихотворения. Инд. Сообщение о цветовой символике. Инд. Сообщение об образе клёна в его лирике. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: образ-пейзаж, эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис, лирический герой, точность и образность языка, емкость эпитетов и сравнений. | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта.
| Метапредметные: Развитие ценностных представлений (чувство родной природы, Родина). | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть.
| 27.02 Проект на тему: экскурсия «По есенинским местам».
| 23.02 |
| 04.03 |
| ||||||||||||
47. | 10. Человек и природа в поэзии Есенина, чувство родины. | Основные виды деятельности: Беседа, анализ стихов. Сообщение о фотографиях Есенина, помещенных в учебнике. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
| Личностные: Размышление над вопросами: эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. | Метапредметные: Умение обрисовать зрительные образы при чтении стихотворений; подвести к пониманию настроения, чувства поэта. | Формы контроля: Анализ стихов, устная рецензия или отзыв о стихотворении. | 04.03 Проект на тему: «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина» | 27.02 |
| 11.03 |
| ||||||||||||
48. | 11. Урок контроля 3 четверть |
|
|
|
|
| 06.03 | 02.03 |
| 16.03 |
| ||||||||||||
| Планируемые результаты И.С.Шмелёв 1 ч. ученик научится: Определять лексическое значение слова по контексту или с помощью словарей; готовить сообщение о писателе на основе самостоятельно найденных материалов; составлять устный и письменный отзыв о прочитанном. | ||||||||||||||||||||||
49. | 12. И.С.Шмелёв «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Национальный характер в изображении писателя. | Основные виды деятельности: С.134-138 пересказ, устное рисование Работа со словарями, отзыв. Составить план рассказа и пересказ по нему. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: рассказчик и его роль в произведении; рассказ с элементами очерка; антитеза; художественная деталь; выразительные средства, сказ. | Личностные: Размышление над вопросами: национальный характер. | Метапредметные: Умение точно и выразительно излагать мысли. | Формы контроля: Составление плана рассказа и пересказ по нему. | 11.03 | 06.03 |
| 18.03 |
| ||||||||||||
| М.М.Пришвин 1 ч. Планируемые результаты ученик научится: Составлять план статьи учебника и использовать его при ответе; отбирать материал по заданному вопросу; выразительно читать фрагменты текста; давать письменный ответ на вопрос. | ||||||||||||||||||||||
50. | 13. М.М.Пришвин «Москва-река». Тема и основная мысль рас-сказа. Родина, человек и природа. Образ рассказчика. | Основные виды деятельности: пересказ, составление плана статьи; письменный ответ на вопрос; история села.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя.
| Метапредметные: Развитие мировоззренческих представлений при работе над понятием малая родина. Умение строить монологическое высказывание. | Формы контроля: Составление тезисов. | 13.03
Проект на тему: «Мой край родной» | 13.03 |
| 30.03 |
| ||||||||||||
| К.Г.Паустовский 2 ч. Планируемые результаты ученик научится: Выразительно читать текст; определять лексическое значение слова; составлять тезисный план статьи учебника; формулировать художественную идею произведения; готовить сообщение и художественный пересказ фрагмента текста; писать изложение с элементами рассуждения. | ||||||||||||||||||||||
51. | 14. К.Г.Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» гл. «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» | Основные виды деятельности: С.149-159 пересказ, беседа с комментированным чтением отрывков. Ответы на вопросы учебника. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, пейзаж | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя.
| Метапредметные: Умение строить изложение с элементами рассуждения. Развитие мировоззренческих представлений при работе над понятием малая родина. | Формы контроля: С.149-159 пересказ; тезисы; работа с иллюстрациями. | 18.03 | 16.03 |
| 01.04 |
| ||||||||||||
52. | 15. Человек и природа, малая родина в творчестве Паустовского. Образ рассказчика в произведении. | Основные виды деятельности: Художественный пересказ. Изложение с элементами рассуждения. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: лирическая проза, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, пейзаж | Личностные: Размышление над вопросами: человек и природа, малая родина. | Метапредметные: Умение отбирать материал для написания изложения с элементами рассуждения. | Формы контроля: Изложение с элементами рассуждения.
| 20.03 | 20.03 |
| 06.04 |
| ||||||||||||
| Н.А.Заболоцкий 1 ч. Планируемые результаты ученик научится: Выразительно читать стихотворения; характеризовать средства выразительности; составлять словарь лексики стихотворения; формулировать художественную идею произведения; проводить исследовательскую работу с текстом. | ||||||||||||||||||||||
53. | 16. Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художест-венная идея. Духовность. | Основные виды деятельности: Составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике; работа с учебником.
| Предметные: Знание терминов: риторическое восклицание, метафора; морфологические средства выразительности: роль глаголов и местоимений | Личностные: Размышление над вопросами: духовность, духовный труд - основное нравственное достоинство человека | Метапредметные: Умение выделения стихотворной композиции, ее связующих частей. | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть.
| 01.04 | 30.03 |
| 08.04 |
| ||||||||||||
| А.Т.Твардовский 2 ч. Планируемые результаты ученик научится: Выразительно читать стихотворения и фрагменты из поэмы А.Т.Твардовского; готовить сообщение об истории написания поэмы «Василий Тёркин»; характеризовать образ главного героя. | ||||||||||||||||||||||
54. | 17. А.Т.Твардовский «Прощаемся мы с мате-рями…», «На дне моей жизни». Сы-новняя память - основные мотивы военной лирики поэта. | Основные виды деятельности: знакомство с поэзией поэта по теме Великой Отечественной войны Анализ текста.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: композиция лирического стихотворения, поэтический синтаксис (риторические фигуры); знакомство с поэзией поэта по теме Великой Отечественной войны | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя, его желания уяснить, что нельзя забывать о тех, кто «уже не придет никогда». | Метапредметные: Умение понимать важную роль литературы в годы войны; воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь. | Формы контроля: С.167-170, ответить на вопросы, выучить стихотворение | 03.04 Проект на тему «Образ Василия Тёркина в кино и искусстве» | 03.04 |
| 13.04 |
| ||||||||||||
55. | 18. «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга. | Основные виды деятельности: Различные виды чтения. Анализ текста. Подготовка сообщения. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: композиция поэмы.
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя | Метапредметные: понимание роли литературы в годы войны; воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь. | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть.
| 08.04 | 06.04 |
| 15.04 |
| ||||||||||||
| Планируемые результаты ученик научится: Выразительно читать стихотворения; готовить сообщение о жизни и судьбе поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны. | ||||||||||||||||||||||
56. | 19. Лирика поэтов - участников Великой Отечественной войны | Основные виды деятельности: Различные виды чтения. Анализ текста. Подготовка сообщения. Работа с иллюстрациями. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: композиция поэмы.
| Личностные: Пробуждение интереса к личности и творчеству писателя.
| Метапредметные: Умение понимать важную роль литературы в годы войны; воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь. | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть.
| 10.04 Проект «Мои любимые стихотворения о войне» | 10.04 |
| 20.04 |
| ||||||||||||
| Б.Л.Васильев 1 ч. Планируемые результаты ученик научится: Готовить сообщение о жизни писателя; подбирать материал для сообщения; развитие качеств, необходимых для дискуссии. | ||||||||||||||||||||||
57. | 20. Б.Л. Васильев «Экспонат №». Название рассказа и его роль для понимания идеи произведения; проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, | Основные виды деятельности: Работа со статьёй учебника. Прочитать рассказ Б. Васильева «Экспонат №…» Составить цитатный план рассказа о судьбе Анны Федотовны | Предметные: Знание терминов из теории литературы: рассказчик и его роль в повествовании. Художественные особенности рассказов Шукшина.
| Личностные: Размышление над вопросами: разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия | Метапредметные: Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования. | Формы контроля: Отв. на в.8; цитатный план;
| 15.04 Проект: «Смоленские страницы в жизни и произведениях Б.Л.Васильева» | 13.04 |
| 22.04 |
| ||||||||||||
| В.М.Шукшин 1 ч. Планируемые результаты ученик научится: Выразительно читать рассказы автора; подготовить материал для выступления; характеризовать персонажей произведений В.М. Шукшина. | ||||||||||||||||||||||
58. | 21. В.М.ШукшинКраткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах. «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя. | Основные виды деятельности: Составление словаря персонажа, сочинение - рассуждение
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: способы создания характера. Художественные особенности рассказов Шукшина. деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер). | Личностные: Развитие представлений о нравственных ценностях. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. | Метапредметные: Поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью. Умение подбирать аргументы, строить логическое рассуждение. | Формы контроля: С.235-245 пересказ | 17.04
Проект «Шукшин в кинематографе» | 17..04 |
| 27.04 |
| ||||||||||||
| Планируемые результаты ученик научится: Подбирать материал для выступления; анализировать поэтическое произведение по выбору; создавать слайдовую презентацию об авторе. | ||||||||||||||||||||||
59. | 22. Русские поэты ХХ века о России. (Ахматова, Цветаева, Смеляков и др.) Своеобразие раскрытия темы России | Основные виды деятельности: Анализ поэтического текста; выразительное чтение стихотворений; подготовка сообщения. | Предметные: Знание терминов из теории литературы: сравнение, риторические фигуры, тропы.
| Личностные: Размышление над вопросами: | Метапредметные: Поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью. Умение подбирать аргументы, строить логическое рассуждение. | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть.
| 22.04 Проект «Поэты 20 века о России» (презентация) | 20.04 |
| 29.04 |
| ||||||||||||
60. | 23. Контрольная работа за год | Основные виды деятельности: Работа по тесту | Предметные: Проверить сформированность знаний, умений, навыков по курсу литературы 7 класса | Личностные:
| Метапредметные:
| Формы контроля: Тест | 24.04 | 24.04 |
| 04.05 |
|
| |||||||||||
| Тема 5. Из зарубежной литературы ( 7 часов) | ||||||||||||||||||||||
| Планируемые результаты ученик научится: Готовить сообщение об авторе на основе сведений, самостоятельно найденных в различных источниках; выразительно читать сонеты; сопоставление портретов У.Шекспира. | ||||||||||||||||||||||
61. | 1. У.Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты:«Когда на суд безмолв-ных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…» « Уж если ты разлюбишь…», «Люблю, - но реже говорю об этом…» | Основные виды деятельности: Краткие сведения об авторе. Чтение стихов. Анализ поэтического текста. Составлять план статьи.
| Предметные: Знание терминов из теории литературы: Сонет. Особенности перевода. С.Я.Маршак как переводчик. Прослушивание музыкальных произведений.
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта. Развитие представлений о «вечных» темах (любовь).
| Метапредметные: Умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами. | Формы контроля: Выразительное чтение стихотворения наизусть. Проекты «Пьесы У.Шекспира на сцене русских театров»,
| 29.04
«Пьесы У.Шекспира на киноэкране», «Пьесы У.Шекспира в музыке» | 27.04 |
| 06.05 |
| ||||||||||||
| Планируемые результаты ученик научится: Подбирать материал о поэте; работать со статьёй учебника; готовить сообщение об авторе; выразительно читать хокку; сопоставлять гравюры и произведения. | ||||||||||||||||||||||
62. | 2. М. Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство с тематикой и особенностями | Основные виды деятельности: Сообщения учащихся, выразительное чтение. Работа со статьёй учебника | Предметные: Знание терминов из теории литературы: хокку (хайку). Развитие речи: попытка сочинительства.
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта.
| Метапредметные: Развитие умения анализировать произведение; соотносить с другими видами искусства. | Формы контроля: Выразительное чтение наизусть. Проект: «Гравюры японских художников; | 06.05 японский пейзаж»; сочинение собственных хокку. | 04.05 |
| 13.05 |
| ||||||||||||
| Планируемые результаты ученик научится: Готовить сообщение об авторе; выразительно читать произведения; выявлять и формулировать художественную идею произведения. | ||||||||||||||||||||||
63. | 3. Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе.Стихотв. «Возвращение солдата» (или «Джон ячмен-ное зерно») | Основные виды деятельности: Сообщения учащихся, выразительное чтение, поисковая работа по зад. 1-5 с. 282; | Предметные: Знание терминов из теории литературы: лиро-эпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству поэта.
| Метапредметные: Развитие умения анализировать произведение; соотносить с другими видами искусства; составлять таблицу по заданию. | Формы контроля: Сообщения учащихся, выразительное чтение, поисковая работа по зад. 1-5 с. 282 | 08.05 | 08.05 |
| 18.05 |
| ||||||||||||
| Планируемые результаты ученик научится: Читать и художественно пересказывать главы произведения приключенческого жанра; комментировать эпизоды романа; готовить сообщения о художниках - иллюстраторах романа; готовить сообщение об экранизации романа в советском и российском кинематографе. | ||||||||||||||||||||||
64. | 4. Р.Л.Стивенсон Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (ч.3 «Мои приклю-чения на суше») | Основные виды деятельности: подготовка сообщения по теме; художественный пересказ; просмотр фрагментов мультфильма | Предметные: Знание терминов из теории литературы: приключенческая литература. История создания романа.
| Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя; приключенческой литературе.
| Метапредметные: Развитие умения анализировать произведение; соотносить с другими видами искусства. | Формы контроля: Стр. 305, вопр.2,3. | 13.05 Проект: «Р.Л.Стивенсон в кино и мультипликации» | 15.05 |
| 20.05 |
| ||||||||||||
| Планируемые результаты ученик научится: Выразительно читать лирическую прозу; готовить сообщение о личности и судьбе А. де Сент - Экзепюри; художественный пересказ фрагментов текста; подбирать иллюстративный материал в доступных источниках, включая Интернет; составлять комментарий к рисункам и иллюстрациям. | ||||||||||||||||||||||
65. | 5. А. де Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей» (или «Маленький принц»). | Основные виды деятельности: Чтение вступительной статьи учебника об основных биографических сведениях А. де Сент-Экзюпери | Предметные: Знание терминов: лирическая проза, правда и вымысел, образы и символы, начальное представление о «вечных» вопросах в литературных произведениях (духовность). | Личностные: Формирование убеждения на примере повести в том, что в мире существует добро, справедливость, мужество, порядочность. | Метапредметные: Развитие монологической речи. Сопоставление произведения с экранизацией. | Формы контроля: Рисунки детей по мотивам «Маленького принца». Сочинение-рассуждение | Проект: «Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств» «Сборника иллюстраций 15.05 | 18.05 |
| 20.05 |
| ||||||||||||
| Планируемые результаты ученик научится: Готовить сообщение о жизни писателя; выявлять реальное и фантастическое в сюжете; выразительно читать эпизоды с элементами фантастики; определять проблематику текста; создавать альбом иллюстраций. | ||||||||||||||||||||||
66. | 6. Р.Бредбери Рассказ «Всё лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. | Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи учебника об основных биографических сведениях автора; | Предметные: Знание терминов из теории литературы: Фантастика. | Личностные: Пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству писателя, к жанру фантастики. | Метапредметные: Развитие умений сопоставлять иллюстрации; | Формы контроля: Художественный пересказ; сообщение; выразительное чтение. | 20.05 Проект: «Создание альбома иллюстраций к рассказу «Всё лето в один день» | 22.05 |
| 25.05 |
| ||||||||||||
| Планируемые результаты ученик научится: Выразительно читать произведения гражданской лирики; определять лексическое значение слова по контексту произведения; составлять план статьи учебника и отвечать по этому плану; указывать средства выразительности. | ||||||||||||||||||||||
67. | 7. Янка Купала Основные биографические сведения. Судьба белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. | Основные виды деятельности: Чтение вступительной статьи учебника об основных биографических сведениях, изучение поэтических произведений в рамках темы С.323-325 | Предметные: Умение сравнивать разные переводы одного стихотворения.
| Личностные: Формирование представлений о гражданственности, гражданской лирике,
| Метапредметные: Развитие речи: Умение прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам, делать сопоста-вительную характеристику тем стихов | Формы контроля: Письменный развёрнутый ответ на вопрос «В чём жизненный путь поэта схож с биографиями других известных вам писателей?» | 22.05 Проект: «Образ Янки Купалы в творчестве художников», «Произведения Янки Купалы в музыке». | 25.05 |
| 25.05 |
| ||||||||||||
68. | Заключительный урок. | Итоги, задание на лето. |
|
|
|
| 27.05 | 29.05 |
| 27.05 |
|