И. Тургенев Стихотворение в прозе 10 сынып

обучающая: сформировать у учащихся представление о «Стихотворение в прозе» показать художественные особенности жанра стихотворения в прозе;             развивающая: развивать умение выразительно читать, развивать речь и мышление учащихся, развивать умение давать характеристику герою по его поведению и определять в стихотворном тексте значение лирического героя;              воспитательная: воспитывать чувство сострадания, любовь к людям; прививать любовь и внимание к слову через анализ стихот...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: И.С.Тургенев. «Стихотворение в прозе»

Цель урока:

обучающая: сформировать у учащихся представление о «Стихотворение в прозе» показать художественные особенности жанра стихотворения в прозе;

развивающая: развивать умение выразительно читать, развивать речь и мышление учащихся, развивать умение давать характеристику герою по его поведению и определять в стихотворном тексте значение лирического героя;

воспитательная: воспитывать чувство сострадания, любовь к людям;

прививать любовь и внимание к слову через анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева.

Методические приёмы: объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, презентация; тексты, запись на доске.

Ход урока.

«Живите. И любите людей, как я их всегда любил»И.С. ТургеневСлайд №1

І. Организационный момент.

Приветствие.

Прием «Комплименты»: учащиеся становятся в круг (или встают с мест) и по цепочке говорят комлимент рядом стоящему справ соседу, тот следующему и т.д. Учитель благодврит всех и приглашает начать урок.

ІІ. Опрос домашнего задания

-Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с творчеством великого русского писателя И.С. Тургенева и прочитали очерк «Хорь и Калиныч». Давайте вспомним некоторые эпизоды из жизни и творчества писателя.

Слайд №2

В каком гаду родился И.С. Тургенев?

Как называется родовое имение Тургеневых

Бывал ли Тургенев за границей? Где?

В каких жанрах работал писатель?

Назовите известные вам произведения Тургенева?

Какие первые произведения написал И.С. Тургенев? (Записки охотника)

А какие последние? (Стихотворения в прозе)

III Новый материал

1.Слово учителя

И это действительно так: И.С. Тургенев писал «Стихотворение в прозе» в последние годы жизни, во Франции, в Буживале, между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни.

Долгие годы проживет писатель вдали от России, сначала в Германии, затем во Франции, но его мысли и сердце всегда будут с родиной.

И.С. Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до «Записок охотника» им были написаны стихотворения и даже поэмы. Однако писательский гений Тургенева в полной мере раскрылся в прозе!

В конце своего жизненного и творческого пути постаревший Тургенев, мучимый тяжёлой болезнью, словно возвращается в свою творческую молодость.

В последние годы жизни Иван Сергеевич создает цикл стихотворений в прозе, который включает в себя 83 миниаторы.

«Стихотворения в прозе» стали лебединой песнью великого писателя. Как бы сложилась судьба этих произведений, трудно сказать. Сам писатель считал их лишь эскизами своих будущих произведений, которые могли бы навсегда остаться в архивах. «Стихотворения в прозе» не предназначался для публикации, он писался что называется «для себя», для близкого окружения. Но к счастью, в Париж, к смертельно больному Тургеневу приехал друг писателя, редактор журнала «Вестник Европы» Михаил Матвеевич Стасюлевич. Михаил Матвеевич Стасюлевич по дружбе уговорил Иван Сергеевича опубликовать значительную часть этих лирических зарисовок и раздумий в его журнале, в 12-м номере за 1882 год.

Именно Стасюлевич дал этим произведениям общее название «Стихотворения в прозе».

Сегодня на уроке нам предстоит открыт особый мир этого писателя,прикоснутся к тайне его творчества.

Стихотворение в прозе-жанр, который вам вероятно ещё не известен .

Вспомните, что называется стихотворением ?

(Стихотворение-небольшое лирическое произведение ,написанное стихами)

В чём особенность стихотворений в прозе,чем отличаются от обычных стихов?

(Стихотворение в прозе тоже произведение лирическое ,но форма его -прозаическое )

Слайд №3 Характерные признаки стихотворение в прозе :

небольшой объём;

членение на мелкие абзацы;

повышенная эмоциональность;

обычно бессюжетная композиция;

наличие лирического героя. (Запись в тетрадях)

Итак,стихотворения в прозе- это небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения,но лишенные стихотворной рифмы.

В жанре стихотворения в прозе главное -чувства,мысли,эмоции художника.В конце каждого произведения мы видим главную мысль,идею.

Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностраных языков,Иван Сергеевич Туренев за всю долгую жизнъ не написал ни одного произведиения на каком-либо другом языке,кроме своего родного ,русского.

Выразителъное чтение наизустъ стихотворения ,,Русский язык,,

Читает учитель

Слайд 4 Русский язык

Словарная работа Слайд №6

Тягостный -трудный, мучительный

Впасть в отчаяние -прийти в неприятное, тяжёлое состояние

- Какая мысль заключена в этом стихотворении?

( Мысль о величие русского языка и русского народа)

-Какое чувство стремиться передать здесь автор? Какая интонация главенствует здесь?(Чувство любви и восхищения торжественной,приподнятой интонацией.)

Какое это,по-вашему,произведение: лирическое или эпическое ?

(Это произведение лирическое ,потому что оно выражает чувства автора).

Учитель: Стихотворение в прозе ,,Русский язык,, было написано в1882 году.

В словах «дни сомнений», «дни тягостных раздумий», «как не впасть в отчаяние», мы видим чувства поэта и его реакцию на события в России. Это стихотворение является гимном русскому языку и русскому народу.

-В стихотворении всего 3 предложения.(Два предложения по интонации восклицательные, одно по цели высказывания вопросительное)

-Какими эпитетами характеризует Тургенев в своём стихотворении русский язык?

Эпитет-слово ,определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

(Великий, могучий, правдивый и свободный).

Итак , мы проанализировали стихотворение в прозе «Русский язык».

Предлагаю вам выделить характерные признаки стихотворения в прозе

1.Посмотрите ,какое по объёму это стихотворение? ( небольшой объём)

2.Текст единый или делится на небольшие абзацы?(членение на мелкие абзацы)

3. Выражает свои чувства писатель ? (Да, повышенная эмоциональность)

4.Здесь есть сюжет? ( Нет, обычно бессюжетная композиция, это раздумье писателя).

5.Можно ли назвать это произведение стихотворением?

(Можно ,так как главное в стихотворении -лирическое начало ,то есть мысли и переживания лирического героя.)

6.Чем это стихотворение отличается от привычных нам?

(Здесь нет рифма).

7.Какова особенности этого произведения?

(То, что это стихотворение в прозе)

4. Стихотворение в прозе «Воробей»

Слайд №7,8( с изображением -фото воробья и его птенчика и собаки)

Что мы знаем о воробьях?

(никогда не унывающие серые пичуги, которые всегда живут рядом с нами. Летом они теряются среди других красивых птиц, но зимой это главные обитатели в наших краях . Громким чириканьем они оживляют хмурые зимние дни, первыми возвещают о приближающейся весне.) (ученики).

5.Теперь прочитаем произведение И.С.Тургенева об этой птице( читает ученик)

Слайд №9,10 Словарная работа

Смущённый-растревоженный,находящийсявзамещательстве

Благоговеть- оказать глубочайшее уважение, почтение

Учитель: Назовите персонажей этого произведения.

Ученики: Птенец, старый черногрудый воробей, собака, рассказчик

Учитель: Какими вы их представляете ?

-Найдите ключевые слова ,которые характеризуют поведение каждого из героев.

Ученики:

Птенец-«с желтизной около клюва и пухом на голове, упал из гнезда, сидел неподвижно ,беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки»

Старый воробей-« сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два, ринулся спасать, заслонил собой своё детище его маленькое тело трепетало от ужаса,голосок одичал и охрип,он жертвовал собою, не мог усидеть на безопасной ветке; сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда»

Собака-«бежала впереди ,уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась; смущённый пёс, остановился попятился»

-Какое впечатление произвело на вас произведение Тургенева?

(писатель изобразил настоящий подвиг птицы,готовой пожертвовать собой ради своего детища)

-Какую характеристику -определение даёт автор воробью?(героическая птица)

-Опишите маленького воробышка, выпавшего из гнезда .Как Тургенев рисует беспомощность, незащищённость птенца, его страх перед опасностью?

-Почему он не смог усидеть на ветке?

( «Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда».)

-Что это за сила? (Тургенев называет её «любовным порывом,любовью…»)

-Какписатель показывает отвагу и самоотвержанность старого воробья?

(«…Воробей камнем упал перед…самой мордой» собаки- «и весь взъерошенный. искажённый,с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти» Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…». «Я благоговел перед той маленькой,героической птицей,перед любовным её порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Детям предлагаю заполнить концептуальную таблицуСлайд№11

Характеристика

(можно из текста)

Действие в критический момент

Испытываемое чувство

Отношение к происходящ ему

Собака (Трезор)

воробей

автор

-Как вы думаете в каких словах заключена главная мысль произведения?Слайд 12

(Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.Только ею, только любовью держится и движется жизнь».)

-Докажите,что «Воробей»-стихотворение в прозе.

1.Сильно лирическое начало .

Ему важно не повествование ,а переживание ,которое вызывает эпизод, размышляя, каким он способствует, а в конце миниатюры содержится вывод, мудрая мысль.

Ритмичность. Здесь нет ни рифмы, ни размера, но всё равно есть определённый ритм.

Подведение итогов. Любовь… Это слова было самым важным в жизни Тургенева .Это и любовь к близким, к друзьям, к природе, т.е всему что его окружало.

Любовь мы видим во всех его произведениях.

Обратимся к эпиграфу: «Живите. И любите людей, как я их всегда любил».

Следуйте совету И.С. Тургенева. Любите людей-это самое главное в жизни.

Давайте, ребята попробуем составить синквейн.Вспомним правила написания синквейна Словадлясоставления синквейна«воробей» , «язык». Слайд №13, 14

Домашнее задание:Выучить наизусть понравившееся

стихотворение в прозе, произвести его анализ. Слайд №15


© 2010-2022