Статья. Основные аспекты повышения качества образования школьников

Интерактивные формы   обучения  показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала.   Между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности.  В ходе такого обучения  школьники  учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на  основе анализа обстоятельств и соответст...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.В. Гладкова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 г.Салехард ЯНАО


ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ


Если вы будете работать для настоящего,

то ваша работа выйдет ничтожной,

надо работать, имея в виду только будущее.

А П. Чехов

Образование - это не потребление знаний, подобное насыщению пищи. В образовании нет насыщения. Наоборот, чем больше знаний, тем острее ощущение его недостаточности. Поэтому, наверное, и говорят: «В многой мудрости много печали». Чем больше человек знает, тем больше потребность в увеличении знаний. Образование - это непрекращающийся процесс функционирования сознания и развития интеллекта, это естественное состояние души, сердца и ума человека. Миссия образования - прогресс общественного развития во всех его направлениях: гуманитарном, социально-экономическом, экологическом, научно-техническом. Стало уже крылатым выражение: «Образование - это наше будущее». Каким образом связано образование и будущее? Какое образование определяет и предполагает успешное будущее? Не подлежит сомнению, что образование меняет качество деятельности человека, увеличивает ее интеллектуальную составляющую. И, конечно, образование определяет будущее в том случае, если оно строится на фундаментальных знаниях. Чтобы ученик получил такие знания, необходимо использовать в своей деятельности те технологии, которые направлены на развитие метапредметных знаний.

Проблемы образовательной парадигмы современного общества можно сформулировать следующим образом:

- Копилка знаний сегодня не нужна, знания быстро «устаревают» - зачем накапливать информацию и перегружать память?

- Нужны знания обобщенного уровня, а это требование времени: развить стили мышления, осваивать способы умственных действий.

- Процедурный человек обществу не нужен, нужна «самость» личности, творец, созидатель!

- На репродуктивном уровне знаний творец не вырастет.

- Авторитарными отношениями не сформировать личность, способную на осуществление выбора - следовательно, важна смена ролевых отношений между учителем и учеником.

Обществу нужна личность, умеющая адаптироваться в социуме, способная проявлять мобильность, толерантность, конструктивность. По сути, это и есть основные противоречия, которые легли в основу собственной образовательной парадигмы, которая предполагает личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Основа опыта - интегрированное применение проблемно - диалогового обучения и информационно-коммуникационных технологий на уроках филологического цикла.

Интегративное применение данных технологий способствует активизации мышления школьника, развитию творческих способностей, толерантности, умению адаптироваться в новых социальных условиях; кроме того, формирует положительную мотивацию к процессу обучении за счет новых акцентов на самостоятельную учебную деятельность учащихся; повышает культуру умственного труда субъектов обучения, вырабатывает навыки совместных действий. Привлечение «продвинутых» учащихся к общению на форумах Интернет, к участию в конкурсах, олимпиадах на просторах Интернет, позволяет создать для них ситуацию успеха. А реализация различных форм учебной деятельности на уроке, предоставление выбора вариантов в усвоении содержания образования, возможности тренинга приводят к повышению качества знаний.

Научная и практическая ценность применения компьютерных технологий для развития учебной деятельности бесспорна. Минимальное количество часов русского языка в старших классах, новый формат проведения государственного экзамена в выпускных 9,11 классах, новые требования учащихся при поступлении в высшие учебные заведения заставляют искать новые технологии, формы и методы обучения, которые способны мотивировать учащихся к определенной учебной деятельности, дающей им возможность добиться желаемого результата. Уже первый опыт использования компьютерных технологий показал, насколько раздвигается образовательное пространство. Компьютер позволяет вносить новые элементы в содержание обучения, углублять и обогащать содержание тематических разделов, изменять формы представления учебного материала, разнообразить виды учебных заданий и способов работы с ними. Благодаря компьютерным технологиям, может быть увеличен объем изучаемого материала. Для учащихся старших классов это особенно важно.

В работе мы используем активные и интерактивные формы обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Интерактивные формы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. В ходе такого обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, развивать навыки общения как со сверстниками, так и через Интернет, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. В диалоге ученик чувствует себя равноценным партнером учителя. Он приобретает жизненно необходимый навык делового общения, умение формулировать вопросы, вести дискуссию. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Опыт показывает, что за счет продуманного использования интерактивных форм обучения возможно достижение образовательных результатов. Для эффективного применения интерактивных форм необходимо несколько условий:

- использовать такие методы, которые адекватны возрасту учащихся;

- дать задание учащимся для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания;

- на одном уроке использовать один интерактивный метод, а не их калейдоскоп;

- учитывать темп работы каждого учащегося и его способности.

Основные интерактивные формы, применяемые в работе:

- Творческие задания.

- Работа в малых группах.

-Обучающие игры.

- Использование общественных ресурсов, цифровых образовательных ресурсов.

Чтобы использование активных и интерактивных форм обучения принесло успех, а не разочарование и учителя, и ученика, важно правильно использовать их на разных типах уроков и на разных этапах, а также во внеклассной деятельности и в воспитательной работе.

Использование предложенных форм может быть представлено так:

Таблица 1.

На этапе разминки

На этапе изучения и закрепления материала

На этапе разрешения проблемы

Прием-прием

Интерактивная лекция

Дерево решений

Мысленная прогулка

Работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами

Мозговой штурм

Вопрос-ответ

Ученик в роли учителя.

Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу

Жужжащие группы

Каждый учит каждого

Дебаты. Дискуссия

Эвристическая беседа

Общественные слушания

Учебная дискуссия

Деловая и ролевая игра

Фантастическая добавка

Своя опора

Проектирование

Решение ситуативных задач

Домашняя работа предполагает разноуровневые задания. Это могут быть упражнения учебника или задания из сборника дидактических материалов, творческие задания: подготовить дидактический материал по той или иной теме, написать акростих, синквейн, сочинить грамматическую сказку и т. д.

Интегративное применение проблемно - диалогового обучения и информационно-коммуникационных технологий, на наш взгляд, - это одна из составляющих повышения качества образования учащихся, так как использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие учебные задачи:

- освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности;

- выработка умений и навыков решения типовых практических задач;

-выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;

- восстановление знаний, умений и навыков;

- контроль и оценивание знаний и умений.

Образовательные средства можно классифицировать по ряду параметров: по решаемым педагогическим задачам, по функциям в организации образовательного процесса, по типу информации, по формам применения ИКТ в образовательном процессе, по форме взаимодействия с обучаемым.

При организации обучения используем представленные средства на разных этапах урока.


Таблица 2.

Языковая разминка

Актуализация знаний

Изучение нового материала. Разрешение проблемы.

Закрепление полученных знаний, контроль

Мультимедийные ресурсы.

Задания с применением программы SMART Boart, SmartArt и др.

Тренажеры

Электронные учебники

Практикумы Тренажеры

Словари

Разноуровневые тесты информационных образовательных порталов

Мультимедийные учебные занятия

Мультимедийные ресурсы .

Задания с применением программы SMART Boart, SmartArt идр.

Электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией

Мультимедийные ресурсы .

Задания с применением программы SMART Boart, SmartArt и др.

Электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией

Разноуровневые тесты информационных образовательных порталов.

Исследования психологов показывают, что в среднем лишь 15% информации эффективно усваивается учеником с помощью органов слуха и 25% с помощью органов зрения. Вместе с тем результат комбинированного действия на указанные каналы восприятия превышает суммарное действие каждого из них в отдельности и составляет 65%. В этом случае включается синергизм педагогического воздействия, который достигается путем использования презентационных технологий. Контрольно-оценочный аспект с использованием ИКТ приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА. Тесты могут проводиться в режиме on-line (на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями).

На уроках русского языка, литературы, риторики, на занятиях элективных курсов используем следующие информационные образовательные порталы:

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru.

- Каталог презентаций по различным предметам - collection/crossed.ru/ catalog.

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов и другие.

Новым в практике является дистантное обучение, которое, конечно же, необходимо в школе, а в северных условиях наиболее важно. У нас учатся дети с ослабленным здоровьем, много, так называемых, «актировок». Актуальная проблема пропуска занятий по уважительным причинам не имеет на сегодняшний день системного решения. Ученик, пропустивший несколько недель занятий, «выпадает» из образовательного процесса, и восполнить знания он может только через дополнительные занятия с репетитором либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. Дистантное образование может восполнить этот пробел в системе самообразования. При таком обучении ни учитель, ни ученик не будет чувствовать себя ущемленным. Ребенок сможет получить качественное образование, а учитель не будет «догонять» государственную программу. Использование дистанционного обучение в моем классе возникло как необходимость. Это связано с тем, что в нем учится много спортсменов. Ребята часто выезжают за пределы города, округа и России. Именно для них разрабатываются учебные модули по повторению материала и лекции по изучению новых тем. Обучение решено было выстроить по схеме: лекция + практический материал + вопросы - ответы, может быть, даже в режиме «реального» времени с использованием Web-камеры, а затем проверочный тест и консультации, творческие работы. Используем для самопроверки и самоконтроля тесты информационно-образовательных порталов в режиме реального времени. Этот вид работы увлекает и учителя, и ученика. А обучение можно назвать здоровьесберегающим. При такой подаче учебного материала создаются условия для сохранения психофизического здоровья детей в условиях компьютерного обучения. В чем плюсы дистантного обучения: во-первых, учащиеся не ощущают дискомфорта, так как владеют теоретической базой изучаемой темы, во-вторых, с учителем ими отработаны практические умения, в- третьих, в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными ресурсами , а также предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного обучения в течение всей жизни.

В течение нескольких лет в дистанционном режиме получают консультации учащиеся старших классов. И если говорить о выстраивании индивидуальной образовательной траектории учащегося, то дистанционное обучение предполагает именно это. Школьники имеют свободный выбор, повторяют те темы, которые на их взгляд и взгляд учителя ими не усвоены. Выпускники, изъявившие желание повторять материал в такой форме, получают задания в модульном варианте. Они имеют возможность отправить электронной почтой свои вопросы или получить консультацию при помощи программы Skype. Это один из вариантов повышения качества образования. В помощь учащимся разработаны и адаптированы модули по основным разделам русского языка (на данный момент 16), практические работы, материал для коррекции, тесты. Задача учителя превратить содержание предложенного курса в личное, персональное знание учащегося.

В результате такого обучения и консультирования выпускники в 2011-2012 учебном году при сдаче ЕГЭ имели следующие результаты: русский язык - общая успеваемость - 100%; качественная: 86%. Средний балл (86 обучающихся) - 67. Один обучающийся набрал 98 баллов, еще 5 по 92 балла. Литература (6 обучающихся): средний балл - 77,9, общая успеваемость 100%, качественная 96%, двое обучающихся получили 100 баллов при сдаче ЕГЭ.

2014 год (ЕГЭ): русский язык - общая успеваемость 100%, качественная 86%, наивысший балл -98, средний тестовый балл 67.

Подготовка учащихся к жизни предполагает выработку исследовательских, речевых, мыслительных, ценностно-смысловых, общекультурных компетенций. Интегративное применение в практике проблемно-диалогового обучения и информационно-коммуникационных технологий формирует основные компетенции ученика:

- коммуникативные (умение логично излагать свои мысли, аргументировать свою позицию, умение работать с источниками информации, пользоваться различными стилями для доказательства своей собственной точки зрения);

- учебно-познавательные (умение анализировать, обобщать, систематизировать, структурировать материал; способность управлять своими умениями и навыками, оценивать эффективность собственной деятельности, результативность самостоятельного решения поставленных проблем);

- информационные (прием, переработка и выдача информации, владение Интернет - технологиями и компьютерной грамотностью);

- социальные (взаимодействие семьи, общества, коллектива; сотрудничество, толерантность, социальная мобильность, рефлексия).

Положительным результатом опыта будет эффективное решение проблем, которые возникнут перед учащимися в будущем и их способность перевести компетентность из потенциальной зоны в актуальную и успешно её реализовать.

Список литературы:

1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970.

2.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985.

3. Дистанционное образование. Состояние, проблемы, перспективы. - Тезисы докладов научно-методической конференции. - Томск: издательство ТГУСУР 1997.

4.Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972.

5.Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976.

6.Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.

7.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984.

8.Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.

9. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М.: 2002.

10.Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей. М., 2004

11.Пидкасистый П.И. Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М.: 1996 .



© 2010-2022