Урок по литературе Сравнительная характеристика образов Остапа и Андрия 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет-

русский язык

Класс 8 а

Тема урока

Сравнительная характеристика образов Остапа и Андрия

Цели урока

Сравнить образы Остапа и Андрия

Результаты обучения для учащихся

1.Раскрыть образы Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода.

2.Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев; прививать интерес к поисковой работе.

3.Прививать любовь к Родине, воспитывать чувство патриотизма, товарищества.

Основные идеи, отработанные по теме урока

Разные по характеру и по силе духа два брата -Остап и Андрий

Оборудование :

Бумага А3, А4, ручки, компьютер, интерактивная доска, презентация «Остап и Андрий», карточки, лист самооценки, учебник

Ход занятия:

Приветствие

Проверка явки учащихся на урок ; деление на группы- 2 мин.

Опрос домашнего задания.

Стадия вызова


Знание и понимание .

Объяснение материала

Время

5мин


3 мин.

Чтение наизусть отрывка из повести «Тарас Бульба» «Степь…»


Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение великого произведения XIX века - повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Сегодня мы с вами будем говорить о сыновьях Тараса- Остапе и Андрии. Тема нашего урока: «Сравнительная характеристика образов Остапа и Андрия ».

Следовательно, сегодня мы сопоставим двух героев повести, при этом подчеркнем черты сходства и отличия Остапа и Андрия, ответим на проблемный вопрос: «Почему Андрий изменил отчизне?»

Участвуют в оценивании

одноклассников:

1) знание текста;

2)выразительность;

3) умение передать мысли,

настроение автора.

Слушают новый материал по теме урока.

Запись на доске.

5мин.

Эпиграфом урока мы возьмём слова Н.В.Гоголя «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу!»

- Как вы понимаете смысл данного высказывания? Как эпиграф связан с темой урока?

Ученики выполняют работу, отвечают.

Применение.

Работа по учебнику




5 мин.

Задание - Какие события описывает Гоголь в своей повести?

- Повесть «Тарас Бульба была написана в 1835 году, но она детально описывает события XV -начала XVI веков, ещё до присоединения Украины к России, когда отдельные княжества остались против многочисленных врагов.

- В чём своеобразие повести?

- В повести рассказывается о мужественной борьбе казаков против польской шляхты и католической веры? Раскрывается тема патриотизма.

- Какую ещё проблему рассматривает автор в своей повести? Каким образом?

- Проблему подвига и предательства через образы Остапа и Андрия.

- Каковы истоки героизма Остапа и предательства Андрия? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока. А сейчас я предлагаю вам вернуться к началу повести и проследить основные этапы жизни Остапа и Андрия. Для этого вы должны вести двухчастный дневник на протяжении всего урока. Сравним этих героев, так как именно сравнительная характеристика поможет нам найти ответ на наш вопрос.

- С чего начинается повесть?

- С приезда сыновей Тараса в отчий дом из духовного училища.

- Как выглядят Остап и Андрий, опишите их внешний облик.

- Крепкие, повзрослевшие. Остап более мужественный и суровый, а Андрий более красивый и милый.

- Как Тарас встречает сыновей. Какую оценку он даёт в первые минуты Остапу? Андрию? Как сыновья отвечают на насмешки отца.

Ученики анализируют прочитанное, выписывают нужное, отвечают .

Синквейн

5 мин

Задания группам.

А сейчас поработайте в своих группах и составьте синквейн - описание Остапа и Андрия. Опишите черты характера.

(Групповая работа)

- Назовите черты характера Остапа, Андрия .

Остап:

Мужественный, отважный

Сражается, борется, погибает

Достойный сын своего отца.

Андрий:

Красивый и слабый

Храбрится, влюбляется, предает

Стоит ли осуждать таких людей?

Андрий:

Красивый и сильный

Влюбляется, сражается, погибает

Жил по своим законам.

Выступления учеников.



Оценивают друг друга жестами .

Анализ

Метод 6 шляп

5 мин

Задание 4 . Групповая работа по методу 6 шляп:

1группа- «Красная шляпа эмоционального наблюдателя». Какие чувства вызывает смерть героя? Почему? Как вы думаете, как автор относится к Андрию?

2 группа- «Белая шляпа объективного наблюдателя».Изложение факта гибели героя с включением цитат.

3 группа-«Чёрная шляпа пессимиста».

Негативное, критичное отношение к поступку героя. Как относится к смерти Андрия Тарас Бульба? Выскажите свою точку зрения о смерти героя.

4 группа -«Жёлтая шляпа оптимиста».Какие качества героя можно назвать положительными? Попытайтесь выступить в роли его защитника.

Почему Андрий не оказывает сопротивления отцу и не оправдывается перед ним в момент их последней встречи?

5 группа -«Синяя шляпа философа».

Можете ли вы оправдать измену героя? Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью».

6 группа-«Зелёная шляпа творческая». Написать свой конец повести.

Группы работают, производят глубокий анализ образов Остапа и Андрия

Синтез

Диаграмма Венна

10 мин.

Задание 5. Групповая работа

Нужно заполнить Диаграмму Венна, провести параллель между Остапом и Андрием: что в них общего и в чём они отличаются друг от друга.

Группы обсуждают и выполняют задание, рассказывают свои предположения и выводы.

Рефлексия

Анализ и оценивание практического занятия

3 мин.

Задание 6.

- Кого из братьев было сложнее оценивать?

- Изменил ли сегодняшний разговор на уроке ваше отношение к героям повести «Тарас Бульба»? Каким образом?

- Можно ли сопоставить изображённое в повести с нашей современной жизнью? Кто и за что сейчас жертвует жизнью? Приведите примеры.

Ученики устно отвечают


Последующие задания и чтение

2 мин. Домашнее задание: подготовиться к сочинению

Анализ и оценивание урока

После каждого задания ученики оценивались посредством смайликов, в конце урока выставляется общая оценка.

© 2010-2022