Текст и его строение

  Цели урока:Образовательные:углубить теоретические знания о тексте; о законах и правилах построения его как крупной синтаксической единице речи; познакомить учащихся с основными признаками текста; повторить наиболее известные способы связи предложений в тексте; формировать умения и навыки правильно строить текст.   Развивающие:   развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределение ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме "Текст и его строение. Признаки текста"

Цели урока:

Образовательные:

  • углубить теоретические знания о тексте;

  • о законах и правилах построения его как крупной синтаксической единице речи;

  • познакомить учащихся с основными признаками текста;

  • повторить наиболее известные способы связи предложений в тексте;

  • формировать умения и навыки правильно строить текст.

Развивающие:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать;

  • развитие умения слушания и распределение внимания во время слушания;

  • развитие умения применять полученные знания;

  • развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

  • развивать интерес к художественной литературе;

  • формировать правильную культуру речи.

Методы ведения урока: Беседа, анализ, исследование, работа в группах.

Образовательная технология: Коллективно-распределительная деятельность в рамках личностно-ориентированного подхода в обучении.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Словарная работа «Угадай слово»

На доске записаны толкования смысловых значений слов, по которым учащиеся должны угадать лингвистические термины, закрытые полосками бумаги.

Текст: несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.

Тема: круг жизненных явлений, отобранный и освещенный автором в художественном произведений с определенных идейно-политических позиций (это то, что автор изображает).

Идея: проблема, поставленная автором в тексте и освещенная им на определенном жизненном материале. (Как он оценивает изображаемое? Что хочет сказать автор нарисованными им картинами жизни в произведении?)

Композиция: построение произведения (текста), расположение его составных частей, порядок изложения событий...

(Комментарий: такое начало урока позволяет учителю быстро включить внимание учеников, активизировать их деятельность и логически перейти к теоретическому материалу темы урока в целом).

III. Сообщение темы урока и задач, которые необходимо решить в течение его

А) Работа с учебником.

Работа в группах. Читаем первый абзац и отвечаем на вопросы, данные каждой группе на распечатанных листах:

- Что обозначало слово «текст» в переводе с латинского языка? («ткань»).

А что сегодня оно обозначает? («связь», «соединение»).

- Повторите определение: что такое «текст»?

- Как соединяются между собой предложения в тексте? (По смыслу и грамматически.)

- Что вы узнали из статьи учебника о строении текста? Каковы основные признаки его?

(Комментарий: работа с научной статьей необходима и очень важна для учащихся: продуманные учителем вопросы к теоретическому материалу помогают легче расставить акценты на главном в нем и усвоить его.)

Б) Задание №1: прочитайте набор предложений (распечатка).

(1) Любить Отечество невозможно заставить декретом. (2) Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (3) Любовь надо воспитать. (4) Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и начали. (В.М. Песков)

- Можно из них составить текст?

- Определите мысль, которая объединяет эти предложения.

- Текст какого типа речи получиться?

- В каком предложении сформулировано положение, помогающее раскрыть мысль.

- Какое предложение связано с ним по смыслу и грамматически?

- Запишите предложения, чтобы получился текст.

Работа по тексту

а) выполните разбор по составу слова СОВЕРШАЯ;
б) определите тип придаточного в 1-м предложении получившегося текста);
в) выпишите все местоимения в тексте, определите их разряд;
г) дайте морфологическую характеристику слова ОКРУЖАЮЩИМ;
д) замените словосочетание со способом связи согласование ДОМАШНЕГО ОЧАГА на синонимичный со способом связи управление.

В) Работа с опорной таблицей « Основные признаки текста»

Основные признаки текста

Текст и его строение

IV. Работа с текстами в группах (коллективное выполнение задания с последующим комментарием одного представителя группы)

Текст №1 (первая группа) - распечатка.

Осень... Как тоскливо! Она навевает мне грустные мысли... сидишь дома, а на улице дождь и слякоть.

Именно осень Л.С.Пушкин писал свои произведения: «Унылая пора! Очей очарованье!..» (Работа взята из сочинения - миниатюры ученика.)

Задание:

1. Прочитайте выразительно текст.

2. Определите, какие признаки текста «потеряны» в нем. (Приходим к выводу, что нет в написанном ни композиционного единства частей: оно не обеспечено грамматической связью, потому нет и смысловой цельности, и относительной законченности. Существует лишь тематическое единство.)

3. Как исправить? (Коллективная работа.)

Текст №2 (вторая группа) - распечатка.

1. Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке.

2. В 1826 году Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин».

3. У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту железную трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян.

4. Он был очень точен в своих изображениях.

5. Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и что ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям.

Задание:

1. Прочитайте выразительно текст.

2. Определите, какие признаки текста нарушены?

3. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

4. Попробуйте объединить в связный текст эти разрозненные предложения (коллективная работа).

Текст №3 (третья группа)

1. Её так звали: Сашина (или Танина) береза.

2. Отныне человек и дерево как бы опекали друг друга, храня тайну взаимности.

3. Кое-где на русском Северо-Западе в честь рождения ребенка, особенно первенца, отец или дед сажали дерево: липу, рябину, чаще
березу.

4. Эта береза росла вместе с тем, в честь кого была принесена из лесу и посажена на родимом подворье.

5. Если в палисаде у дома места не было, сажали где-нибудь у бани или в огороде.

Задание:

1. Прочитайте выразительно текст.

2. Исправьте недочеты в построении текста и запишите в тетрадях.

(Комментарий: при составлении текста следует учитывать в первую очередь логику развития мысли, последовательность описываемых событий. Кроме того, важно видеть и те языковые «скрепы», которые связывают последующее предложение с предыдущим. Между ними существует смысловая связь. Могут быть связанными не только предложения, стоящие рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.)

V. Работа с таблицей «Отношения между предложениями в тексте»

Отношения между предложениями в тексте (они различны)

Содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого

Содержание второго может раскрывать смысл или пояснять один из его членов, а содержание третьего - смысл второго и т.д.


VI. Знакомство с правилами составления текста«Собирая» текст из предложений, следует руководствоваться следующими правилами:

1. В качестве начального выбрать такое предложение, которое, во-первых, логически содержало бы первую посылку, из которой вытекали бы следующие высказывания. Во - вторых, в этом предложении не должно содержаться местоимений, местоименных наречий, которые указывали бы на предметы и признаки, названные в других предложениях, а также сочинительных союзов, свидетельствующих о присоединении данного предложения к «левому контексту». С точки зрения содержания и структуры первое предложение текста должно быть максимально независимым.

2. Следующие предложения должны присоединяться к первому с учетом логики развития мысли и тех средств связи, которые в них присутствуют, прежде всего - логических средств.

3. Последнее предложение текста должно логически завершать фрагмент и не оставлять ощущения недосказанности (данные правила должны быть учтены и при создании собственного текста).

VIII. Подведение итогов урока

Каждая группа составляет устный рассказ по теме урока, опираясь на записанные на доске (раздаточных листах) вопросы:

  1. Что такое текст?

  2. Каковы основные признаки его?

  3. Каким по объёму может быть текст? (Один абзац, статья, книга.)

  4. Как связываются между собой предложения в тексте?

  5. Одинаковы ли смысловые отношения между предложениями в тексте?

  6. Каковы же эти различия?

IX. Домашнее задание:П 22,23,Упражнение 467



© 2010-2022