Морфологический разбор имени существительного

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Тема: «Морфологический разбор имени существительного»

Цель: образовательная - повторить с учащимися весь изученный раздел имени существительного; «подтянуть» слабые места в знаниях учащихся о существительных; продолжить формировать у учащихся навык самообразования и любви к русскому языку.

Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала.

Вид урока: традиционный.

Оборудования:

  • Учебник для 5 класса;

  • Тетради;

  • Таблицы и схему с морфологическим разбором;

  • Памятки правил и тетрадка для правил;

  • Мяч.

Ход урока

  1. Организационный момент - 3 минуты.

- Приветствие. Проверка готовности к уроку.

- Объявляю тему и цели урока.

- Записываем тему урока в тетради.

II. Проверка домашнего задания - 10 минут.

Игра «Поймай и ответь».

Ученику кидается мяч и задаётся вопрос, если он отвечает правильно, то получает бал и сам выбирает следующего игрока; если нет, то возвращает мяч обратно педагогу.

  1. На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? Что?)

  2. Что обозначает имя существительное (предмет).

  3. Перечислите морфологические признаки имён существительных. (пост.призн.: одушевлённое, неодушевлённое; собственное и нарицательное; род; склонение. Непост.призн.: падеж, число).

  4. Как изменяется существит-е? (по числам и падежам).

  5. Имена существ-е отвечающие на вопрос КТО (одушевлённые)

  6. Имена сущест-е отвечающие на вопрос ЧТО (неодушевлённые)

  7. У одушевлённых существительных форма какого падежа во множественном числе совпадает с формой с В.п.? (Р.п. мн.ч.)

  8. У неодушевлённых сущ.форма какого падежа во мн.ч. совпадает с формой В.п.? (И.п. мн.ч.)

  9. По значению имена существительные делятся на? (собственные и нарицательные)

  10. Какие имена сущ.называются нарицательными( (те, которые называют однород.предметы или имеют что-то одинаковое, общее).

  11. Какие сущ. Называются собственными? (сущ.обозначающеие что-то единственное в своем роде)

  12. Сколько родов у сущ.? (ж.р., м.р., ср.р)

  1. Повторение раннее изученного материала - 10 минут.

Игра «Крестики-нолики».

Правила: два ученика выходят к доске им задаётся общий вопрос, кто первый отвечает, тот и начинает игру. Далее вопросы задаются поочерёдно, если учащиеся отвечают, то делает ход на доске, если нет, то не ставит ничего и ход переходит соседу. Так продолжается, пока кто-нибудь не выиграет, затем выходит следующая пара. Так можно продолжать до той поры, пока позволяет время.

Общий вопрос: Расскажите о существительном общего рода? (обознач.лица и м.р. и ж.р. Некоторые существ.называющие лиц по профессии, званию, положению, могут относится к сущ.общего рода. Например, забияка, врач).

  1. Сколько чисел у им.сущ.? (два: мн.ч. и ед.ч.)

  2. Какие существительные имеют форму только ед.числа? (вещественные - молоко, кофе; отвлечённые - студенчество, учительство; имена собственные - Атырау, Урал, Капчагай).

  3. Какие сущ.имеют форму только множественного числа? (вещественные - сливки, чернила; отвлечённые - каникулы, именины; парные предметы - ножницы№ собственные имена - Карпаты, Альпы).

  4. Все падежи, кроме именительного? (косвенные)

  5. Какие существительные относятся к разносклоняемым? (10 на -мя: и путь).

  6. В родительном падеже множественного числа ь…? (не пишется)

  7. Какие существительные относятся к неизменяемым? (нариц.и собствен. Иноязычного происхождения; сложносокращённые).

  8. К какому роду преимущественно относятся несклоняемые существительные? (ср.р.)

  9. Как определить род сложносокращённого словосочетания? (определяется по главному слову, лежащего в основе словосочетания).

  10. Как определить род несклоняемых географических названий? (определяется по именам нарицательным, которыми эти собственные имена можно заменить)

  11. Сколько склонений у сущ.? Какие? (3. 1-м.р и ж.р. на -а, -я; 2 - ср.р. на -о, -е и м.р. с нулевым окончанием; 3 - ж.р. с -ь знаком на конце.

  12. Начальная форма имени сущ. Выражена им.п. ед.ч.

  13. Какую синтаксическую роль играет имя существительное в предложении? (может быть любым членом предложкения, но чаще всего подлеж-м и дополнением).

  1. Закрепление материала - 17 минут.

Пододвигаем к себе таблички, лежащие на партах со схемой морфологического разбора. Комментируем его. Разбираем на примере слова «птица».

Птица - сущ.

  1. Птица - кто? Н.ф. - птица.

  2. Пост.призн.: - одушевл., нариц., ж.р., 1 скл.; непост.приз.: И.п., ед.ч.

  3. Птица (подлеж., выраж.сущ.) покинула гнездо.

- Выполняем упражнение 507.

Раздаю слова по рядам, учащиеся выполняют самостоятельно, а затем я вызываю по одному самому скорому учащемуся к доске, он разбирает слово на доске, стальные проверяют его разбор.

1 ряд

Таланту - сущ.

  1. Что? - талант - н.ф.

  2. П.пр. - неодуш., нариц., м.р., 2 скл. Н.п. - Д.п. ед.ч.

  3. Таланту (дополнение, выраж.сущ.), а не возрасту будь равен.

2 ряд

Возрасту - сущ.

  1. (что?) - возраст - н.ф.

  2. П.п. - неодуш., нариц., м.р. 2 с. Н.п. - Д.п. е.ч.

  3. Таланту, а не возрасту (дополнен., выраж.сущ.) БУДЬ РАВЕН.

  1. РЯД

1.Разница - сущ.

2.1. Что* - разница - н.ф.

3.П.п. - неодуш., нариц., ж.р., 1 скл. Н.пр. - И.п., ед.ч.

  1. Пусть разница (подл., выраж. Сущ) смущает иногда.

Задание 2. Словарный диктант, с взаимопроверкой и последующим комментированием по цепочке).

Палач - 2 скл., м.р.

Ночь - 3 с., ж.р.

Картечь - 3 с., ж.р.

Дичь - 3 ск., ж.р.

Мяч - 2 с., м.р.

Чиж - 2 с., м.р.

Задач - 1 ск., ж.р.

Свеч - 1 скл., ж.р.

Дач - 1 ск., ж.р.

Просить о помощи - 3 скл, ж.р

Подплыть к суше - 1 с., ж.р..

Письмо к учительнице - 1 с., ж.р..

Лежать в колыбели - 3 ск., ж.р.

Ждать в вестибюле - 2 ск., м.р.

Находиться в санатории - 2 с., м.р.

Шофёр, шорох, шёпот, грачом, лучом, красавицей, грушей.

Самостоятельный тест:

1. В каком ряду все слова являются именами существительными?

А) растение, трое, возгорание, поле

Б) каре, тире, варьете, вместе

В) натрий, карий, алюминий, всякий

Г) манго, облако, древко, повидло

2. В каком ряду все существительные являются неодушевленными?

А) буйвол, воробей, зверь

Б) народ, труп, студенчество

В) робот, покойник, туз

Г) черт, эгоист, леший

3. В каком случае грамматические признаки существительных указаны правильно?

А) зрение - существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения

Б) росток - существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения

В невежда - существительное, нарицательное, одушевленное, женского рода, 1-го склонения

Г) человек - существительное, нарицательное, одушевленное, общего рода, 2-го склонения

4. У какого из выделенных в предложении существительных неправильно определены грамматические признаки: Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну?

А) рощи - существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе

Б) уединенье - существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе

В) ночь - существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе

Г) звезды - существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе

5. У какого из выделенных существительных неправильно определены грамматические признаки: Интерес к психологии человека помог И. В. Репину стать выдающимсяпортретистом?

А) интерес - существительное, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в предложении является подлежащим

Б) портретистом - существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в творительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением

В) Репину - существительное, собственное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в дательном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением

Г) человека - существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением

V. Рефлексия - 3 минут.

- Что вы узнали сегодня на уроке?

- Что вам понравилось?

- Как бы вы оценили свою работу?

VI. Задание домашней работы - 2 минуты.

Сделать морфологический разбор выделенных слов:

«Уж небо осенью дышало…» (А.С. Пушкин)


© 2010-2022