Урок русского языка в 8 классе по программе Разумовской М. М. Способы передачи чужой речи

Урок русского языка в 8 классе по программе Разумовской М.М. по теме "Способы передачи чужой речи".Тип урока: повторение и обобщениеФорма урока: традиционный.Цель урока: обобщить знания о способах передачи чужой речи, повторить знаки препинания при прямой речи, при вводных словах, понятие диалога, объяснить способ передачи чужой речи – косвенная речь, обобщить опыт цитирования на примере рассказов М.М.Зощенко.Оборудование: наглядные таблицы со схемами оформления чужой речи разными способами,.Лит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Урок русского языка в 8 классе по программе Разумовской М.М.

Способы передачи чужой речи.


Тип урока: повторение и обобщение

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный

Цель урока: обобщить знания о способах передачи чужой речи, повторить знаки препинания при прямой речи, при вводных словах, понятие диалога, объяснить способ передачи чужой речи - косвенная речь, обобщить опыт цитирования на примере рассказов М.М.Зощенко.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • формировать умение применять на практике правила пунктуации и орфографии;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • развитие умения работы в парах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

Оборудование: наглядные таблицы со схемами оформления чужой речи разными способами,.

Литература: Учебник литературы под ред.В.П.Полухиной. Рассказы М.Зощенко "Монтер", "Баня", "Баретки", "Галоша", "Встреча".

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.ности (подведение итогов занятия).

Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята, присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

Обобщение ранее изученного.











Актуализация

знаний

(4 минуты)





3. Постановка учебной цели.

(1минута)

Словарный диктант с взаимопроверкой.

  1. Диалог, монолог, реплика, персонаж, рассказ, аплодисменты, занавес, речевая характеристика, премьера, искусный мастер, искусство слова, словесный портрет, устная словесность, репертуар, рецензия, лаконизм, дискуссия, проблема, просвещенный, речевой этикет, цитирование, афоризм, синтаксические синонимы.

Работа с материалами диктанта. Слово учителя:

- Какие слова относятся к нашей теме? Подчеркните. (Диалог, монолог, цитирование ,синтаксические синонимы)

Сформулируйте тему урока.

- Прежде, чем мы повторим раздел цитирования, вернемся к формулировке темы

Работа с определениями «чужая речь», «способы передачи чужой речи».

- Каковы способы передачи чужой речи? (Перечисляем, записываем на доске и в тетради).

Запишите число, классная работа и тему урока:

« Способы передачи чужой речи.»

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить?

Работа с определениями «чужая речь», «способы передачи чужой речи».

- Каковы способы передачи чужой речи? (Перечисляем, записываем на доске и в тетради).

Записывают слова под диктовку, комментируют выбор гласной.

Взаимопроверка в парах.




Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.





Запись учащимися числа, темы урока

Формулируют цель урока



Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).


Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

.

  1. Повторение знаний.





4 минуты






Первичное закрепление знаний.



10 минут













Физ. минутка (пауза релаксации)

2 минуты

Соедините предложения с соответствующими характеристиками.

  1. По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

  2. «Завтра возможны осадки», - сообщили по радио.

  3. По радио сообщили о возможных осадках.

  4. Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки.

  5. Завтра, по мнению моего соседа, возможны осадки

  1. Предложение с прямой речью для передачи ее без изменений.

  2. СПП с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.

  3. Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.

  4. Предложения с вводными словами, вводными предложениями для передачи источника сообщения.

Сделайте вывод: могут ли разные способы заменять друг друга, не меняя общее значение сообщения, какое языковое явление этому способствует?

Вывод: разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

  1. Подробнее о знаках препинания при прямой речи.

Прямая речь - передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму.

Работа со схемами

А: "П". А: "П!" А: "П?"

"П", -а

"П!" - а.

"П?" - а.

Учащиеся работают с карточками.



Выполняют задание.

Повторяют материал учебника.

Записывают в тетрадях опознавательные признаки пунтограмм.




Наблюдают над правилом, называют способы передачи чужой речи, работают со схемами




Выполняют физкультминутку

.

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).




УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).


Закрепление изученного материала




13 минут












Закрепление изученного материала

Подбираем примеры предложений из рассказов М.Зощенко.(карточки) и вспоминаем из какого рассказа эти строки.

Я говорю: "Не царский режим шайками ляпать. Эгоизм, - говорю, - какой" ("Баня").

«Хоть бы землячка для сочувствия... Хоть бы мне землячка встретить»,- подумал Егор Иваныч. («Беда»)

Я говорю: « Я, граждане, не могу в третий раз раздеваться. Не в театре» («Баня»)

Работа со схемами прямой речи, разорванной словами автора.

"П, - а,-п".

"П, - а. - П".

(Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка)

Приметы, - говорю, - обыкновенно какие: задник обтрепан, внутри байки нет, сносилась байка. ("Галоша")

- Лошадь,- сказал мужик н, не зная, чего спро­сить, добавил: - Стало быть, не было у тебя лошади? («Беда»)

- Дядя... милый... братишка,- сказал Егор Ива­ныч, моргая ресницами.- Как же это? Два года ведь солому зря лопал(«Беда»)

Дополнительно определяют в каком предложении использован иной способ передачи чужой речи.

И вдруг входит сам бывший граф и всем присут­ствующим возражает, что он чересчур богатый человек, и говорит, что это дело он так не оставит. («Жертва Революции»)

Диалог. Знаки препинания при оформлении диалога.

  • Чтение по ролям отрывка «В камере хранения».

  • Я им говорю: - Спасибо,- говорю,- друзья, по гроб жизни. Давайте поскорей ее сюда. Сейчас я надену. Благо­дарю вас.

    - Нету,- говорят,- уважаемый товарищ, не мо­жем дать. Мы,- говорят,- не знаем, может, это не вы потеряли.

    - Да я же,- говорю,- потерял. Могу дать чест­ное слово.

    Они говорят: - Верим и вполне сочувствуем, и очень вероятно, что это вы потеряли именно эту галошу. Но отдать не можем. Принеси удостоверение, что ты, действительно, потерял галошу. Пущай домоуправление заверит этот факт, и тогда без излишней волокиты мы тебе выда­дим то, что законно потерял.

    Я говорю: - Братцы,- говорю,- святые товарищи, да в до­ме не знают про этот факт. Может, они не дадут такой бумаги.

    Они отвечают: - Дадут,- говорят,- это ихнее дело дать. На что они у вас существуют? Поглядел я еще раз на галошу и вышел. На другой день пошел к председателю нашего до­ма, говорю ему: - Давай бумагу. Галоша гибнет.

    - А верно,- говорит,- потерял? Или закручива­ешь? Может, хочешь схватить лишний предмет шир­потреба? - Ей-богу,- говорю,- потерял. Он говорит: - Конечно, на слова я не могу положиться. Вот если б ты мне удостоверение достал с трамвайного парка, что галошу потерял,- тогда бы я тебе выдал бумагу. А так не могу.

    Я говорю: - Так они же меня к вам посылают. Он говорит: - Ну тогда пиши мне заявление, Я говорю: - А что там написать? Он говорит: - Пиши: сего числа пропала галоша. И так далее. Даю, дескать, расписку о невыезде впредь до вы­яснения.



    Каким вы представляете себе героя рассказа?

  • Почему мы смеёмся над эти человеком?

Работа со словарём.

Волокита - недобросовестное затягивание дела или решения какого-нибудь вопроса, а также медленное течение дела, осложняемое выполнением мелких формальностей, излишней перепиской.

  • Как высмеивает автор волокиту и бюрократизм?

  • Актуален ли рассказ в наши дни?

- Для чего используется диалог без слов автора. (Для передачи динамики беседы).

Объяснить способ передачи чужой речи - косвенная речь:

(Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая - косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию. )

Записать предложение и оформить в виде косвенной речи:

Зощенко писал о своем языке:

«Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей...»


Записывают предложения, комментируют их написание.

Работают в парах, проверяют друг друга.

Проверяют друг друга













Читают диалог по ролям












Отвечают на поставленный вопрос,

работают со словарем




Отвечают на вопросы

, опираясь на материал учебника





Записывают предложение и оформляют в виде косвенной речи


Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.


3 минуты



Подведение итогов работы. Работа в парах.

Задайте друг другу вопросы по изученной теме.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок

Отвечают на вопросы.





УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

2 минуты

  1. Выписать и графически оформить предложения с различными способами выражения чужой речи, пользуясь учебником литературы под ред.В.П.Полухиной. Рассказы М.Зощенко "Монтер", "Баня", "Баретки", "Галоша", "Встреча»

Запись учащимися задания в дневники.




© 2010-2022