Анализ эпизода «Буран в степи» из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель урока: развивать навыки анализа эпизода из произведения; уметь обобщать и систематизировать материал. Дать характеристику манеры повествования в «Капитанской дочке», то надо сказать: ясность, простота, лаконизм – это самые существенные черты стиля исторического романа Пушкина. И при этой установке на простоту и ясность повествование остается высоко поэтическим. Скупыми средствами писатель умеет создать запоминающиеся образы людей, зрительно ощутимые картины природы, живые эпизоды действительности.      В языке повествования лаконизм и простота проявляются в обычной, нормальной конструкции фразы. Существительные-подлежащие и глагол - сказуемые сопровождаются минимальным числом совершенно необходимых второстепенных членов предложения, встречаются сложные предложения, но они никогда не превращаются в распространенный период.,
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ эпизода «Буран в степи»

из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

МБОУ «СОШ №1» им. Максимова Н.М., учитель русского языка и литературы.

Абдиева Сания Анваровна


Что там зачернелось среди мутного кручения метели?


Основа повести - это «живые картины» взаимоотношений личностей на фоне «исторической метели». Но мы будем говорить о метели как о природном явлении.

Прочитайте описание. Какими художественными средствами пользуется автор? Какую роль в произведении играет этот эпизод?

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин,- закричал ямщик,- беда: буран!»…

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали. «Что же ты не едешь? - спросил я ямщика с нетерпением». «Да что ехать? - отвечал он, слезая с облучка, - невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».

Если попытаться дать характеристику манеры повествования в «Капитанской дочке», то надо сказать: ясность, простота, лаконизм - это самые существенные черты стиля исторического романа Пушкина. И при этой установке на простоту и ясность повествование остается высоко поэтическим. Скупыми средствами писатель умеет создать запоминающиеся образы людей, зрительно ощутимые картины природы, живые эпизоды действительности.

В языке повествования лаконизм и простота проявляются в обычной, нормальной конструкции фразы. Существительные - подлежащие и глаголы - сказуемые сопровождаются минимальным числом совершенно необходимых второстепенных членов предложения, встречаются сложные предложения, но они никогда не превращаются в распространенный период.

Краток и пейзаж. При этом он всегда включен в повествование, является элементом сюжета, развития действия.

Главное в этом описании - действие, динамика. Состояние природы изменяется мгновенно: ветер, снег, метель, буран, мгла. А.С. Пушкин использует очень скромные эпитеты, всего два контрастных цвета - темное небо - снежное море (ранее - белая туча).

Метафор всего две: ветер завыл - воет зверь; снежное море - бесконечность снежной массы, похожей на морскую стихию. Пушкин - мастер пейзажа. Но пейзаж у него статичный, застывший, а меняющийся, движущийся, как в жизни. Описание бурана имеет в повести несколько значений:

а) композиционное - благодаря бурану герои (Пугачев и Гринев) не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу;

б) аллегорическое - буран, разгул стихии - символизирует грядущие события, разгул мятежа, представлявшего, как и буран, угрозу для жизни героя;

в) реалистическое - в степях бураны случаются и сейчас. Таким образом, описание это придает рассказу достоверность происшедшего на самом деле.

Убедимся в этом, обратившись к эпизоду «Буран в степи».

Выразительное чтение отрывка.

Обучающая беседа с элементами анализа:

Какое впечатление производит на нас картина степи в начале отрывка, какой мы ее представляем?

Огромная безмолвная равнина, кое-где холмы и овраги, все покрыто снегом; вечер, одинокая повозка.

Картина производит унылое, грустное впечатление («простирались печальные равнины»), потому что не видно людей, ничего живого, только белый снег кругом.

Почему путников застал буран в степи? Что советовал ямщик?

Ямщик - местный человек, хорошо знает приметы приближающейся снежной бури, знает, как опасно остаться во время бурана в открытой степи. Он обращается к Гриневу почтительно, снимает перед ним шапку, спрашивает о его приказаниях, потому что Гринев - дворянин, барин.

Почему Гринев не согласился с ямщиком и Савельичем, приказал ехать дальше, хотя и слышал о несчастьях при буранах?

Гринев слишком молод, неопытен, привык считаться только с собой, поступает легкомысленно («ветер показался… несилен»).

В какой последовательности описывает Пушкин то, что происходит в природе при буране?

Последовательность временная. Сначала говорится о том, что происходит при его начале, и затем о том, что видели путники, когда буря была в разгаре. Рассказано про небо, ветер, снег в разные моменты: перед бурей, в начале ее и когда она разыгралась.

Проследим, как изменяются облако, небо, ветер, снег. Свои наблюдения отразим в плане.

  1. «Кругом простирались печальные пустыни».

  2. Перед бураном:

а) белое облако,

б) ясное небо,

в) небольшой ветер.

3. Буран начинается:

а) ветер стал сильнее,

б) белая туча облегала небо,

в) пошел мелкий снег, потом повалил хлопьями.

4. Буран разыгрался:

а) ветер завыл,

б) метель, снежное море,

в) «все было мрак и вихрь».

Почему мы можем так ярко и детально представить картину бури?

Пушкин описал все, что происходит в природе от самого начала бури до ее конца. Он показал, что все в природе в движении. В изменении: от ясного неба до мрака, от тишины до свирепого ветра, от мелкого легкого снега до снежного моря.

Использование слов какой части речи позволяет передать все эти изменения?

Находим в тексте и выписываем глаголы, передающие состояние и изменения ветра, снега, тучи, неба.

Туча - облачко обратилось в белую тучу, поднималась, росла, облегала все небо.

Небо - ясное небо, темное небо, смешалось со снежным морем.

Снег - пошел, повалил, засыпал, валил.

Ветер - слегка подымается, сметает порошу, становился сильнее, завыл, выл с такой свирепой выразительностью.

Благодаря тщательному подбору слов, их выразительности Пушкин заставляет нас видеть эти постепенные изменения в природе, присутствовать вместе с путниками при наступлении бури, испытывать вместе с ними страх перед ее последствиями.

Обратим внимание на речь героев, особенно на речь ямщика. Можем ли мы догадаться, что это говорит крестьянин?

В речи ямщика использовано много простонародных слов и оборотов: вишь, как он сметает порошу, невесть и так куда заехали и др.

Какова композиционная функция эпизода? Как он связан с последующими событиями?

Буран становится причиной того, что кибитка Гринева сбилась с пути и произошла встреча двух героев, определившая их дальнейшие взаимоотношения и в целом судьбу одного из них - Гринева.

Домашнее задание:

Возможная дальнейшая работа по тексту: написание изложения.



© 2010-2022