О чем может рассказать короткий рассказ. Б. Екимов Игрушки

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О чём можно рассказать в коротком рассказе.

Борис Екимов рассказ «Игрушки»

Екимов Борис Петрович родился в 1938 году. Лауреат многих литературных премий. Живет в Волгоградской области.

Цель - вспомнить признаки рассказа как литературного жанра, обозначить его возможности, познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста.

Задачи урока:

Образовательные:

  • поддерживать мотив интереса учащихся через использование приёма самостоятельной постановки задач урока;

  • продолжить обучать прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания в воображении образов и картин, соответствующих литературному источнику;

  • формировать систему читательских умений;

  • активизировать "вдумчивое" чтение.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний, и привлекая к написанию небольших сочинений на заданную тему;

  • развивать у детей философское видение мира;

  • развивать критическое мышление;

  • развивать умение анализировать и оценивать поведение героев в соответствии с авторским замыслом, делать характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом;

Воспитательные:

  • привлечение внимания учащихся к главной идее рассказа

  • воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний; выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности;

  • создать условия для воспитания положительных качеств, присущих людям.

Вид деятельности - работа с художественным текстом и использованием приёма шести шляп

Тип урока: Урок изучения нового материала, обучающий читательской деятельности.

«Шесть шляп мышления»

Белая шляпа

Мыслим фактами, цифрами

Без эмоций, без субъективных оценок. Факты, только факты!

а) Какие события произошли?

б) Герои произведения.

в) Место, время и т.д.

Желтая шляпа

Положительное, позитивное мышление

Выделение позитивных сторон и аргументирование: почему они являются позитивными.

Что хорошо, что полезно, конструктивно и почему?

Черная шляпа

Критическое мышление

Не только выявление противоречий, недостатков, но и анализ их причин.

Что было трудно, неясно, проблематично, негативно и - почему так произошло?

Красная шляпа

Эмоциональная

Нужно связывать изменения эмоционального состояния с теми или иными моментами.

С каким именно моментом связана та или иная эмоция: грусть, радость, раздражение…

Зеленая шляпа

Творческое мышление

Помогает найти новые грани в изучаемом материале.

а) Что можно было бы сделать иначе, почему, как именно?

б) Как можно усовершенствовать тот или иной аспект?

Синяя шляпа

Философская, обобщающая, аналитическая

Анализ содержания. Приемы и средства создания образа, нужно сделать общие выводы, найти обобщающие параллели.

Вспомним , какие литературные роды мы знаем.

Эпос, лирика, драма.

Рассказ относится к эпическим жанрам. В отличие от повести - более краткая форма изложения, происходит от фольклора, сказаний, поучений, притчи. Близок к новеллам и очеркам. Отличительные особенности: малое количество действующих лиц и краткость изложения, сжатая фабула, зачастую - одна сюжетная линия, одна проблема - в отличие от повести или романа, которые могут описывать множество конфликтов и широкий круг разнообразных проблем и действий.

Формулируем тему урока : «О чём можно рассказать в коротком рассказе?»

Какие целы мы с вами поставим перед собой?

Но мадонной невидимой совесть

На любых перекрёстках стоит.

Евг. Евтушенко

Как вы понимаете эти слова поэта Евгения Евтушенко?

Какое слово здесь ключевое, главное? Почему мадонной, как вы это понимаете?

Обратимся к учебнику Никитиной «Русская речь»на ваших столах, стр 129. Прочитаем, какие определения совести мы находим в словарях Ожегова и Даля.

Какие образные выражения вы знаете. ( Чистая совесть, совесть нечиста. Угрызения совести. Жить по совести)

Ребята, мы уже с вами знакомы с именем современного писателя Бориса Екимова. Вспомните его рассказ «Живая душа». В издательстве «Вагриус» вышла его книга «Не надо плакать…» Бориса Екимова называют «рассказчиком современности, а его прозу - «обострённо совестливой, строгой до боли, умно выстроенной

Обратимся к рассказу Бориса Екимова «Игрушки».

(Чтение учителем, текст у каждой группы)

На данном этапе целесообразно использовать приём «6 шляп критического мышления»

1 шляпа -белая: изложение фактов, описаний

2 шляпа - красная: эмоциональное восприятие текста

3 шляпа - жёлтая: апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительное)

4 шляпа - чёрная: критическая, что отрицательное

5 шляпа - синяя: аналитическая, поисковая, обобщающая

6 шляпа - зелёная: творческая

Инструкции к групповой работе.

Белая шляпа

Как композиционно построен рассказ? О чём говорится в этих частях рассказа?

Красная шляпа

Какие чувства вызывает этот рассказ?

Найти в тексте, как описывается радость ребёнка. («счастье обладателя…»)

Можно ли подобрать антонимы к 1 и 2 частям, в которых говорится о чувствах?

( счастье в глазах ребёнка - несчастье обокраденных людей)

Жёлтая шляпа

Как вспоминает автор свой прежний дом? Какие слова ключевые , главные можно подобрать, говоря о людях?

Честность, совесть

Чёрная шляпа

Как описывается современная действительность?

Найти предложение, в котором читатель чувствует и иронию, и боль писателя . («замки не преграда для умных людей»)

Синяя шляпа

Как можно истолковать последнее предложение рассказа? Что имел в виду автор?

Зелёная шляпа

Как мы можем соотнести эпиграф с данным рассказом?

Рефлексия: составить синквейн к слову «совесть»

Совесть

Требовательная, сочувствующая(жёсткая)

Тревожит, беспокоит, спасает

Не позволяет делать дурных поступков

Ответственность

Слово учителя.

В каких произведениях , изученных нами, мы поднимали проблему совести?

(Пушкин «Метель»,«Дубровский», судьи , заседатель Шабашкин, которые именем закона совершают беззаконие

Астафьев «Конь с розовой гривой», Р.Погодин «Алфред»)

Составим интеллект -карту

Составьте поговорки.(Пословицы разрезаны заранее на две половины). Как вы понимаете их?

Выпишем просторечные выражения. Обратите внимание,

Подведём итоги. Где больше встречаются просторечные слова, в 1 или 2 части.

Оказывается, что..

Рефлексия.

Написать сочинение -рассуждение по рассказу « От человека утаишь, от совести не утаишь»

« Без совести и при большом уме не проживёшь»

Оборудование:

  • Карточки для групповой работы.

  • 6 шляп.

  • текст

Волосом сед, а совести нет.

Есть совесть - есть и стыд.

Совесть без зубов , а загрызёт.

У него совесть - дырявое решето.

У него совесть - что розвальни: садись и катись.

Хоть мошна пуста, да совесть чиста.

Платье чёрненько, да совесть беленька.

Совесть спать не даёт.

У него совесть в рукавичках ходит.

Когда совесть раздавали, его дома не было.

Как ни мудри, а совесть не перемудришь.

С совестью не разминуться.



© 2010-2022