Конспект по русскому языку для 8 класса: «Грамматическая основа предложения ИЛИ открываем для себя поэта. .. »

"Описание материала: Интегрированный урок русского языка и литературы, "8 класс Цель: 1) закрепить изученное о словосочетании, познакомить с отдельными фактами биографии М. И. Цветаевой; 2) формировать умение выделять грамматическую основу предложения; формировать навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения, работы с терминами и учебником; 3) вызвать интерес к поэтическому наследию М. И. Цветаевой и её личности – «открыть» учащимся имя великой поэтессы. Оборудование: портрет п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок русского языка и литературы, 8 класс

«Грамматическая (предикативная) основа предложения ИЛИ

открываем для себя поэта…»

(120-летию со дня рождения М.И.Цветаевой посвящается)


Разработала: учитель русского языка

и литературы МОБУ СОШ с. Октябрьское

Попова Елена Ивановна


Цель: 1) закрепить изученное о словосочетании,

познакомить с отдельными фактами биографии М. И. Цветаевой;

2) формировать умение выделять грамматическую основу предложения;

формировать навыки анализа поэтического текста, выразительного

чтения, работы с терминами и учебником;

3) вызвать интерес к поэтическому наследию М. И. Цветаевой и её личности -

«открыть» учащимся имя великой поэтессы.

Оборудование: портрет поэтессы; томики стихотворений; подсвечники; букеты, составленные из осенних цветов и рябины; презентация к уроку, тексты произведений, материал для сообщений и рабочий материал.

Ход урока:

1. Организационный момент. Обмен тетрадей (замечания по ведению тетрадей).

2. Повторение изученного:

А) Закрепление темы «Словосочетание»:

Теоретические вопросы:

- Что такое словосочетание?

- Каковы его основные признаки?

Б) Актуализация знаний (запись числа в тетрадь по русскому языку):

Учитель: обратимся к доске и прочитаем предложенное стихотворение «Осень в Тарусе» (чтение учителем или подготовленным учеником).

Ясное утро не жарко,

Лугом бежишь налегке.

Медленно тянется барка

Вниз по Оке.

Несколько слов поневоле

Всe повторяешь подряд.

Где-то бубенчики в поле

Слабо звенят.

В поле звенят? На лугу ли?

Едут ли на молотьбу?

Глазки на миг заглянули

В чью-то судьбу.

Синяя даль между сосен,

Говор и гул на гумне...

И улыбается осень

Нашей весне.

Жизнь распахнулась, но всe же.

Ах, золотые деньки!

Как далеки они. Боже!

Господи, как далеки!

- Выпишем из него 3 словосочетания, укажем вид словосочетаний и вид подчинительной связи слов в них.

- По желанию прошу выйти к доске и выполнить синтаксический разбор одного словосочетания (2-3 ученика).

(Проверка первых трёх работ на оценку, остальные - коллективно).

3. Работа по теме урока:

1. Просмотр электронного ресурса interneturok.ru. (8 класс, глава 4. «Двусоставные предложения. Главные члены предложения» - первые 5 минут)

2. Работа с учебником:

- ответы на предложенные вопросы (вопрос №4 и под знаком* - стр. 38)

- чтение теоретического материала (стр. 39)

3. Выполнение заданий:

А) Упражнение 74 (устно).

Б) Слово учителя: итак, мы работали над великолепным стихотворением известной поэтессы 20 века Марины Ивановны Цветаевой, стихотворение «Осень в Тарусе» тоже принадлежит её перу. Знакомо ли вам это имя? Согласна, вряд ли. А поскольку литературный мир совсем недавно, 26 сентября, отметил юбилей со дня её рождения, мне бы хотелось на данном уроке «приоткрыть дверь» в поэтический мир Марины Ивановны и увидеть его индивидуальность и неповторимость.

В) Выступление биографа (заранее подготовленный учащийся кратко рассказывает о важнейших вехах жизненного пути поэтессы, сопровождая рассказ показом презентации): данные сообщения отражены в табличном варианте (0,5 формата А4), где учащиеся имеют право вносить заметки об услышанном (биографическая канва М. И. Цветаевой вклеивается в тетради по литературе).

Основные события в жизни М. И. Цветаевой

Мои заметки об услышанном

Родилась в Москве 26 сентября 1892 года

В 1910 году опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихотворений - «Вечерний альбом»

1912 год - второй сборник - «Волшебный фонарь»

1912 год - замужество

В 1913 году выходит третий сборник - «Из двух книг»

1913 - 1940 гг - публикуется ряд новых поэтических сборников

В 1918-1919 годах пишет романтические пьесы

В 1928 г. в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы - «После России», включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов

В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому»

31 августа 1941 года - трагическая смерть. Похоронена в г. Елабуга.

Г) Выступление литературоведа: исследователями творчества М. И. Цветаевой замечается, что её «синтаксис характеризуется прежде всего активным использованием…стихотворных переносов, вставных конструкций, (заключаемых в скобки или выделяемых двойными тире). Отходит она от общеречевой нормы и в использовании некоторых грамматических конструкций. Так, например, деепричастный оборот может употребляться в её стихах самостоятельно - без указания на субъект и без глагола, к которому этот деепричастный оборот относится…»

Д) Учитель: попробуем это доказать: выразительно прочитайте стихотворение. Какой изобразительный приём положен в основу этого текста? (сравнение)

Как правая и левая рука -

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены, блаженно и тепло,

Как левое и правое крыло.

Но вихрь встаёт - и бездна пролегла

От правого и левого крыла.

Е) Выступление исследователей по теме « Использование цветных прилагательных в поэзии М. И. Цветаевой» (н-р, цикл стихотворений «Лебединый стан»). Примечание: этот материал предлагается при необходимости или достаточном количестве времени.

4. Закрепление:

Учитель: мы обращаемся к главной теме урока и движемся к завершению урока.

Перед вами на партах раздаточный материал (стихотворение М. И. Цветаевой «Первое путешествие»), 1) выполните предложенные задания (задания пронумерованы в соответствии с Демонстрационным вариантом ГИА 2013 г. - это нужно пояснить учащимся); 2) взаимопроверка по ключам, записанным учителем на доске.

5. Подведение итогов урока: поэтическая пятиминутка (девочка накидывает на плечи ажурный платок, подходит к столику, зажигает свечи и читает стихотворение, затем продолжают чтение другие ребята (2-3 стихотворения, которые предлагаются учителем или по выбору учащихся)).

6. Домашнее задание:

1) Выписать слова из рамочек (стр. 39), составить с ними словосочетания: рябина, колокол, суббота;

2) Подобрать одно стихотворение М. И. Цветаевой, выписать в тетрадь, подчеркнуть грамматические основы предложений;

3)* Индивидуальное задание: понаблюдать за индивидуальностью стиля поэтессы.





ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Рабочий материал к урокуКонспект по русскому языку для 8 класса: «Грамматическая основа предложения ИЛИ открываем для себя поэта...»

Прочитайте выразительно и выполните следующие задания:

ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

1) «Плывите!» - молвила Весна.

2) Ушла земля, сверкнула пена,

Диван-корабль в озерах сна

Помчал нас к сказке Андерсена.

3) Какой-то добрый Чародей

Его из вод направил сонных

В страну гигантских орхидей,

Печальных глаз и рощ лимонных.

4) Мы плыли мимо берегов,

Где зеленеет Пальма Мира,

Где из спокойных жемчугов

Дворцы, а башни из сапфира.

5) Исчез последний снег зимы,

Нам цвел душистый снег магнолий…

6) Куда летим? 7) Не знали мы!

8) Да и к чему? 9) Не все равно ли?

10) Тянулись гибкие цветы,

Как зачарованные змеи,

Из просветленной темноты

Мигали хитрые пигмеи…

11) Последний луч давно погас,

В краях последних тучек тая,

Мелькнуло облачко-Пегас,

И рыб воздушных скрылась стая.

12) И месяц меж стеблей травы

Мелькнул в воде, как круг эмали…

13) Он был так близок, но, увы -

Его мы в сети не поймали!

14) Под пестрым зонтиком чудес,

Полны мечтаний затаенных,

Лежали мы и страх исчез

Под взором чьих-то глаз зеленых.

15) Лилось ручьем на берегах

Вино в хрустальные графины,

Служили нам на двух ногах

Киты и грузные дельфины…

16) Вдруг - звон! 17) Он здесь! 18) Пощады нет!

19) То звон часов протяжно-гулок!

20) Как, это папин кабинет?

21) Диван? 22) Знакомый переулок?

23) Уж утро брезжит! 24) Боже мой!

25) Полу во сне и полубредя

По мокрым улицам домой

Мы провожали Чародея.

1 вариант:

А 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение

1) Ушла земля, сверкнула пена,

Диван-корабль в озерах сна

Помчал нас к сказке Андерсена.

2) И месяц меж стеблей травы

Мелькнул в воде, как круг эмали…

3) Он был так близок, но, увы -

Его мы в сети не поймали!

4) Исчез последний снег зимы,

Нам цвел душистый снег магнолий…

А5. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением

1) лимонных

2) воздушных

3) зачарованные

4) печальных

В 2. Замените словосочетание «башни из сапфира», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование, запишите его

________________________

В 3. Выпишите грамматическую основу предложения 12

_________________________

В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой

_________________________

2 вариант:

А 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение

1) Тянулись гибкие цветы,

Как зачарованные змеи,

Из просветленной темноты

Мигали хитрые пигмеи…

2) Ушла земля, сверкнула пена,

Диван-корабль в озерах сна

Помчал нас к сказке Андерсена.

3) Исчез последний снег зимы,

Нам цвел душистый снег магнолий…

4) Он был так близок, но, увы -

Его мы в сети не поймали!

А5. Укажите слово с безударной гласной, написание которой необходимо запомнить

1) земля

2) темноты

3) Весна

4) сапфир

В 2. Замените словосочетание «хрустальные графины», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление, запишите его

________________________

В 3. Выпишите грамматическую основу предложения 23

_________________________

В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении 14. Ответ запишите цифрой

_________________________







ПРИЛОЖЕНИЕ №2

«Марине Ивановне Цветаевой посвящается…»

Марине Цветаевой

Из русской речи, из московских улиц

Вошла, всей русской сутью узнаваема,

Та, вслед кому с восторгом обернулись,

- Цветаева.

По русской совести, по русской боли

Прошла, уже тогда незабываема,

Та, чью судьбу ничто не обездолит,

- Цветаева.

На русской памяти (всегда с раскаяньем)

Стих захлестнула, выдохнуть заставила

Растерянно, с восторгом, с опозданием

- Цветаева

Патракова Лариса

Весь смысл стихов - фонтан безбрежный

Нам остается познавать.

Как пыл страстей ее мятежный

Нельзя от сердца оторвать.

Смятенье чувств и слабость воли

Не в бездне мук сильней всего.

Она прошла путь горькой доли.

Чем бунт ее - не торжество?

Ты потрясла своей судьбою

Житейский свет. Дух гордый твой

Сравним по силе лишь с мольбою

И с непокорною душой.

От сердца добрым, как желанья,

Был твой восторженный порыв:

Познать все женские страданья

И отразить в стихах призыв.

Жизнь, как стихия пылкой страсти.

Но чтит былые времена

Любовь, не знающая власти,

И память прежним дням верна.

Геннадий Рассоха

ПАМЯТИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

Зазвонят по Руси к заутрене,

Пополнят малиновый звон,

И навеет мне голос внутренний

Про Марину Цветаеву сон.

В Белебее рябины цветут,

Люди память о ней берегут.

В морском имени вкус рябиновый:

Горе горькое по судьбе -

Все испито до дна Мариною,

Но цветенье не зря в тебе.

От судьбы, от сумы

кто открестится?

В бусах Али рябины невестятся.

Есакова Валентина

М.Ц.

Она любили горы и собак,

кусты, деревья... Не любила моря...

Она хлебнула столько горя...

Жизнь, как и смерть, всего сквозняк...

Еще любила кольца, серебро,

браслеты, бусы из кораллов...

...А счастье было? Было, но ушло,

как детство из вечерних залов.

Зарецкая Марина

Марине Цветаевой

Не спрошу Тебя о сыне,

не скажу тебе о Боге…

Просто встречусь на дороге -

той, что мечена крестом.

Не напомню о Париже,

умолчу тоску о Праге…

Что доверено бумаге,

будет правдою… потом.

Не скажу Тебе: «Не надо!»

Не сорву с окна завесу.

В дальнем поле, ближнем к лесу,

вспыхну брошенным костром.

«Август - астры»… Август - флоксы…

А империя распалась.

Было - не было - казалось…

Сердце, горе!

Август - гром!

Данильева Галина

9


© 2010-2022