Урок русского языка в 9 классе по теме СПП с придаточными условными

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными условия».

Задачи урока:

  1. показать особенности СПП с придаточными условными; научить различать придаточные условия от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

  2. закрепить полученные знания о СПП;

  3. обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи:

- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

- развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

- воспитывать любовь к своей малой родине, патриотизм

Ход урока

I. Оргмомент.

II Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

1. Начнем наш урок с орфоэпической разминки:

Спишите, расставьте ударение:

Звонят, углубить, свекла, свекольный, партер, жалюзи, баловать, исподволь, еретик, дремота.

(Проверка по цепочке)

2.Опрос теории по теме СПП.

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

(Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия)

- На какие основные группы по значению они делятся?

- Какие из них мы изучаем сейчас?

Во время ответов учащихся на доске появляется схема.

- Какие виды СПП здесь зашифрованы?

- Какие виды обстоятельственных придаточных мы уже знаем?

III Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы будем изучать СПП с придаточными условия, или условными. Запишите тему.

  1. Работа с текстом.

> Прочитайте текст и выполните задания 1-9.

(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?

(5) По-моему, малая родина - это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчи­шеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликова­ла от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...

(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.

(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.

(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока нач­нет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и поне­сет к постели, как с поля боя уносит пострадавшего сестра милосердия.


(По Е.Носову)

Задания:

  1. Определите тему и основную мысль. (Тема - малая родина,

основная мысль: Малая родина - окоем нашего детства.)

  1. Определите стиль и тип речи.

Стиль публицистический

  1. Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.

Окоем- горизонт, обиталище - жилище, чадо - ребенок

4. Из последнего абзаца выпишите субстантивированное причастие (прича­стие, ставшее существительным). Выполните морфемный разбор.

пострадавшего

5.Из второго абзаца выпишите страдательное причастие.

Выполните морфологический разбор.

6. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных

6, 10, 12, 15

7.Напишите, какое средство выразительности используется в

выражении «под чашей лазурного неба» (предложение 6).

Найдите в тексте СПП с союзом если. Выпишите его. Сделаем пунктуационный разбор. Найдите главную и придаточную часть. На какой вопрос отвечает придаточное?

Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.

Это СПП с придаточным условия.

Запишем следующее предложение и так же его разберем

Кабы не было зимы

В городах и селах,

Никогда б не знали мы

Этих дней веселых.

Как бы прошел я все муки

В той неуютной дали,

Если б не помнил в разлуке

Запах родной земли.

(А.Жигулин)

Если кровь твоя за Родину лилась,

Ты в народе не умрешь, джигит.

(М.Джалиль)

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Старый тополь у ворот.

(Александрова)

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

(А.С.Пушкин)

В последнем предложении союз когда имеет условное значение

СПП с придаточными условия называются такие, СПП, в которых придаточная часть относится ко всей главной, обозначает условие, при котором становится возможным или совершается действие в главной части.,

Отвечает на вопросы при каком условии? В каком случае? И присоединяется к главной части при помощи союзов если, коли, коль

Средства связи

Если

Если бы

В том случае если

При условии, если

При условии, что

Когда (= если)

Раз

Какие из этих условных союзов являются нейтральными, какие носят разговорный или книжный характер?

V Закрепление, систематизация, применение

1 группа: По следующим схемам составьте СПП с придаточными условными или небольшие сочинения на тему «Моя малая родина»

с использованием СПП с придаточными условия.

1 [ ], (если.. )

2 (Раз.. ) , [ ]

3 [.. ,( если… ), ]

.

2 группа: Работа по карточкам

VI. Итог урока.

- С какими предложениями познакомились на уроке?

- Почему их так назвали?

- На что указывают придаточные условия?

- При помощи чего присоединяются к главному предложению?

VII. Домашнее задание.

1 уровень Из текстов художественной литературы найти и выписать пять СПП с условными придаточными.

2 уровень Творческое задание: используя информацию прочитанного тек­ста, напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, что, на ваш взгляд, связывает человека с малой родинойУрок русского языка в 9 классе по теме СПП с придаточными условнымиУрок русского языка в 9 классе по теме СПП с придаточными условнымиУрок русского языка в 9 классе по теме СПП с придаточными условнымиУрок русского языка в 9 классе по теме СПП с придаточными условнымиУрок русского языка в 9 классе по теме СПП с придаточными условнымиУрок русского языка в 9 классе по теме СПП с придаточными условнымиУрок русского языка в 9 классе по теме СПП с придаточными условнымиУрок русского языка в 9 классе по теме СПП с придаточными условнымиУрок русского языка в 9 классе по теме СПП с придаточными условнымиУрок русского языка в 9 классе по теме СПП с придаточными условнымиУрок русского языка в 9 классе по теме СПП с придаточными условнымиУрок русского языка в 9 классе по теме СПП с придаточными условнымиУрок русского языка в 9 классе по теме СПП с придаточными условнымиУрок русского языка в 9 классе по теме СПП с придаточными условнымиУрок русского языка в 9 классе по теме СПП с придаточными условными

© 2010-2022