- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Структурные изменения уроков русского языка на этапе подготовки к внедрению ФГОС второго поколения основного общего образования
Структурные изменения уроков русского языка на этапе подготовки к внедрению ФГОС второго поколения основного общего образования
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лопатина Н.Н. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Лопатина Нина Николаевна.
Учитель русского языка и литературы.
МБОУ Лопатинская СОШ.
Новосибирская область.
Татарский район.
Структурные изменения уроков русского языка
на этапе подготовки к внедрению ФГОС
второго поколения основного общего образования.
2014
В 2009 году в развитии образовательной системы России начался новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования.
В чём отличие стандарта 2004 года и ФГОС второго поколения? Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребёнка, а не просто набор информации, обязательный для изучения.
В Стандарте 2004 года детально описывается содержание образования: темы, дидактические единицы. В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, чётко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
-
личностным;
-
метапредметным;
-
предметным.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Учитель становится организатором учебной деятельности обучающихся;
формирует их универсальные учебные действия, а именно:
-
личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно - этическая ориентация);
-
регулятивные УУД ( целеполагание, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, коррекция, оценка, саморегуляция);
-
познавательные УУД ( общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем).
В соответствии с этой задачей современный урок должен включать семь основных параметров, а именно:
1.Целеполагание (преобразование педагогической цели в учебную ситуацию, ведущую к целеобразованию; групповое интервью о том, что знают и что хотели бы узнать о теме урока; определение значения темы и цели урока для изучения предмета; определение значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету; определение учителем темы и цели урока).
2.Обеспечение самостоятельности учеников (выбор целей, учебных задач, формулировка темы; выбор количества и уровня трудности заданий; выбор способа выполнения и формы организации; рассмотрение разных вариантов ответов; оценка детьми своей работы; анализ детьми ответов других учащихся; разработка критериев оценки ответов).
3.Обучение понятиям (вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся; термины, непонятные слова и выражения объясняются; вводятся задачи, содержащие существенные и несущественные признаки, и объекты, не относящиеся к усваиваемым понятиям; существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются; выясняется место нового понятия в системе других понятий; поощряется объяснение своими словами).
4.Формирование поисковой активности (выделение учащимися проблем, постановка задач; построение гипотез и планов их проверки; наличие задач с избыточными и недостающими данными; поиск материала, дающего представление о происхождении явления; поиск способа решения (он не может быть задан); дискуссия).
5.Реакция на ошибки учеников (использование ошибки для углубления знаний; предоставление возможности ученику самому исправить ошибку; предупреждение ошибки учителем; исправление ошибки другими учащимися; исправление ошибки учителем ; несогласие, отрицательная оценка; ошибки не замечаются).
6.Индивидуальный стиль педагога (помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося; выражает своё отношение к ситуации взаимодействия на уроке; уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей; подбадривает неактивных, привлекает их к работе; инструктирует, советует; прибегает к внушению, убеждению учащихся).
7. Оценочная деятельность (фиксирует продвижение, сравнивает прошлые и настоящие достижения учащегося; отмечает достижение определённых результатов, сравнивая их с нормой; суммирует достижения учащихся; оценивает обобщённо; достижения учащегося сравнивает в сравнении с успехами других; отметки не комментирует; обратная связь отсутствует).
Опираясь на данные параметры, можно получить количественную и качественную оценку урока, выявить, какие задачи личностного подхода уже решены, определить «топографию» урока. Мне, как учителю - словеснику, помогают осмыслить специфику методов преподавания по отношению к задачам личностного подхода, а также конструировать уроки русского языка. Умение анализировать урок, его качественный показатель позволит судить об успешности решения задач личностного развития; а качественный анализ даст ориентир в перспективах совершенствования урока.
При конструировании уроков современного русского языка я, как и многие мои коллеги, использую «Требования к уроку русского языка и литературы в аспекте идей ФГОС» (автор С.И. Львова). Эти требования включают следующие этапы:
-
Объявление темы урока (формулируют сами учащиеся)
-
Сообщение целей и задач (формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания).
-
Планирование (планирование учащимися способов достижения намеченной цели).
-
Практическая деятельность учащихся (учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы).
-
Осуществление контроля (учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).
-
Осуществление коррекции (учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно).
-
Оценивание учащихся (учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).
-
Итог урока (проводится рефлексия).
-
Домашнее задание (учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей).
Структура современного урока русского языка должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединённых в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Уроки, проведённые на основе использования выше перечисленных параметров и требований к ним на этапе внедрения ФГОС, отличаются глубоким содержанием, высокой работоспособностью учащихся, погружением их в изучаемый материал. На таких уроках нет равнодушных детей. Их глаза светятся. Чем? Радостью познания. Познания себя, жизни. Приятно, когда дети, оценивая свою деятельность, отмечают: «Урок полезен, всё понятно». Но как важно, что дети понимают: «Ещё придётся потрудиться» или «Да, трудно всё - таки учиться!»
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка - вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Учитель постоянно должен быть в поиске. Ямбург Е. А., директор Центра Образования № 109 г. Москвы, заслуженный учитель РФ справедливо заметил: «Творить свою душу - задание пожизненное. Здесь не обойтись часом ученичества… Главная задача педагога - научить самостоятельно познавать мир, привить интерес к жизни, то есть помочь человеку стать счастливым…»
Литература:
-
Шемякина Е.В. Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе. Интернет - ресурсы. 2014 г.
-
Цепелева Е.В. Стандарты 2004 г. И ФГОС второго поколения. Образовательный портал. 2014 г
3. Памятка для учителя «Требования к уроку русского языка и литературы в аспекте идей ФГОС» (автор С.И. Львова).
-
Управление современной школой. Журнал «Завуч» (для администрации школ). №2, 2014 г.
-
Введение ФГОС основного общего образования в деятельности образовательного учреждения. Методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников. Вологда, 2012 г.