Разработка открытого урока русской литературы. Тема: В. В. Набоков. Тема любви в романе Машенька (213 РА)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока русской литературы. Тема: В.В. Набоков. Тема любви в романе Машенька (213 РА)



Клышбаева Акик Тугеловна

преподаватель русского языка и литературы

Гуманитарного колледжа г.Астаны

Тема урока: Владимир Набоков. Тема любви в романе «Машенька»

Цели урока:

Образовательные:

Познакомить с биографией В.В Набокова, интересными фактами из жизни писателя; выявить тему прошлого и настоящего, описание «любви» к Родине, к женщине в романе «Машенька»

Развивающие:

Создать условия для самостоятельного развития личности: умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы:

Уметь выстраивать композицию собственного высказывания:

Уметь целостно воспринимать образ героев:

Уметь устанавливать причинно-следственные связи:

Уметь раскрывать авторский замысел;

Уметь соблюдать основную мысль высказывания.

Воспитывающие:

Создать условия воспитания коммуникативной культуры, самостоятельности, умение принимать решения, воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной форме, воспитание патриотизма, любви к окружающим людям, к Родине, стремление к полнокровной духовной жизни;

Тип урока: урок изучения нового материала;

Форма проведения урока: урок-поиск:

Интеграция предметов: русский язык, история:

Методическое оборудование: электронная версия жизни и творчества В.В Набокова; Презентация по теме урока;

Текст романа «Машенька»

Словарь С.И Ожегова Опережающие задания:

1. Подготовить презентацию о жизни и творчестве В.Набокова «Страницы биографий» (слайд);

2. Найти интересные факты из жизни (детство, юность, зрелость) В.В.Набокова (слайд);

3. Творческое кредо писателя слайд);

4. Выписать со словаря С.И. Ожегова значения слов «любовь», «Родина»;

5. Прочитать роман «Машенька».

Эпиграф к уроку

Твой образ легкий и блистающий как на ладони я держу и бабочкой неулетаюшей благоговейно дорожу.В.В. Набоков (из стихотворении «Первая любовь»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка отствующих и подготовка к занятию

  1. Мотивация к обучению.

Вступительный слово учителя "Я родился в один лень с Шекспиром через сто лет после Пушкина» Чье эти слова! Догадайтесь, о ком мы сегодня будем говорить на сегодняшнем уроке? (О В.В. Набокове и его романе «Машенька»)

- Да, вы правы. Сегодня мы будем говорить о необычном писателе

В.В. Набокове. Он всегда был не таким, как все писатели, рожденный в России, получивший образование в Англии, где он изучая французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию.

Бабочки и шахматы стали символами его творчества.

Это необычный урок, урок-поиск, поможет вам не только самостоятельно получить знания, но и пережить сильные эмоции, которые научат вас тому сопереживанию, без которого немыслим каждый современный человек. И я верю, что эти самостоятельно полученные знания эффективно помогут вам на сегодняшнем уроке.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

а) Презентация о жизни и творчестве Набокова «Страницы биографии» (слайд);

б) Интересные факты из жизни писателя;

в) Творческое кредо писателя (слайд);

Теперь вы знакомы с судьбой писателя и вам более понятен эпиграф нашего занятия. Перечислите основные темы произведения В.В. Набокова(тема Родины, тоска и ностальгия по родине, любовь к женщине и т.д.).

- А по-вашему, что такое любовь?

Творческая работа студентов(сочинения на тему: «Любовь к ближним», «Любовь к Родине», «Девушки современности»).

-А сейчас мы рассмотрим тему любви в романе «Машенька» глазами В.В. Набокова.

  1. Дискуссия по роману «Машенька».

...Вспомня прежних лет романы,

Вспомня прежнюю любовь...Пушкин. - Как вы это понимаете?

- С чего начинается роман?

- Застрявший лифт. Темнота. Голоса. Встреча Ганина с Алфёровым.

- Можно ли назвать произведение автобиографическим? Каковы ваши доказательства?

- Автор раскрывает свою тоску по России, описывая с детства знакомую обстановку, в какой воспитывался герой (материальное благополучие, комфорт, природа парка стали неотъемлемой частью его понимания жизни). Писатель любовно описывает мельчайшие детали обстановки его комнаты в детстве, потому что каждая вещь напоминает ему о чем- то неизъяснимо дорогом и любимом. Когда человек привыкает к каким-то вещам, то не замечает их. Но потом, теряя это, он вспоминает и тоскует по ним. Все эти вещи олицетворяют для него его Родину, его золотое детство. Он живет в прошлом, живет своими воспоминаниями.

- Опишите портрет героя и героини (Машеньки и Ганина, найти в тексте и прочитать).

- Ганин - человек эгоистического склада характера. Но он не карьерист, не еноо. )гим 0,1 похож на Онегина и Печорина. Для него главное - не доводы рассудка, а движения души, поэтому его можно сравнить с Обломовым.

у юного Ганина чуткая к красоте душа искренние чувства, любящиее сердце. Он любит для себя. Для него главное - не машенька, а его чувства у ней. Он нерешительный, неуверенный в себе его интересуют в основном собственные проблемы.

- Машенька жизнерадостная, ведет себя непринужденно, но не развязно. Она веселится, смеется. Это мнение можно подтвердить строками романа: «Она была удивительно веселая, скорее насмешливая. Любила песенки, прилетит новая». Она была живой, земной, человечной и немного легкомысленная и наивная. '

Работа в группе.

1 гр. Описание реального романа Ганина с Машенькой (примеры из текста).

2 гр. Описание романа в письмах (доказать примерами из текста).

3 гр. Описание романа в воспоминаниях (примеры из текста).

- В чем трагедии Маши и Ганина?

- В том что они не смогли слиться душа в душу, когда судьба давала им еще такую возможность. Они прошли мимо своего счастье, мимо своей любви.

- Как вы можете объяснить почему воспоминания юности для Ганина реальнее и важнее окружающей его жизни?

- Воспоминания о Машеньке невольно заставляли его еще раз перелистывать страницы своей жизни, обдумывать и переоценивать прошлое, сравнивать жизнь на Родине с бесперспективным существованием в Германии.

- Отчего Ганину, человеку без дела, без семьи, без денег и даже без будущего, так важны воспоминания о Машеньке, о юношеской светлой и такой короткой любви?

- Окунаясь в прошлое. Ганин ощущал утешение и успокоение. Воспоминания дают возможность оказаться в России прошлого, обрести свой утраченный рай. Воспоминания о светлой юношеской любви - это воспоминание об яркости, искренности чувств (чего он лишен в любовной связи с Людмилой).

Для Ганина Машенька - это идеал девушки...

- Каково ваше мнение, почему Ганин не решился на встречу с повзрослевшей Машенькой? Почему сначала сделал все, чтобы свидание произошло (даже перевел стрелки будильника у Алферова), отправился ее встречать, а потом, дождавшись прихода ее поезда, все же ушел?

- Думаю, что он понял, что не сможет больше полюбить Машеньку.

- Мое мнение, что Ганин просто решил, что прошлого не вернуть, еще неизвестно, как бы произошла эта встреча, ведь прошло столько лет!

- Мне кажется, что Ганин почувствовал, что прошлого не вернешь и что он не вправе лишать возможного счастья двух людей.

- Я не согласна с таким мнением: меньше всего Ганин был способен думать о счастье господина Алферова. Скорее всего он понял, что прошло много времени, он боялся увидеть свою Машеньку, изменившуюся внешне и внутренне.

- Верилось ли вам что эта встреча возможна или нет?

- Думаю, что эта встреча возможна.

- Считаете ли вы что он совершает подлость?

- Нет. я не считаю это подлостью, потому что он любит её светлой любовью.

- Почему герой вдруг отказывается своей любви и уезжает один?

Здесь проявилась его нерешительность: ведь неизвестно как бы прореагировала Машенька, встреться она с Ганиным на перроне вокзала... Ганин понял, что Машенька уже не та. Он боялся не увидеть у нее таких смеющихся глаз, тех черт характера, которые он так любил. Да и сам герой изменился. Их встреча не была бы столь радостной вдали от России.

Видите, как много у вас мнений по этому вопросу. А вот что написал Набоков в уже известном вам стихотворении:

Но если встретиться нежданная

судьба заставила бы нас,

меня бы. как уродство странное,

твой образ нынешний потряс.

Обиды нет неизъяснимее:

ты чуждой жизнью обросла

не платья синего, ни имени

ты для меня не сберегла.

Думаю, что Владимир Владимирович считал, что вернуть счастье, как вернуть прежнюю любовь. нельзя. Прежняя Машенька, так любимая им ранее, осталась в прошлом, куда нет дороги. Как говорил философ: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

- Есть ли в наше время «Машеньки и Ганины»?

- Конечно, есть.

- Можно ли сказать, что герои романа «живут в изгнании и тоской по Родине»?

- Думаю, что у людей, эмигрировавших за границу, разное отношение к Родине: одни ее ненавидят, считают «проклятой», другие страдают и мечутся. Но в душе они тоскуют и потому, что бы они не делали, они не находят места в жизни.

- Я согласна с тем. что герои пансиона «...живут в изгнании и мучаются ностальгией», тоской по Родине.

Весь роман проникнут грустным, ностальгическим настроением. Его главный герой - эмигрант Ганин. Он тоскует по родной земле, и все его мысли и чувства окрашены в печальные тона. В его душе пустота, его мучит осознание бессмысленности существования и бездеятельность, жизнь протекает «в какой-то безвкусной праздности, лишенной мечтательной надежды, которая делает праздность прелестной». «За последнее время.- сообщает о нем автор.- он стал вял и угрюм.... ослабла какая-то гайка, он стал даже горбиться и сам признавался.... что.... страдает бессонницей».

Писатель ненавязчиво внушает идеи патриотизма, чувство гордости за свою многострадальную, но великую Родину. Это трепетное чувство любви к родине мы наблюдаем во многих произведениях великих писателей и композиторов. Одно из таких произведений является полонез «Прощание с Родиной», польского композитора Михаила Клеофаса Огинского, который также как и В. Набоков тосковал по Родине.

( Звучит музыка «Прощание с Родиной» М. Огинского.)

Да, сегодня мы с вами познакомились писателем В.В. Набоковым, и его романом «Машенька», и после прочтения романа поняли идею В.Владимировича, что в жизни счастье - это не только деньги, карьера, женщины, но и чувства искренней, трепетной любви и к людям, и к родной стране.

5. Фаза рефлексии.

- Чем вам понравился или не понравился роман? Почему?

- Что-то отталкивает или что-то приемлемо для вас?

- Напишите краткий отзыв о романе.

Заканчивая занятие, хочется обратиться к строке «Твой образ легкий и о листающий...» в эмапе «Машенька» это легкий образ любимой, а также образ утраченной и дорогой

Родины...

Итог и комментирование оценок.

6. Домашнее задание.

«Письмо из будущего» (Ганину или Машеньке),

написать отзыв об уроке.


© 2010-2022