Статья О работе над текстом

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Папаева Марина Сергеевна.

МБОУ СОШ с.Шелканово

О работе над текстом (раздумья по поводу комплексного анализа текста)

В последние годы статьи о комплексном анализе текста в методических изданиях не редкость. В решении многих вопросов организации комплексного анализа текста мы исходим из широко известного высказывания Л.С.Выготского: «Слово приобретает свой смысл только во фразе, но сама фраза приобретает свой смысл только в контексте абзаца, абзац - в контексте книги, книга - в контексте всего творчества автора». Принимая это высказывание выдающегося психолога за своего рода установку, мы должны предлагать для комплексного анализа произведения, прежде всего таких авторов, личность и творчество которых известны учащимся. Психологами экспериментально доказано: если читающий видит портрет автора текста, то он лучше воспринимает и запоминает текст. Мудро поступают те учителя, которые на уроке комплексного анализа текста или на уроке подготовки к изложению используют портрет писателя, автора исходного текста, и кратко комментируют специально оформленную выставку его книг. Конечно, работа над текстом каждый раз начинается с того, что учащиеся выставляют недостающие буквы, знаки препинания и раскрывают скобки. И сразу же возникает вопрос: есть ли в тексте необходимость для выполнения таких заданий? Почему, анализируя текст, учащиеся должны находить в нём указанные в задании слова и конструкции в отрыве от его идейно - тематического содержания? Традиционны в статьях о комплексном анализе текста задания типа: «докажите, что это текст». Однако часто предложенный дидактический материал текстом в терминологическом значении этого слова не является. Выходит ученик должен доказывать недоказуемое.

В школьной практике категориальными признаками текста принято считать такие, как наличие или возможность заглавия, тема, основная мысль (идея), делимость (начало - зачин, основная часть, конец), смысловая и структурная связность, композиционная завершённость, стилистическое единство.

В нашем понимании комплексный анализ текста - это характеристика его по тем параметрам, признакам, комплекс, единство которых и представляет собой текст. Поэтому принципиальной разницы между заданиями «докажите, что это - текст» и «произведите комплексный анализ текста», думается, что нет. Главная цель комплексного анализа текста - обучение школьников правилам, технологии построения текста на примере классики; следовательно, текст для анализа должен быть образцовым. Классический текст - единое целое, где каждый элемент его на месте. В этой связи вызывают сомнение задания на замену авторских элементов текста ученическими. Например, замените прямую речь косвенной, или простые предложения - сложными. Смысл таких заданий непонятен: как будто сам автор (писатель-классик) не смог этого сделать. Упражнения на замену эффективны только в том случае, если предложенный текст так называемый «рабочий» вариант и в результате замены происходит редактирование-улучшение текста. Из этого вовсе не следует, что надо вообще отказаться от упражнений на замену, но проводить их следует не на материале классических текстов. Хочется ещё раз подчеркнуть: для комплексного анализа подбирается текст такого автора, у которого есть чему учиться. Психологи различают три ступени понимания текста: первая - прочитал текст и не всё в нём понял; вторая - прочитал текст и понял только то, что в нём есть; третья - прочитал текст и понял даже то, чего в нём нет. И «талантливый» читатель всегда стремиться подняться на третью ступень понимания текста, то есть читает не только текст, но и подтекст, «между строк». Текст, предложенный или самостоятельно выбранный для комплексного анализа, надо прежде всего прочитать так, чтобы подняться на третью ступень понимания его.

Комплексный анализ текста - исследовательская, творческая работа, жёсткие рамки и «железный порядок» здесь неуместны: каждый классический текст неповторим, своеобразен. После анализа текст обязательно читается повторно (необходимо восстановить цельность восприятия его).

Вопросов по поводу комплексного анализа текста много. Но мы должны работать над тем, что вдумываясь в смысл текста, ученик сам бы выходил на языковые средства, которыми этот смысл выражен. Пусть не все средства он сразу сумеет увидеть и прокомментировать, но логику анализа: от содержания текста - к языковым средствам, которыми это содержание выражено, усвоит и по мере тренировки анализировать предложенный текст будет полнее и совершеннее. Таким образом, комплексный анализ текста - это творческая работа каждого учителя и учащихся, которая должна совершенствоваться и результатом должен быть «талантливый читатель».

Литература:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др.) под редакцией Асмолова А.Г. М: Просвещение, 2011г.

  2. Миронова Н.А. Анализ произведений русской литературы. М: издательство «Экзамен» - 2012г.

  3. Никитина Е.И. О комплексном анализе текста. Журнал «Русский язык в школе» №5 2000г.



© 2010-2022