«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту И. Бунина «Лапти» (ГИА -9, часть С2)

Планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные -формирование навыков  информационно-смыслового анализа текста Овладение возможными алгоритмами смыслов, заложенных в художественном тексте Создание собственных текстов   совершенствование следующих умений: -читать, комментировать   художественный текст, -понимать авторскую позицию -находить в художественном тексте подтверждение своей позиции, своего понимания текста -сформулировать тезис; -найти в прочитанном тексте примеры, подтверждающие справедливость заявленного тезиса; - овладение основн... -использовать  приобретенные знания и умения в учебной деятельности  -понимать вопрос задания, -выдвигать гипотезу, формулировать проблему -давать обоснованный ответ на поставленный вопрос; -связно (в письменной и устной форме) излагать свои мысли -умение аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора текста умение выстраивать логическую цепочку доказательства       Умение выражать свое отношение к поставленной проблеме Умение понимать нравственные идеи текста и выражать свое к ним отношение Понимание значимости приобретенных знаний и умений Использование приобретенных знаний и умений в учебной деятельности  и повседневной жизни         Тип урока:  урок общеметодологической направленности   Основные понятия, изучаемые на уроке:   текст,  тезис,   тема текста, рассуждение, довод, аргумент, критерий, комментарий, позиция автора, нравственные понятия.   Методы и приёмы: приём аналитического комментирования текста (Д.И. Архарова) (методика работы с любым худ.текстом) проблемный метод, коммуникативная игра «Вертушка» (Т.А. Долинина, Д.И. Архарова), приём развития критического мышления    («6 шляп мышления»  (Э. Де   Боно)   Фор...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструкт урока

Предмет Русский язык

Класс 9а

Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту И. Бунина «Лапти» (ГИА -9, часть С2)

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-формирование навыков информационно-смыслового анализа текста

Овладение возможными алгоритмами смыслов, заложенных в художественном тексте

Создание собственных текстов

совершенствование следующих умений:

-читать, комментировать художественный текст,

-понимать авторскую позицию

-находить в художественном тексте подтверждение своей позиции, своего понимания текста

-сформулировать тезис;

-найти в прочитанном тексте примеры, подтверждающие справедливость заявленного тезиса;

- овладение основными нормами русского литературного языка

-совершенствование коммуникативно-значимые умения

-использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности

-понимать вопрос задания, -выдвигать гипотезу, формулировать проблему

-давать обоснованный ответ на поставленный вопрос;

-связно (в письменной и устной форме) излагать свои мысли

-умение аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора текста

умение выстраивать логическую цепочку доказательства

Умение выражать свое отношение к поставленной проблеме

Умение понимать нравственные идеи текста и выражать свое к ним отношение

Понимание значимости приобретенных знаний и умений

Использование приобретенных знаний и умений в учебной деятельности и повседневной жизни


Тип урока: урок общеметодологической направленности

Основные понятия, изучаемые на уроке: текст, тезис, тема текста, рассуждение, довод, аргумент, критерий, комментарий, позиция автора, нравственные понятия.

Методы и приёмы: приём аналитического комментирования текста (Д.И. Архарова) (методика работы с любым худ.текстом)

проблемный метод, коммуникативная игра «Вертушка» (Т.А. Долинина, Д.И. Архарова),

приём развития критического мышления («6 шляп мышления» (Э. Де Боно)

Формы организации деятельности : работа в группах, парах, индивидуальная работа

Приложение: текст И. Бунина «Лапти», алгоритм работы с текстом, «словарь урока», листы самооценки, «трёхчастный дневник текста», стихотворение «Людей неинтересных нет,презентация к уроку.



Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат этапа

УУД

Л.-личностные

Р.-регулятивные

П.-познавательные

1.Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему. Знакомит учащихся с изменениями в КИМах-2013 в части С

-Сравните задание С 2.2. 2012 и задание С 2013

-Что изменилось?

-Возможно ли написать сочинение по новому заданию, опираясь на то, что мы уже знаем и умеем? Какие же знания и умения нам необходимы при написании сочинения?

-Что будем делать на уроке? Каковы наши цель и задачи?

Фиксируют затруднения в выполнении уч.действия,

Ставят цель Д.,

Пытаются решить проблему известным способом,слушают У., строят высказывания,

Принимают и сохраняют уч.цель и задачи

Л.УУД

Самоопр

О.УУД

Выделение

Информ.

Умение структур. знание; Логические действия

Анализ

Выбор критериев для сравнения Установление связей;

Построение логической цепи рассужд

Доказательство;

2. Совместное исследование проблемы

Поиск решения учебной задачи

Организовывает учебное исследование для выделения понятия

Работа над высказыванием К.Г. Паустовского.

-Какое слово является ключевым в высказывании Паустовского?

_Объясните мысль, высказанную Паустовским ,

-Как эту мысль можно подтвердить , работая с текстом?

Исследуют условия задания, осознанно строят речевые высказывания, анализируют, аргументируют свою точку зрения



3.Практическая деятельность уч-ся

Обеспечение восприятия, осмысления текста

Организация коллективного анализа уч. задачи.

Работа с текстом. И. Бунин «Лапти»

Работа предстоит сложная, но интересная: попытаться понять,

О чём хотел поговорить писатель со своими читателями. И самое главное: как с помощью СЛОВА автору удалось выразить своё отношение к поступку героя.

Чтобы выполнить это задание, я предлагаю вам сначала поразмышлять над характером главного героя разными способами, т.е. поработать в «6 шляпах критического мышления».

Чтение текста учителем

Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

Справка: «Фуксин - красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи».

1 группа - белая шляпа (задание для детей недостаточно высоким уровнем развития коммуникативной компетенции(объективный наблюдатель):

Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. - О ком текст? Что мы узнали о главном герое? Каким вы его представляете?

2 группа - красная шляпа (эмоциональный наблюдатель):

(задание для детей с достаточным уровнем развития коммуникативной компетенции)

Высказать свое непосредственное читательское восприятие текста, героя, назвать эмоции, которые возникают при знакомстве с содержанием текста, с героем. Какие чувства вызвал рассказ и главный герой? Почему?

3 группа - черная шляпа (взыскательный критик(задание для детей с достаточным уровнем развития коммуникативной компетенции)

выявление противоречий.

Почему читатель испытывает потрясение от поступка героя?

4 группа - желтая шляпа (позитивная): (задание для детей с достаточным уровнем развития коммуникативной компетенции)

Выделение позитивных сторон характера, аргументирование. Подберите прилагательные - определения поступкам, к характеру.. В наше время нуждаются в таких людях? Почему?

5 группа - синяя шляпа (философская): (задание для детей с высоким уровнем развития коммуникативной компетенции)

поиск обобщающих параллелей, общие выводы, полученный урок.

2) Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.

- Что общего между этими стихотворением и рассказом И .Бунина Какой урок вы для себя получили после знакомства. О каких нравственных ценностях говорит нам автор? Составьте словарь урока.

СЛОВАРЬ

Взаимопонимание

Взаимопомощь

……

……

6 группа - зеленая шляпа (творческая): поиск новых граней в изученном материале.

- Почему же писатель назвал произведение «Лапти»? Как можно соотнести название рассказа с героем?

3) Выступление групп (по одному представителю). 2мин

Работа в группах.

Проводят коллективные исследования, формируют понятия, принимают и сохраняют уч.цель и задачу, осуществляют самоконтроль, участвуют в обсуждении содержания материала, учатся извлекать информацию разными способами

П.УУД

Общеучебные

Умение находить, преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию в различных формах соответственно определенной цели и задачам деятельности

Р.УУД

1.Умение учиться и способность к организации своей деятельности:

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

Умение

действовать по

плану и

планировать свою Д.

Преодоление

импульсивности.

Умение контролировать процесс и результаты УД.

Умение взаимодействовать в УД.

П.УУД

Логические действия:

Анализ объектов с целью выделения признаков;

Синтез;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждения;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование

Л.УУД

4Конструирование нового способа действия

Построение ориентированной основы нового способа действия

Организация учебного взаимодействия групп и следующее обсуждение составленных алгоритмов

Итак, наша задача-написать сочинение-рассуждение

Опираясь на ранее полученные знания о работе с текстом при написании С 2.2. ,попробуем дополнить знакомый алгоритм работы при написании сочинения-рассуждения , учитывая требование задания

Учатся выдвигать гипотезы и их проверять

Учатся составлять алгоритм

Учатся формулировать собственное мнение

Принимают и сохраняют уч.цель

П.УУД

Общеучебные действия:

Поиск и выделение информации Умение структурировать знание;

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи;

Самостоятельное создание алгоритмов

5. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Применение знаний

Организовывает практическую работу учащихся (в парах)

Составьте основную часть сочинения, используя доработанный вами алгоритм

(Работа с «трёхчастным дневником текста» по алгоритму)

1.Назовите эмоциональное состояние героя (рассказчика)

2. Разделите текст на три смысловые части.

3. В черновых записях сделайте план текст (по микротемам)

Каждый пункт плана - простое предложение с подлежащим и сказуемым. (Герой что делает?)

4. К каждому пункту плана

допишите эмоциональное состояние героя (переживает, огорчён, радуется и т.д. ) Сделайте рабочие записи.

5. В каждой части текста

найдите такие слова и предложения, которые особенно ярко помогают нам понять состояние героя. Подчеркни эти слова и выражения .

6. Эти сюжетные обоснования оформите своими словами, стараясь придать фразам обобщающий смысл. При формулировании доводов используйте слова с обобщающим значением (оценочные, образные) Пользуйтесь словариком урока

Учатся формулировать собственное мнение, учатся работать по алгоритму,

Учатся делить текст на смысловые части, учатся формулировать микротемы,

учатся связно строить высказывание,

Осуществляют самоконтроль

П.УУД

Умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно;

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи;

Логические Анализ объектов с целью выделения признаков;

Синтез;

Установление причинно-

следственных связей;

Построение логической цепи рассуждения;

Доказательство;

6Рефлексивная деятельность

Соотношение

полученного результата с поставленной целью

Организация риторического практикума «Вертушка»

Уч-ся оценивают ответы уч-ся

с позиций «Доброжелателей», «Критиков» и «Арбитров»

Строят понятные для собеседника суждения, отрабатывают коммуникативные позиции Говорящего и Слушающего,

Осмысливают своё понимание предложенного тезиса

Анализируют и оценивают результаты

•Р.УУД

Умение адекватно воспринимать оценки Преодоление импульсив•

Умение взаимодействовать в УД.

Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей

Л.УУД

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д .з.

Задание на дом:

1.Дописать к основной части текста вступление и заключение

2. оценить свою работу по критериямСК1-СК4

3.инд. задание : составить алгоритм работы при написании части С , учитывая особенности публицистического текста

Осмысливают сущность д.з, устанавливают связи с материалом урока

Р.УУД

Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей,

П.УУД

Самостоятельное создание способов решения проблем.

Подведение итогов занятия

Анализ и оценка успешности достижения цели

Рефлексия

На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец - это какая - то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение (заштриховать палец, пальцы)

  • большой - для меня было важно и интересно …

  • указательный - я получил конкретные рекомендации…

  • средний - мне было трудно (не понравилось)…

  • безымянный - моя оценка комфортной и психологической атмосферы…

  • мизинец - для меня было недостаточно полученной информации Используя лист самооценки, оцените свою работу на уроке

Рефлексия своих действий

Л.УУД

самоопределение

смысло

образование

Р.УУД


© 2010-2022