Обогащение речи младших школьников через углубленную лексическую работу

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»






ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УГЛУБЛЕННУЮ ЛЕКСИЧЕСКУЮ РАБОТУ




Подготовил

учитель начальных классов

Дугина В.М.




ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УГЛУБЛЕННУЮ ЛЕКСИЧЕСКУЮ РАБОТУ

В современных условиях обучение детей родному языку долж­но способствовать удовлетворению интересов и потребностей ре­бенка, приобщению его к духовно-нравственным ценностям рус­ского народа, формированию высокой культуры речевого общения, развитию творческих способностей детей, стремлению мыс­лить и действовать самостоятельно.

Реализовать указанные требования позволяет система развива­ющего обучения Л.В. Занкова. Работая в этом направлении, я при­даю первостепенное значение обогащению речи младших школь­ников через углубленную лексическую работу. Поэтому я разра­ботала ряд уроков русской словесности, которые позволяют раз­вивать художественно-образное и логическое мышление учащих­ся, прививать навыки речевой культуры общения как неотъемле­мой части общей культуры человека. В целях приобщения детей к народным традициям, воспитания любви к своему народу я ши­роко ввожу в уроки словесности народоведческие понятия: фольк­лор, обряды, обычаи русского народа, народный календарь.

Я убеждена, что проблема расширения словарного запаса де­тей, обогащения их речи исконно русскими словами носит акту­альный и перспективный характер, так как в последние годы рус­ский язык активно «засоряется» иностранными словами, словооборотами жаргонного характера, поэтому задачей каждого учите­ля является сохранение языка Пушкина, Толстого.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова дает богатый материал для развития, творческих способностей учащихся. Твор­чество оживляет учебный процесс, активизирует личность и фор­мирует ее. Поэтому на уроках русского языка и литературного чтения я делаю упор «а познавательную ориентацию в обучении, на развитие творческого мышления, внедряю в практику своей ра­боты интегрированные уроки чтение-развитие речи, применяю нестандартные формы урока: «Деловая игра», «Смотр знаний», «Путешествие внутрь слова».

Известно, что личность ученика проявляется в отношениях. Поэтому я направляю усилия на формирование у детей положи­тельного отношения к школе, учению, учителю, товарищам, кол­лективу класса. Основными показателями положительного отно­шения ученика к школе, к учению являются интерес, прилежание, активность, самостоятельность и ответственность; к людям - вни­мательность, доброжелательность, честность, справедливость, чувство коллективизма; к школьным принадлежностям и личным вещам - бережливость и аккуратность. Все эти показатели нахо­дятся в центре моего внимания при работе с детьми.

Начиная с первых дней обучения грамоте я систематически ввожу в уроки естественные ситуации общения, например, знакомство первоклассников друг с другом в процессе игры, общение с помощью жестов, знаков, мимики.

Это в значительной степени со­действует организации учебного процесса на основе диалога, ко­торый обеспечивает развитие демократического стиля общения детей и взрослых. Обучение через общение позволяет строить уроки литературного чтения, например, как диалог читателя с пи­сателем, как условное общение детей с предметами, с миром при­роды. Такие приемы являются предпосылками для развития связ­ной речи учащихся, обогащения ее новым содержанием, введени­ем новых понятий и терминов.

Чтобы работа по развитию речи была эффективной, она долж­на пройти несколько этапов: накопление речевого опыта через осознанный анализ готовых текстов, создание устных и письмен­ных высказываний по образцу для осмысления и закрепления те­оретических сведений, самостоятельное выполнение творческих работ.

Для достижения вышесказанного одним из ведущих факторов считаю углубленную лексическую работу на уроках литературы и русского языка.

«Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом», - так В.А. Сухомлинский определил главную задачу на­чальной школы. Наблюдать, видеть, думать на каждом уроке! Уче­ники сами в процессе обучения должны «пораскинуть умом», за­думаться, и главное - выразить свою мысль словом.

С целью активизации словаря учащихся я провожу специаль­ные уроки словесности, которые насыщены разнообразными рече­выми упражнениями, этимологическими сведениями о слове, про­изведениями фольклора. Эти уроки позволяют заглянуть «внутрь» слова, извлечь из каждого слова как можно больше значений, так как чем больше мы знаем о названном предмете, признаке, действии, тем богаче его образ, отраженный в нашем сознании.

У слова есть внешняя сторона (звуковая) и внутренняя - его содержание (значение). Внешняя сторона состоит из звуков (фо­нем). А из чего складывается лексическое значение? Слово все свои лексические признаки хранит в «памяти», как бы осознавая свою принадлежность к широкому кругу других названий. Но од­новременно слово стремится ограничить себя от прочих слов, пос­тепенно и последовательно выявляя свою индивидуальность. По­нять учащимся такие «проявления» слова помогает система уп­ражнений, которые я включаю в уроки словесности.

Практика показывает и подтверждает эффективность такой ра­боты, суть которой в том, чтобы слово было правильно восприня­то детьми в тексте, понято со всеми его оттенками и особеннос­тями, вошло бы в активный словарь и было употреблено самосто­ятельно в нужной ситуации.

При проведении уроков я использую различные приемы озна­комления с новыми словами и их значениями:

  • выяснение значения путем показа картинки или макета;

  • уточнение значения по толковому словарю;

  • подбор синонимов и антонимов;

  • словообразовательный анализ;

  • этимологический анализ;

  • включение нового слова в словосочетание или предложение;

  • перевод.

Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Я пришла к выводу, что нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которую я планирую на каждый урок родного языка.

Лексическая работа на уроках русского языка проводится в со­четании с фонетикой, орфографией, морфологией. Упражнения со словом формируют навыки правописания, развивают орфографи­ческую зоркость, способствуют различению частей речи.

На уроках русского языка я провожу целенаправленную рабо­ту по использованию в речи синонимов, антонимов, фразеологи­ческих оборотов. Приведу некоторые упражнения.

  1. Выбери и напиши один из синонимов. Настоящее счастье для народа в ... . Я помог товарищу в этом трудном ... . Хорошо тому, кто любит свою ... . Слова для справок: работа, дело, труд.

  2. Подбери слова-синонимы с двойными согласными. Специальность - ... (профессия). Обучение животных - ... (дрессировка). Скорый поезд - ... (экспресс). Загородная дорога - ... (шоссе). Игра на льду - ... (хоккей).

  3. Вставь в пословицы антонимы. Ученье - свет, а неученье - ... . Корень учения горек, да плод его ... .

Знай больше, а говори ... .

Хороша веревка длинная, а речь ... .

Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Если сравнить фразеологизмы и те слова, которыми их можно за­менить, то видно, как они выигрывают рядом с простыми слова­ми, создавая яркий образ и особую выразительность, обогащая тем самым речь учащихся.

Особое место при работе с фразеологизмами я отвожу этимо­логическому анализу. Ведь обращаясь к прошлому слова, мы отк­рываем для себя его место в современном языке, точнее и вернее понимая его семантику, полнее представляя смысл слова, лучше чувствуем его художественно-выразительные возможности.

Рассказы об истории и происхождении слов и выражений - од­но из действенных средств сделать обучение русскому языку в на­чальной школе не только по-настоящему обучающим и воспитыва­ющим, но и интересным, занимательным. Такие сведения я вклю­чаю в урок под рубрикой «А знаете ли вы?».

Упражнения для введения фразеологизмов в активный словарь учащихся разнообразны. Приведу некоторые из них.

1. Загадки «Доскажи словечко».

Дружнее этих двух ребят Товарищ твой просит украд­кой

На свете не найдешь. Ответы списать из тетрадки

О них обычно говорят: Не надо! Ведь этим ты другу
(Водой не разольешь). (Окажешь медвежью услугу).

2. Загадки-шутки «Что это?».

  • Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

  • Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчеза­ет; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ве­тер)

3. Выписать сначала фразеологические обороты со словами-антонимами, затем - с синонимами.

Нет худа без добра; ум за разум заходит; вопрос жизни и смерти; и стар и млад; переливать из пустого в порожнее; с больной головы на здоровую; вокруг да около.

Таким образом, система работы над словом в процессе уроков русского языка повышает содержательность и выразительность ре­чи учащихся, доносит до сознания детей все неисчерпаемое богат­ство русского языка и содействует тому, что дети начинают исполь­зовать его в самостоятельной деятельности - словесном творчестве.

Важный этап развития речи - это работа над словом в предло­жении, в тексте, где оно имеет конкретное лексическое значение. Большие возможности для обогащения речи имеются на уроках литературного чтения. Анализ текстов показывает, что почти в каждом произведении встречаются слова, значение которых детям незнакомо.

Наиболее рациональными приемами лексической работы на уроках чтения считаю такие:

  • Замена слов синонимами, антонимами, описательными оборо­тами.

  • Нахождение в тексте эпитетов, сравнений, метафор, олицет­ворений.

  • Этимологический анализ слов и выражений.

  • Словесное рисование.

  • Словообразовательный анализ.

  • Использование толкового словаря.

  • Включение в урок малых фольклорных форм (загадок, посло­виц, поговорок, скороговорок).

Часто на уроках литературы организую работу с толковым и этимологическим словарями, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов. Все словари знакомят ребенка с еще не извест­ными ему значениями, существенными признаками понятий, обо­гащают его знаниями.

Словарно-лексическая работа неотделима от анализа идейного содержания произведения. Она обеспечивает не только единство урока, но и глубокое понимание самих слов, так как и основное значение слова, и особенно его оттенки отчетливо выявляются в контексте.

Выполнение указанных заданий постоянно поддерживает у де­тей интерес к слову, показывает, как много граней может быть у одного и того же слова. В дальнейшем словесное творчество по­могает углубленному восприятию литературных произведений.

Известны слова К.Г. Паустовского о том, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Я считаю, что в моей работе сочетается и то, и другое, так как она направлен

ана развитие, обогащение речи, формирование творческой личности, привитие детям духовно-нравственных качеств, а это является залогом повышения качества знаний.


© 2010-2022