- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обогащение речи младших школьников через углубленную лексическую работу
Обогащение речи младших школьников через углубленную лексическую работу
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дугина В.М. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»
ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УГЛУБЛЕННУЮ ЛЕКСИЧЕСКУЮ РАБОТУ
Подготовил
учитель начальных классов
Дугина В.М.
ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УГЛУБЛЕННУЮ ЛЕКСИЧЕСКУЮ РАБОТУ
В современных условиях обучение детей родному языку должно способствовать удовлетворению интересов и потребностей ребенка, приобщению его к духовно-нравственным ценностям русского народа, формированию высокой культуры речевого общения, развитию творческих способностей детей, стремлению мыслить и действовать самостоятельно.
Реализовать указанные требования позволяет система развивающего обучения Л.В. Занкова. Работая в этом направлении, я придаю первостепенное значение обогащению речи младших школьников через углубленную лексическую работу. Поэтому я разработала ряд уроков русской словесности, которые позволяют развивать художественно-образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека. В целях приобщения детей к народным традициям, воспитания любви к своему народу я широко ввожу в уроки словесности народоведческие понятия: фольклор, обряды, обычаи русского народа, народный календарь.
Я убеждена, что проблема расширения словарного запаса детей, обогащения их речи исконно русскими словами носит актуальный и перспективный характер, так как в последние годы русский язык активно «засоряется» иностранными словами, словооборотами жаргонного характера, поэтому задачей каждого учителя является сохранение языка Пушкина, Толстого.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова дает богатый материал для развития, творческих способностей учащихся. Творчество оживляет учебный процесс, активизирует личность и формирует ее. Поэтому на уроках русского языка и литературного чтения я делаю упор «а познавательную ориентацию в обучении, на развитие творческого мышления, внедряю в практику своей работы интегрированные уроки чтение-развитие речи, применяю нестандартные формы урока: «Деловая игра», «Смотр знаний», «Путешествие внутрь слова».
Известно, что личность ученика проявляется в отношениях. Поэтому я направляю усилия на формирование у детей положительного отношения к школе, учению, учителю, товарищам, коллективу класса. Основными показателями положительного отношения ученика к школе, к учению являются интерес, прилежание, активность, самостоятельность и ответственность; к людям - внимательность, доброжелательность, честность, справедливость, чувство коллективизма; к школьным принадлежностям и личным вещам - бережливость и аккуратность. Все эти показатели находятся в центре моего внимания при работе с детьми.
Начиная с первых дней обучения грамоте я систематически ввожу в уроки естественные ситуации общения, например, знакомство первоклассников друг с другом в процессе игры, общение с помощью жестов, знаков, мимики.
Это в значительной степени содействует организации учебного процесса на основе диалога, который обеспечивает развитие демократического стиля общения детей и взрослых. Обучение через общение позволяет строить уроки литературного чтения, например, как диалог читателя с писателем, как условное общение детей с предметами, с миром природы. Такие приемы являются предпосылками для развития связной речи учащихся, обогащения ее новым содержанием, введением новых понятий и терминов.
Чтобы работа по развитию речи была эффективной, она должна пройти несколько этапов: накопление речевого опыта через осознанный анализ готовых текстов, создание устных и письменных высказываний по образцу для осмысления и закрепления теоретических сведений, самостоятельное выполнение творческих работ.
Для достижения вышесказанного одним из ведущих факторов считаю углубленную лексическую работу на уроках литературы и русского языка.
«Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом», - так В.А. Сухомлинский определил главную задачу начальной школы. Наблюдать, видеть, думать на каждом уроке! Ученики сами в процессе обучения должны «пораскинуть умом», задуматься, и главное - выразить свою мысль словом.
С целью активизации словаря учащихся я провожу специальные уроки словесности, которые насыщены разнообразными речевыми упражнениями, этимологическими сведениями о слове, произведениями фольклора. Эти уроки позволяют заглянуть «внутрь» слова, извлечь из каждого слова как можно больше значений, так как чем больше мы знаем о названном предмете, признаке, действии, тем богаче его образ, отраженный в нашем сознании.
У слова есть внешняя сторона (звуковая) и внутренняя - его содержание (значение). Внешняя сторона состоит из звуков (фонем). А из чего складывается лексическое значение? Слово все свои лексические признаки хранит в «памяти», как бы осознавая свою принадлежность к широкому кругу других названий. Но одновременно слово стремится ограничить себя от прочих слов, постепенно и последовательно выявляя свою индивидуальность. Понять учащимся такие «проявления» слова помогает система упражнений, которые я включаю в уроки словесности.
Практика показывает и подтверждает эффективность такой работы, суть которой в том, чтобы слово было правильно воспринято детьми в тексте, понято со всеми его оттенками и особенностями, вошло бы в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации.
При проведении уроков я использую различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями:
-
выяснение значения путем показа картинки или макета;
-
уточнение значения по толковому словарю;
-
подбор синонимов и антонимов;
-
словообразовательный анализ;
-
этимологический анализ;
-
включение нового слова в словосочетание или предложение;
-
перевод.
Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Я пришла к выводу, что нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которую я планирую на каждый урок родного языка.
Лексическая работа на уроках русского языка проводится в сочетании с фонетикой, орфографией, морфологией. Упражнения со словом формируют навыки правописания, развивают орфографическую зоркость, способствуют различению частей речи.
На уроках русского языка я провожу целенаправленную работу по использованию в речи синонимов, антонимов, фразеологических оборотов. Приведу некоторые упражнения.
-
Выбери и напиши один из синонимов. Настоящее счастье для народа в ... . Я помог товарищу в этом трудном ... . Хорошо тому, кто любит свою ... . Слова для справок: работа, дело, труд.
-
Подбери слова-синонимы с двойными согласными. Специальность - ... (профессия). Обучение животных - ... (дрессировка). Скорый поезд - ... (экспресс). Загородная дорога - ... (шоссе). Игра на льду - ... (хоккей).
-
Вставь в пословицы антонимы. Ученье - свет, а неученье - ... . Корень учения горек, да плод его ... .
Знай больше, а говори ... .
Хороша веревка длинная, а речь ... .
Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Если сравнить фразеологизмы и те слова, которыми их можно заменить, то видно, как они выигрывают рядом с простыми словами, создавая яркий образ и особую выразительность, обогащая тем самым речь учащихся.
Особое место при работе с фразеологизмами я отвожу этимологическому анализу. Ведь обращаясь к прошлому слова, мы открываем для себя его место в современном языке, точнее и вернее понимая его семантику, полнее представляя смысл слова, лучше чувствуем его художественно-выразительные возможности.
Рассказы об истории и происхождении слов и выражений - одно из действенных средств сделать обучение русскому языку в начальной школе не только по-настоящему обучающим и воспитывающим, но и интересным, занимательным. Такие сведения я включаю в урок под рубрикой «А знаете ли вы?».
Упражнения для введения фразеологизмов в активный словарь учащихся разнообразны. Приведу некоторые из них.
1. Загадки «Доскажи словечко».
Дружнее этих двух ребят Товарищ твой просит украдкой
На свете не найдешь. Ответы списать из тетрадки
О них обычно говорят: Не надо! Ведь этим ты другу
(Водой не разольешь). (Окажешь медвежью услугу).
2. Загадки-шутки «Что это?».
-
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
-
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)
3. Выписать сначала фразеологические обороты со словами-антонимами, затем - с синонимами.
Нет худа без добра; ум за разум заходит; вопрос жизни и смерти; и стар и млад; переливать из пустого в порожнее; с больной головы на здоровую; вокруг да около.
Таким образом, система работы над словом в процессе уроков русского языка повышает содержательность и выразительность речи учащихся, доносит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка и содействует тому, что дети начинают использовать его в самостоятельной деятельности - словесном творчестве.
Важный этап развития речи - это работа над словом в предложении, в тексте, где оно имеет конкретное лексическое значение. Большие возможности для обогащения речи имеются на уроках литературного чтения. Анализ текстов показывает, что почти в каждом произведении встречаются слова, значение которых детям незнакомо.
Наиболее рациональными приемами лексической работы на уроках чтения считаю такие:
-
Замена слов синонимами, антонимами, описательными оборотами.
-
Нахождение в тексте эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений.
-
Этимологический анализ слов и выражений.
-
Словесное рисование.
-
Словообразовательный анализ.
-
Использование толкового словаря.
-
Включение в урок малых фольклорных форм (загадок, пословиц, поговорок, скороговорок).
Часто на уроках литературы организую работу с толковым и этимологическим словарями, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов. Все словари знакомят ребенка с еще не известными ему значениями, существенными признаками понятий, обогащают его знаниями.
Словарно-лексическая работа неотделима от анализа идейного содержания произведения. Она обеспечивает не только единство урока, но и глубокое понимание самих слов, так как и основное значение слова, и особенно его оттенки отчетливо выявляются в контексте.
Выполнение указанных заданий постоянно поддерживает у детей интерес к слову, показывает, как много граней может быть у одного и того же слова. В дальнейшем словесное творчество помогает углубленному восприятию литературных произведений.
Известны слова К.Г. Паустовского о том, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Я считаю, что в моей работе сочетается и то, и другое, так как она направлен
ана развитие, обогащение речи, формирование творческой личности, привитие детям духовно-нравственных качеств, а это является залогом повышения качества знаний.