Рабочая программа элективного курса «Учимся писать сочинение – рассуждение»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Учимся писать сочинение-рассуждение»


(Программа элективного курса для учащихся 8 класса)


Пояснительная записка

Программа данного элективного курса составлена в соответствии с методическими рекомендациями Т.А. Долининой, заведующей кафедрой филологического образования ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», автора учебного пособия «Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения. 8-9 классы».

Цель элективного курса - познакомить восьмиклассников с основными законами создания сочинения-рассуждения и научить строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Данное умение позволит учащимся не только успешно подготовиться к итоговой аттестации в 9 классе, но и будет способствовать достижению личностных результатов обучения.

Задачи элективного курса:

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме собственное восприятие текста, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;

- развивать речевые универсальные учебные действия.

Программа рассчитана на 34 часа.

Прогнозируемый результат

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Таким образом, система работы по обучению написанию сочинения-рассуждения позволит достичь предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

- строить логичное, связное высказывание на заданную тему;

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

- определять позицию автора;

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);

- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;

- анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.

Литература

-ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / Под ред. И.П. Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2013. - (ГИА-2015. ФИПИ-школе)

-Долинина Т.А. ГИА по русскому языку. 9 классы. Сжатое изложение и сочинение-рассуждение: Методическое пособие для учителей и учащихся. - Екатеринбург: ИРО, 2009.

-Долинина Т.А. Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения. 8-9 классы: методическое пособие для учителей. - Екатеринбург: ИРО, 2011.

-Долинина Т.А. Формирование коммуникативной и речевой компетентности при подготовке выпускника к итоговой аттестации. Дидактические и контрольно-измерительные материалы для учителя-словесника и любознательных учащихся. - Екатеринбург, ИРО, 2006.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечание

1

Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Особенности текста-рассуждения.

1

2

Логика построения текста-рассуждения.

1

3

Анализ структуры текста-рассуждения.

1

4

Тезис. Варианты формулировки тезиса.

1

5

Практическая работа. Определение тезиса в тексте.

1

6

Как доказывать тезис: правила подбора аргументов (доводов)

1

7

Практическая работа. Учимся находить аргументы в исходном тексте.

1

8

Иллюстрация доводов примерами.

1

9

Практическая работа. Подбираем примеры к доводам из прочитанного текста.

1

10

Вывод как обязательный компонент структуры текста-рассуждения.

1

11

Логика развития мысли в тексте-рассуждении (работа со схемой сочинения-рассуждения)

1

12

Практическая работа. Построение логических схем к тексту.

1

13

Правила сохранения тезиса в сочинении-рассуждении.

1

14

Практическая работа. Сохранение логики текста.

1

15

Композиция сочинения-рассуждения.

1

16

Последовательность и связность всех частей сочинения-рассуждения.

1

17

Средства связи микротем в сочинении-рассуждении.

1

18

Средства межфразовых связей в сочинении-рассуждении.

1

19

Вступление в сочинении-рассуждении.

1

20

Практическая работа. Написание вступления к сочинению.

1

21

Основная часть сочинения-рассуждения. Деление на абзацы основной части сочинения.

1

22

Практическая работа. Написание основной части сочинения-рассуждения.

1

23

Заключение в сочинении.

1

24

Обобщения различного уровня в тексте-рассуждении.

1

25

Практическая работа. Пишем заключительную часть сочинения-рассуждения.

1

26

Речевое оформление сочинения.

1

27

Грамматические формы и лексические средства, используемые в речевом оформлении сочинения-рассуждения.

1

28

Предупреждение речевых ошибок в сочинении.

1

29

Предупреждение грамматических ошибок в сочинении.

1

30

Практическая работа. Анализ сочинений на выявление речевых и грамматических ошибок.

1

31

Практическая работа. Анализ сочинений (текстов) с точки зрения связности и последовательности изложения материала.

1

32

Фактические ошибки в сочинении и как их можно избежать.

1

33

Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения на заданную тему или/и по прочитанному тексту.

1

34

Анализ и рецензирование выполненных работ.

1

Всего - 34 часа


© 2010-2022