Статья по литературе ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗА - ПЕРСОНАЖА ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗА - ПЕРСОНАЖА

ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ТЕКСТА

О.В.Попова

Россия, город Борисоглебск

Любое художественное произведение представляет собой систему образов

(образов-персонажей, образов-пейзажей, образов-интерьеров,

образов-эмоций), которые создаются автором из желания вызвать у

читателя определенные чувства, переживания, мысли, идеи. Учитель

является посредником между писателем и недостаточно опытными

читателями. Его главная задача состоит в стремлении помочь им

верно понять писателя и воспринять систему образов в его

произведении не только умом и сердцем, но и разобраться в причинах

поступков героев, сделать определенные выводы для себя, потому

что литература - это учебник жизни.

Чтобы этот разговор получился, надо создать творческую атмосферу,

поставить учащихся в положение ищущих истину и настроить на

кропотливую исследовательскую работу над текстом.

Обычно анализ образа героя производится по схеме:

  1. кто он, какова его внешность, как она изображена и какое впечатление

производит на читателя;

  1. особенности его внутреннего облика, характера; в чем выражаются

эти особенности, как они изображены, какие чувства у читателя вызывают;

  1. выводы в отношении идейного смысла образа - персонажа.

Эту схему иногда сравнивают с опоэтизированной в народных сказках

мертвой водой, без которой невозможно воскресить изрубленного на

куски доброго молодца. Но одной мертвой воды не достаточно, чтобы

оживить его. Нужна ещё живая вода. Итак, мертвая вода - это план, схема,

программа, а живая - это страсть, борьба, чувства, из чего и состоит

любой характер.

Анализируя образ-персонаж в классе, учитель должен исходить из

возрастных особенностей детей. Учащиеся 5-6 классов отличаются наивной

непосредственностью восприятия и прямолинейной категоричностью

суждений. У «хороших героев» не замечают недостатков, а у « плохих»

не допускают никаких достоинств. В качестве примера можно взять работу

над сказочным образом Иванушки - дурачка, неудачника и недотепы.

Задаю детям вопросы: всегда ли он такой? кто его так обзывает? как

относятся к нему звери и птицы? Но из беседы, посвященной раскрытию

характера этого героя в известных детям сказках, выясняется, что Иванушка

умный и добрый, выносливый и ловкий, скромный и отзывчивый.

И вот уже учащиеся готовы изменить свое мнение об этом персонаже.

В среднем звене дети начинают углубляться в сложности внутреннего мира

героя, если работа в этом направлении ведется продуманно и планомерно.

Эффектным приемом является сопоставительный анализ образов двух

героев. При изучении повести « Тарас Бульба» учащиеся традиционно

сравнивают Остапа и Андрия. Эта работа требует умения сопоставлять

особенности, черты характера героев, группируя их по сходству и различию.

На уроках подобного типа уместно применить и современные

педагогические технологии, например технологию развития критического

мышления: прием «средняя линия», создание синквейна. Например:

Остап Андрий

Мужественный, преданный Горячий, ветреный

Защищает, сражается, погибает Любит, предает, умирает

Отдал жизнь за свободу Родины! Бесславно прожил свою жизнь

Герой! Предатель.

Всё это активизирует внимание детей.

В старших классах учащиеся встречаются с литературными героями,

так сказать, лицом к лицу. Необходимо заботиться о том, чтобы на всех

стадиях аналитической работы над образом не угасало эмоциональное

восприятие школьниками художественного произведения. Важно, чтобы

старшеклассники на каждом шагу ощущали, что от них требуется

внимательное чтение текста и наличие своего собственного отношения

к литературным героям.

На что способен герой? Каковы его задатки, знания, каков уровень его

культуры, есть ли у него опыт, обладает ли он силой воли?

Пушкинский Пугачев смог возглавить крестьянское восстание, обладая

исключительной силой воли, широтой натуры. Но в то же время он

ограничен и жесток, хотя и способен на акт великодушия.

Герой романа Толстого « Война и мир» капитан Тушин защищает родину

из бескорыстного чувства любви и привязанности к ней, а Борис Друбецкой

желает только выслужиться, сделать карьеру. Подбирая материал к анализу

этих образов, учащиеся формируют свое мировоззрение, учатся различать

истинный и ложный патриотизм.

Чем сложнее образ героя, тем более углубленную и кропотливую работу

над текстом предполагает его анализ. Дети должны увидеть за литературными

образами их создателя, проникнуть в замыслы автора. Учащиеся начинают

понимать, что объяснить поведение героя - это не значит оправдать его.

Например, при изучении рассказа Чехова « Ионыч» говорится не только

о том, что старцевых родила эпоха, но и о том, что оправдать поведение

главного героя невозможно, и дело тут не только в общественных

противоречивых, но в том, что каждый человек несет индивидуальную

ответственность за свое поведение.

Вслед за автором произведения учащиеся выносят моральный приговор

герою, осуждают его или одобряют. Учитель словесности в большей степени,

чем учителя других предметов, имеет возможность излагать науку

человеческих взаимоотношений, особенно при разборе образа-персонажа.



© 2010-2022