- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья по литературе ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗА - ПЕРСОНАЖА ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Статья по литературе ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗА - ПЕРСОНАЖА ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Попова О.В. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗА - ПЕРСОНАЖА
ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ТЕКСТА
О.В.Попова
Россия, город Борисоглебск
Любое художественное произведение представляет собой систему образов
(образов-персонажей, образов-пейзажей, образов-интерьеров,
образов-эмоций), которые создаются автором из желания вызвать у
читателя определенные чувства, переживания, мысли, идеи. Учитель
является посредником между писателем и недостаточно опытными
читателями. Его главная задача состоит в стремлении помочь им
верно понять писателя и воспринять систему образов в его
произведении не только умом и сердцем, но и разобраться в причинах
поступков героев, сделать определенные выводы для себя, потому
что литература - это учебник жизни.
Чтобы этот разговор получился, надо создать творческую атмосферу,
поставить учащихся в положение ищущих истину и настроить на
кропотливую исследовательскую работу над текстом.
Обычно анализ образа героя производится по схеме:
-
кто он, какова его внешность, как она изображена и какое впечатление
производит на читателя;
-
особенности его внутреннего облика, характера; в чем выражаются
эти особенности, как они изображены, какие чувства у читателя вызывают;
-
выводы в отношении идейного смысла образа - персонажа.
Эту схему иногда сравнивают с опоэтизированной в народных сказках
мертвой водой, без которой невозможно воскресить изрубленного на
куски доброго молодца. Но одной мертвой воды не достаточно, чтобы
оживить его. Нужна ещё живая вода. Итак, мертвая вода - это план, схема,
программа, а живая - это страсть, борьба, чувства, из чего и состоит
любой характер.
Анализируя образ-персонаж в классе, учитель должен исходить из
возрастных особенностей детей. Учащиеся 5-6 классов отличаются наивной
непосредственностью восприятия и прямолинейной категоричностью
суждений. У «хороших героев» не замечают недостатков, а у « плохих»
не допускают никаких достоинств. В качестве примера можно взять работу
над сказочным образом Иванушки - дурачка, неудачника и недотепы.
Задаю детям вопросы: всегда ли он такой? кто его так обзывает? как
относятся к нему звери и птицы? Но из беседы, посвященной раскрытию
характера этого героя в известных детям сказках, выясняется, что Иванушка
умный и добрый, выносливый и ловкий, скромный и отзывчивый.
И вот уже учащиеся готовы изменить свое мнение об этом персонаже.
В среднем звене дети начинают углубляться в сложности внутреннего мира
героя, если работа в этом направлении ведется продуманно и планомерно.
Эффектным приемом является сопоставительный анализ образов двух
героев. При изучении повести « Тарас Бульба» учащиеся традиционно
сравнивают Остапа и Андрия. Эта работа требует умения сопоставлять
особенности, черты характера героев, группируя их по сходству и различию.
На уроках подобного типа уместно применить и современные
педагогические технологии, например технологию развития критического
мышления: прием «средняя линия», создание синквейна. Например:
Остап Андрий
Мужественный, преданный Горячий, ветреный
Защищает, сражается, погибает Любит, предает, умирает
Отдал жизнь за свободу Родины! Бесславно прожил свою жизнь
Герой! Предатель.
Всё это активизирует внимание детей.
В старших классах учащиеся встречаются с литературными героями,
так сказать, лицом к лицу. Необходимо заботиться о том, чтобы на всех
стадиях аналитической работы над образом не угасало эмоциональное
восприятие школьниками художественного произведения. Важно, чтобы
старшеклассники на каждом шагу ощущали, что от них требуется
внимательное чтение текста и наличие своего собственного отношения
к литературным героям.
На что способен герой? Каковы его задатки, знания, каков уровень его
культуры, есть ли у него опыт, обладает ли он силой воли?
Пушкинский Пугачев смог возглавить крестьянское восстание, обладая
исключительной силой воли, широтой натуры. Но в то же время он
ограничен и жесток, хотя и способен на акт великодушия.
Герой романа Толстого « Война и мир» капитан Тушин защищает родину
из бескорыстного чувства любви и привязанности к ней, а Борис Друбецкой
желает только выслужиться, сделать карьеру. Подбирая материал к анализу
этих образов, учащиеся формируют свое мировоззрение, учатся различать
истинный и ложный патриотизм.
Чем сложнее образ героя, тем более углубленную и кропотливую работу
над текстом предполагает его анализ. Дети должны увидеть за литературными
образами их создателя, проникнуть в замыслы автора. Учащиеся начинают
понимать, что объяснить поведение героя - это не значит оправдать его.
Например, при изучении рассказа Чехова « Ионыч» говорится не только
о том, что старцевых родила эпоха, но и о том, что оправдать поведение
главного героя невозможно, и дело тут не только в общественных
противоречивых, но в том, что каждый человек несет индивидуальную
ответственность за свое поведение.
Вслед за автором произведения учащиеся выносят моральный приговор
герою, осуждают его или одобряют. Учитель словесности в большей степени,
чем учителя других предметов, имеет возможность излагать науку
человеческих взаимоотношений, особенно при разборе образа-персонажа.