- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе ( 11 класс)
Рабочая программа по литературе ( 11 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ватолина О.И. |
Дата | 30.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего полного образования (утверждён приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089) и программы общеобразовательных учреждений по литература под редакцией В.Я. Коровиной, - М.: Просвещение, 2010. Реализована в учебнике Чалмаева В.А., Зинина С.А. Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - М.: Русское слово, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Исходя из этого программа включает в себя художественные произведения русской литературы, поднимающие вечные темы и проблемы : добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя, тема любви, патриотизма и др. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Планируется строить уроки так, чтобы весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного) способствовал выработке у учащихся интереса к литературе как предмету. Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа
№
п/п
Название раздела
Всего часов по разделу
Количество сочинений
Количество проверочных работ
1
Введение.
1
-
-
2
Повторение творчества М.Ю. Лермонтова.
4
2
-
3
Литература начала 20 века.
72
8
2
4
Литература периода ВОВ
8
2
-
4
Литература второй половины 20 века.
12
1
1
5
Обзор литературы последних десятилетий.
2
-
1
Итого:
99
13
4
Формы организации учебного процесса
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер - источник справочной информации.
Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок контроля. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельный работы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
-
Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.
-
Тексты художественных произведений.
-
Сюжет, особенности композиции.
-
Типическое значение характеров главных героев произведения.
-
Основные понятия по теории литературы.
-
Изобразительно-выразительные средства языка.
-
Элементы стихотворной речи.
Учащиеся должны уметь:
-
Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
-
Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
-
Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.
-
Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
-
Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.
-
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
-
Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.
-
Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.
-
Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.
-
Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.
-
Пользоваться словарями различных типов, справочниками.
Формы и средства контроля
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров ;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с
творческим заданием) ;
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
-итоговое сочинение по одному из пяти направлений.
Календарно - тематический план
№ п/п
Название раздела и тем
Часы учебного времени
Дата проведения
По плану
Фактически
Введение (1+0)
1
Россия рубежа 19-20 веков. Историко-культурная ситуация.
1
02.09
Повторение творчества М.Ю. Лермонтова (2 + 2)
2
«Недаром помнит вся Россия…» Повторение биографии М.И. Лермонтова
1
03.09
3.
Своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова.
1
05.09
4.
Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова
1
09.09
5.
Р.Р. Написание сочинения
1
10.09
Русская литература начала 20 века (64 + 8)
ТВОРЧЕСТВО И.А.БУНИНА
1
6
И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества.
1
12.09
7
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
1
16.09
8
Рассказы И.А. Бунина о любви.
1
17.09
ТВОРЧЕСТВО А.И.КУПРИНА
9
А.И. Куприн . Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»
1
19.09
1 0
Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
1
23.09
ТВОРЧЕСТВО М.ГОРЬКОГО
11
М. Горький. Очерк жизни и творчества
1
24.09
12
Романтические рассказы М. Горького
1
26.09
13
Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»
1
30.09
14
Роль Луки в драме «На дне»
1
01.10
15
Вопрос о правде в драме Горького «На дне»
1
03.10
16
Повесть «Фома Гордеев»: голос правды в мире наживы.
1
07.10
17
Р.Р. Подготовка к сочинению по теме «Чем люди живы» (на материале произведений М. Горького)
1
08.10
18
Р.Р. Написание сочинения
1
10.10
ТВОРЧЕСТВО Л.Н. АНДРЕЕВА
19
Жизненный и творческий путь Л.Н. Андреева
1
14.10
20
Пути просветления человеческих душ в прозе Андреева.
1
15.10
21
Серебряный век : имена
1
17.10
22
Поэзия В.Я .Брюсова
1
21.10
23
Самый непрочитанный поэт (жизненный и творческий путь Н.С. Гумилева)
1
22.10
24
«Поэзия как волшебство »в творчестве К.Д. Бальмонта
1
24.10
25
Путешествие за « золотым руном» Андрея Белого
1
28.10
26
Футуризм.
1
29.10
27
«Эгофутуризм »Игоря Северянина
1
05.11
28
Р.Р. Подготовка к сочинению по теме «Поэзия серебряного века»
1
07.11
29
Р.Р. Написание сочинения.
1
11.11
ТВОРЧЕСТВО А.А.БЛОКА
30
А.А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.
1
12.11
31
Стихотворение Блока « Незнакомка»
1
14.11
32
Тема Родины в творчестве Блока.
1
18.11
33
Поэма Блока «Двенадцать»-книга бесстрашной искренности.
1
19.11
ТВОРЧЕСТВО А.А.АХМАТОВОЙ
34
Ступени биографии и ранняя лирика А.А. Ахматовой
1
21.11
35
«Царственное слово» А.А. Ахматовой
1
25.11
36
Поэма А. Ахматовой «Реквием»
1
26.11
ТВОРЧЕСТВО М.И.ЦВЕТАЕВОЙ
37
Жизненный путь М. Цветаевой
1
28.11
38
М. Цветаева. Темы и жанры.
1
02.12
39
Любовь в жизни и творчестве М.И. Цветаевой
1
03.12
40
Сатирическая литература начала 20 века(обзор)
1
05.12
41
Новокрестьянские поэты (обзор)
1
09.12
ТВОРЧЕСТВО С.А.ЕСЕНИНА
42
С. Есенин. Жизненный путь поэта.
1
10.12
43
«Есенинская» Россия
1
12.12
44
Тема революции в творчестве Есенина.
1
16.12
45
Любовная лирика С.А. Есенина.
1
17.12
46
Поэма Есенина « Анна Снегина»
1
19.12
47
Мотивы лирики 1924-1925 годов .
1
23.12
48
Зачёт по творчеству С.А.Есенина.
24.12
49
Р.Р. Подготовка к сочинению по теме «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»
1
26.12
50
Р.Р. Написание сочинения.
1
30.12
ТВОРЧЕСТВО В.В.МАЯКОВСКОГО
51
В.В .Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство.
1
16.01
52
Поэма Маяковского «Облако в штанах»
1
20.01
53
В. Маяковский и революция.
1
21.01
54
« Про это»: стремительность любовного пожара.
1
23.01
55
Исповедь Маяковского. Поэма « Во весь голос».
1
27.01
56
Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина « Мы»
1
28.01
57
Судьба личности в тоталитарном государстве
( «Мы» Е. Замятина)
1
30.01
ТВОРЧЕСТВО А.А. ПЛАТОНОВА
58
Повесть Платонова «Сокровенный человек»
1
03.02
59
Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован»
1
04.02
60
Пространство и время в повести «Котлован»
1
06.02
ТВОРЧЕСТВО М.М.БУЛГАКОВА
10.02
61
М.А .Булгаков. Жизнь и творчество. Сатира.
1
11.02
62
«Дни Турбиных» в творчестве М. Булгакова
1
13.02
63
Роман «Мастер и Маргарита»- повествование-лабиринт.
1
17.02
64
Зачёт по творчеству М.А.Булгакова.
1
18.02
65
Б.Л.ПАСТЕРНАК. Жизненный и творческий путь. Лирика
1
20.02
66
Роман «Доктор Живаго»
1
24.02
67
Человек и природа в творчестве Н.А. Заболоцкого
1
25.02
В.В.НАБОКОВ
68
Биография и творческий путь
1
27.02
69
Роман « Машенька» - начало бездорожья героев
Набокова
1
03.03
70
Роман «Защита Лужина»
1
04.03
ТВОРЧЕСТВО М.А. Шолохова
71
Этапы биографии и творчества писателя
1
06.03
72
Роман «Тихий Дон». Картины жизни донских казаков.
1
10.03
73
«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова
1
11.03
74
Судьба Григория Мелехова
1
13.03
75
Григорий и Аксинья
1
17.03
76
Р.Р. Подготовка к сочинению по теме «Спор поколений: вместе и врозь» (на материале «Тихого Дона» М.А. Шолохова)
1
18.03
77
Р.Р. Написание сочинения
1
20.03
Литература периода ВОВ (6 + 2)
78
Военная поэзия
1
01.04
79
Публицистика военных лет
1
03.04
80
Р.Р. Подготовка к сочинению по теме «Вопросы, заданные человечеству войной»
1
07.04
81
Р.Р. Написание сочинения
1
08.04
А.Т.Твардовский
82
Творчество и судьба. Поэма « Страна Муравия»
1
10.04
83
Слово о Твардовском. «По праву памяти»
1
14.04
84
Народный характер поэмы «Василий Теркин»
1
15.04
85
Лирика Твардовского
1
17.04
Литература второй половины 20 века (11 +1)
86
Литературный процесс 50-80-х годов (обзор)
1
21.04
87
Жизнь и судьба В.М. Шукшина
1
22.04
88
Народный характер в изображении Шукшина
1
24.04
89
«Тихая лирика» Н. Рубцова
1
28.04
90
«Музыкальное слово» Н.М. Рубцова
1
29.04
91
Человек и природа в произведениях В.П. Астафьева
1
05.05
92
Творческий путь В.Г. Распутина
1
06.05
93
Проблемы нравственности в повести Распутина «Последний срок»
1
08.05
94
Авторская песня. Зачет «Литература 50-80-х годов»
1
12.05
А.И. Солженицын
95
Судьба и творчество писателя
1
13.05
96
Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича» Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор»
1
15.05
97
Р.Р. Сочинение по произведениям литературы 50-80 -х годов. Подготовка и написание
1
19.05
Литература последних десятилетий (2 + 0)
98
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов. Общая характеристика переломной эпохи.
1
20.05
99
«Русская литература 20 века и литература современности». Итоговый зачет.
1
22.05
Содержание программы учебного предмета
Литература XX века
Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века. (1 час)
Повторение творчества М.Ю. Лермонтова. (4часа)
Литература первой половины XX века
И. А. Бунин . Жизнь и творчество (обзор) . «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. Рассказы о любви.
М. Горький. Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов
Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест героя-одиночки
против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев». «На дне».
Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Сочинение по творчеству М. Горького.
А.И. Куприн .Жизнь и творчество (обзор) «Олеся». Внутренняя цельность и красота
«природного» человека. «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы.
Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
Л. Андреев. Жизнь и творчество. Пути просветления человеческих душ в прозе Андреева.
Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX века .
В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В.
Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор).
Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.
Художественные открытия, поиски новых форм.
А. А. Блок. Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о
Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение « музыки стихий» в поэме.
А. А. Ахматова . Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Тема исторической памяти.
М. И. Цветаева . Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку» ,«Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован». Трагизм поэтического мышления .
В. В. Маяковский . Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это»,
«Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие.
С. А. Есенин .Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэмы «Анна Снегина», «Пугачев».
Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.
Литературный процесс 30-х - начала 40-х годов.
М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон».
Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
М. А. Булгаков .Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита»
Б. Л. Пастернак . Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Интеллигенция и революция в романе. Нравственные искания героя.
В. Набоков. «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев.Э
Литература периода Великой Отечественной войны .
А. Т. Твардовский .Жизнь и творчество. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.
Сочинение «Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века».
Литературный процесс 50-х - начала 80-х годов
В. М. Шукшин. Колоритность и яркость героев-чудиков.
Н.М. Рубцов. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее. Образ скитальца и родного очага.
В.П. Астафьев. Человек и природа: единство и противостояние. Проблема утраты
человеческого в человеке. Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка».
В.Г. Распутин. «Прощание с Матерой». Дом и семья как составляющие национального
космоса. Философское осмысление социальных проблем современности.
А.И. Солженицын . Жизнь и творчество. Отражение «лагерных университетов» в повести
«Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Тип героя-праведника.
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов .
Литература последнего десятилетия (обзор) .
Перечень учебно - методических средств обучения
1. В.А.Чалмаев, С.А. Зинин. Русская литература ХХ века: Учебник для 11 класса: В 2 ч.- Москва, «Русское слово», 2009 г.
2. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс.- Москва, «ВАКО», 2009 г.
3. Литература в школе. Научно-методический журнал.
4. Русские писатели. Библиографический словарь в 2-х частях под редакцией П.А. Николаева, М.: Просвещение, 1990.
5. Сочинение?-легко! (Книга для подготовки к итоговой аттестации)
6. Ресурсы Интернета