Рабочая программа по литературе ( 11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего полного образования (утверждён приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089) и программы общеобразовательных учреждений по литература под редакцией В.Я. Коровиной, - М.: Просвещение, 2010. Реализована в учебнике Чалмаева В.А., Зинина С.А. Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - М.: Русское слово, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Исходя из этого программа включает в себя художественные произведения русской литературы, поднимающие вечные темы и проблемы : добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя, тема любви, патриотизма и др. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Планируется строить уроки так, чтобы весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного) способствовал выработке у учащихся интереса к литературе как предмету. Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении.


Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа


п/п

Название раздела

Всего часов по разделу

Количество сочинений

Количество проверочных работ

1

Введение.

1

-

-

2

Повторение творчества М.Ю. Лермонтова.

4

2

-

3

Литература начала 20 века.

72

8

2

4

Литература периода ВОВ

8

2

-

4

Литература второй половины 20 века.

12

1

1

5

Обзор литературы последних десятилетий.

2

-

1


Итого:

99

13

4

Формы организации учебного процесса

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер - источник справочной информации.

Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок контроля. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования

Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельный работы.

Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведения.

  5. Основные понятия по теории литературы.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи.

Учащиеся должны уметь:

  1. Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.

  2. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  3. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.

  4. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  5. Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.

  6. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  7. Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.

  8. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.

  9. Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.

  10. Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.

  11. Пользоваться словарями различных типов, справочниками.

Формы и средства контроля


- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров ;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с

творческим заданием) ;
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

-итоговое сочинение по одному из пяти направлений.



Календарно - тематический план



п/п

Название раздела и тем

Часы учебного времени

Дата проведения

По плану

Фактически


Введение (1+0)

1

Россия рубежа 19-20 веков. Историко-культурная ситуация.

1

02.09



Повторение творчества М.Ю. Лермонтова (2 + 2)




2

«Недаром помнит вся Россия…» Повторение биографии М.И. Лермонтова

1

03.09


3.

Своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова.

1

05.09

4.

Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова

1

09.09

5.

Р.Р. Написание сочинения

1

10.09


Русская литература начала 20 века (64 + 8)




ТВОРЧЕСТВО И.А.БУНИНА

1


6

И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества.

1

12.09

7

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1

16.09

8

Рассказы И.А. Бунина о любви.

1

17.09


ТВОРЧЕСТВО А.И.КУПРИНА



9

А.И. Куприн . Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»

1

19.09

1 0

Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

1

23.09


ТВОРЧЕСТВО М.ГОРЬКОГО



11

М. Горький. Очерк жизни и творчества

1

24.09

12

Романтические рассказы М. Горького

1

26.09

13

Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»

1

30.09

14

Роль Луки в драме «На дне»

1

01.10

15

Вопрос о правде в драме Горького «На дне»

1

03.10

16

Повесть «Фома Гордеев»: голос правды в мире наживы.

1

07.10

17

Р.Р. Подготовка к сочинению по теме «Чем люди живы» (на материале произведений М. Горького)

1

08.10

18

Р.Р. Написание сочинения

1

10.10


ТВОРЧЕСТВО Л.Н. АНДРЕЕВА



19

Жизненный и творческий путь Л.Н. Андреева

1

14.10

20

Пути просветления человеческих душ в прозе Андреева.

1

15.10

21

Серебряный век : имена

1

17.10

22

Поэзия В.Я .Брюсова

1

21.10

23

Самый непрочитанный поэт (жизненный и творческий путь Н.С. Гумилева)

1

22.10

24

«Поэзия как волшебство »в творчестве К.Д. Бальмонта

1

24.10

25

Путешествие за « золотым руном» Андрея Белого

1

28.10

26

Футуризм.

1

29.10

27

«Эгофутуризм »Игоря Северянина

1

05.11

28

Р.Р. Подготовка к сочинению по теме «Поэзия серебряного века»

1

07.11

29

Р.Р. Написание сочинения.

1

11.11


ТВОРЧЕСТВО А.А.БЛОКА



30

А.А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.

1

12.11

31

Стихотворение Блока « Незнакомка»

1

14.11

32

Тема Родины в творчестве Блока.

1

18.11

33

Поэма Блока «Двенадцать»-книга бесстрашной искренности.

1

19.11


ТВОРЧЕСТВО А.А.АХМАТОВОЙ



34

Ступени биографии и ранняя лирика А.А. Ахматовой

1

21.11

35

«Царственное слово» А.А. Ахматовой

1

25.11

36

Поэма А. Ахматовой «Реквием»

1

26.11


ТВОРЧЕСТВО М.И.ЦВЕТАЕВОЙ



37

Жизненный путь М. Цветаевой

1

28.11

38

М. Цветаева. Темы и жанры.

1

02.12

39

Любовь в жизни и творчестве М.И. Цветаевой

1

03.12

40

Сатирическая литература начала 20 века(обзор)

1

05.12

41

Новокрестьянские поэты (обзор)

1

09.12


ТВОРЧЕСТВО С.А.ЕСЕНИНА



42

С. Есенин. Жизненный путь поэта.

1

10.12

43

«Есенинская» Россия

1

12.12

44

Тема революции в творчестве Есенина.

1

16.12

45

Любовная лирика С.А. Есенина.

1

17.12

46

Поэма Есенина « Анна Снегина»

1

19.12

47

Мотивы лирики 1924-1925 годов .

1

23.12

48

Зачёт по творчеству С.А.Есенина.


24.12

49

Р.Р. Подготовка к сочинению по теме «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»

1

26.12

50

Р.Р. Написание сочинения.

1

30.12


ТВОРЧЕСТВО В.В.МАЯКОВСКОГО



51

В.В .Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство.

1

16.01

52

Поэма Маяковского «Облако в штанах»

1

20.01

53

В. Маяковский и революция.

1

21.01

54

« Про это»: стремительность любовного пожара.

1

23.01

55

Исповедь Маяковского. Поэма « Во весь голос».

1

27.01

56

Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина « Мы»

1

28.01

57

Судьба личности в тоталитарном государстве

( «Мы» Е. Замятина)

1

30.01


ТВОРЧЕСТВО А.А. ПЛАТОНОВА



58

Повесть Платонова «Сокровенный человек»

1

03.02

59

Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован»

1

04.02

60

Пространство и время в повести «Котлован»

1

06.02


ТВОРЧЕСТВО М.М.БУЛГАКОВА


10.02

61

М.А .Булгаков. Жизнь и творчество. Сатира.

1

11.02

62

«Дни Турбиных» в творчестве М. Булгакова

1

13.02

63

Роман «Мастер и Маргарита»- повествование-лабиринт.

1

17.02

64

Зачёт по творчеству М.А.Булгакова.

1

18.02

65

Б.Л.ПАСТЕРНАК. Жизненный и творческий путь. Лирика

1

20.02

66

Роман «Доктор Живаго»

1

24.02

67

Человек и природа в творчестве Н.А. Заболоцкого

1

25.02


В.В.НАБОКОВ



68

Биография и творческий путь

1

27.02

69

Роман « Машенька» - начало бездорожья героев

Набокова

1

03.03

70

Роман «Защита Лужина»

1

04.03


ТВОРЧЕСТВО М.А. Шолохова



71

Этапы биографии и творчества писателя

1

06.03

72

Роман «Тихий Дон». Картины жизни донских казаков.

1

10.03

73

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова

1

11.03

74

Судьба Григория Мелехова

1

13.03

75

Григорий и Аксинья

1

17.03

76

Р.Р. Подготовка к сочинению по теме «Спор поколений: вместе и врозь» (на материале «Тихого Дона» М.А. Шолохова)

1

18.03

77

Р.Р. Написание сочинения

1

20.03


Литература периода ВОВ (6 + 2)



78

Военная поэзия

1

01.04

79

Публицистика военных лет

1

03.04

80

Р.Р. Подготовка к сочинению по теме «Вопросы, заданные человечеству войной»

1

07.04

81

Р.Р. Написание сочинения

1

08.04


А.Т.Твардовский



82

Творчество и судьба. Поэма « Страна Муравия»

1

10.04

83

Слово о Твардовском. «По праву памяти»

1

14.04

84

Народный характер поэмы «Василий Теркин»

1

15.04

85

Лирика Твардовского

1

17.04


Литература второй половины 20 века (11 +1)



86

Литературный процесс 50-80-х годов (обзор)

1

21.04

87

Жизнь и судьба В.М. Шукшина

1

22.04

88

Народный характер в изображении Шукшина

1

24.04

89

«Тихая лирика» Н. Рубцова

1

28.04

90

«Музыкальное слово» Н.М. Рубцова

1

29.04

91

Человек и природа в произведениях В.П. Астафьева

1

05.05

92

Творческий путь В.Г. Распутина

1

06.05

93

Проблемы нравственности в повести Распутина «Последний срок»

1

08.05

94

Авторская песня. Зачет «Литература 50-80-х годов»

1

12.05


А.И. Солженицын



95

Судьба и творчество писателя

1

13.05

96

Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича» Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор»

1

15.05

97

Р.Р. Сочинение по произведениям литературы 50-80 -х годов. Подготовка и написание

1

19.05


Литература последних десятилетий (2 + 0)



98

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов. Общая характеристика переломной эпохи.

1

20.05

99

«Русская литература 20 века и литература современности». Итоговый зачет.

1

22.05

Содержание программы учебного предмета


Литература XX века

Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века. (1 час)

Повторение творчества М.Ю. Лермонтова. (4часа)

Литература первой половины XX века

И. А. Бунин . Жизнь и творчество (обзор) . «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. Рассказы о любви.

М. Горький. Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов

Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест героя-одиночки

против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев». «На дне».

Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Сочинение по творчеству М. Горького.

А.И. Куприн .Жизнь и творчество (обзор) «Олеся». Внутренняя цельность и красота

«природного» человека. «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы.

Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Л. Андреев. Жизнь и творчество. Пути просветления человеческих душ в прозе Андреева.

Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX века .

В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В.

Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор).

Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

Художественные открытия, поиски новых форм.

А. А. Блок. Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о

Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение « музыки стихий» в поэме.

А. А. Ахматова . Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Тема исторической памяти.

М. И. Цветаева . Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку» ,«Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован». Трагизм поэтического мышления .

В. В. Маяковский . Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это»,

«Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие.

С. А. Есенин .Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэмы «Анна Снегина», «Пугачев».

Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.

Литературный процесс 30-х - начала 40-х годов.

М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон».

Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

М. А. Булгаков .Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита»

Б. Л. Пастернак . Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Интеллигенция и революция в романе. Нравственные искания героя.

В. Набоков. «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев.Э

Литература периода Великой Отечественной войны .

А. Т. Твардовский .Жизнь и творчество. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.

Сочинение «Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века».

Литературный процесс 50-х - начала 80-х годов

В. М. Шукшин. Колоритность и яркость героев-чудиков.

Н.М. Рубцов. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее. Образ скитальца и родного очага.

В.П. Астафьев. Человек и природа: единство и противостояние. Проблема утраты

человеческого в человеке. Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка».

В.Г. Распутин. «Прощание с Матерой». Дом и семья как составляющие национального

космоса. Философское осмысление социальных проблем современности.

А.И. Солженицын . Жизнь и творчество. Отражение «лагерных университетов» в повести

«Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Тип героя-праведника.

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов .

Литература последнего десятилетия (обзор) .



Перечень учебно - методических средств обучения

1. В.А.Чалмаев, С.А. Зинин. Русская литература ХХ века: Учебник для 11 класса: В 2 ч.- Москва, «Русское слово», 2009 г.

2. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс.- Москва, «ВАКО», 2009 г.

3. Литература в школе. Научно-методический журнал.

4. Русские писатели. Библиографический словарь в 2-х частях под редакцией П.А. Николаева, М.: Просвещение, 1990.

5. Сочинение?-легко! (Книга для подготовки к итоговой аттестации)

6. Ресурсы Интернета


© 2010-2022