Конспект урока на тему «Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

2 урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе по программе В.Я.Коровиной Цель урока: Сравнить образы Остапа и Андрия Задачи: 1. Раскрыть образы Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода. 2. Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев; прививать интерес к поисковой работе. 3. Прививать любовь к Родине, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям Технология: технология критического мышле...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей»







Смысл противопоставления Остапа и Андрия

в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»



(урок литературы в 7 классе)

Конспект урока на тему «Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»







Учитель русского языка

и литературы:

Бородина С. Н.

Калачинск-2010

Урок литературы в 7 классе

Тема урока: Смысл противопоставления Остапа и Андрия

в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цель урока: Сравнить образы Остапа и Андрия

Задачи:

1. Раскрыть образы Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода.

2. Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев; прививать интерес к поисковой работе.

3. Прививать любовь к Родине, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала

Технология: технология критического мышления

Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедиа, памятки, лист самооценки, шесть шляп разных цветов

Ход урока

  1. Стадия вызова

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение великого произведения XIX века - повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Продолжая начатый разговор о семье Тараса Бульбы, о времени, в котором разворачивается действие, сегодня мы с вами будем говорить о сыновьях Тараса - Остапе и Андрии. Тема нашего урока - «Смысл противопоставления Остапа и Андрия».

(слайд №1)

Какая цель нашего урока? Чему мы должны сегодня научиться?

(Ребята высказывают свои предположения)

- Мы будем учиться сопоставительной характеристике героев, выясним, с какой целью Гоголь создаёт противоречивые образы Остапа и Андрия.

2. Осмысление

Эпиграфом урока мы возьмём слова Н.В.Гоголя «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу»!

(слайд № 2)

- Как вы понимаете смысл данного высказывания? Как эпиграф связан с темой урока?

(Мнение детей)

- Какие события описывает Гоголь в своей повести?

- Повесть «Тарас Бульба была написана в 1835 году, но она детально описывает события 15 -начала 16 веков, ещё до присоединения Украины к России, когда отдельные княжества остались против многочисленных врагов.

- В чём своеобразие повести?

- В повести рассказывается о мужественной борьбе казаков против польской шляхты и католической веры? Раскрывается тема патриотизма.

- Какую ещё проблему рассматривает автор в своей повести? Каким образом?

- Проблему подвига и предательства через образы Остапа и Андрия.

- Каковы истоки героизма Остапа и предательства Андрия?
На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока. А сейчас я предлагаю вам вернуться к началу повести и проследить основные этапы жизни Остапа и Андрия. Для этого вы должны вести двухчастный дневник на протяжении всего урока. Сравним этих героев, так как именно сравнительная характеристика поможет нам найти ответ на наш вопрос.

(слайд № 3)

- С чего начинается повесть?

- С приезда сыновей Тараса в отчий дом из духовного училища

(слайд № 4)

- Как выглядят Остап и Андрий, опишите их внешний облик

- Крепкие, повзрослевшие. Остап более мужественный и суровый, а Андрий более красивый и милый

- Как Тарас встречает сыновей. Какую оценку он даёт в первые минуты Остапу? Андрию? Как сыновья отвечают на насмешки отца.

(слайд № 5)

Чтение с пометками

- Прочитайте отрывок из повести «Учёба в бурсе». Подчеркните карандашом информацию, которая доказывает отношение героев к учёбе, заполните таблицу.

- Каким мы видим Остапа в Киевской академии? Почему он считался одним из лучших товарищей? Чем отличался Андрий от Остапа по участию в проказах?

( Ответы учащихся)

- А сейчас поработайте в своих группах и составьте синквейн - описание Остапа и Андрия. Опишите черты характера.

(Групповая работа)

- Назовите черты характера Остапа, Андрия Остап

Мужественный, цельный

Сражается, мучается, погибает

Достойный сын своего отца

Патриот

Андрий

Красивый и слабый

Храбрится, влюбляется, предает

Нельзя уважать таких людей

Предатель

Андрий

Красивый и сильный

Влюбляется, сражается, погибает

Жил по своим законам

Герой

- Это ваше личное мнение и я не стану с вами спорить.

А теперь назовите черты характера, которые отличали братьев

(слайд № 7)

(перечисляют)

(слайд № 8)

- Как ведут себя в бою Остап и Андрий? Прочитайте первый бой братьев.

(чтение)

- Как братья проявили себя?

(заполнение дневника)

- Что было смыслом жизни для Остапа? Для Андрия?

- Для Остапа - война, а для Андрия - любовь

(слайд № 9, 10)

- Мы знаем, что первым погиб Андрий, но мы сначала проанализируем гибель Остапа. Я прочитаю сцену гибели Остапа, а вы приготовьтесь ответить на вопросы.

(слайд № 11)

- Какие качества Остапа сказались в его последний час?

- Как ведёт себя Тарас, видя мучения сына? Что он говорит? Как его характеризуют эти слова?

- Каковы последние слова Остапа?

- Почему он не проявил слабость?

- Можем ли мы понять его чувства?

Посмотрите сцену смерти Андрия и приготовьтесь ответить на вопросы

(слайд № 12)

- Как умирает Андрий? Я предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Смерть Андрия».

(просмотр фильма)

Гибель Андрия - это спорный вопрос, который я предлагаю вам обсудить немного позже.

Сопоставление Остапа и Андрия имеет в повести глубокий социально-философский и художественный смысл. Гоголь переосмысливает библейский мотив.

- С каким библейским персонажем можно сравнить смерть Андрия? А Остапа?

(слайд № 13)

- Смерть Андрия можно сравнить с библейской притчей «Жертвоприношения Авраама», Тарас Бульба приносит сына в жертву православию: «Как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».

- Остап распят мучителями на эшафоте за веру, подобно Христу («Остап выносил терзания и пытки, как исполин»). Остапа и его крик, подобный воплю Христа на кресте: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» («Боже Мой, Боже Мой, для чего ты Меня оставил?»

- Остап умер как национальный герой, а вот смерть Андрия вызывает споры.

- Поразмышлять и выразить ваше отношение к гибели Андрия, помогут шесть шляп.

Почему именно шесть шляп?

- Потому что мы воспринимаем мир и мыслим по-разному. Мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами.

(слайд № 14)

Задание группам:

1 группа «Красная шляпа эмоционального наблюдателя»

Какие чувства вызывает смерть героя? Почему? Как вы думаете, как автор относится к Андрию?

(слайд № 15)

2 группа «Белая шляпа объективного наблюдателя»

Изложение факта гибели героя с включением цитат.

(слайд № 16)

3 группа «Чёрная шляпа пессимиста»

Негативное, критичное отношение к поступку героя. Как относится к смерти Андрия Тарас Бульба? Выскажите свою точку зрения о смерти героя.

(слайд №17)

4 группа «Жёлтая шляпа оптимиста»

Какие качества героя можно назвать положительными? Попытайтесь выступить в роли его защитника.

(слайд №18)

Почему Андрий не оказывает сопротивления отцу и не оправдывается перед ним в момент их последней встречи?

5группа «Синяя шляпа философа»

Можете ли вы оправдать измену героя? Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью»

(слайд №19)

6 группа «Зелёная шляпа творческая»

Написать свой конец повести

(слайд № 20)

(Учащиеся выполняют работу группой, но отвечать будет один от каждой группы)

Учитель корректирует ответы, направляет в нужное русло, активизируя мыслительную деятельность

Рефлексия

- Вернёмся к нашему эпиграфу. Изменилось ли ваше отношение к сказанному в начале урока.

(слайд № 21)

- Итак, какую проблему рассматривает автор в своей повести?

Через образы Остапа и Андрия автор поднимает проблему подвига и предательства

- Какой смысл противопоставления Остапа и Андрия?

- В образе Остапа Гоголь представил типический характер молодого казака - сурового воина, исполненного мужества, хладнокровия, несгибаемой стойкости. Путь Остапа - путь верного служения Родине, выполнение священного долга перед нею. Образ Андрия создан Гоголем как контрастный образу Остапа. Сценой казни сына, убитого рукой собственного отца, Гоголь утверждает мысль о Божьей каре за предательство, за измену

- Таким образом, эпическое единство образа Тараса Бульбы раздваивается в образах его сыновей. Образ Остапа воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести и Отечеству, образ Андрия - идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога.

Раскрывая нам характеры двух братьев, Гоголь ни в коем случае не хочет показать одного хорошим, а другого плохим. Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один - от рук врагов, прочий - от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого - плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам. Остап перенял черты героической, но несколько примитивной эпохи. А Андрей, младший брат, уже близок к более утонченной и развитой цивилизации. Поэтому так и отличаются их взгляды, суждения о вечных человеческих ценностях, будь то любовь, честь, долг перед Родиной.

(Ребята заполняют лист самооценки)

Ребята, сдайте лист самооценки. Я проверю, как вы себя оценили, и объявлю ваши оценки в начале следующего урока.

Домашнее задание

Подготовиться к классному сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»:

1. «Авторская оценка образа Тараса Бульбы».

2. «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба».

(слайд № 22)

© 2010-2022