- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока литературы Верность (6 класс)
Технологическая карта урока литературы Верность (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Очирова Т.А. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: литература
Класс: 6
Тема урока: «Урок нравственности по рассказу Е.Б.Ауэрбах «Верность»»
Планируемые результаты обучения:
Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные: выявить авторский замысел рассказа «Верность»; научить детей умению видеть нравственную сторону художественного текста .
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости ; умение создавать устные и письменные тексты заданных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме ; владение различными видами монолога и диалога.
Техники и технологии : технология развития критического мышления
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) видеоролики (поющий лес, песня «Лебединая верность» , «Лебеди»), раздаточный материал, символический цветок, презентация по теме урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
-
Мотивация к деятельности
- Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
(видеоролик 1)
На экране вы видите озеро, птиц, деревья и кусты, слышите звуки природы. Вам нравится?
2. Хотелось бы вам сейчас перенестись в это замечательное местечко?
Оценивают свою готовность и настрой на работу
Самооценка
готовности к
уроку.
Формировани
познавательн
ого интереса
Формирование умения проводить
аналогии, устанавливать связи. Умение
осуществлять учебные действия
по намеченному плану.
.
Учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками.
Определение
Объекта изучения и понимания
Умение ориентироваться в своей системе знаний
-
Актуализация и пробное учебное действие (« вызов» )
3. Представьте себе, что вы пришли в этот мир не в облике человека, а, например, птицы. И если бы у вас был выбор, какой бы вы хотели стать птицей и почему? Запишите тему свободного письма «Я словно птица….» (время выполнения 2 мин.)
Обсуждение, вывод.
- Вот видите, ребята, вы
выбрали птиц, которые привлекают вас ловкостью, могуществом, благородством, красотой, выносливостью. Я думаю: ваш выбор не случаен. Видимо, эти качества вам дороги и в людях.
Я думаю, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (о птицах). А вот о каких именно птицах, вы узнаете, когда познакомитесь с литературным произведением.
Учащиеся выполняют предложенные учителем задания Формируют тему и цели урока
Формирование познавательного интереса
Умение, анализировать, Систематизировать необходимую информацию; Умение соотносить новую информацию и имеющиеся знания. Умение видеть проблемы
Умение аргументировать свой выбор, личную позицию. Умение обосновать собственную позицию. Умение слушать и понимать речь других. Умение вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них
Приобретение
новых знаний
Умение
ориентироваться в своей системе
знаний:отличать
новое от уже
известного.
Осмысление
- Автор рассказа Елизавета Борисовна Ауэрбах, советская актриса театра и кино, писательница, автор многочисленных рассказов о детях, мир которых она хорошо понимала и передавала. Но названия его пока говорить не стану. Вы сами попробуете его озаглавить после прочтения. Читать мы будем по частям. А работать в группах. Напоминаю вам правила работы в группе (на экране). Итак, начнем наше знакомство с рассказом.
Знакомство с авторм и рассказом. Учащиеся создавают собственные высказывания по мере осмысления новой информации.
Чтение с остановками
I отрывок. Раздаю, читают.
Вопросы учителя:
1. Какая картина предстает перед нами после прочтения отрывка?
2. Если бы вы были художниками и создавали картину, то в каких тонах, красках вы бы изобразили данный отрывок? Как называется такой жанр изобразительного искусства, живописи? (пейзаж)
Справка.
Пейзаж - это рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. (Из словаря Ожегова). Какие мы видим взаимоотношения между стаей лебедей и людьми? (бережные, гармоничные). Как называется такое состояние ? (Гармония, спокойствие)
3. Найдите слова, подтверждающие проявление чуткости между стаей и людьми (лебеди: чуть слышно трубили, будто боялись разбудить село; люди велели детям не подходить близко к озеру, чтобы не спугнуть стаю; ребята рыли червей и бросали их птицам…)
4. Вы сказали: «…лебеди боялись разбудить село». Чего именно, по-вашему, боялись птицы?
5. У каждой картины есть название. Как бы вы назвали свою картину?
I часть. «Стая лебедей на маленьком озере».
Учащиеся работают с текстом, отвечают на вопросы, анализируют прочитанное, прогнозируют, активно и самостоятельно работают как в группе, так и индивидуально
Работа с текстом
Умение обосновывать свое отношение
Умение видеть проблему, соотносить новую информацию.
Развивать ассоциативное мышление
Умение анализировать, формировать навыки исследования.
Способствовать формированию логического мышления, логических связей.
Умение вести диалог «ученик - учитель», «ученик-ученик»
II часть.
Вопросы учителя:
1. Почему, по-вашему, лебедь возвращается к убитой подруге?
2. Почему крик лебедя без слёз люди не могли слушать? Что такое услышали люди в крике птицы? (боль, тоска)
- Люди знают, что лебеди живут парами. Белые лебеди являются примером вечной любви и преданности. Семейные пары чаще всего образуются на всю жизнь. Лебеди ухаживают за своим больным или раненым партнером до последних минут жизни. После смерти партнера лебедь поднимается ввысь, камнем падает на землю и разбивается.
- Можно ли сделать вывод, что у птиц много человеческих качеств? Каких?
3. Мы прочитали еще один отрывок. Какое чувство сейчас владеет вами?
4. Какие краски можно подобрать к этому финалу?
5. Как вы думаете: можно ли здесь поставить точку? Как бы вы хотели закончить эту историю? Напишите свой финал этого рассказа.
Пока вы приступаете к работе, я включу песню с очень похожей трагической историей.
Пишут. Читают.
Но Е. Ауэрбах не закончила свой рассказ здесь. У него есть продолжение. Читаем дальше.
Читают.
Автор не говорит читателю, кто именно убил птицу. Как называют такого человека, который уничтожает птиц, животных, находящихся под охраной и защитой государства, занесенных в Красную книгу?
браконьер [фр. braconnierl - лицо, занимающееся охотой, рыбной ловлей, рубкой леса с нарушением установленных запретов.
Творческая работа
Развивать ассоциативное мышление
Развитие личностных творческих способностей
Опора на личный опыт
Умение прогнозировать
Развитие ассоциативного мышления, творческого мышления
Физкультминутка.
Ребята, мы много писали и читали, наши глазки устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Последите глазками за движущимися предметами.
(аудиозапись)
Читаем дальше. Последний отрывок.
- Давайте вернемся к первой части и вспомним название, которое мы придумали, теперь назовите эту часть и обоснуйте свой ответ.
Работа в группах
. умение аргументировать свой выбор
Умение работать в команде, слушать и слышать друг друга и обмениваться мнением
Рефлексия.
Вопросы учителя:
1. Почему, на ваш взгляд, лебедь вернулся через год, причём, один, без стаи, без новой подруги, и опять пел ту же тоскливую песню?
А вам знакомо словосочетание «лебединая верность»? А какой еще она может быть? (верность Родине, долгу, любимому делу, супружеская верность, другу «верные друзья» ) Обратимся к словарю. С.И.Ожегов пишет, что верность - это неизменность в чувствах, в исполнении своих обязанностей долга.
2. О чём заставило вас задуматься это произведение? Выберете, пожалуйста, ту мысль, которая вам наиболее близка.
Нужно бережно и заботливо относиться к птицам и природе вообще.
Нелегко быть птицей…
Птицы испытывают те же чувства, что и люди: страдают, радуются …
Верность - прекрасное качество и лебедей, и людей.
.
Придумайте свое название рассказа. (Верность - и лебедей, и людей, Трагедия, Зло и т.д.)
Работа в группах
Опора на личный опыт
Развитие критического мышления
Умение обосновать собственную позицию. умение аргументировать свой выбор
Умение слушать и понимать речь других. Умение вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них
Работа в группах
А сейчас я раздам 1 группе листочки. Посмотрите, что они напоминают? (капельки крови). Мне бы очень хотелось, чтоб из этих безвинно пролитых капелек крови вырос символический цветок любви и вечной верности. Напишите, пожалуйста, на обратной стороне лепестков совет-пожелание людям, какими нужно быть, как нужно вести себя, чтобы больше никогда не повторилась подобная трагедия.
2 группа - Составить синквейн (пятистишие) и хайку со словом «лебедь».
3 группа - Эссе: «Я хочу, чтоб жили лебеди…» (обращение к браконьеру).
Учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками. Умение аргументировать свой выбор, личную позицию. Умение обосновать собственную позицию. Умение слушать и понимать речь других. Умение вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них
Умение слушать и понимать речь других. Умение вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них
Домашнее задание
(по выбору) Я надеюсь, что рассказ вам очень понравился, поэтому попрошу вас выполнить домашнее задание. Выберете одно из двух. 1) написать отзыв; 2) проиллюстрировать рассказ
Оценочная деятельность
Теперь выслушаем мнение экспертов.
Учащиеся оценивают работу своей группы на уроке и
Развитие критического мышления