Технологическая карта урока литературы Верность (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС



Предмет: литература

Класс: 6

Тема урока: «Урок нравственности по рассказу Е.Б.Ауэрбах «Верность»»

Планируемые результаты обучения:

Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Предметные: выявить авторский замысел рассказа «Верность»; научить детей умению видеть нравственную сторону художественного текста .

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости ; умение создавать устные и письменные тексты заданных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме ; владение различными видами монолога и диалога.

Техники и технологии : технология развития критического мышления

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) видеоролики (поющий лес, песня «Лебединая верность» , «Лебеди»), раздаточный материал, символический цветок, презентация по теме урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

  1. Мотивация к деятельности

- Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

(видеоролик 1)

На экране вы видите озеро, птиц, деревья и кусты, слышите звуки природы. Вам нравится?
2. Хотелось бы вам сейчас перенестись в это замечательное местечко?








Оценивают свою готовность и настрой на работу

Самооценка

готовности к

уроку.

Формировани

познавательн

ого интереса

Формирование умения проводить

аналогии, устанавливать связи. Умение

осуществлять учебные действия

по намеченному плану.

.

Учебное сотрудничество с

учителем и сверстниками.

Определение

Объекта изучения и понимания

Умение ориентироваться в своей системе знаний

  1. Актуализация и пробное учебное действие (« вызов» )

3. Представьте себе, что вы пришли в этот мир не в облике человека, а, например, птицы. И если бы у вас был выбор, какой бы вы хотели стать птицей и почему? Запишите тему свободного письма «Я словно птица….» (время выполнения 2 мин.)
Обсуждение, вывод.

- Вот видите, ребята, вы

выбрали птиц, которые привлекают вас ловкостью, могуществом, благородством, красотой, выносливостью. Я думаю: ваш выбор не случаен. Видимо, эти качества вам дороги и в людях.

Я думаю, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (о птицах). А вот о каких именно птицах, вы узнаете, когда познакомитесь с литературным произведением.


Учащиеся выполняют предложенные учителем задания Формируют тему и цели урока

Формирование познавательного интереса

Умение, анализировать, Систематизировать необходимую информацию; Умение соотносить новую информацию и имеющиеся знания. Умение видеть проблемы

Умение аргументировать свой выбор, личную позицию. Умение обосновать собственную позицию. Умение слушать и понимать речь других. Умение вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них

Приобретение

новых знаний

Умение

ориентироваться в своей системе

знаний:отличать

новое от уже

известного.

Осмысление

- Автор рассказа Елизавета Борисовна Ауэрбах, советская актриса театра и кино, писательница, автор многочисленных рассказов о детях, мир которых она хорошо понимала и передавала. Но названия его пока говорить не стану. Вы сами попробуете его озаглавить после прочтения. Читать мы будем по частям. А работать в группах. Напоминаю вам правила работы в группе (на экране). Итак, начнем наше знакомство с рассказом.

Знакомство с авторм и рассказом. Учащиеся создавают собственные высказывания по мере осмысления новой информации.


Чтение с остановками

I отрывок. Раздаю, читают.

Вопросы учителя:
1. Какая картина предстает перед нами после прочтения отрывка?
2. Если бы вы были художниками и создавали картину, то в каких тонах, красках вы бы изобразили данный отрывок? Как называется такой жанр изобразительного искусства, живописи? (пейзаж)
Справка.
Пейзаж - это рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. (Из словаря Ожегова). Какие мы видим взаимоотношения между стаей лебедей и людьми? (бережные, гармоничные). Как называется такое состояние ? (Гармония, спокойствие)
3. Найдите слова, подтверждающие проявление чуткости между стаей и людьми (лебеди: чуть слышно трубили, будто боялись разбудить село; люди велели детям не подходить близко к озеру, чтобы не спугнуть стаю; ребята рыли червей и бросали их птицам…)

4. Вы сказали: «…лебеди боялись разбудить село». Чего именно, по-вашему, боялись птицы?

5. У каждой картины есть название. Как бы вы назвали свою картину?
I часть. «Стая лебедей на маленьком озере».

Учащиеся работают с текстом, отвечают на вопросы, анализируют прочитанное, прогнозируют, активно и самостоятельно работают как в группе, так и индивидуально



Работа с текстом









Умение обосновывать свое отношение

Умение видеть проблему, соотносить новую информацию.

Развивать ассоциативное мышление



Умение анализировать, формировать навыки исследования.

Способствовать формированию логического мышления, логических связей.







Умение вести диалог «ученик - учитель», «ученик-ученик»

II часть.

Вопросы учителя:
1. Почему, по-вашему, лебедь возвращается к убитой подруге?
2. Почему крик лебедя без слёз люди не могли слушать? Что такое услышали люди в крике птицы? (боль, тоска)

- Люди знают, что лебеди живут парами. Белые лебеди являются примером вечной любви и преданности. Семейные пары чаще всего образуются на всю жизнь. Лебеди ухаживают за своим больным или раненым партнером до последних минут жизни. После смерти партнера лебедь поднимается ввысь, камнем падает на землю и разбивается.

- Можно ли сделать вывод, что у птиц много человеческих качеств? Каких?

3. Мы прочитали еще один отрывок. Какое чувство сейчас владеет вами?
4. Какие краски можно подобрать к этому финалу?
5. Как вы думаете: можно ли здесь поставить точку? Как бы вы хотели закончить эту историю? Напишите свой финал этого рассказа.
Пока вы приступаете к работе, я включу песню с очень похожей трагической историей.
Пишут. Читают.
Но Е. Ауэрбах не закончила свой рассказ здесь. У него есть продолжение. Читаем дальше.
Читают.

Автор не говорит читателю, кто именно убил птицу. Как называют такого человека, который уничтожает птиц, животных, находящихся под охраной и защитой государства, занесенных в Красную книгу?

браконьер [фр. braconnierl - лицо, занимающееся охотой, рыбной ловлей, рубкой леса с нарушением установленных запретов.

Творческая работа

Развивать ассоциативное мышление

















Развитие личностных творческих способностей











Опора на личный опыт

Умение прогнозировать

















Развитие ассоциативного мышления, творческого мышления

Физкультминутка.

Ребята, мы много писали и читали, наши глазки устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Последите глазками за движущимися предметами.

(аудиозапись)







Читаем дальше. Последний отрывок.

- Давайте вернемся к первой части и вспомним название, которое мы придумали, теперь назовите эту часть и обоснуйте свой ответ.

Работа в группах

. умение аргументировать свой выбор

Умение работать в команде, слушать и слышать друг друга и обмениваться мнением

Рефлексия.

Вопросы учителя:

1. Почему, на ваш взгляд, лебедь вернулся через год, причём, один, без стаи, без новой подруги, и опять пел ту же тоскливую песню?

А вам знакомо словосочетание «лебединая верность»? А какой еще она может быть? (верность Родине, долгу, любимому делу, супружеская верность, другу «верные друзья» ) Обратимся к словарю. С.И.Ожегов пишет, что верность - это неизменность в чувствах, в исполнении своих обязанностей долга.

2. О чём заставило вас задуматься это произведение? Выберете, пожалуйста, ту мысль, которая вам наиболее близка.

 Нужно бережно и заботливо относиться к птицам и природе вообще.

 Нелегко быть птицей…

 Птицы испытывают те же чувства, что и люди: страдают, радуются …

 Верность - прекрасное качество и лебедей, и людей.

.

Придумайте свое название рассказа. (Верность - и лебедей, и людей, Трагедия, Зло и т.д.)










Работа в группах

Опора на личный опыт









Развитие критического мышления



Умение обосновать собственную позицию. умение аргументировать свой выбор









Умение слушать и понимать речь других. Умение вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них

Работа в группах

А сейчас я раздам 1 группе листочки. Посмотрите, что они напоминают? (капельки крови). Мне бы очень хотелось, чтоб из этих безвинно пролитых капелек крови вырос символический цветок любви и вечной верности. Напишите, пожалуйста, на обратной стороне лепестков совет-пожелание людям, какими нужно быть, как нужно вести себя, чтобы больше никогда не повторилась подобная трагедия.

2 группа - Составить синквейн (пятистишие) и хайку со словом «лебедь».

3 группа - Эссе: «Я хочу, чтоб жили лебеди…» (обращение к браконьеру).

Учебное сотрудничество с

учителем и сверстниками. Умение аргументировать свой выбор, личную позицию. Умение обосновать собственную позицию. Умение слушать и понимать речь других. Умение вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них

Умение слушать и понимать речь других. Умение вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них

Домашнее задание

(по выбору) Я надеюсь, что рассказ вам очень понравился, поэтому попрошу вас выполнить домашнее задание. Выберете одно из двух. 1) написать отзыв; 2) проиллюстрировать рассказ


Оценочная деятельность

Теперь выслушаем мнение экспертов.

Учащиеся оценивают работу своей группы на уроке и

Развитие критического мышления









© 2010-2022