Урок по русскому языку в 6 классе. на тему: Особенности повествовательного текста. «Разработай сюжет»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку в 6-ом классе.

Тема: «Особенности повествовательного текста.

«Разработай сюжет».

Цели: 1. Научить разрабатывать сюжет по аналогии;

2. Формировать и развивать коммуникативно-речевую компетентность, умение создавать текст, учитывая ситуацию общения.

3. Способствовать воспитанию учащихся на основе художественного текста

Этапы урока: 1. Постановка учебной задачи;

2. Лингвистический анализ текста;

3. «Разработай сюжет» (формирование коммуникативной компетенции, чувства стиля, умение использовать экспрессию русского глагола).

4. Творческий этап. Создание текста на основе образца (умение использовать жанрово-стилистические особенности при создании собственного текста).

5. Чему учились на уроке? (создавать текст).



  1. Организационный момент.

  2. -Здравствуйте, мои дорогие коллеги! Здравствуйте, милые моему сердцу шестиклассники! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, Елена Николаевна.

Доброе утро !

-Что особенного мы друг другу сказали?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

-Отчего же, а? (дети высказывают свое мнение)

А.)Что мы вкладываем в понятие доброе утро?

Б.) Что же пожелали мы друг другу?

--Вот с такими добрыми пожеланиями мы и начинаем наш урок, основной целью которого будет научиться разрабатывать сюжет.

2. Лингвистический анализ текста

-Ребята, сегодня у нас урок-мастерская, где каждый из вас попробует быть писателем, создаст свой текст. А сначала посмотрим, как это делают мастера слова, и обратимся к тексту Ю. Яковлева.

В маленькой комнатке на светлом половичке копошились серые пушистые комочки. Они были похожи на большие клубки шерсти.
( Как связываются 1 и 2 предложения? С помощью какого слова? «Комочки» с чем сравниваются?)

Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая нитка-хвостик

(Как связывается это предложение с предыдущим?) - повтор слова клубки

Из каждого клубочка болтались мягкие пушистые уши.

(Как связывается это предложение с предыдущим? Опять повтор, а речевой ошибкой не является. Почему? Это лексическое средство связи.)

Щенки все время двигались, залезали друг на друга, попискивали.

(А в этом предложении появились кто? Выстроим ряд слов: комочки-клубки-щенки- Как называются такие слова? Это контекстуальные синонимы)

Почему они в тексте оказались? С какой целью их использует автор?- с целью соединения

1.О чем этот текст?

2. Какого стиля? Почему? Назовите основные задачи художественного стиля.

3. А какие стили не допускают авторской позиции?

Вывод №1 Назовите лексические средства связи предложений в тексте

  • Местоимения;

  • Лексический повтор;

  • Синонимы

Увидели, как соединяются предложения в тексте в единое смысловое целое? Убедились, что в тексте важны лексические средства связи?

Ребята, скажите, а что мы называем текстом? По смыслу мы предложения связали с помощью лексических средств, а вот теперь давайте попробуем найти грамматические средства связи.

  1. Назовите все глаголы и определите их вид, время (запись на доске).

  • Копошились (несовершенный вид , прошедшее время )

  • Были

  • Размотались (сов. вид, пр. вр. ).-Почему поменялся вид?

  • Тянулись

  • Болтались

  • Двигались

  • Залезали

  • Попискивали

  1. Установите, каких глаголов больше? А каково время глаголов?

Вывод №2. Все глаголы, кроме одного, несов. вида и одного времени.

Ребята, мы с вами сделали еще одно открытие : все предложения связаны грамматической единой видовременной формой глагола!



  1. Давайте определим, какую художественную роль играют глаголы в тексте? (Они обозначают действие, позволяют событиям развиваться)

  2. А это признак какого типа речи? - повествование .

5. Назовите его признаки:

  • Где происходит?;

  • Кто совершает?;

  • Как будет развиваться?

Вывод №3 Итак, появился сюжет. Именно глаголы позволяют нам выстраивать сюжет.

6.Что же делает текст выразительным? (сравнения, языковые средства).

7.А теперь озаглавьте текст

3. « Разработай сюжет»

  • А теперь вы попробуйте самостоятельно разработать понравившийся (на выбор) сюжет, используя план, не забывая о лексических и грамматических средствах связи (5-8) предложений.

  • Давайте рассмотрим 1 сюжет.

  • Что важно узнать?

  • Не забудьте предать характер ёжика.

  • А теперь 2 сюжет. Читаем план.

  • Не противоречит ли весёлое название сюжету?

  • Сколько портретов нужно изобразить?

3.Зачитать (3-5) сочинений. Дети сами читают и находят недочеты.

4.Домашнее задание. Составить текст на второй сюжет.

5. Итог урока.

  • Ребята, чему мы научились на уроке



Приложение 1

Текст №1

В маленькой комнатке на светлом половичке копошились серые пушистые комочки. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая нитка-хвостик. Из каждого клубочка болтались мягкие пушистые уши. Щенки все время двигались, залезали друг на друга, попискивали.

Ю. Яковлев

Приложение 2

Задание №2. Разработай сюжет по предложенному плану.

Сюжет №1 Ежик

1.Бегал ежик по лесной дорожке. (Первое предложение)

2. Кто быстрее? Ежик или улитка.

3. Появляется страшный филин на мпне

4. «Тебя съем, а колючки выплюну!»

5. Колючий комочек вне опасности. (Последнее предложене)

Что важно узнать?

1.Где живет ежик?

2. Что с ним могло случится?

3. С кем он мог встретится?

4. Что обычно спасает ежика?

Сюжет №2. Три веселых цыпленка.

  1. Выбежали на двор три солнышка. ( Первое предлоджение)

  2. «Где мама?»

  3. Прилетели нарядные бабочки.

  4. «Мама, спаси!»

  5. Хорошо рядом с мамой! (Последнее предложение)

Что важно узнать?

1.Кто выбежал на двор?

2.Что случилось?

3.С кем встретились?

4.Кто спаси?





© 2010-2022