Модель урока по теме Мир природы и мир человека в изображении Н. В. Гоголя (исследование по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель (конспект) компетентностно ориентированного урока

литературы в 7 классе гимназии

Модуль 2

Уроки 3- 4

I. Формальная часть поурочного плана

Дата 17.01.2013 г. Уроки № 35-36 в календарно-тематическом плане и № 3-4 в теме.

Тема (точно соответствующая программе). Живописность и лиризм

прозы Н.В.Гоголя. Особенности изображения людей и природы в повести.

Тема (для озвучивания и записывания на доске).

Мир природы и мир человека в изображении Н. В. Гоголя

(исследование по повести «Тарас Бульба», гл. 2).

Доминирующая цель: исследуя глубину нравственного, лирического,

духовного и поэтического мира исторической эпопеи Н.В. Гоголя «Тарас

Бульба», раскрыть истинное величие, живописность и красоту украинской

земли, пробудить у учащихся интерес к историческому прошлому страны,

побудить задуматься над главными ценностями в жизни человека.

Задачи урока

  • образовательные:

  • формировать навыки вдумчивого, внимательного, эмпатического, «построчного» чтения, образного восприятия, слушания и целостного анализа, интерпретации текста художественного произведения;

  • раскрыть характеры действующих лиц повести через их отношение к окружающему миру, показать глубокую психологическую роль степного пейзажа в передаче чувств и эмоционального состояния героев произведения;

  • научить учащихся добывать знания самостоятельно и использовать их в своей дальнейшей практической деятельности, создать содержательные и организационные условия для личностного, интеллектуального саморазвития и самореализации школьников;

  • развивающие:

  • развивать творческие, креативные способности учащихся, ассоциативное, образное и логическое мышление, воображение, память, умение вести диалоговое общение в процессе группового и коллективного взаимодействия;

  • формировать умение доказательно высказывать и активно отстаивать собственную позицию, своё мнение, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

  • путём полилогической деятельности последовательно развивать мыслительные способности, речевые умения, коммуникативную компетенцию учащихся;

  • воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, восхищение красотой её природы, желание стать достойным Отечества, способным защитить его, гордость за страну, в которой живут, уважение к её героическому прошлому; воспитывать творческую, коммуникабельную личность, способную к самоактуализации, коллективному взаимодействию, интеграции в социокультурное пространство общества.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: исследование.

Модель урока: творческая мастерская ценностных ориентаций.

Оборудование: тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», портрет Н.В.Гоголя, репродукции картин и иллюстрации художников Е.Кибрика, А.Бубнова, Д. Шмаринова к повести «Тарас Бульба», галерея собственных рисунков учащихся, электронные презентации «Бранное и трудное время», «Легенда, рождённая степью», дидактический материал, аудиозапись украинских мелодий, ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

II. Содержательная часть поурочного плана

План модуля - творческой мастерской

- И какая кисть, широкая, размашистая, резкая, быстрая!

Какие краски, ярки ослепительные!.. И какая поэзия

энергичная, могучая, как эта Запорожская Сечь!

В.Г.Белинский

І. Организационный момент. Слово учителя. Проверка выполнения домашнего задания (5 мин.)

1. Конкурс «Сундучок мудрости» на лучший комментарий к афоризмам и цитатам из I главы повести (на выбор учащихся):

  • «Ваша нежба - чистое поле да добрый конь; вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь!»

  • «Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство».

  • «Прощайте и детство, и игры, и всё, и всё!»

  • «…молитва материнская и на воде и на земле спасает».

2. Картинная галерея собственных рисунков учащихся к повести (на доске).

II. Актуализация опорных знаний учащихся (10 мин.)

  1. Литературная разминка «Узнай героя» (задание с последующей

взаимопроверкой дано на карточках).

  • «...весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия».

  • «Один раз, когда он зазевался, наехала почти на него колымага какого-то польского пана, и возница... хлыстнул… его довольно исправно бичом. Молодой бурсак вскипел: с безумной смелостью хватил он мощною рукою своею за заднее колесо и остановил колымагу. Но кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям, они рванули, - и (...) … шлепнулся на землю прямо лицом в грязь. Самый звонкий и гармонический смех раздался над ним. Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу...».

  • «...[Ему], казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела… Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва».

2. Экспресс - тест по изученному материалу (используется электронная презентация «Бранное и трудное время», с помощью гиперссылок или инструмента мультимедийной доски «шторка» ученики проводят самопроверку; у каждого учащегося на парте есть карточки с тестовыми заданиями).

  1. К какому роду литературы относится повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?

а) Лирика; б) драма; в) эпос.

  1. О чём произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»?

а) О Тарасе Бульбе и его сыновьях;

б) о сражениях запорожцев с поляками;

в) о любви к Родине и ненависти к захватчикам.

3. С кем сравнивает Н.В.Гоголь мать Остапа и Андрия?

а) С голубкой; б) с белой лебедью; в) с чайкой.

4. С помощью каких средств Н.В. Гоголь добивается создания

героического пафоса в повести?

а) Система образов; б) авторские лирические отступления;

в) прямое обращение автора к читателю.

5. С какой целью Н.В.Гоголь при описании великого материнского горя

из-за расставания с сыновьями использует приёмы народного творчества?

а) Чтобы подчеркнуть жестокость Тараса Бульбы в обращении

с женой;

б) чтобы провести параллель между образом матери и героинями

народных украинских песен;

в) чтобы показать бесконечность и силу материнской любви.

6. Как можно назвать отрывок из повести, где автор рассказывает о последней ночи,

которую мать провела у изголовья своих сыновей?

а) Материнская мольба;

б) исповедь материнского сердца;

в) плач матери.

7. Какие задачи ставил перед собой автор, введя в повествование сцену встречи

Тараса Бульбы со своими сыновьями?

а) Чтобы первое знакомство с героями повести было живым и

впечатляющим;

б) чтобы показать разницу в характере братьев;

в) чтобы вызвать смех у читателя.

8. Зачем Тарас Бульба так стремительно отправляет своих сыновей в

Запорожскую Сечь, не дав им отдохнуть?

а) Таковы были обычаи того далёкого и сурового времени;

б) хотел Остапа и Андрия проверить в деле, выяснить, кто их них настоящий казак;

в) не терпел «мазунчиков».

9. Какие приёмы использует Н.В.Гоголь для создания образов братьев?

а) Гиперболу; б) параллелизм; в) метафору; г) антитезу.

10. К какому герою, по вашему мнению, автор относится с большей симпатией (1 гл.)?

а) К Остапу; б) к Андрию; в) и к Остапу, и к Андрию в равной степени.

11. С какой целью Н.В.Гоголь вводит в повествование рассказ о жизни

Остапа и Андрия в бурсе? Чтобы…

а) показать истоки предательства Андрия и героизма Остапа;

б) рассказать, как учились Остап и Андрий;

в) познакомить с порядками, царившими в украинской бурсе.

12. О чём мечтал Тарас Бульба?

а) Чтобы сыновья выдержали испытание жизнью в Сечи;

б) чтобы они продвинулись по службе и стали полковниками;

в) чтобы с верой Христовой защищали свою землю, став ей родными сыновьями.

III. Объявление темы урока (вместе с учащимися определяем цели и задачи урока). Мотивация учебной деятельности. Определение индуктора. Вступительное слово учителя (3 мин.)

Отполыхало алым заревом пожарищ, отгремело грозными залпами ярких зарниц, отзвенело последней материнской слезой «бранное, трудное время», время походов и сражений, борьбы украинского народа за свободу и независимость, с такой силой и вдохновением опоэтизированное прозорливым и гениальным писателем в повести «Тарас Бульба». Есть какая-то особенная магия и сила притяжения в каждом созданном Гоголем художественном образе, в каждой написанной размашистой кистью умелого художника картине. Тоскливо мерцающим звёздным покрывалом накрыла ночь уставшую землю. Всё окунулось в недолгий тревожный сон. Не спит только одна мать, предчувствуя долгую, возможно, вечную разлуку с сыновьями. С огромным трепетом читая эту сцену, не перестаёшь удивляться проникновенности гоголевского слова. Каким-то таинственным образом звучит и в твоём сердце музыка материнской печали, боли и вечной материнской любви, которая никогда не предаст и не обманет. Ты как бы вновь и вновь переживаешь вместе с героиней весь ужас предстоящей разлуки, потом понимаешь, что помочь и изменить что-либо ты просто не в силе. Ведь «тогда было то поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем». Не было в нём места слезам и нежности. Невозможно забыть сцену встречи Тараса Бульбы со своими сыновьями-соколами. Сколько неуёмной молодецкой силы и отваги в старом полковнике, сколько удалой дерзости и чувства собственного достоинства в будущем казачьем атамане Остапе! И сразу заметно, что Андрий совсем иной, несколько отстранённый от суеты, углубленный в тайный мир собственных переживаний, мягкий, податливый. Сегодня на уроке, вновь окунувшись в атмосферу того бранного и героического времени, исследуя становление и своеобразие характеров главных героев повести, мы вместе с ними пройдём их последней мирной жизненной дорогой, которая пролегла через первозданную степь, ставшую колыбелью украинского народа. Главное, попытаемся найти ответы на очень важные для каждого из нас вопросы: В чём смысл и счастье жизни? Какие качества мы ценим в людях? Какие нравственные качества нужно выработать в себе, чтобы стать настоящим человеком? Как найти себя? И путеводной звездой наших размышлений, раздумий и поисков станет проникновенное, вечное, искреннее гоголевское слово.

На доске записывается индуктор - «мир героев», концепт - «степь». Обращение к учащимся: «Ребята, запишите, пожалуйста, в ваши тетради - «копилочки» данные слова, а также свои ожидания от урока» (2 мин.)

IV. Работа над темой урока. Создание творческого продукта (60 мин.)

Литературный мостик. Чтобы понять, что явилось основой подвига одного из братьев и что привело на путь предательства другого, возвратимся в детство героев, проследим за основными моментами жизни Остапа и Андрия в бурсе, их отношением к окружающему миру.

1. Социоконструкция. Работа в группах. Задание: обсудите вопросы, проиллюстрируйте ответы цитатами из текста, дайте собственную оценку событиям, выразите свое отношение к героям повести при помощи рисунков-ассоциаций. Защитите свои творческие работы (устное высказывание, модель «Снежинка»).

1 группа. Детство Остапа и Андрия. Каким вы представляете детство героев? Как вы думаете, в какие игры играл Остап, а какие предпочитал Андрий? Раскройте роль окружающей природы, питавшей своими живительными соками воображение будущих казаков. О чём они мечтали?

Вывод: родная степь, отчий дом, рассказы о Запорожской Сечи, воля, дерзость, стремление к подвигу - вот что стало основой формирования характеров героев.

2 группа. Жизнь Остапа в бурсе. Чем она была наполнена? Чем вас заинтересовала? Почему суровые, а порой жестокие устои бурсы не искалечили характер Остапа, а, наоборот, закалили, придали ему твёрдость, настойчивость, целеустремлённость.

Вывод: из Остапа выйдет настоящий казак, храбрый, честный, готовый защитить свою родину, главным девизом которого станут, по словам

Н.В. Гоголя, «война и пиршество». Он мог бы повторить боевой путь своего отца.

3 группа. Андрий в бурсе. Чем отличаются годы пребывания в бурсе Андрия? Какие важные черты характера героя сформировались в этот период его жизни? Было ли место в сердце Андрия другим чувствам и желаниям, кроме жажды подвига?

Вывод: Андрий не из робкого десятка, решительный, дерзкий, предприимчивый. Он погружён в собственный мир переживаний, смутных сомнений и чувств. В его сердце живёт любовь к прекрасной полячке. Жизненный путь Андрия - не обычный путь казака.

2. Фантастическая гипотеза. Представьте, если бы не состоялась встреча Андрия и прекрасной полячки, или же на его месте оказался Остап, как бы дальше развивались события?

3. Социализация (презентация работы в группах). Дискуссия по проблемной ситуации (используются слайды электронной презентации «Легенда, рождённая степью). Справедливо ли осуждать человека только за то, что он полюбил? Вспомните степную легенду о Ковыле и прекрасной Типчак, рождённую нашей, володарской степью. Что общего и что различного в двух историях любви, неугодной людям? Был ли иной выход из сложившейся ситуации для Андрия? Можно ли приказать сердцу не любить? А если эта любовь несёт в себе горе и несчастье для других?

Литературный мостик (звучит мелодия украинской народной песни). Сбывается самая заветная мечта Остапа и Андрия - они едут в Сечь. Дорога проходила через степь, величественную, свободную и бесконечную. Благословенная степь… Тишина... Казаки смотрят на этот степной океан, который кажется им живым существом, олицетворением свободы и любви. Кругом разлилась прохлада, трава так и манит припасть к ней, почувствовать её шелковистость и негу. Она, как родная мать, не оставит без внимания и поддержки, обласкает прохладным степным ветерком. Для молодых казаков степь представляется юной девушкой, которая горда своей красотой и неприступностью. Её надо ещё завоевать, покорить сердце ратными подвигами и лаской. Для казаков, умудрённых жизнью, степь - это родной дом, где всегда обретёшь кров, надежду, это то, ради чего нестрашно и голову сложить в неравной битве. Степь - духовная колыбель украинского народа. Ведь слово «колыбель» предполагает что-то родное, по-детски незащищённое, без которого немыслим ни один человек. Но это ещё и тайна, которую не каждому дано разгадать, волшебница, околдовавшая путников сочными красками, чистым воздухом, светом, негой и красотой. Когда-то её от небосклона до небосклона укрывал белёсым шёлком седой ковыль, горькая полынь, терпкий чебрец и низенькая травка типчак, в вечном бою проигрывая немилосердному, жгучему солнцу. Катятся, будто по морю, серебристые степные валы и подымают в каждой небезразличной душе тоску по былым временам.

4. Коррекция знаний. Новая информация и её обработка.

Беседа с элементами проблемного анализа.

  • Что переживали Остап и Андрий, когда ехали с отцом в Сечь?

  • Чувствовали ли себя счастливыми?

  • Почему природа властно вторгается в повествование?

  • С кем сравнивает степь Н.В.Гоголь? Почему?

  • Какой фразой начинается знаменитое гоголевское описание степи?

  • Как вы думаете, в чьем восприятии - автора или героев - дана эта картина?

  • Чем для самого автора является степь?

  • Какие люди могут населять её пространство? (Устное словесное рисование).

  • Над чем следует задуматься, читая эту непревзойдённую лирическую увертюру автора?

Ремарка. Попытаемся и мы вслед за автором пройти дорогой героев, услышать, увидеть, почувствовать гармонию мира человека и мира природы, ощутить красоту и силу степи, её звуки, краски, запахи. Как же автор живописует степь?

  1. Создание творческого продукта. Работа в группах (каждая группа выбирает задание, используя жетончик в виде листика дуба определённого цвета: зелёный, красный, жёлтый).

1) Деконструкция. Проблемно-текстуальный анализ описания степи. Моделирование устного высказывания. Предъявление результатов работы учащихся в группах.

  • Степь днём (выразительное интонированное чтение; на экране - иллюстративный ряд к образу степи. Задание: составьте «ассоциативное солнце» к словам «степь», «мать», «Родина» (по выбору учащихся). Какое чувство объединяет эти три слова? - Любовь). Устное высказывание.

Вопросы для обсуждения. Что, в первую очередь, поражает в этой поэтической миниатюре, изображающей степь? Как она встретила путников? Почему «сердца их встрепенулись, как птицы», а души успокоились? Найдите строку в тексте, в которой скрыта основная мысль. Какой вид искусства вам напоминает описание степи днём? Почему? Найдите гамму оттенков, передающих отношение Н.В. Гоголя к степи? Попытайтесь выразить своими словами богатство чувств писателя, его изумление, любовь и восторг. Как автор передаёт своё восхищение, в чём видит чарующую красоту и негу степи? Какова палитра красок, выбранных писателем для создания такого яркого запоминающегося описания? На какие две части можно поделить это величественное полотно (сначала - земля, потом - бездонное небо над ней)? С чем сравнивает степь автор? (Море, «зелёно-золотой океан»). Что подчеркивает Гоголь сравнением поверхности земли с «зелёно-золотым» океаном? Какие образы возникают при этом сравнении? Что мы видим, что слышим, что ощущаем, всматриваясь в гоголевскую степь? (Учащиеся заполняют таблицу примерами из текста). Какие, казалось бы, незначительные детали замечает автор? Какую роль играет метафора «брызнули миллионы разных цветов»? Какие еще тропы использует автор, описывая степь? Найдите движения птиц, которые замечает автор. С помощью чего Н.В.Гоголь достигает такой рельефности изображения? Какие образы преобладают: зрительные или слуховые? Что может ощущать человек, наблюдая за полётом чайки? Как вы думаете, к чему стремится автор, передавая в слове живописную красоту и неповторимость украинской степи?

Выводы: изображая величественную и неповторимую красоту украинской степи, автор хотел задеть живые струны в душе каждого человека, которому небезразлична судьба родной земли. Степь у Гоголя - это обобщённый символ Родины. Ради неё казаки и совершают свои подвиги и, если надо, погибнут, защищая её.

Фантастическая добавка (к работе каждой группы). Тренинг воссоздающего воображения. Представьте свою прогулку степью (Что вижу? Что слышу? Что чувствую? Чем восхищаюсь? Поделитесь своими впечатлениями.).

  • Степь вечером. Выразительное чтение отрывка (на фоне украинской мелодии). Устное высказывание.

Вопросы для обсуждения: Как степь вечером преобразилась? Какими новыми звуками и запахами наполнилась, какими красками заиграла? Подберите ассоциативный ряд к этому описанию. Какие словесные образы автор использует для описания степи вечером? В чём неожиданность сравнения крика лебедя с серебром?

Выводы: рисуя умелой кистью художника степь вечером, автор передаёт состояние природы как живого, дышащего существа. И это не могло не отразиться на настроении героев, погруженных в музыку чарующих звуков, охваченных, убаюканных её колдовскими благовониями и запахами.

  • Степь ночью. Прочитайте и вдумайтесь в эту пейзажную зарисовку; перескажите, не изменяя авторскую манеру письма. Устное высказывание.

Вопросы для обсуждения: Чем она отличается от предыдущих картин? Какой образ вам показался самым таинственным и почему? Какие средства художественной выразительности использовал автор? Почему лебеди сравниваются с красными платками? Чем стала ночная степь для казаков?

Выводы: степь прекрасна не только днём и вечером, но и ночью. Ночная музыка особенная, таинственная, магическая, сказочная. Она проникает в душу путников. Главное здесь не сама картина, а впечатление от неё: степь вечером и ночью великолепна, фантастична. Ещё на какое - то короткое время она укрыла казаков, став им защитой и пристанищем.

2) Реконструкция. Лабораторная работа. Выполнение творческих заданий

(1-5 задания (два из них - на выбор; работа проводится так, чтобы все задания классом были выполнены) учащиеся выполняют, работая в парах; 6 задание дано для самостоятельного индивидуального выполнения).

  1. Найдите в тексте два особенно понравившихся словесных образа и объясните их. Составьте «киноленту видения», употребив выбранные образы.

2) Эксперимент. А как изобразить едущих по степи Тараса с сыновьями? Может быть, вообще не изображать? Ведь «уже и чёрных шапок нельзя было видеть: одна только быстрая молния сжимаемой травы показывала бег их». Ваши варианты. Объясните зрительный образ «молния сжимаемой травы».

3) Задание «Укажи путь стрелочке» (нужно правильно расположить и с помощью стрелочки найти соответствие между художественными тропами и примерами из текста). Используются карточки.

Гипербола «голубые, синие, лиловые волошки», «зелёно-

золотой океан», «лёгкие и прозрачные облака»;

эпитеты «тучи диких гусей», «по неизмеримым волнам диких

растений», "миллионы разных цветов";

метафоры «самый свежий и обольстительный, как морские

волны,…ветерок», «крик лебедя, как серебро»,

« сердца их встрепенулись, как птицы";

сравнения «на них прямо глядели ночные звёзды», «ветерок

дотрагивался до щёк», «солнце… светом своим

облило степь»;

олицетворения «в синих волнах воздуха», «вся степь курилась

благовонием», «широкие полосы из розового золота».

4) Составьте кеннинги из двух существительных, характеризующих степь как символ Родины: гимн, дух, потрясение, сердце, родина, буря, душа, эмоции, песня, свобода, ночь, мелодия, величие, память.

5) Коммуникативно-ситуативное упражнение. Представьте, что вы режиссёр-постановщик художественного фильма по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Вам необходимо снять эпизод «Путь Тараса Бульбы и его сыновей в Запорожскую Сечь». Наметив картины-кадры, определите план съёмки (общий, крупный, средний). В зависимости от характера картины, опираясь на детали текста, нарисуйте кадры словами.

6) Творческая работа. Написать лирическую миниатюру «Степь - колыбель украинского народа» или эссе «Когда человек бывает по- настоящему счастлив? » (на выбор учащихся).

3) Афиширование и обсуждение выполненных творческих заданий.

V. Подведение итогов урока (вопросы проецируются на экран, даны на выбор;

обсуждают в парах). Заполнение талона самооценки (знаю, умею, выясню)- 6 мин.

1. Как картины природы связаны с настроением героев, их

внутренним миром? Докажите текстуально.

2. О чём думал каждый из них в начале пути? Найдите цитаты в тексте.

3. Смогла ли степь утешить казаков подбодрить, влить в них жизненную

силу и энергию? Как это произошло?

4. Каких людей должна была породить такая степь? Что роднит степь

и могучих, сильных духом, прошедших горнило сражений казаков?

5. Можно ли отнести к числу этих богатырей Тараса и его сыновей?

Выводы. Человек без родины - всё равно что дерево без корней. Степь и казаки - это одно неделимое целое. Степь для казака - это воля, простор, свобода. Это и защита, и родной дом, и земля отцов. Они приросли к ней сердцем, с молоком матери впитали сыновнюю верную любовь. Каждой своей клеточкой они ощущают эту привязанность, кровную неразрывную связь. А разве можно предать собственную родную мать, своего отца, свой род, отдать родную землю на поругание врагам?! Ведь именно она - источник вдохновения, героизма, воплощение силы духа, величия и мощи украинского народа. Именно она породила могучих духом богатырей - казаков, которые в лихую годину до последней капли крови защищали её честь и независимость. Они - настоящие титаны духа, потому что в их сердцах горит Прометеев огонь великой любви к Родине. Стоит оборваться этой связи, и человек перестаёт быть человеком, превращается в существо, проклинаемое и отвергнутое всеми.

VI. Рефлексия (2 мин.) Совпали ваши ожидания от урока с его результатами? Интерактивный метод «Микрофон». Продолжите предложение:

  • Степь дорога сердцу казака, потому что…

  • Истинное величие и красоту человека составляет…

  • Смысл жизни состоит в том, чтобы…

  • Я понял (…а), что…

  • Не могу согласиться с тем, что…

VII. Домашнее задание (записано на доске; прокомментирован смысл творческих

заданий, алгоритм их выполнения) - 2 мин.

  • Творческая работа (по выбору учащихся). Написать обращение к сверстникам «Как не любить мне эту землю!..», составить «букет из слов» или коллаж, посвящённый любимому герою повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

  • Прочитать III - VI главы повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Конкурс исполнительского мастерства: подготовить выразительное чтение или художественный пересказ эпизода «Битва под Дубно».

  • Подготовить электронную презентацию на одну из тем: «Тарас Бульба и его сыновья», «Вольный дух Запорожской Сечи», «Красота и величие украинской степи» (по желанию учащихся).

  • Индивидуальные сообщения «Запорожская Сечь - «гнездо» вольности и доблести», «Виртуальная экскурсия по музею Запорожской Сечи», «Кодекс моральной чести запорожского казака».

III. Аналитическая часть поурочного плана

Ожидаемые результаты: учащиеся должны постичь всю глубину духовного, нравственного, эстетического, исторического мира гоголевской эпопеи через вдумчивое чтение, изучение и анализ текста повести «Тарас Бульба», научиться самостоятельно создавать и афишировать свой творческий продукт, владеть выразительным и образным словом, оценить художественную значимость пейзажных и портретных зарисовок; чётко распределять обязанности, уметь работать в группах, парах, индивидуально, общаться и вести полемику, отстаивать своё мнение, собственную позицию. Уроки литературы - это интеллектуальное пространство, где формируется духовный мир личности, мера её ответственности за собственные слова и поступки, нравственные и моральные ориентиры. Напряжённая творческая работа на мастерской повысит уровень предметных компетенций и ключевых компетентностей учащихся: литературной, коммуникативной, деятельностной, социокультурной, культурологической, информационно - коммуникационной. Повысится интерес учащихся к вдумчивому и грамотному чтению классической художественной литературы, творческому наследию Н.В.Гоголя.


© 2010-2022