Урок по литературе по теме: О. Уайльд. «Соловей и роза». Герои сказки. Идея сказки. (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока в 5 классе по литературе.

О. Уайльд. «Соловей и роза». Герои сказки. Идея сказки.

Подготовила Сретинская Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы высшего уровня квалификации

первой категории.

Цель: Чтение и анализ сказки. Определение авторской идеи и темы произведения. Характеристика главных героев. Способствовать развитие навыков составления портретной характеристики героев; воспитание высоких нравственных чувств на примере героев сказки.

Учащиеся знают: Содержание сказки, героев сказки, их жизненные позиции; идею сказки.

Тема урока

Основные цели обучения

Активные формы работы

Ожидаемые результаты урока

Оценивание, включая оценку в целях обучения

Вовлечение всех учеников в деятельность на уроке

Тема: О. Уайльд. «Роза и соловей». Герои сказки. Идея сказки и поэтичность ее стиля.

Цель: Чтение и анализ сказки. Определение авторской идеи и темы произведения. Характеристика главных героев. Способствовать развитие навыков составления портретной характеристики героев; воспитание высоких нравственных чувств на примере героев сказки.

1 .Мозговой штурм

2.Определение темы, цели урока. 3.Работа в парах

4.Кластер

5.Мозговоя атака

6.Толстые-тонкие вопросы

7.Работа в группах

8.Рефлексия

1. Активизация всех учащихся

2.Развитие критического мышлениям

3.Развитие саморегуляции

4..Развитие речи, критического мышления

Устное комментирование к ответам учащихся

Взаимооценивание

Самооценивание

Работают все учащиеся

Одарённые дети выполняют задание повышенной сложности

Синквейн

д/з для одар. (опереж.) Презент.

Умеют: работать с текстом, устно выражать свои мысли, составлять характеристику героя.

Оборудование: презентация, листы бумаги А-4, фломастеры, карточки с дополнительным материалом, тексты, картинки..

Этап урока.

Виды деятельности

Время

Форма организации.

1.Орг.момент.

Психологический настрой на урок. Обмениваются друг с другом сердечками 4 цветов, произнося пожелания.

2 мин.

Разбиваются на группы по цвету сердечек. (3группы, разного уровня обученности, 4-средн. и высок. уровня мотивации)

Вызов:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения

Мозговой штурм.

Работа по отрывку из поэмы Фредерика Гарсиа Лорки о муравье, который мечтал о счастье.

….тогда полумёртвый муравей сказал тихо и грустно:

- Я, знаете, видел звёзды.

-Звёзды? Что это значит?- кричат муравьи возмущённо…

-А это огни, что сияют над нашею головою.

-Но мы их совсем не видим! - сердясь, муравьи возражают…

-Тебя мы убьём. Ленив ты и развращён. Ты должен трудиться, не глядя в небо.

Как тогда можно жить, не глядя в небо…

Что же такого страшного совершил муравей?

- Можно наказывать за желание быть счастливым?

- Какие чувства испытали вы, прочитав сказку

« Соловей и роза»?

-О чем пойдет речь на уроке?

4мин.

Формативное оценивание

За ответ получают житон.

Реализация смысла:

- получение новой информации;

- учащиеся соотносят старые знания с новыми.









Электронная физминутка

Прием «Кластер» работа в парах.

1.Составление кластера по биографии и творчеству О.Уайльда. Приложение1.

Каждая пара представляет один факт из жизни писателя; взаимопроверка.

Работа по содержанию сказки.

1. Мозговая атака. Назовите главных персонажей сказки. (Студент, Профессорская дочь, Соловей, Розовый Куст)

- Персонажи, которые стоят как бы в стороне? (Ящерица, Маргаритка, Бабочка)

-Определите слова, которые передают их душевное состояние и особенности поведения.

- Ключевое слово для всех? (ЖИТЬ)

2. Соотнеси героя сказки и его цель жизни и запиши цифрами в тетрадь

1.СТУДЕНТ

1.жить - приспособленность (выгода)

2.ПРОФЕССОРСКАЯ ДОЧЬ

2.жить - доставлять радость

3.СОЛОВЕЙ -

3.жить - любить -целесообразность(практичность)

4.РОЗОВЫЙ КУСТ

4.самопожертвование

5.КРАСНАЯ РОЗА

5.быть полезной

Ключ.

1-3, 2-1, 3-4, 4-2, 5-5

3.«Толстые -тонкие вопросы»

  1. Почему это произведение называется сказкой?

  2. Почему Соловей решил помочь студенту?

  3. Найдите в тексте песню Соловья о Любви. О каких этапах Любви он пел?

  4. Почему расцвела красная роза?

  5. Найдите отрывок, где Соловей поёт о Жизни и Смерти. Что для него дороже - Жизнь или Смерть?

  6. Как оценивает девушка подарок студента?

  7. К чему призывает автор? чему учит автор?

4мин+3мин


2мин.


3мин.



4мин.







2мин

Формативное оценивание.

Критерий оценивания -содержание и эстетичность.

От 3 до 5б.


Взаимооценивание

Комментарии учащимися своего выбора примерами из текста.

Формативное оценивание

от1до 5б.

Этап

Рефлексия

- размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения

Работа в группах. У каждого героя сказки свое отношение к любви и счастью. Какое?

Работа в группах.( постеры) по тексту сказки. стр 194-197.

1группа. Представить отношение Студента к любви.

2группа- Отношение девушки к любви

3группа- Отнощение Соловья к любви

4группа - Составить синквейн на темы «Соловей» и «Роза»

Защита постеров

9мин.-5мин



Взаимооценивание групп. по 5-бальной шкале.

.





Рефлексия.

Итог урока.


Д/З


  1. На сердечках - стикерах продолжить фразу: «Могу сказать, что это произведение…» крепят на доску.

18-15б-«5»

14-11б-«4»

10-7б-«3»

Стр.123-127.читать. презентация о Лермонтове(одарен) Рисунки к сказке.

2мин

1мин

1мин




Приложение№1.

Уайльд Оскар (1856-1900) - известный английский писатель, происходил из ирландской дворянской семьи; отец - выдающийся врач и ученый мать англичанка -поэтесса. Родился Оскар Уайльд в 1856 году в Дублине Уолд получил хорошее образование. Уайльд окончил Оксфордский университет. Учился в Дублинском колледже, в 1879 году окончил Оксфордский университет, путешествовал по Италии и Греции.
С юных лет становится великосветским законодателем мод, но главным его достоинством было умение вести беседу. Он стремился блистать и удивлять общество. Весь аристократический Лондон подражал Уайльду. С ним много и охотно общались различные люди, его внимательно слушали и говорили, что у него «золотой» язык и необычайное чувство коммуникабельности.
С 1883 подолгу жил в Париже. Блестящая карьера Уолда была пресечена двумя годами каторжной тюрьмы. Прожив еще 3 года в одиночестве и нищете, неспособный к творчеству, Уайльд умер в 1900 в Париже.

Он автор таких сказок, как «Счастливый принц», «Соловей и роза», «Великан-эгоист», «Молодой король», «Кентервильское привидение», «Мальчик-Звезда» и другие.

Сказки Оскара Уайльда составили два сборника - «Счастливый принц и другие рассказы» и «Гранатовый домик».





© 2010-2022