- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного учебного предмета Говорим и пишем правильно
Рабочая программа элективного учебного предмета Говорим и пишем правильно
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова И.Е. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного учебного предмета «Говорим и пишем правильно» для 11 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (приказ от 05.03.2004г №1089), Примерной программы среднего общего образования по русскому языку (базовый уровень), программы элективного курса для учащихся 10-11 классов под редакцией С. А. Войтаса, Н. Г. Акоповой «Говорим и пишем правильно». М., 2007, санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. №189), учебного плана МБОУ «Большеанненковская СОШ» (федерального и регионального компонента, компонента ОУ), локальных актов школы, Календарного учебного графика на текущий год, расписания уроков на 2015-2016 учебный год, Основной общеобразовательной программы МБОУ «Большеанненковская СОШ», учебника: Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 частях/Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина.2 изд. - М.: ООО «Русское слово»
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Концептуальная новизна курса русского языка в 11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 11 классе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно - ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Предлагаемый элективный учебный предмет обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов, разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (11 класс) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе направлена на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
-
1 дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
-
2 закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
-
Развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-
обобщающая беседа по изученному материалу;
-
различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
-
-виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
-
составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д.);
-
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-
изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-
письмо под диктовку;
-
комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
реферирование;
докладирование;
рецензирование;
аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
В соответствии с Учебным планом МБОУ «Большеанненковская СОШ» программа элективного учебного предмета «Говорим и пишем правильно» рассчитана на 34 часа из расчёта 1час в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончании 11 класса выпускники должны:
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Контроль над результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Основное содержание с распределением
учебных часов по разделам курса
Тема 1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ (2 ч)
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические и другие словари. Варианты произношения. Из истории возникновения и развития культуры речи. Культура речи и языковая политика.
Тема 2. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ (2 ч)
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте. Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов. Употребление слов в соответствии с их точным значением и стилистической окраской. Лексическая сочетаемость слов.
Тема 3. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (1 ч)
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Учет стилистической окраски и эмоционально-оценочного значения различных морфем при выборе слова.
Тема 4. МОРФОЛОГИЯ (3 ч)
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы выражения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Тема 5. ОРФОГРАФИЯ (5 ч)
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Е после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание -ЧИК-/-ЩИК-; -ЕК-/-ИК-; -К-/-СК; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь, Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Тема 6. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (4 ч)
Словосочетание. Простое предложение.
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.
Тема 7. ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ДИАЛОГ. ЦИТАТА (1 ч)
Синтаксические конструкции с прямой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.
Тема 8. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 ч)
Знаки препинания в бессоюзном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Тема 9. ТЕКСТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ (12 ч)
Употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и с целью и с условиями общения приклепленность языковых единиц к определенной стилевой системе.
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Создание текста и его редактирование. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме текста. Отражение позиции автора исходного текста. Аргументация собственного мнения по проблеме. Комплексный анализ текста.
Календарно-тематический план
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
План
Факт
1
Фонетика. Фонетический разбор слова
1
03.09.
2
Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка
1
10.09.
3
Лексика и фразеология. Особенности лексического анализа слов
1
17.09.
4
Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление тропов в речи.
1
24.09.
5
Словообразование. Морфемный анализ слов.
1
01.10.
6
Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
1
08.10.
7
Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи
1
15.10
8
Трудные случаи разграничения языковых явлений
1
22.10
9
Орфография. Система правил правописания. Правописание приставок.
1
29.10.
10
Виды орфограмм в корне слова
1
12.11.
11
Правописание окончаний
1
19.11.
12
Трудные случаи правописания НЕ и НИ
1
26.11.
13
Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов
1
03.12.
14
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. Словосочетание
1
10.12.
15
Простое предложение. Предложение как речевое высказывание.
1
17.12.
16
17
Простое осложнённое предложение
2
24.12.
14.01
18
ПРЯМАЯ РЕЧЬ, ДИАЛОГ, ЦИТИТА.
1
21.01.
19
Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
28.01.
20
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
1
05.02.
21
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
1
12.02.
22
Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них
1
19.02.
23
Текстоведение. Способы связи предложений в тексте
1
26.02.
24
Стили речи и их особенности.
1
04.03.
25
Типы речи и отличительные особенности
11.03.
26
Текст и его анализ. Выразительные средства языка
1
18.03.
27
Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов.
1
31.03.
28
Формулировка проблем исходного текста
1
07.4.
29
Комментарий к сформулированной проблеме текста
1
14.04.
30
Отражение позиции автора исходного текста
1
21.04.
31
Аргументация собственного мнения по проблеме.
1
28.04
32
Сочинение по прочитанному тексту.
1
05.05.
33
Сочинение по прочитанному тексту
1
12.05.
34
Комплексный анализ текста
1
19.05
Учебно-методический комплект и материально-техническое оснащение
1.Примерная программы среднего общего образования по русскому языку (базовый уровень).
2. Учебник: Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 частях/Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина.2 изд. - М.: ООО «Русское слово».
3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.-М., 1994.
4. Н. А. Сенина «Русский язык. Тематические тесты».Ростов-на-Дону «Легион», 2015
5. Е. В. Любичева «Русский язык. Методические материалы для проведения уроков 10-11 классы». Москва «Эскмо», 2007
6.Д. И. Архарова Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написания рецензии». Москва «Айрис Пресс», 2007
7.А. Б. Малюшкин «Тестовые задания для проверки знаний уч-ся по русскому языку». Москва «Творческий центр», 2014
8.О. А. Мазнева «Практикум по стилистике русского языка». Москва «Дрофа» 2006
9.В. Н. Александров «Русский язык. ЕГЭ. Сочинение-рассуждение». Челябинск «Взгляд», 2006
13