Урок развития речи Подготовка к сочинению - описанию природы (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Подготовка к сочинению - описанию природы.

Тип урока: - изучение нового материала (по основной цели);

- комбинированный (по способу проведения).

Цели: 1. образовательная - научить написанию сочинения - описания природы

Задачи: а) повторить тип речи «описание»;

б) повторить основы составления плана, необходимого для написания сочинения;

в) способствовать развитию навыков анализа текста, определения в нем речевых средств

выразительности (метафора, олицетворение, эпитеты), а также синтаксических средств

выразительности (восклицательные предложения, нераспространенные предложения);

2. развивающая - способствовать формированию умений и навыков учащихся описания

природы

Задачи: а) способствовать развитию навыков описания состояния природы и окружающей среды;

б) способствовать развитию логического и образного мышления;

в) формировать эстетический вкус на примере образцов живописи и художественного

слова;

г) развивать навыки составления текста описательного характера

3. воспитывающая - воспитывать эстетический вкус учащихся на примере зимних пейзажей,

образцов классической музыки

Задачи: а) воспитывать любовь и интерес к прозаическим и стихотворным произведениям

описательного характера;

б) воспитывать чувство любви к природе.



1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Посмотрите, какое сегодня замечательное зимнее утро! Снег, словно белое одеяло, укрыл землю. Кажется, что все в природе замерло в ожидании Нового года. Праздника ждем и мы. Так давайте улыбнемся друг другу в это удивительное утро и хорошо поработаем на уроке.

А урок у нас с вами не совсем обычный. Я приглашаю вас в мастерскую художественного слова для того, чтобы поработать над описанием природы. Как вы заметили, мы не будем писать в тетрадях. Перед каждым из вас лежат «Рабочие карты», которые мы и будем заполнять в течение урока. Выполнять задания вы будете как самостоятельно, так и с соседом по парте.

У вас может возникнуть вопрос: «Почему мы будем описывать природу? Ведь это так скучно!» Я постараюсь убедить вас в обратном.

Как вы думаете, в каких сферах искусства мы с вами можем увидеть описание природы?

(Это может быть и живопись, и литературные произведения: проза и стихи)

Совершенно верно! Природа издавна привлекает внимание прославленных мастеров искусства. Тысячи рассказов, картин, стихотворений, появились благодаря красоте и завораживающей силе природы. Ни одно время года не оказалось обиженным: в каждом из них черпали мастера свое вдохновение.

2. Самоопределение к деятельности

Сколько существует различных, непохожих друг на друга способов описать состояние природы: художественное слово, живопись, музыка. А объединяет их одно слово - «пейзаж».

Впишите слово ПЕЙЗАЖ в «Рабочую карту».

Слово ПЕЙЗАЖ пришло к нам из французского языка и образовано от слова PAUS - «страна, местность".

Давайте попробуем дать определение этому термину.

(Пейзаж в литературном произведении - это словесное описание природы (гор, морей, степей, полей, леса, грозы, снегопада и т.д.) и местности - сельской, городской, на фоне которой происходят изображаемые события).

Хорошо.

Как, по-вашему, могут быть связаны описание природы и урок русского языка? Сформулируйте тему урока

(Подготовка к сочинению-описанию природы)

3.Актуализация знаний

Как вы уже сказали, первая ассоциация при слове «пейзаж» - это картина.

Перед вами картина Пластова «Первый снег». Как вы думаете, почему она так называется?

(Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко в воздушном танце ложатся первые крупные пушистые снежинки, покрывая её ровным белым одеяом. «Зима пришла! - словно бы говорят дети. И мы видим радость восприятия первого снега)

А что прежде всего привлекает ваше внимание на картине?

(Прежде всего привлекает внимание падающий белый пушистый снег. Он покрывает всё: и дома, и землю, и забор, и ребятишек. Очень интересно наблюдать за тем, как они радуются первому снегу)

Запишем материалы к описанию падающего снега (первый падающий снег, обновленная природа, крупные мохнатые хлопья с нега, танцуя, падают снежинки, снежинки похожи на белых мотыльков, снежинки плавно опускаются на землю)

Подберите синонимы к слову «падает»

(идет, кружится, опускается, порхает, вьюжится, метёт, сыплется)

Подберите определение к слову «снег»

(пушистый, белый, мохнатый, мелкий, сухой, колючий, крупный, искристый, сияющий)

Молодцы! Однако, описание природы встречается не только на полотнах художников, но и в произведениях «художников слова» - литераторов.

Давайте познакомимся небольшим фрагментом рассказа И.Бунина «Сосны». Прочитайте его и попробуйте определить тему.

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащу елей,- синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают только у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом.

(По И. Бунину)

Итак, какова тема этого текста?

(Тема текста - утро в зимнем лесу).

С какой целью автор создал этот пейзаж?

(Автор создал этот пейзаж, чтобы показать неповторимую красоту зимнего леса).

Давайте посмотрим, как создается описание неповторимой красоты зимнего пейзажа.

Снега - какие? ( Глубокие, свежие)

Небо? (Удивительно свежее, огромное, глубокое)

Краски? (Яркие, радостные)

Свет? (Золотистый, солнечный)

Как называются эти яркие образные определения? (Это эпитеты).

Какие еще художественные средства вы нашли в тексте? (Олицетворения: солнечный свет играет, сосны замерли. Метафору - зеленые венцы сосен)

Как вы понимаете слово «венцы»? Давайте обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.

(Венцы - слово многозначное. В одном из толкований читаем: «Венец - драгоценный головной убор, корона, как символ власти монарха»)

Спасибо.

Теперь давайте посмотрим, какие необычные предложения использует И.Бунин в своем пейзаже.

(Восклицательное предложение: «Какое великолепие и спокойствие!» и нераспространенное предложение: «Утро»)

Давайте сделаем вывод: какие художественные средства использует автор для создания зимнего пейзажа?

(Для создания зимнего пейзажа автор использует эпитеты, олицетворения, метафоры, а также нераспространенные и восклицательные предложения).

Кроме прозаических текстов с изображением зимнего пейзажа, есть множество стихотворений о природе. Вот одно из них.

Прочитайте отрывок из стихотворения И.Бунина «Крещенская ночь» и подумайте, какие средства выразительности использует автор в своём произведении.

Темный ельник снегами, как мехом,

Опушили седые морозы,

В блестках инея, точно в алмазах,

Задремали, склонившись, березы.

Неподвижно застыли их ветки,

И меж ними на снежное лоно,

Точно сквозь серебро кружевное,

Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,

В ярком свете своем цепенея,

И причудливо стелются тени,

На снегу под ветвями чернея.

Замело чащи леса метелью, -

Только льются следы и дорожки.

Убегая меж сосен и елок,

Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая

Дикой песнею лес опустелый,

И заснул он, засыпанный вьюгой,

Весь сквозной, неподвижный и белый.

Здесь есть эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения

Эпитеты: седые морозы,

серебро кружевное, вьюга седая, лес опустелый, весь сквозной, неподвижный и белый.

Олицетворения: опушили морозы, задремали берёзы, месяц глядит, следы убегают, лес заснул, вьюга убаюкала, лес заснул.

Метафоры: серебро кружевное

Сравнения: снегами как мехом, месяц глядит точно сквозь серебро кружевное.

Какого эффекта добивается Бунин, используя эти средства выразительности?

(Стихотворение "Крещенская ночь" наполнено яркими эпитетами, метафорами-олицетворениями. С помощью выразительных средств Бунину удается нарисовать застывшую картину зимней морозной ночи. Природа в его изображении словно живая.
Лесная сказка замерла, застыла, сравнения подчеркивают красоту и воздушность этого ночного пейзажа. Месяц, как живое существо, наблюдает за этой застывшей картиной.

4.Закрепление изученного. Самостоятельная работа

Давайте потренируемся в использовании этих художественных средств. Опишите сегодняшнее утро, используя эти художественные средства, по схеме:

  1. Нераспространенное предложение.

  2. Три эпитета.

  3. Метафора.

  4. Восклицательное предложение.

Посмотрим, какие пейзажи у вас получились.

(Зачитывается 1-2 миниатюры)

(Утро.Удивительное, сказочное, белоснежное.

Снежное одеяло.Какое великолепие и спокойствие!)

Работа детей в «рабочих картах» .

5.Физкультминутка.

Замечательные пейзажи! А теперь давайте немножко отдохнем.

Выполнение упражнения

6.Составление плана

Итак, продолжаем работу.

Тексты описания природы, как и любые другие, имеют свою композицию. Как вы думаете, из каких смысловых частей состоит описание? Сколько их?

3 части: вступление, основная часть и заключение.

Верно. Как у любого сочинения или рассказа, в тексте-описании обязательно должна быть вводная часть. В данном случае это может быть название того времени года, картину из которого вы будете описывать. Она может состоять из одного предложения, а может включать в себя целый абзац.

Дальше должно следовать общее описание природы, переходящее затем на что - то более частное, узкое. Например, от описания морозного зимнего утра можно перейти к описанию тонких веточек деревьев, склонившихся под тяжестью снега.

Сочинение можно закончить описанием настроения, чувств и эмоций, возникших в связи с увиденной картиной.

Запишите в рабочих картах композиционные части сочинения-описания.

Работа в парах.

А сейчас творческая работа. Мы с вами уже рассмотрели картину с изображением зимы, познакомились с текстами о зимней природе. А теперь я предлагаю вам ещё один способ запечатления красоты пейзажа - это фотография .Внимательно рассмотрите её и, работая в парах, напишите общее и частные описания (3-4 предложения). Послушаем, что удалось в ваших миниатюрах, а над чем нужно будет еще поработать.

Примеры:

1. Декабрь. Маленькие елочки столпились на опушке, как ребятишки в детском саду. Матушка - зима заботливо укутала их в белоснежные шубки. Елочки замерли, боясь потерять этот праздничный наряд.

2. Красив лес в снегу! Еловая лапа наклонилась к земле под тяжестью снега. Кажется, что она укрывает от нас удивительные тайны зимнего леса.

3. Пришла зима в лес. Кажется, что сосны - великаны, припорошенные снегом, хотят оторваться от спящей земли и улететь куда - то в белое небо. Везде сказка, везде тайна, везде чудо. Только надо уметь его видеть.

Молодцы.

7.Рефлексия

А теперь давайте подведем итог нашего урока.

Для чего писатели и поэты включают в свои произведения описания природы?

(Писатели и поэты включают в свои произведения описания природы, чтобы привлечь наше внимание к пейзажам нашей Родины в разные времена года).

Для чего при описании природы необходимо использовать различные художественно - изобразительные средства выразительности?

(При описании природы необходимо использовать художественно - изобразительные средства выразительности, чтобы ярче, красочнее описать природу).

Поднимите руки те, для кого ответы на эти вопросы не вызвали затруднения.

Какой материал на уроке показался наиболее сложным?

(Наиболее сложной была работа по созданию миниатюр).

8.Домашнее задание

В таком случае домашнее задание будет следующим.

Дома собрать и систематизировать материалы к сочинению и написать по наблюдениям или на основе жизненного опыта сочинение-описание на одну из тем : «Мой первый снег», «Кружатся первые снежинки», «Первый снег в этом году выпал поздно…», «Как красив зимний лес!»

© 2010-2022