Исследовательская работа По следам пушкинского Лукоморья

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конференция учащихся 5-11 классов

МКОУ «СОШ» с.п. Кичмалка «Первые шаги в науку»







Секция «Литературоведение»

Научно-исследовательская работа







«По следам пушкинского Лукоморья»


Шаманова Марьям А. -

ученица 8 класса МКОУ

«СОШ» с.п. Кичмалка


Руководитель: Боташева Р.Р.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ» с.п. Кичмалка



2012 год

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………..……….3

  2. Основная часть……………………………………………….…………4

    1. Гипотеза №1. Лукоморье находится в средней полосе России

    2. Гипотеза №2. Лукоморье - половецкая держава

    3. Гипотеза №3. Лукоморье следует искать у Черного моря - это прародина руссов

    4. Гипотеза №4 . Лукоморье (она же Гиперборея) - северная прародина славян

    5. Обитатели пушкинского лукоморья.

    6. Социологический опрос и его результаты.


  1. Заключение…………………………………………………………….15

  2. Список литературы…………………………………...……………16-17





Введение.

Кому из нас не знакомо пушкинское вступление к поэме «Руслан и Людмила»? Но кто из нас задумывался над тем, где находится это таинственное Лукоморье? Толчком для начала нашей исследовательской деятельности послужил тот факт, что многие из людей различных возрастных категорий не смогли ответить на вопрос: «Что такое Лукоморье?» Полученные нами ответы были следующие: «Это сказка», «Это что-то где-то у Пушкина», «Древняя исчезнувшая морская держава» и даже: «Морской лук (растение)».

Целью нашей работы является поиск ответа на вопрос: «Что такое Лукоморье и где оно находится?». В ходе поиска мы проработали фольклорные и другие литературные источники, где упоминается Лукоморье, провели социологический опрос. Мы исследовали свидетельства историков по этому вопросу. Также подбирали вспомогательный материал из источников по географии, археологии, зоологии и даже палеологии.

Актуальность работы заключается в том, что многие люди, после прочтения пролога к поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», задумывались над вопросом, что же это за место, таинственное Лукоморье? Существовало ли оно вообще, или это плод фантазии великого поэта?

Результатом нашей работы является интеллектуальный продукт, который, как мы считаем, будет интересен для многих.








Основная часть.

Попробуем разобраться. Лукоморье. Страна незнаемая, неведомая, на современных картах незначимая. Можно ли считать, что данное местечко лишь вымысел, что Лукоморье - плод пушкинской фантазии? Конечно, доля правды в этом есть. А что если эта загадочная земля на самом деле когда-то существовала? Ведь было время, когда Троя, открытая Г. Шлиманом, тоже считалась вымышленной. И никто не верил в ее реальное существование.

Заглянем в словарь В.И. Даля: «Лукоморье - морской берег, морская лука».[3] Следовательно, поиск нашей «Атлантиды» будет иметь ориентиром близость к морю. Что еще известно о Лукоморье? Где эта легендарная страна?

Первоначально запланированный результат был отличным от окончательного, т.е. того, к которому мы пришли в финале наших исследований. Первичный (черновой) итог поиска был следующим: «Лукоморье - Земля, существующая в литературе, Земля - утопия, не имеющая географических ориентиров».

В ходе исследований нами было обнаружено четыре направления, в которых следует искать Лукоморские земли, в соответствии с которыми выдвинуты гипотезы, и две версии о том, кто их населял.

Гипотеза №1. Лукоморье находится в средней полосе России. С.С. Гейченко в популярной книге «У Лукоморья» предложил считать «лукоморьем» местность между реками Соротью и Великой, где «берега Великой расходятся, и русло превращается в покатую луговину...», таким образом «лукоморье» оказалось вблизи с. Михайловского на Псковщине.[16] Мы не согласны с этой точкой зрения. Слишком уж недалеко и неглубоко нашли Лукоморье. Сказки и легенды, собранные исследователем В.И. Чернышевым в пушкинских местах, не имеют упоминания о легендарном Лукоморье, использованном А.С. Пушкиным в прологе. Лишь в сказке «Иван-царевич и Иван-служанкин» имеются отзвуки легенд о Великом луге и Хортицком дубе в Запорожье: «Долго ль мало в дороге ехали. Приехали в такие степя́, что ни в сказке сказать, только как сказать, потом написать. Зеленые луги́ и кракалястый дуб». Приведенный фрагмент убеждает нас, что оснований считать Псковщину или какой-либо другой район средней полосы России сказочным Лукоморьем нет и, что в указанной сказке рассказ идет о дубе, находящемся в далекой южной степи, соседствующей с Зеленым лугом, легенды о котором известны на Запорожской земле. Мы также отыскали еще одно мнение по поводу местонахождения Лукоморья и того, кто ее населял.

Итак, гипотеза №2. Лукоморье - половецкая держава. Возникает вопрос: что послужило поэту источником для названия местности «лукоморьем» в прологе к «Руслану и Людмиле»? Как известно, еще в лицейские годы Пушкина А. И. Мусин-Пушкин издал «Слово о полку Игореве», ставшее для поэта источником творческого вдохновения и некоторых исторических фактов. В «Слове» о легендарном Лукоморье сказано: «А поганого Кобяка изъ луку моря от желъзных великыхъ плъковъ половецкыхъ яко вихръ, выторже: и падеся Кобякъ въ градѣ Киевѣ, в гридницѣ Святъславли». Киевские князья постоянно вели войны с лукоморскими половцами. Так, в 1193 г. великие князья Святослав и Рюрик делали попытку заключить мир с воинственными кочевниками. Князь Рюрик послал к ним в Лукоморье своих послов и пригласил для переговоров в Канев половецких ханов Тоглия и Акуша. Как видим, «Слово о полку Игореве» и русские летописные своды конкретно указывают имена ханов и местность, где в XI-XII вв. кочевали половцы, т. е. Лукоморьем названа территория Северного Приазовья. Но, на наш взгляд, изображенное Пушкиным Лукоморье намного древнее. Его времярасположение ориентировано на большую глубину. Половецкое Лукоморье - лишь отголосок, сказочной, канувшей в Лету стороны, существовавшей многие тысячелетия назад, еще в допотопные времена. В переводе с тюркского «Утлюк» - «Отлук» - «Лука» означает «выгон, луг». Отсюда, по-видимому, следует понимать «Лукоморье» как «луг у моря», что соответствует русскому написанию в литературных источниках XII в. - «в луце моря», «из луку моря». [16] Таково мнение по этому поводу исследователя В.Д.Михайлова. В русской исторической повести Н.А. Полякова «Семен Кирдяпа», посвященной борьбе русских с татарской ордой, находим подобную точку зрения: «Александр Македонский ходил из Индии богатой к полунощному Лукоморью, встретил там народов поганых, которые не соблюдали ни постов, ни молитвы, ели гадину, и он загнал их за синие горы, загородил горами, сотворил медные врата и запаял сунклитом».[10] Напомним, что Н.Поляков являлся современником Александра Сергеевича.. Значит, мнение о том, что Лукоморье - родной дом половцев - было распространено в тот временной период, и Пушкин был знаком с этой версией. В том же словаре В.И.Даля рядом с толкованием слова «лукоморье» находим примечание о лукоморских половцах, живших по Азовскому морю. [3]Таким образом, версия о половецком Лукоморье существует уже давно. И все же Лукоморье, упоминающееся в «Семене Кирдяпе» - противоположность миру христианскому и славянскому вообще. Это иное Лукоморье, вовсе не являющееся прародиной русских. Этим оно явно противоположно пушкинскому. Мы же ищем то Лукоморье, ориентиры которого вполне точно прописаны автором «Руслана и Людмилы». То пушкинское Лукоморье, которое мы пытаемся отыскать, пропитано русским духом, там «Русью пахнет». Если в 3-4 в.в. о легендарном Лукоморье уже не упоминается, следовательно, искать его следует не несколько веков назад, а в глубинах тысячелетий.

Гипотеза №3. Лукоморье следует искать у Черного моря - это прародина руссов. Исследователь В.Д.Михайлов считает, что нарисованное пером великого поэта сказочное Лукоморье - это довольно точная реконструкция природных особенностей Северо-Восточного Причерноморья до Дарданова потопа, мифологических персонажей и образов жившего там народа. Вот, что он пишет по этому поводу: «Тут следует сказать о времени, когда существовало Лукоморье. 12 тысяч лет назад закончился последний ледниковый период. В Европе началось потепление, обилие влаги переполняло атмосферу и делало реки особенно полноводными. Здесь еще не было степей, практически все пространство покрывал лес и, в первую очередь, дубравы с обилием ягод, грибов, орехов. Наверно, излишне кого-то убеждать, что в лесах водилось много самых разнообразных птиц и животных. Все это описанное природное богатство создавало настоящий рай земной для людей. Уж не о нем ли в памяти многих народов осталось воспоминание как о земле обетованной. На месте нынешнего Азова раскинулась огромная сеть рукавов и расположенных между ними островов, заливов, лиманов. Этакая огромная Венеция. Самым большим был остров Буян. После потопа вся эта местность была затоплена, образовалось огромное болото, которое греки называли Меотидой. И только к нашему времени илистые отложения улеглись, и на месте болота образовалось мелкое (до 15 метров глубиной) почти пресное Азовское море. Лучшего названия, чем Лукоморье (лука у моря) для этого грандиозного допотопного водного мира трудно было бы придумать.[17] Неужели Лукоморье - историческая прародина русских и находилась она в районе Черного моря? Память о море, где некогда жили наши праотцы, сохранилась в привычке русичей устраивать свои города в определенном месте. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки. Река с трех сторон надежно защищала крепость. Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали ров и заполняли его водой. Получали рукотворный остров, на нем и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заостренных дубовых бревен.[14] Другой исследователь этой загадки О.Н. Трубачев упоминает, что древнерусские племена называли заливы в Азовском море Лукоморьем и считали его древним названием данной местности. Но Лукоморье, упоминаемое в «Руслане и Людмиле», существовало задолго до появления Древней Руси, о чем будет сказано ниже. А русичи называли эту местность так, потому что она действительно располагалась в излучине у моря. К легендарной земле Лукоморья, на наш взгляд, это пространство не имело никакого отношения. Многие, наверное, склоняются к правдоподобности этой гипотезы, так как у А.С.Пушкина в поэме упоминается Черномор. Откуда же ему быть, если в его имени явно прослеживается связь с Черным морем? Но это, скорее всего, поверхностная попытка объяснить его странное имя. А оно значит совсем иное: «(черный) мор - мрак, смерть. Черномор, по сути своей, противник всего живого, он тот, кто не только приносит с собой черную смерть, он ее олицетворяет, является персонажем труднообъяснимым, пришедшим к нам из такой тьмы веков, что трудно представить, но об этом нами будет сказано ниже.

Попытаемся обосновать нашу гипотезу №4 о том что, Лукоморье (она же Гиперборея) - северная прародина славян. Еще в XV веке у простых московских (о чем сообщает Н.М. Карамзин) по географии Лукоморья никаких вопросов не было, все разумели под ним берега океана на Севере, где полгода царит ночь, а полгода - день. Ходили поверья, что жители Лукоморья умирают (или засыпают) на время полярной ночи, а весной воскресают (просыпаются).[4] Интересно, может быть, поэтому издревле почитаемым тотемным зверем на Руси является медведь; зверь, сохранивший эту привычку впадать в зимнюю спячку? Отнюдь не сказкой, а частью территории Евроазиатского континента, так и именуемой на географических картах -Lucomorye, - являлось наше Лукоморье для Европы уже как минимум со средневековья. Лукоморье обозначено на географичеких картах Меркатора, Кантелли, Юндиуса. В своих «записках о Московии» Сигизмунд Гёрберштейн говорит, что Лукоморье расположено в горах, рядом с рекой Обью, излучина которой и образует Лукоморье. Но пушкинское Лукоморье - это пространство, расположенное у моря-окиана, а не у реки. Преимущественно это равнинная местность, состоящая из моря и долин, но долина - это удлиненная впадина вдоль речного русла, среди гор.[3] Значит, горы здесь имеются, но скалистой эту местность назвать нельзя, кроме того, ее характерный признак - густые лесные заросли. Правда, для Меркатора и других Гиперборея и Лукоморье - разные земли. Но не стоит упускать из внимания тот факт, что Лукоморье многие серьезные мужи прошлых лет - Геродот,Порфирий, Гимерий, Нонн, Пиндар, Плиний, Диадор, Овидий - считали реально существующим местом.

Пушкин не был одинок в своем интересе к делам «давно минувших дней». О чудо-богатырях, Полканах, русалках и прочих писали М.Д.Чулков, М.И.Попов, В.А.Левшин и другие русские писатели. Упоминали они и Лукоморье. Северное, а не южное (индийское, персидское и другое) пространство воспринимается в их творениях как свое, родное. Герои сказок - жители Севера; родиной героев чаще всего являются именно северные города. Наконец, все устремления персонажей неизменно связаны с севером. Руслан в поисках Людмилы «свой путь отважно продолжает на дальний север».[9] И Пушкин, и Чулков, и Попов черпали вдохновение в фольклоре, устремления их героев - это устремления их прообразов из народных сказок и преданий. Видимо, эта устремленность на север есть желание попасть на свою прародину, затерянную где-то в северных снегах. Облик любого сказочного богатыря русского предромантизма отражает «северный» тип. Добрыня В.Левшина, например, имеет «курчавые светлые власы». А в «Повести древлянского князя Миловида» облик героя служит для княжны Прелесты известной приметой «высокого происхождения»: «Примечай, Милоправа, - говорит она, - сию белизну, сии…светлорусые волосы, все… свидетельствует, что он не простого происхождения…».[11] Перед нами странное влечение к северу, очарованность им; именно там находится все то, что нужно героям для счастья.

Обитель пушкинских лукоморцев.

Приглядимся внимательней к жителям Лукоморья, может, они подскажут нам, правомерна ли наша гипотеза о северной дислокации Лукоморья Пушкина - колыбели русского народа? Где искать обитель пушкинских лукоморцев?

Условно все лукоморское «население» можно соотнести к нескольким группам:

  • фольклорные герои и присущая им сказочная атрибутика;

  • персонажи сказок А.С.Пушкина;

  • мифические языческие существа;

  • образы-загадки (непонятные, труднообъяснимые образы).

Попробуем разобраться, что же объединяет это «разношерстное» лукоморское население.

В глубокой древности славяне делили весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворял свой бог. Именно враждебную олицетворял - Чернобог. Чернобог (Кощей) изображался в виде человекоподобного идола, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами. Ему приносились жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносили часто кровавые и человеческие, убивали пленников, рабов и коней.

Пришедшим из тьмы веков персонажем является Баба-Яга. Именно ее избушку на курьих ножках мы встречаем в Пушкинском прологе. В славянской мифологии это лесная старуха-волшебница, ведьма, ведунья, заправляющая вихрями и вьюгами и по самому своему имени родственная со змеем. Баба-Яга - изначально прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо - воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного пространства). Бабе-Яге принадлежит весьма важная роль в народном эпосе и преданиях славянского племени. Живет она у дремучего леса в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. Она летает по воздуху и ездит на шабаш ведьм в железной ступе, погоняя толкачем или клюкою и заметая след помелом. Баба-Яга обладает волшебными, огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Народная фантазия представляет ее злою, безобразною, с длинным носом, растрепанными волосами, огромного роста старухою. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. В мифах ее предтечей является Буря Яга - дева, воительница, богатырша. Это она обитает в избушке не курьих ножках рядом с речкой Смородиной, правда, будучи Бурей Ягой, она имела не костяную, а золотую ногу.[2] Из мифа она, перекочевав в сказку, навсегда осталась ужасной старухой. Однако Буря Яга не всегда была Бурей Ягой. До этого она предстает в обличье прекрасной девы и жены…бога Велеса! Вот что говорится о ней в «Ведах» славянских: «Прилетела Яга и стала сражаться с Велесом. Но потом они помирились, узнав друг друга, и стали мужем и женою. Однако это очень не понравилось Амелфе, матери Велеса. «Как же ты, Велес, женился на ведьме с зеленой кожей?» - удивилась она. И она решила извести Ягу. Она заперла супругу Велеса в бане, которую затем натопила так жарко, что убила ее. А потом заточила тело Яги в гроб-колоду и пустила гроб плавать по Хвалынскому морю. Велес с помощью небесных богов освободил и оживил Ягу. Но по велению матери и закону Вышня, воспрещающему жениться без родительского благословения, он вынужден был ее оставить и очень печалился, что родители не узнали в Яге - Ясуню Святогоровну. И Яга-Ясуня вернулась в свою избу у речки Смородины». Вполне естественно теперь объясняется то обстоятельство, что Яга стала мстительной, злой старухой (есть, за что обидеться на судьбу). Буря Яга - чудо зеленокожее, до этого была прекрасной Ясуней Святогоровной. Когда супруг Велес погиб, она от горя обернулась Бурей Ягой, таким образом, она - жертва любви! А потом состарилась в одиночестве, превратившись в Бабу Ягу.

Бурый волк, верно служащий царевне, является отголоском эпохи тотемизма, когда человек искал защиты у природы, пытался жить не в отрыве от земли-матушки, перенимать повадки сильных и выносливых животных. Он не похож на волка из более поздних сказок, где его легко обводит вокруг пальца лиса, например. Верный слуга - волк явно расположен к главным героям сказки «Иван-царевич и серый волк», (в данном случае, именно ее упоминает А.С.Пушкин в прологе к поэме). Человек и волк явно считают себя родственниками. Родственная связь считалась священной и ее нарушение каралось. В данном случае, обратившись к первоисточнику, мы узнаем: волк в сказке съел коня и добровольно отрабатывает свой долг царевичу и царевне. Родовая связь требует возмещения, и возмещения самого точного. Волк служит человеку…конем. Здесь несомненна логика первобытного мышления.[2] Вполне очевидно, что этот персонаж тоже пришел из глубины веков, и рыскал он в степях общего праславянского пространства.

Второй группой жителей, населяющих Лукоморье, являются герои пушкинских сказок. Но все они являются «переселенцами» из таких же фольклорных источников: Королевич (Бова), колдун, несущий богатыря, воплотивщийся у поэта в Черномора, который, кстати, выполнял совсем другие функции (о нем мы говорили ранее). Все эти лукоморские жители напрямую связаны с миром славянским и даже праславянским.

Третья группа - это мифические существа: русалка, леший, кот Баюн. Как могла русалка очутиться на ветвях дерева? Для наших далеких предков это ее привычное местонахождения. Существовало два мнения о том, как выглядит эта водная дева. Первое: руса́лка - райская рыба, выше пояса имеющая женскую фигуру. По весне русалки слетают в земной лес, где любят сидеть на ветвях и петь песни.[18] Название «русалка» происходит от слова «русый», что означает на древнеславянском «светлый», «чистый». И второе: обитание русалок связано с близостью водоемов, рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже там. Такие русалки не имели хвоста. Чаще их путали с сиренами из античных мифов и жить они могли не только в воде но и на деревьях и в горах, подчинялись богу Яриле и его отцу - Велесу. На наш взгляд, позднее появилось представление о том, что русалка - это девица-утопленница, которая от большой любви в воду кинулась, а там и в русалку превратилась.[18] Но это представление о русалке к нашему случаю не относится. Пушкин изобразил в прологе на дубовых ветвях, с ногами или с хвостом, типично русский мифический персонаж. Хотя в своей поэме «Русалка» он использует в качестве основы именно последнее представление об этих существах. А теперь самое интересное: все славяне - потомки русалки, а самое удивительное: все мы потомки… Бабы Яги и русалок, то есть, фактически, всем русским она бабушка! Велес, будучи духом реки Дон, в браке с Ясуней Святогоровной (она же Буря Яга, она же Баба Яга) родили русалку Рось. У последней народился сынок, Даждьбог, породивший по славянским мифам всех русских людей!

Кот Баюн - тоже персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Образ волшебного кота был широко распространён в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А. С. Пушкиным.[18] Но как выглядел этот чудо-кот, никто достоверно не знает, На иллюстрациях мы видим его неким подобием домашнего кота, на лубочных картинках тоже. На наш взгляд, кот Баюн не был предком домашних кошек и был более крупным зверем. Скорее всего, Баюн - дикая кошка? В Древней Руси кошки были малочисленны. Например, в Ярославском Поволжье при раскопках курганов 10-11 столетий их останки нашли лишь в двух. В те времена кошка по цене приравнивалась к быку[13]. Но кот Баюн как персонаж намного древнее этого временного отрезка, который фиксирует первые случаи одомашнивания кошки на Руси. Принято считать, что кошек одомашнили на Ближнем Востоке приблизительно в 4 тысячелетии до н.э.[13] Но наше чудовище, которое сидит на железном столбе, и которое можно снять оттуда только при помощи железных же приспособлений, вряд ли являло собой милого домашнего котика. По размерам, силе и мощи оно, скорее, напоминает гибрид рыси и сладкоголосой Сирены. Это образ, пришедший из такой тьмы веков, что трудно себе представить. Тем более, что, кот Баюн, как известно, ходит по кругу, но не вокруг ствола дуба, как полагают некоторые, а по особому круговому пути от корней дуба к его вершине, а иначе, где бы он черпал свои новые и новые песни и сказки, разумеется, собирая информацию с этого и с того света. Известно, что у Арины Родионовны кот ходил именно так, но Пушкин запустил Баюна ходить по цепи кругом, превратив его в мирного ученого кота. У славян эти ориентиры именовались: правь, явь и навь. В правь (небо) уходит крона дуба - это один из источников информации. Явь - это наш с вами мир (живых людей и иных тварей), это дубовый ствол. А навь - это подземное царство, мир мертвых, а также мир гадов, червей и рыб. Именно по этому маршруту путешествует Баюн, его круг не горизонтален, а вертикален. Можно ли представить себе обычного кота, способного совершить такое? Кошки, как известно, легко могут взобраться на вершину дерева, например, но не в состоянии спуститься вниз. Такова кошачья природа, поэтому мы часто можем увидеть, как какой-либо загулявшийся «Котофей Иваныч» призывает на помощь, дабы спуститься с очередной березки или осинки. Кошка не умеет спускаться с какой-либо высоты! А вот цитата из записи сказки, сделанная самим Александром Сергеевичем: «У моря лукомория есть дуб, на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет».[7] Итак, можно прийти к выводу, что чудо-юдо - «птицекот» (недаром Александр Сергеевич предупреждает нас, что в Лукоморье живут невиданные звери) прочно обосновался в русском фольклоре так давно, что многие сказители в более поздний период уже плохо знали, как он выглядит, изображая его похожим на домашнего кота Василия. «Кот ученый» предстает как культурный герой, хранитель коллективных знаний и коллективной памяти всего русского народа.[8] Вывод: все эти персонажи также являются отголосками далекой эпохи, великого прарусского прошлого. Все эти персонажи мы привыкли встречать в русских сказках, но, сказке, чтобы появиться и оформиться, необходим «упадок мифологического мировоззрения». Сказка, как явление более позднее, выросла из мифа, низвергнув его с пьедестала. Для восточных славян это совпало с процессом христианизации Руси и с обретением духовных ценностей Православия.[7] Перед нами же картины Лукоморья языческого, эпохи более древней, когда мир людской был населен также различными духами, божествами, когда человеку привычно было обитать во вселенной, где живет не только он, но и его защитники и помощники: тотемные звери и растения.

Дуб как тотемное дерево известен не только славянам, но и древним грекам, а также некоторым скандинавским народам. Но дуб в его соотнесенности с гиперборейским прошлым славян, несколько не вписывался поначалу в нашу модель. «Лукоморье (Гиперборея)». Неужели мы зашли в тупик? Обратимся за справкой к словарю. Дуб - типичное европейское дерево. Не заходит севернее Вологды, Кирова и Перми, на востоке доходит до Урала. Поднимается в горы Крыма и Кавказа.[5] Если искать Лукоморье у Черного моря, то дубравы здесь - дело обычное и привычное. В лесу дуб образует небольшую компактную крону, но на свободе раскидывает свои ветви далеко в стороны, закрывая иногда, точно шатром, чуть ли не четверть гектара. Живет 300-400 лет, некоторые деревья доживают даже до 1000 лет.[5] У этого особенного дерева есть одна странность. Оно обожает свет, и «его побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому ветви у старых дубов имеют такие причудливые изгибы».[15] В российских лесах растет дуб обыкновенный, или черешчатый. Он всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется к свету.[15] Осенью именно дубы последние прощаются с листвой, когда все деревья уже обнажены, дубы все еще щеголяют золотыми уборами. Создается впечатление, что дуб родом из мест, где много солнечного света и климат иной, нет суровых зим, а здесь, в средней полосе России он вынужден приспосабливаться к суровой жизни, храня в памяти свое «подсолнечное» отечество. Дуб - дерево особенное. А особенность его в том, что это не просто деревянный истукан; он живой, имеет память и, самое главное, доброе и терпеливое сердце, которое, увы, не у многих людей имеется. А почему бы и нет? Та же память об исторической северной прародине заставляет птиц из года в год, из века в век мигрировать, но возвращаться обратно. Что забывает человек, бережно хранит природа, вопреки логике и здравому смыслу. В районе ледяной, покрытой снегами Арктики, сосредоточено большое количество запасов каменного угля и нефти, а, как известно, эти природные ископаемые растительного происхождения, то есть, образованны из останков растений и деревьев. Значит, Гиперборея была покрыта густой зеленой растительностью, в том числе и дубравами. Климат здесь до мирового катаклизма был иной и рос здесь даже «зелен виноград», который частенько упоминается в русских песнях. В Лукоморье почти все пространство покрыто лесом. Подтверждение нашей догадке мы нашли у С.М.Телегина: «После завершения ледникового периода были эпохи значительного потепления, когда дубы и липы росли у Полярного круга, на месте тундры был лес, а температура воды в Белом море была такой же, как летом на берегу Рижского залива…Самый теплый период охватывает 6-3 тысячелетия до н.э., когда устанавливается теплый влажный климат с мягкими зимами. Европу от Средиземноморья до Скандинавии покрывают широколиственные леса (дуб, липа, вяз), которые растут на 500 км. севернее нынешнего расположения».[12] Подобное суждение о климате русского севера найти и у М.В.Ломоносова: «…В северных краях в древние веки великие жары бывали, где слонам родиться и размножаться и другим животным, также и растениям».[4] Итак, рельеф пушкинского Лукоморья - местность, густо поросшая лесом. Лес - отличительная особенность этой чудо-стороны. Не эта ли сторона-сторонушка - потерянная, но сохраненная в памяти Гиперборея?

Группа «инкогнито», к которой мы отнесли трудно поддающиеся трактовке образы пушкинского пролога, тоже подтверждает наше предположение. Странные тридцать витязей прекрасных. Вот как дается толкование слова «витязь» в словаре В.Даля: «Витязь - храбрый и удачливый воин, доблестный ратник, герой, богатырь.[3] В своей «Сказке о царе Салтане…» поэт упоминает о 33 богатырях, выходящих со дна морского. В поэме «Руслан и Людмила» он заменил слово «витязь» на «богатырь», увеличив их численность с 30 до 33. Как видим, еще в 19 веке слова «богатырь» и «витязь» еще являлись полными синонимами. Но отличие в лексических оттенках этих слов было в том, что у богатыря был выделен особый внешний признак, демонстрирующий силу и мощь. Если богатырь - это дородный и зрелый мужчина, то витязь видится молодым, а иногда даже и юношей. Существуют 2 общепринятых типа мужской красоты, известных со времен античности. Если богатырь красив, как Геракл, то витязь прекрасен, как Апполон.

Первоначально, думается, Пушкин услышал иное предание. Рискнем предположить, что это были…тридцать прекрасных дев Зари. Как правило, в фольклоре упоминается лишь две Зари - Утренняя и Вечерняя. Это вполне понятное представление, связанное с небесным явлением, (рассвет и закат), происходящим в средней полосе два раза в сутки. Однако как объяснить те случаи, когда их число превышает два? Славяне называли деву Зарю «Солнцевой сестрой». Но самое главное, в старинном «Заговоре на остановление руды (крови)» говорится о «красных девицах, сидящих под дубом, числам «тридевять три», то есть о тридцати!» И это, на наш взгляд, вовсе не фольклорное и не поэтическое преувеличение. Этот заговор был принесен славянами с их древней полярной прародины. Пушкин, возможно, слышал этот заговор в детстве от бабушки или няни. В данном случае он заменил лишь дев на витязей, оставив непередаваемое и веками незабываемое ощущение прекрасного, когда сердце, буквально, по-детски, «захлебывается» от восторга. В Гиперборее о восходе солнца говорили как о пришествии в наш мир прекрасных дев. Вот как описывает захватывающее дух зрелище (восход солнца) Телегин: «После того как долгая многодневная полярная ночь заканчивалась, солнце в Гиперборее не сразу вставало из-за горизонта. Сначала гиперборейцы наблюдали великолепную панораму. Восход светила на полюсе занимал много дней, приблизительно месяц, а может быть и больше »[12] (возможно, вот откуда возникло в прологе число «тридцать»). При этом алое светящееся марево зари двигалось вдоль горизонта и делало круг за 24 часа. Постепенно разгораясь и охватывая все небо, это чудо создавало впечатление не об одной, а о многих зорях, следующих друг за другом, величественно поднимающихся чередой из освещенных морских вод».[12] В древнеиндийской «Риг Веде» тоже упоминаются 30 зорь. Как было доказано многими учеными-санскритологами, в частности, Тилаком, индусы получили свои веды в готовом виде от другого развитого народа, живущего у северных пределов, где полярные день и ночь являлись естественным явлением. Самое интересное здесь то, что в «Ригведе» о зорях говорится, что они «подобны собирающимся в войско воинам!» Вот откуда 30 «витязей прекрасных», поднимающихся из ясных вод! «Ясный», то же, что «яркий, сияющий». Вода морская может быть таковой только в том случае, если она освещается поднимающимся вверх солнцем! Гиперборейцы особо почитали Солнце, многие древние народы, в том числе и греки, всегда называли жителей Гипербореи солнечными любимцами. Эта любовь к светилу передалась по наследству и всем русским людям.

Не случайно у русского народа сохранилось с языческих времен множество праздников, посвященных главному богу славян - Солнцу. Первый - в декабре, когда день перестает убывать. Следующий - Масленица, когда на небе воцаряется жаркий Ярило (весеннее солнышко), самый большой - Иванов день, или Ивана Купала, когда хороводы водятся и песни поются тоже в честь Солнца. Это ли не память о легендарной прародине - Гиперборее, где Солнце было особо почитаемо? Почему-то даже христианство не смогло искоренить из памяти народной эти языческие празднества.

Итак, перед нами предстает во всей своей красе и великолепии праматерь русского народа, историческая отчизна, сохранившаяся в сердце и памяти. «Там русский дух, там Русью пахнет», - восклицает поэт, и у нас нет сомнений в том, что загадочное и далекое, и вместе с тем, парадоксально родное и близкое Лукоморье имеет непосредственное отношение к России и русским. Но связано оно с далекой праисторией, которое в наше время покрыто тайной. Что нам известно о славянской предыстории? Она разделяется на периоды: мифологический, мифо-легендарный и легендарный. А собственно история славян разделяется на легендарно-исторический и исторический периоды.

Нас интересует три первых из вышеперечисленных. Но поскольку археология нам в поисках Лукоморья помочь не может, а изображенная Пушкиным картина являет собой пейзаж «допотопный», виденный человеком еще до мировых катаклизмов, изменивших мировой климат и заставивших народы искать себе новые земли, таким образом, напрашивается вывод, что все наши объекты исследования соотносимы с мифологическим периодом.

Очевидно то, что пушкинское Лукоморье не имеет точного географического месторасположения. Упоминая о Лукоморье, Пушкин не задавался вопросом: что есть Лукоморье, вообще, а о Гиперборее, скорее всего, не знал, так как все исследования в этой области относятся к более позднему периоду. Но все же, это, - сохраненная в генетической памяти великого поэта - легендарная прародина русичей. Лукоморье и Гиперборея у Пушкина - едины по сути. Это прародина славян, любимая и оберегаемая. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» в шелесте мирового дуба, в плеске морской волны, в запахе густых трав и цветов, в сердце любого русского человека. Ведь, не зря же Нострадамус именно русский народ называл гиперборейцами?! Именно нам, среди всех славянских народов, дарована эта благодать - бессмертное ощущение прикосновения к прекрасному - возрождающемуся из пучин моря Солнцу. Может быть, в этой неумирающей, неподвластной разуму памяти сердца и есть секрет загадочной русской души?

Почему Пушкин столь точно передал все то, что позднее стало известно науке? Генетическая память великого поэта бездонна. Пушкины известны с древнейших времен, их корни уходят к родословным старинных княжеских и царствовавших фамилий: Рюриковичей, Гедеминовичей, Романовых, византийских императоров, английских, греческих и польских королей. Они были любимцами царей и бывали в опале. Среди них были военные и поэты. Род Пушкиных известен на протяжении почти всей русской истории. Его первым представителем был дружинник одного из новгородских князей по имени Ратша.

Праправнук Ратши Гаврила был витязем в дружине Александра Невского. Летопись сохранила рассказ о его военных подвигах в битве со шведами на реке Неве.

Его праправнук по имени Григорий получил прозвище Пушка, которое и стало основой для фамилии Пушкиных. Из этой фамилии происходили многие знаменитые боярские роды в России, впоследствии включенные в «Бархатную книгу» и «Государев родословец». При Иване Грозном было уже более ста семей из рода Пушкиных![6] Но у нас нет сомнений в том, что многоуважаемый Александр Сергеевич заслужил право-быть полноправным собеседником Баюна, что родословное древо Пушкиных намного глубже ушло корнями в землю и в историю русскую.


Заключение

Когда наша работа была завершена, мы обнаружили любопытные факты о том, что Пушкинское Лукоморье, олицетворяющее сказочную Русь, реально существовало! Оно обнаружено на старинных сибирских картах на правобережье Оби. Томский ученый Николай Сергеевич Новгородов на основе своих многолетних исследований, прежде всего на Таймыре, предлагает свой вариант гиперборейской концепции происхождения человечества, согласно которому важную роль в древнейшей истории народов Евразии играло Сибирское Лукоморье - известное русским летописцам Югорское побережье Карского моря. Где находится Лукоморье - олицетворение сказочной, «красно украшенной» Руси? Да и можно ли указать координаты этого сокровенного образа исконной народной мудрости? Томский ученый Николай Новгородов убежден, что можно; приверженец гиперборейской теории происхождения человечества, он предлагает, основываясь на результатах своих многолетних исследований (прежде всего на Таймыре), новый вариант этой теории, согласно которому важную роль в древнейшей истории играет Сибирское Лукоморье - известное еще русским летописцам Югорское побережье Карского моря, откуда пришли строители легендарных подземных городов Сибири... [20]

К сожалению, этой замечательной книги мы пока не нашли, но радует тот факт, что Лукоморье можно считать Гипербореей, хотя, по версии Николая Новгородова, отличной от нашей, она (Гиперборея) находится чуть восточнее, чем мы предполагали.


Литература


1.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практ. справочник: М: Рус. яз. - Медиа, 2007. С.

2. Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977. - С. 100-101,116.

3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1,2. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956. С. 162,208, 272.

4. Демин Н.В. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. - М.: Вече, 1997. - С.61, 92,145.

5. Деревья и кустарники СССР. Под ред. П.И.Ланина. - М.: «Мысль», - 1966. - С.315.

6. Жадько Е.Г. Сто великих династий. М., «Вече»,2001.- С.

7. Зуева Т.В. Система сказочных жанров в русском фольклоре в шк 2006 №3 с,11.

8. Криничная Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа / Н.А.Криничная; Отв. ред. А.К. Микушев; Академия наук СССР, Карельский филиал института языка, литературы и истории, - Л.: Наука, 1988.

9. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 5 т. Т.2 / Сост. и автор прим. С.А.Фомичев. - С.П.: Библиополис., 1993.- С.

10. Русская историческая повесть: В 2-х т. Т. 1 / Сост., подг. Текста, вступ. Статья, коммент. Ю.Беляева. - М.: Худож. лит., 1988.- С.

11.Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20-30-х годов 19в. - М.: «Наука», 1985. - С.

12.Телегин С.М. Полярная традиция в русском фольклоре. Литература в школе.2007. №1. с.13,10.

13. Энциклопедия для детей. Аванта. Домашние питомцы. Т.24. - М.: Аванта, 2004. - С.157.

14. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Сост. Н.В.Чудакова, А.В.Громов; Под общ. ред. О.Г.Хинн.- М.: «АСТ», 1995. - С.145.

15. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения / Сост. Л.А.Багрова; Под общ. Ред. О.Г.Хинн. - М.: АСТ, 1995. С.57.

Ресурсы интернета

16. feb-web.ru. Фундаментальная Электронная Библиотека. Русский фольклор. Михайлов. О локализации пушкинского Лукоморья.

17. anapafuture.ru

18. ru.wikipedia. Кот Баюн. Русалки.

19. www древние славянские мифы и легенды. Библиотека svitk.ru

21


© 2010-2022