Причины падения интереса к чтению как потребности познания мира

К сожалению, современным детям художественную литературу заменили виртуальные, компьютерные игры, видеофильмы и многое другое. Теперь, для того  чтобы знать новости и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Отсюда низкая читательская активность учащихся, нежелание думать, размышлять над прочитанным текстом. Ребёнок подменяет духовность общим кругозором, не восполняя пробелов в своём нравств...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Привить ребёнку вкус к чтению- лучший подарок, который мы можем ему сделать.»

Сесиль Лупан.

К сожалению, современным детям художественную литературу заменили виртуальные, компьютерные игры, видеофильмы и многое другое. Теперь, для того чтобы знать новости и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Отсюда низкая читательская активность учащихся, нежелание думать, размышлять над прочитанным текстом. Ребёнок подменяет духовность общим кругозором, не восполняя пробелов в своём нравственном развитии. Безусловно, возвращение к духовным истокам как источнику, мощному импульсу в развитии личности, помогут учащимся почувствовать потребность духовной красоты, служения ей через художественное слово. Начинать нужно с себя. Если учитель не ограничивает свои уроки механическим воспроизведением материала учебника, а находится в постоянном творческом поиске, много читает сам, может вызвать интерес детей одной лишь мыслью, удачно подобранной фразой из текста (заметьте, не только из программного материала), тогда, я думаю, учитель сможет разбудить внимание ученика, повысить интерес к чтению.

Актуальность рассматриваемой нами темы и состоит в том, что решающее значение в развитии личности ребёнка имеет его интерес к чтению, который год от года резко снижается.

Таким образом, актуальность данной проблемы обосновывает основную цель: привлечь внимание обучающихся к чтению как важному фактору их успешности в обществе.

Нам важно доказать: «Читать - престижно!»

Россию уже давно не называют «самой читающей страной в мире». Об этом свидетельствуют и данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), полученные в ходе специального исследования.

ОЭСР изучила уровень интереса к чтению среди 15-летних подростков в 65 странах. Они учитывали чтение художественной и нехудожественной литературы вне школы, а также газет и журналов. Оказалось, что подростки в Албании, Китае, Казахстане и Таиланде читают значительно больше различной литературы, чем их российские сверстники. В странах, оставивших Россию позади, - более 90% регулярно читающих подростков. Близкие результаты выявились у Индонезии (88%) и Перу (86%). Россия (72%) по количеству читающих подростков уступает Франции, Австралии и Италии, но обгоняет Японию и США.

Современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия даже у выпускников школ. Не может не тревожить уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики… Наше национальное богатство - художественная литература, «создавшая феномен русских «мозгов», - отвергнута современным русским человеком.

Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения.

В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, гендерные предпочтения, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др.

В век развития информационных технологий многие аспекты жизни ушли на второй план. Живое общение сейчас заменяют социальные сети, skype, Интернет и компьютерные игры. Сейчас молодёжь мало читает Пушкина, Лермонтова и Шекспира. Подростки всё больше стараются уйти в мир виртуальный. Через несколько лет Россия может столкнуться с поколением, не знающим русских классиков. Школьники относятся к урокам литературы как к тяжёлой повинности. А ведь чтение - прямой источник грамотности. Чем больше человек читает, тем грамотнее его письменная и устная речь.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области во время весеннего набора 2006 года выявлено 186 юношей, абсолютно не умеющих читать, из числа которых 36 петербуржцев.

С целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества, Российским книжным союзом разработана и реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, до 2020 года.

Обратимся к словарям.
а) «Читать» (согласно толковому словарю русского языка) - значит, воспринимать написанное, произнося или воспроизводя про себя.
б) «Чтение» (как отмечается в специальной литературе) - это специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов. В процессе чтения происходит смысловое восприятие читателем информации, заключенной в текстах. Чтение - это активное взаимодействие между создателями текста и читателями.

Для чего человек читает?
- «Для того, чтобы что-то узнать, для получения знаний», - ответит почти каждый школьник (имея ввиду людей вообще, часто даже не относя это к себе).

У взрослых ответы будут более разнообразны:

- «Для того, чтобы получить информацию - для работы… для дома… для семьи… для себя».

- «Получить удовольствие…»

- «Пополнить знания - для самообразования…»
И все же немаловажна мотивация - с какой целью, в каких случаях человек читает?

Вот некоторые из таких побудительных причин:
- Когда это нужно, все для той же работы - «не требовали бы, не читал бы» (прагматичный подход);

- Чтобы как-то провести время, для досуга (чтение как развлечение);

- Чтобы быть в курсе всех новостей, событий (чтение как любопытство);

- Чтобы узнать новое - устремленность к знаниям, любознательность (чтение как познание);

- Чтобы получить эстетическое наслаждение, для самосовершенствования (чтение как саморазвитие).

Приходиться признать - сегодня, в основном, преобладают первые три из перечисленных мотивов чтения.

Современные школьники читают только произведения по школьной программе. Из круга обсуждаемых ими вопросов исчезло понятие « обсудить прочитанную книгу», всё реже можно услышать вопрос: « Какую книгу ты сейчас читаешь?». Практически ушло то общество, в котором читать было престижно, а не читать - стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. В советское время, говорят работники библиотек, на первом месте среди ответов на вопрос « Что ты любишь делать в свободное время?» всегда стояло - «читать книги». Сейчас чтение ушло на третье - четвёртое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки, игры или работы на компьютере.

Нынешние взрослые не читают и своим детям, и это огромная проблема. Лишь 10% наших малышей слышат свою первую книгу от мамы с папой или бабушек и дедушек. Подавляющее большинство знакомится с книгой в детском саду или в школе.

Уже выросли поколения родителей, которые сами не читают или читают на уровне комиксов и клиповой культуры. А ведь в русских семьях было принято читать друг другу книги вслух - стихи, прозу, порой и нехудожественные произведения, обмениваться мнением о прочитанном. О семейных чтениях, о привычке собираться вместе и читать новые произведения, публикуемые в литературных журналах, пишут мемуаристы и писатели Н. С.Лесков, А. П.Чехов, И. А.Бунин, А. И.Куприн. Художественную литературу использовали и в тех случаях, когда деликатность мешала членам семьи открыто обсудить волнующие их проблемы. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. На протяжении всей истории России книги непременно шли рука об руку с нами.

Возможно, наиболее ярким примером силы книги можно назвать последние дни императора России Николая II. До последних часов семья императора не выпускала из рук книги - родители читали Библию, дабы подготовить свою душу к уходу в иной мир, дочери императора читали лёгкие романы, чтобы как-то отвлечься от происходящего, а маленький сын был увлечён разглядыванием книги о паровозах.

Ставшее крылатым выражение: «Чтение - вот лучшее учение» - не теряет актуальности и в наши дни.

Сегодня развитые страны стараются вырастить читающее поколение, воспитывают в детях любовь к книге и чтению. Только читающее общество является обществом мыслящим. В развитых странах не берут на руководящую работу специалиста, если он читает меньше 400 слов в минуту. Почему? Всё просто: лучше оплатить труд быстро читающего - он сможет работать в большом объёме информации.

Вернёмся в Россию. В средней школе отличниками становятся дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в примерно 150 слов в минуту. Хорошисты - около 120 слов в минуту. Троечники - 80 (90) слов в минуту. Зная это, уже можно предвидеть, как в дальнейшем будет учиться ребёнок. (Рис. 1)

Думаю, планка для отличников должна подняться минимум до 200 слов. Время не стоит на месте и будут предъявляться всё новые и новые требования.

Причины падения интереса к чтению как потребности познания мира

Рисунок 1. Зависимость успешности ребёнка в школе от скорости чтения

Представим себе ученика средней школы, который читает около 50 слов в минуту. К примеру, домашнее задание по истории составляет 6 страниц учебника, или 4500 слов. Разделим 4500 на 50. Получим 1,5 часа. Но при такой низкой скорости чтения ученик за один раз не поймёт то, что написано в учебнике. Ему надо ещё раз прочитать этот текст. 1,5 ч. + 1,5 ч. = 3 ч. Теперь + 6 ч. времени в школе = 9 ч. А ещё письменные задания по другим предметам. Уходит целый день. Будет успевать этот ученик, даже если с ним будут заниматься лучшие учителя? Нет, не будет! Почему?

Правильно - надо сначала научить его читать! Современный ребёнок должен читать бегло! От этого никуда не уйти. Сегодня чтение должно быть организовано таким образом, чтобы ученик отсеивал лишнее, умел выбирать существенное, составляющее основу. Ребёнок должен сам перерабатывать и сжимать информацию.

В школе ещё несколько лет назад практически вся учебная информация, предложенная в учебниках, предварительно подробно излагалась и объяснялась учителем. Детям эта информация давалась ещё раз для прочтения в качестве закрепления. К чему это привело? Дети не знали, как извлечь самостоятельно знания в результате работы с учебной книгой. Ученики не могли сами добывать знания и планировать свою работу.

Современные дети не пассивно получают информацию. Перейдя в среднее звено из начальной школы, могут проявлять инициативу, умеют сами искать информацию, её интерпретировать и применять.

Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным.

Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?
Существуют разные причины такого спада:

1. Усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером.

2. Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло.

3. Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : "Ты теперь большой, читай сам.")

4. Отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Обратившись к труду В.И. Даля, мы обнаружим, что «читать» и «почитать» (чтить) - понятия родственные. Из этого следует - тот, кто взялся за книгу, обязан чтить, уважать автора - тем, что отнесется к тексту вдумчиво и постарается понять главную мысль автора. Здесь выступает этический момент - атрибут Культуры.
Именно в этом и заключается основная задача чтения - усвоить мысль автора, главную идею произведения, для того, чтобы пойти дальше - развить собственную творческую мысль. Это имеет и более далекие, глобальные цели: для выполнения главной эволюционной задачи человеку нужно научиться овладеть мыслью, развить ее, направляя на Общее благо.
Этим даром - «искрой Божьей» - наделен учитель, человек не только сам много читающий, но и умеющий научить читать других. «Учить читать» - это не только показать, как разбирать буквы и слова, но научить искать смысл написанного, развивать воображение - только такое чтение можно считать полезным.
В сложившейся ситуации нам следует помнить, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Например, необходимо удешевить книжную продукцию. Во многих странах, например, в Швеции, Дании, Норвегии, Германии или США, книги считаются не коммерческим, а социальным продуктом и, как следствие, не облагаются налогом на добавленную стоимость. Да, оборот нашего книжного рынка составляет порядка 5 млрд руб. Но к учебникам, научной, классической литературе все же надо относиться как к социальному продукту, на котором нельзя зарабатывать!

Возродить традиции семейного чтения. Каким-то образом надо заставить родителей читать своим детям. Может быть, через школьных учителей - ничего зазорного в этом не вижу.

Привлекать внимание к читательской деятельности, когда можно заработать деньги своим умом (примеры передач «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и т. п.)
В каждой учебной дисциплине, на любом уроке школьный учитель может «приохотить» учеников к чтению, увлекая их за собой в мир Знаний и Прекрасного. И уже тем, что педагог обратит внимание учащихся на издания, где рассказывается об изучаемом предмете, укажет и на интересные места в книге, развивающие чувства и мысль - этим самым и учитель, и учащийся смогут быстрее продвигаться к целям образования, поскольку полезное чтение - это не только благородный, но и весьма благодарный труд. Надо лишь приучить к этому радостному труду, помочь полюбить его. Этому всецело способствует Искусство книги.

Список использованной литературы и информационных источников:

  1. Громова О. М. Откуда берутся нечитающие взрослые. // Библиотека в школе № 1.

  2. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. - М.:МЦБС.2008.

  3. Н. Н. Сметанникова. Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения

  4. В. П. Чудинова. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю.Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 131-164.

  5. В. Чудинова, Е. Голубева. Что читают современные подростки.// Воспитание школьников, №4, 2004. - С. 38.

  6. ********/articles/kontrol-i-obespechenie-kachestva-obrazovaniya-pisa-2009.html

  7. *****/files/publications/Documents/zamknuty_krug_text. pdf

  8. 11. rusla-yrr. *****/2010/10/blog-post_06.html

  9. 12. *****/lib/Konferenciya_%20chtenie/Macuk. htm

  10. 13. *****/1/act/doc. php? o_sec=130&o_doc=1122






МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕЛА СВЯТОСЛАВКА» САМОЙЛОВСКОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ



Муниципальная научно-методическая конференция учителей русского языка и литературы


ДОКЛАД

«Причины падения интереса к чтению как потребности познания мира»


учителя русского языка и

литературы

МБОУ «СОШ с.Святославка»

Гусевой Светланы Петровны




2015 год



© 2010-2022