Современное использование эстетической функции русского языка

Статья рассказывает о важности эстетической функции русского языка в рамках реализации ФГОС. Рассуждения о целесообразности преподавания спецкурсов в современной школе важны для современного учителя-словесника. Изобразительно-выразительные средства русского языка весьма актуальны в свете новых требований к ОГЭ. Различные методики и технологии помогут современному учителю наполнить качественным содержанием любое занятие, направленное на достижение главных целей и задач - развитие лингвистических ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коцарева Ж.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Муниципального казённого

общеобразовательного учреждения

Вознесенской СОШ


Современное использование эстетической функции русского языка

в процессе его преподавания

Эстетика языка, оставаясь долгое время без должного внимания в практике школьного преподавания, становится объектом специального анализа на занятиях

(русский язык, литература) в современной школе. Основной задаче - сближение русского языка и литературы - отвечает такой школьный курс как словесность. Словесность - демонстрация эстетической функции русского языка, проявляющейся в художественных произведениях.

Нужно сказать, что учитель-словесник всегда испытывал неудовлетворение от того, что за унылой чередой разных видов грамматического разбора, списков слов для заучивания, бесконечных рамочек в учебниках и напряжённых ожиданий результатов очередного контрольного диктанта, теста, диагностической работы не видят дети в родном языке самого главного - его удивительного богатства и красоты - того, чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным. И давно было замечено, что не отзывается душа ребёнка на проникновенные высказывания ценителей русского языка, на высказывания о величии, силе и красоте русского слова, поразительном богатстве русской речи.

Создание большинства современных курсов словесности является одним из способов внедрения идеи усиленного внимания к эстетической функции родного языка в процессе его преподавания. А это предполагает:

  1. формирование у учащихся представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена;

  2. осознание учащимися эстетической функции родного языка;

  3. активное развитие у школьников языкового эстетического чувства;

  4. формирование у обучающихся потребности совершенствовать свою собственную речь.

Таким образом, художественный текст становится объектом особого внимания при обучении русскому языку и литературе, поскольку именно в нём наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов. Справедливости ради нужно сказать, что учитель во все времена стремился использовать лучшие образцы литературного творчества при проведении грамматических разборов, в работе над связной речью учащихся на уроках русского языка. Важно ещё и организовать процесс обучения так, чтобы эстетическая функция языка не только не терялась за важной и трудоёмкой грамматической и речевой работой на уроке, но и помогала такой работе, создавая правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта.

Каждый учитель-словесник хорошо знает, что проверяются и на ОГЭ умения, связанные с языковым анализом текста, с поиском изобразительно-выразительных средств, использованных в нём.

Следовательно, внимание к эстетической стороне изучаемых явлений языка является на сегодняшний день обязательным компонентом обучения русскому языку в школе. Соответствующие знания и умения проверяются на заключительном этапе обучения. При этом особые надежды возлагаются на старшие классы, где можно создать условия для воспитания способности осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте, чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием читать, а в рамках новых требований, возможно и создание творческой работы, предполагающей высокий процент начитанности.

Однако такая грандиозная работа в старших классах невозможна без планомерной подготовки младших школьников. Поэтому, начиная с 5 класса (требования ФГОС), необходима предварительная работа (1 этап - подготовительный): включение в ход занятия специальных сведений об изобразительно-выразительных возможностях изучаемых явлений языка, формирование элементарных навыков лингвоэтического анализа небольших по объёму фрагментов художественных текстов. Второй этап - основной - (7-9 классы) систематическое проведение специальных занятий, элективных курсов (например, «Язык художественных произведений», «Русская словесность») построенных на интеграции лингвистических и литературоведческих понятий и направленных на раскрытие эстетической функции родного языка, максимально проявляющейся в художественных текстах. Профилирующий третий этап (10-11 классы) - формирование навыков анализа художественного текста на занятиях спецкурса, посвящённого изучению единства содержания литературного произведения и способов языкового выражения содержания. Следовательно, эстетическая функция родного языка более полноценно раскрывается перед обучающимися в процессе поэтапного обучения, где изучаются следующие аспекты:

  • звуковые образные средства языка (фонетическая система)

  • изобразительные возможности средств письма (текст, орфография, пунктуация)

  • изобразительные ресурсы русского словообразования (внутренняя форма слова)

  • лексическое богатство русского языка (тропы, фигуры)

  • морфологические средства выразительности русской речи (экспрессия)

  • синтаксическое богатство русского языка.

Безусловно, анализ текстов позволяет расширить круг знаний о языке, его эстетической функции, о роли языковых явлений, изучаемых на занятиях русского языка, в создании художественного образа, в передаче настроений, чувств. Развивается способность оценивать высказывания с эстетической точки зрения. И постепенно обучающийся овладевает элементарными навыками лингвостилистического анализа текста. План анализа у каждого словесника свой, кто-то делает акцент на фонетико-интонационные особенности текста, кто-то более детально изучает грамматическую сторону текста, но всё это направлено на развитие образного восприятия, на использование изобразительных средств языка в своей собственной речевой практике.

Формы и методы проведения элективных курсов словесности весьма разнообразны:

  • в творческой лаборатории писателя (сопоставительный анализ черновых вариантов рукописи и окончательного текста);

  • школа юного лингвиста (занятия, на которых анализируются результаты самостоятельного исследования учащихся);

  • сочиняем сами ( литературное творчество);

  • глазами режиссёра (занятия, на которых идёт работа над выразительным чтением художественных текстов);

  • содружество искусств (цикл занятий, на которых рассматривают произведения литературного творчества в сравнении с произведениями других видов искусств, например, М.Ю.Лермонтов «Сосна» и И.Шишкин «На севере диком»).

Итак, внимание к эстетической функции языка - это одно из современных требований к преподаванию русского языка и литературы в школе.

© 2010-2022