- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Современное использование эстетической функции русского языка
Современное использование эстетической функции русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коцарева Ж.А. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Коцарева Ж.А.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Муниципального казённого
общеобразовательного учреждения
Вознесенской СОШ
Современное использование эстетической функции русского языка
в процессе его преподавания
Эстетика языка, оставаясь долгое время без должного внимания в практике школьного преподавания, становится объектом специального анализа на занятиях
(русский язык, литература) в современной школе. Основной задаче - сближение русского языка и литературы - отвечает такой школьный курс как словесность. Словесность - демонстрация эстетической функции русского языка, проявляющейся в художественных произведениях.
Нужно сказать, что учитель-словесник всегда испытывал неудовлетворение от того, что за унылой чередой разных видов грамматического разбора, списков слов для заучивания, бесконечных рамочек в учебниках и напряжённых ожиданий результатов очередного контрольного диктанта, теста, диагностической работы не видят дети в родном языке самого главного - его удивительного богатства и красоты - того, чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным. И давно было замечено, что не отзывается душа ребёнка на проникновенные высказывания ценителей русского языка, на высказывания о величии, силе и красоте русского слова, поразительном богатстве русской речи.
Создание большинства современных курсов словесности является одним из способов внедрения идеи усиленного внимания к эстетической функции родного языка в процессе его преподавания. А это предполагает:
-
формирование у учащихся представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена;
-
осознание учащимися эстетической функции родного языка;
-
активное развитие у школьников языкового эстетического чувства;
-
формирование у обучающихся потребности совершенствовать свою собственную речь.
Таким образом, художественный текст становится объектом особого внимания при обучении русскому языку и литературе, поскольку именно в нём наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов. Справедливости ради нужно сказать, что учитель во все времена стремился использовать лучшие образцы литературного творчества при проведении грамматических разборов, в работе над связной речью учащихся на уроках русского языка. Важно ещё и организовать процесс обучения так, чтобы эстетическая функция языка не только не терялась за важной и трудоёмкой грамматической и речевой работой на уроке, но и помогала такой работе, создавая правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта.
Каждый учитель-словесник хорошо знает, что проверяются и на ОГЭ умения, связанные с языковым анализом текста, с поиском изобразительно-выразительных средств, использованных в нём.
Следовательно, внимание к эстетической стороне изучаемых явлений языка является на сегодняшний день обязательным компонентом обучения русскому языку в школе. Соответствующие знания и умения проверяются на заключительном этапе обучения. При этом особые надежды возлагаются на старшие классы, где можно создать условия для воспитания способности осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте, чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием читать, а в рамках новых требований, возможно и создание творческой работы, предполагающей высокий процент начитанности.
Однако такая грандиозная работа в старших классах невозможна без планомерной подготовки младших школьников. Поэтому, начиная с 5 класса (требования ФГОС), необходима предварительная работа (1 этап - подготовительный): включение в ход занятия специальных сведений об изобразительно-выразительных возможностях изучаемых явлений языка, формирование элементарных навыков лингвоэтического анализа небольших по объёму фрагментов художественных текстов. Второй этап - основной - (7-9 классы) систематическое проведение специальных занятий, элективных курсов (например, «Язык художественных произведений», «Русская словесность») построенных на интеграции лингвистических и литературоведческих понятий и направленных на раскрытие эстетической функции родного языка, максимально проявляющейся в художественных текстах. Профилирующий третий этап (10-11 классы) - формирование навыков анализа художественного текста на занятиях спецкурса, посвящённого изучению единства содержания литературного произведения и способов языкового выражения содержания. Следовательно, эстетическая функция родного языка более полноценно раскрывается перед обучающимися в процессе поэтапного обучения, где изучаются следующие аспекты:
-
звуковые образные средства языка (фонетическая система)
-
изобразительные возможности средств письма (текст, орфография, пунктуация)
-
изобразительные ресурсы русского словообразования (внутренняя форма слова)
-
лексическое богатство русского языка (тропы, фигуры)
-
морфологические средства выразительности русской речи (экспрессия)
-
синтаксическое богатство русского языка.
Безусловно, анализ текстов позволяет расширить круг знаний о языке, его эстетической функции, о роли языковых явлений, изучаемых на занятиях русского языка, в создании художественного образа, в передаче настроений, чувств. Развивается способность оценивать высказывания с эстетической точки зрения. И постепенно обучающийся овладевает элементарными навыками лингвостилистического анализа текста. План анализа у каждого словесника свой, кто-то делает акцент на фонетико-интонационные особенности текста, кто-то более детально изучает грамматическую сторону текста, но всё это направлено на развитие образного восприятия, на использование изобразительных средств языка в своей собственной речевой практике.
Формы и методы проведения элективных курсов словесности весьма разнообразны:
-
в творческой лаборатории писателя (сопоставительный анализ черновых вариантов рукописи и окончательного текста);
-
школа юного лингвиста (занятия, на которых анализируются результаты самостоятельного исследования учащихся);
-
сочиняем сами ( литературное творчество);
-
глазами режиссёра (занятия, на которых идёт работа над выразительным чтением художественных текстов);
-
содружество искусств (цикл занятий, на которых рассматривают произведения литературного творчества в сравнении с произведениями других видов искусств, например, М.Ю.Лермонтов «Сосна» и И.Шишкин «На севере диком»).
Итак, внимание к эстетической функции языка - это одно из современных требований к преподаванию русского языка и литературы в школе.