- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытого урока-презентации посвященного творчеству В. М. Шукшина Я родом из деревни
Открытого урока-презентации посвященного творчеству В. М. Шукшина Я родом из деревни
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Нуржанова Б.Т. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Г. Атырау. Школа-лицей № 20 имени А.С.Пушкина.
Урок-презентация
творчества В.М.Шукшина
Урок внеклассного чтения
по русской литературе
в 10 «В» классе
Учитель русского языка и литературы:
Нуржанова Батима Тулегеновна
2014-2015 учебный год
Тема: «Я родом из деревни…»
Урок-презентация творчества Василия Шукшина.
Цель урока:
Ознакомить с творчеством В.М.Шукшина, писателя, драматурга, артиста. Привить интерес к творчеству, расширить представление о писателе, углубить понимание его произведений. Помочь учащимся понять, что Шукшин-художник, которому присуще желание найти ответы на коренные, вечные вопросы жизни.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Метод обучения: словесный, наглядный.
Форма урока: урок-презентация
Оборудование урока: портреты В.М.Шукшина, фотовыставка с видами села Сростки, родных Шукшина; уголок деревенской избы, интерактивная доска, цветные слайды.
Ход урока
I.Организационный момент
(Запись числа в тетради, отметка отсутствующих)
2.Слово учителя: Ребята! Сегодня у нас урок внеклассного чтения. И его мы посвящаем творчеству В.М.Шукшина.
(На интерактивной доске демонстрируется портрет Шукшина)
Василий Макарович Шукшин - это знаменитый советский писатель, замечательный драматург, удивительный кинорежиссер, талантливый актер.
3.Сообщение « Биография В.Шукшина»
(На интерактивной доске картинки с видами деревни, родственниками Шукшина)
Комментарий учителя:
В.М.Шукшин прожил всего 45 лет.
Разметалось село в предгорьях
Где Катунь расплескались светло,
Знало вдоволь и лиха и горя
Стародавнее это село.
Край сибирский,
Пейзаж неброский,
Бьет в берег Катуни волна,
Знает каждый в России, что Стростки,
Это родина Шукшина.
Жизнь его складывалась неблагоприятно: это раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, отсутствие собственной крыши над головой в зрелые годы. Но несмотря на это все, всего 10-12 лет было достаточно, чтобы написать более 120 рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять кинофильмов и сыграть более 20 ролей. Сам Шукшин накануне своей безвременной смерти считал, что творческая жизнь у него только начинается.
4. Рассказ «Дядя Ермолай» ( Комментарий к рассказу.)
Автор, писатель Шукшин изобразил простого сельского труженика до мозга костей верного служению своему делу. Это трудяга. Он душой болеет за колхозное добро. Послав в грозовую ночь двух мальчишек сторожить ток, сам не выдерживая, идет следом за ними. Автор не говорит нам, почему дед Ермолай отправился на ток, ребят ли хотел проверить или беспокоился о них. Он как бы говорит нам « Пусть читатель сам догадается».
5. Слово учителя : - О чем хотел напомнить писатель Шукшин своим рассказом?
Ответ: Есть люди, которые всей душой ответственны за судьбы людей, за общее колхозное добро.
6. « О рассказе «Микроскоп»
Комментарий к рассказу:
Простой русский мужик из рассказа «Микроскоп» Андрей Ерин- наивный человек. Купив микроскоп и увидев в капельке воды микробы и бактерии, он решил стать ученым и уничтожить эти кишащие микробы. Герой рассказа Андрей чудаковатый, но здравомыслящий человек. Он имеет свои интересы, склонности, желания.
Учитель: Шукшин искал в людях стремление к полноценному творческому существованию, но стремление это разное, несколько причудливое.
7. Рассказ «Мастер»
Комментарий:
Ничего не добился Семка Рысь. Но одно только намерение и желание отремонтировать храм оставляет в нашей душе глубокое уважение. Это говорит о его высоких нравственных качествах. Мы проникаемся уважением к этому человеку. Как говорил сам Шукшин важно не событие, а движение души.
Учитель: Ему, дорога красота родной земли, он искренне болел за сохранение исторических ценностей.
8.Киноповесть «Калина красная»
Комментарий к повести: Егор Прокудин-это самый сложный и противоречивый образ героев Шукшина. Писатель показывает нам нравственные борения в душе человека в самый трудный момент его жизни.
Автор показывает нам его то жестоким, то добрым, то смешным и грустным. Его терзают мучительные страдания и раздумья о человеческой сущности.
Только добро и человеческое соучастие помогают вернуться к настоящей жизни.
9.Просмотр эпизода из киносюжета «КАЛИНА КРАСНАЯ»
10. Заключительное слово учителя: «Героем в кирзовых сапогах» назвал его писатель С.П.Залыгин. Этот герой упорно, постоянно всматривается в самого себя, в то, что происходит с ним в быту, в повседневности. Послушаем, что хотел сказать нам сам В.Шукшин.
Ученик, изображающий Шукшина сидит у окна деревенской избы и рассуждает:
«Моё ли это - моя родина, где я родился и вырос? Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько.
Русский народ за всю историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, доброту…
Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нашими отцами и дедами.
Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком!»
Да, будь человеком! Своими произведениями писатель как бы хотел сказать «Будь человеком. Проживи достойную жизнь.»
Шукшин заставил нас задуматься о человеческой ценности, о настоящей интеллигентности, о внутреннем достоинстве человека.
-Хочешь быть мастером,
Макай своё перо в правду,
Ничем другим больше не удивишь.
В.Шукшин.
За свою творческую деятельности Шукшин был удостоен таких наград: (Демонстрируются слайды)
11. Домашнее задание: Напишите эссе на тему: «Чем понравились (не понравились)рассказы Шукшина»
12.Подведение итогов: Вот и ознакомились мы с произведениями Шукшина. Какие впечатления они оставили?
Комментарий оценок…
Г. Атырау. Школа-лицей имени А.С.Пушкина.
Урок-презентация
творчества В.М.Шукшина.
10 «В» класс
Учитель: Нуржанова Батима Төлегенқызы
Тема: «Я родом из деревни…» Урок-презентация творчества
Василия Шукшина.
Цель урока:
Ознакомить с творчеством В.М.Шукшина, писателя, драматурга, артиста. Привить интерес к творчеству, расширить представление о писателе, углубить понимание его произведений. Помочь учащимся понять, что Шукшин-художник, которому присуще желание найти ответы на коренные, вечные вопросы жизни.
Тип урока: Урок сообщения новых знаний.
Метод обучения: Словесный, наглядный.
Форма урока: Урок-презентация
Оборудование урока: Портреты В.М.Шукшина, фотовыставка с видами села
Сростки, родных Шукшина. Уголок деревенской
избы, интерактивная доска, цветные слайды.
Ход урока
I Организационный момент
(Запись числа в тетради, отметка отсутствующих)
Слово учителя: Ребята! Сегодня у нас урок внеклассного чтения. И его мы посвящаем творчеству В.М.Шукшина.
(На интерактивной доске демонстрируется портрет Шукшина)
Василий Макарович Шукшин - это знаменитый советский писатель, замечательный драматург, удивительный кинорежиссер, талантливый актер.
План урока:
-
Краткая биография.
-
Рассказ «Дядя Ермолай»
-
О рассказе «Микроскоп»
-
Герой рассказа «Мастер» Семка Рысь.
-
Киноповесть «Калина Красная»
Разметалось село в предгорьях
Где Катунь расплескались светло,
Знало вдоволь и лиха и горя
Стародавнее это село.
Край сибирский,
Пейзаж неброский,
Бьет в берег Катуни волна,
Знает каждый в России, что Стростки,
Это родина Шукшина.
-
С биографией В.Шукшина выступает Ақжігітова Айдана.
(На интерактивной доске картинки с видами деревни, родственниками Шукшина)
Комментарий учителя:
В.М.Шукшин прожил всего 45 лет. Жизнь его складывалась неблагоприятно: это раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, отсутствие собственной крыши над головой в зрелые годы. Но несмотря на это все, всего 10-12 лет было достаточно, чтобы написать более 120 рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять кинофильмов и сыграть более 20 ролей. Сам Шукшин накануне своей безвременной смерти считал, что творческая жизнь у него только начинается.
2. Рассказ «Дядя Ермолай» (Мамаева А.)
Комментарий к рассказу (Күрайыш Б.)
Автор, писатель Шукшин изобразил простого сельского труженика до мозга костей верного служению своему делу. Это трудяга. Он душой болеет за колхозное добро. Послав в грозовую ночь двух мальчишек сторожить ток, сам не выдерживая, идет следом за ними. Автор не говорит нам, почему дед Ермолай отправился на ток, ребят ли хотел проверить или беспокоился о них. Он как бы говорит нам « Пусть читатель сам догадается».
Учитель: О чем хотел напомнить писатель Шукшин своим рассказом?
-Ответ. Есть люди, которые всей душой ответственны за судьбы людей, за общее колхозное добро.
3. С кратким содержанием рассказа «Микроскоп» выступает Кауланбаева Арида.
Комментарий:
Простой русский мужик из «Микроскоп» Андрей Ерин наивный человек Купив микроскоп и увидев в капельке воды микробы и бактерии, он решил стать ученым и уничтожить эти кишащие микробы. Герой рассказа Андрей чудаковатый, но здравомыслящий человек. Он имеет свои интересы, склонности, желания.
Учитель: Шукшин искал в людях стремление к полноценному творческому существованию, но стремление это разное, несколько причудливое.
4. Краткое содержание рассказа «Мастер» пересказывает Даулетова Н.
Комментарий: Куанышева А.
Ничего не добился Семка Рысь. Но одно только намерение и желание отремонтировать храм оставляет в нашей душе глубокое уважение. Это говорит о его высоких нравственных качествах. Мы проникаемся уважением к этому человеку. Как говорил сам Шукшин важно не событие, а движение души.
Учитель: Ему, дорога красота родной земли, он искренне болел за сохранение исторических ценностей.
5.Киноповесть «Калина красная»
(Краткий сюжет кинокартины) Кошембаева Ж.
Комментарий к повести: Егор Прокудин-это самый сложный и противоречивый образ героев Шукшина. Писатель показывает нам нравственные борения в душе человека в самый трудный момент его жизни.
Автор показывает нам его то жестоким, то добрым, то смешным и грустным. Его терзают мучительные страдания и раздумья о человеческой сущности.
Только добро и человеческое соучаствия помогают вернуться у настоящей жизни.
(Просмотр эпизода из киносюжета «КАЛИНА КРАСНАЯ»)
Учитель: «Героем в кирзовых сапогах» назвал его писатель С.П.Залыгин. Этот герой упорно, постоянно всматривается в самого себя, в то, что происходит с ним в быту, в повседневности. Послушаем, что хотел сказать нам сам В.Шукшин.
Ученик, изображающий Шукшина сидит у окна деревенской избы и рассуждает:
«Моё ли это - моя родина, где я родился и вырос? Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько.
Русский народ за всю историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, доброту…
Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нашими отцами и дедами.
Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком!»
Учитель: Да, будь человеком! Своими произведениями писатель как бы хотел сказать «Будь человеком. Проживи достойную жизнь.»
Шукшин заставил нас задуматься о человеческой ценности, о настоящей интеллигентности, о внутреннем достоинстве человека.
-Хочешь быть мастером,
Макай своё перо в правду,
Ничем другим больше не удивишь.
В.Шукшин.
За свою творческую деятельности Шукшин был удостоен таких наград: (Демонстрируются слайды)
Учитель: Вот и ознакомились мы с произведениями Шукшина. Какие впечатления они оставили? Напишите эссе на тему: «Чем понравились (не понравились) произведения Шукшина?»
Комментарий оценок…