Открытого урока-презентации посвященного творчеству В. М. Шукшина Я родом из деревни

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Г. Атырау. Школа-лицей № 20 имени А.С.Пушкина.



Урок-презентация

творчества В.М.Шукшина

Урок внеклассного чтения

по русской литературе

в 10 «В» классе

Учитель русского языка и литературы:

Нуржанова Батима Тулегеновна





2014-2015 учебный год



Тема: «Я родом из деревни…»

Урок-презентация творчества Василия Шукшина.

Цель урока:

Ознакомить с творчеством В.М.Шукшина, писателя, драматурга, артиста. Привить интерес к творчеству, расширить представление о писателе, углубить понимание его произведений. Помочь учащимся понять, что Шукшин-художник, которому присуще желание найти ответы на коренные, вечные вопросы жизни.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Метод обучения: словесный, наглядный.

Форма урока: урок-презентация

Оборудование урока: портреты В.М.Шукшина, фотовыставка с видами села Сростки, родных Шукшина; уголок деревенской избы, интерактивная доска, цветные слайды.

Ход урока

I.Организационный момент

(Запись числа в тетради, отметка отсутствующих)

2.Слово учителя: Ребята! Сегодня у нас урок внеклассного чтения. И его мы посвящаем творчеству В.М.Шукшина.

(На интерактивной доске демонстрируется портрет Шукшина)

Василий Макарович Шукшин - это знаменитый советский писатель, замечательный драматург, удивительный кинорежиссер, талантливый актер.

3.Сообщение « Биография В.Шукшина»

(На интерактивной доске картинки с видами деревни, родственниками Шукшина)

Комментарий учителя:

В.М.Шукшин прожил всего 45 лет.

Разметалось село в предгорьях

Где Катунь расплескались светло,

Знало вдоволь и лиха и горя

Стародавнее это село.

Край сибирский,

Пейзаж неброский,

Бьет в берег Катуни волна,

Знает каждый в России, что Стростки,

Это родина Шукшина.

Жизнь его складывалась неблагоприятно: это раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, отсутствие собственной крыши над головой в зрелые годы. Но несмотря на это все, всего 10-12 лет было достаточно, чтобы написать более 120 рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять кинофильмов и сыграть более 20 ролей. Сам Шукшин накануне своей безвременной смерти считал, что творческая жизнь у него только начинается.

4. Рассказ «Дядя Ермолай» ( Комментарий к рассказу.)

Автор, писатель Шукшин изобразил простого сельского труженика до мозга костей верного служению своему делу. Это трудяга. Он душой болеет за колхозное добро. Послав в грозовую ночь двух мальчишек сторожить ток, сам не выдерживая, идет следом за ними. Автор не говорит нам, почему дед Ермолай отправился на ток, ребят ли хотел проверить или беспокоился о них. Он как бы говорит нам « Пусть читатель сам догадается».

5. Слово учителя : - О чем хотел напомнить писатель Шукшин своим рассказом?

Ответ: Есть люди, которые всей душой ответственны за судьбы людей, за общее колхозное добро.

6. « О рассказе «Микроскоп»

Комментарий к рассказу:

Простой русский мужик из рассказа «Микроскоп» Андрей Ерин- наивный человек. Купив микроскоп и увидев в капельке воды микробы и бактерии, он решил стать ученым и уничтожить эти кишащие микробы. Герой рассказа Андрей чудаковатый, но здравомыслящий человек. Он имеет свои интересы, склонности, желания.

Учитель: Шукшин искал в людях стремление к полноценному творческому существованию, но стремление это разное, несколько причудливое.

7. Рассказ «Мастер»

Комментарий:

Ничего не добился Семка Рысь. Но одно только намерение и желание отремонтировать храм оставляет в нашей душе глубокое уважение. Это говорит о его высоких нравственных качествах. Мы проникаемся уважением к этому человеку. Как говорил сам Шукшин важно не событие, а движение души.

Учитель: Ему, дорога красота родной земли, он искренне болел за сохранение исторических ценностей.

8.Киноповесть «Калина красная»

Комментарий к повести: Егор Прокудин-это самый сложный и противоречивый образ героев Шукшина. Писатель показывает нам нравственные борения в душе человека в самый трудный момент его жизни.

Автор показывает нам его то жестоким, то добрым, то смешным и грустным. Его терзают мучительные страдания и раздумья о человеческой сущности.

Только добро и человеческое соучастие помогают вернуться к настоящей жизни.

9.Просмотр эпизода из киносюжета «КАЛИНА КРАСНАЯ»

10. Заключительное слово учителя: «Героем в кирзовых сапогах» назвал его писатель С.П.Залыгин. Этот герой упорно, постоянно всматривается в самого себя, в то, что происходит с ним в быту, в повседневности. Послушаем, что хотел сказать нам сам В.Шукшин.

Ученик, изображающий Шукшина сидит у окна деревенской избы и рассуждает:

«Моё ли это - моя родина, где я родился и вырос? Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько.

Русский народ за всю историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, доброту…

Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нашими отцами и дедами.

Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком!»

Да, будь человеком! Своими произведениями писатель как бы хотел сказать «Будь человеком. Проживи достойную жизнь.»

Шукшин заставил нас задуматься о человеческой ценности, о настоящей интеллигентности, о внутреннем достоинстве человека.

-Хочешь быть мастером,

Макай своё перо в правду,

Ничем другим больше не удивишь.

В.Шукшин.

За свою творческую деятельности Шукшин был удостоен таких наград: (Демонстрируются слайды)

11. Домашнее задание: Напишите эссе на тему: «Чем понравились (не понравились)рассказы Шукшина»

12.Подведение итогов: Вот и ознакомились мы с произведениями Шукшина. Какие впечатления они оставили?

Комментарий оценок…















Г. Атырау. Школа-лицей имени А.С.Пушкина.



Урок-презентация

творчества В.М.Шукшина.

10 «В» класс

Учитель: Нуржанова Батима Төлегенқызы

Тема: «Я родом из деревни…» Урок-презентация творчества

Василия Шукшина.

Цель урока:

Ознакомить с творчеством В.М.Шукшина, писателя, драматурга, артиста. Привить интерес к творчеству, расширить представление о писателе, углубить понимание его произведений. Помочь учащимся понять, что Шукшин-художник, которому присуще желание найти ответы на коренные, вечные вопросы жизни.

Тип урока: Урок сообщения новых знаний.

Метод обучения: Словесный, наглядный.

Форма урока: Урок-презентация

Оборудование урока: Портреты В.М.Шукшина, фотовыставка с видами села

Сростки, родных Шукшина. Уголок деревенской

избы, интерактивная доска, цветные слайды.

Ход урока

I Организационный момент

(Запись числа в тетради, отметка отсутствующих)

Слово учителя: Ребята! Сегодня у нас урок внеклассного чтения. И его мы посвящаем творчеству В.М.Шукшина.

(На интерактивной доске демонстрируется портрет Шукшина)

Василий Макарович Шукшин - это знаменитый советский писатель, замечательный драматург, удивительный кинорежиссер, талантливый актер.

План урока:

  1. Краткая биография.

  2. Рассказ «Дядя Ермолай»

  3. О рассказе «Микроскоп»

  4. Герой рассказа «Мастер» Семка Рысь.

  5. Киноповесть «Калина Красная»

Разметалось село в предгорьях

Где Катунь расплескались светло,

Знало вдоволь и лиха и горя

Стародавнее это село.

Край сибирский,

Пейзаж неброский,

Бьет в берег Катуни волна,

Знает каждый в России, что Стростки,

Это родина Шукшина.



  1. С биографией В.Шукшина выступает Ақжігітова Айдана.

(На интерактивной доске картинки с видами деревни, родственниками Шукшина)

Комментарий учителя:

В.М.Шукшин прожил всего 45 лет. Жизнь его складывалась неблагоприятно: это раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, отсутствие собственной крыши над головой в зрелые годы. Но несмотря на это все, всего 10-12 лет было достаточно, чтобы написать более 120 рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять кинофильмов и сыграть более 20 ролей. Сам Шукшин накануне своей безвременной смерти считал, что творческая жизнь у него только начинается.

2. Рассказ «Дядя Ермолай» (Мамаева А.)

Комментарий к рассказу (Күрайыш Б.)

Автор, писатель Шукшин изобразил простого сельского труженика до мозга костей верного служению своему делу. Это трудяга. Он душой болеет за колхозное добро. Послав в грозовую ночь двух мальчишек сторожить ток, сам не выдерживая, идет следом за ними. Автор не говорит нам, почему дед Ермолай отправился на ток, ребят ли хотел проверить или беспокоился о них. Он как бы говорит нам « Пусть читатель сам догадается».

Учитель: О чем хотел напомнить писатель Шукшин своим рассказом?

-Ответ. Есть люди, которые всей душой ответственны за судьбы людей, за общее колхозное добро.

3. С кратким содержанием рассказа «Микроскоп» выступает Кауланбаева Арида.

Комментарий:

Простой русский мужик из «Микроскоп» Андрей Ерин наивный человек Купив микроскоп и увидев в капельке воды микробы и бактерии, он решил стать ученым и уничтожить эти кишащие микробы. Герой рассказа Андрей чудаковатый, но здравомыслящий человек. Он имеет свои интересы, склонности, желания.

Учитель: Шукшин искал в людях стремление к полноценному творческому существованию, но стремление это разное, несколько причудливое.

4. Краткое содержание рассказа «Мастер» пересказывает Даулетова Н.

Комментарий: Куанышева А.

Ничего не добился Семка Рысь. Но одно только намерение и желание отремонтировать храм оставляет в нашей душе глубокое уважение. Это говорит о его высоких нравственных качествах. Мы проникаемся уважением к этому человеку. Как говорил сам Шукшин важно не событие, а движение души.

Учитель: Ему, дорога красота родной земли, он искренне болел за сохранение исторических ценностей.

5.Киноповесть «Калина красная»

(Краткий сюжет кинокартины) Кошембаева Ж.

Комментарий к повести: Егор Прокудин-это самый сложный и противоречивый образ героев Шукшина. Писатель показывает нам нравственные борения в душе человека в самый трудный момент его жизни.

Автор показывает нам его то жестоким, то добрым, то смешным и грустным. Его терзают мучительные страдания и раздумья о человеческой сущности.

Только добро и человеческое соучаствия помогают вернуться у настоящей жизни.

(Просмотр эпизода из киносюжета «КАЛИНА КРАСНАЯ»)

Учитель: «Героем в кирзовых сапогах» назвал его писатель С.П.Залыгин. Этот герой упорно, постоянно всматривается в самого себя, в то, что происходит с ним в быту, в повседневности. Послушаем, что хотел сказать нам сам В.Шукшин.

Ученик, изображающий Шукшина сидит у окна деревенской избы и рассуждает:

«Моё ли это - моя родина, где я родился и вырос? Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько.

Русский народ за всю историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, доброту…

Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нашими отцами и дедами.

Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком!»

Учитель: Да, будь человеком! Своими произведениями писатель как бы хотел сказать «Будь человеком. Проживи достойную жизнь.»

Шукшин заставил нас задуматься о человеческой ценности, о настоящей интеллигентности, о внутреннем достоинстве человека.

-Хочешь быть мастером,

Макай своё перо в правду,

Ничем другим больше не удивишь.

В.Шукшин.

За свою творческую деятельности Шукшин был удостоен таких наград: (Демонстрируются слайды)

Учитель: Вот и ознакомились мы с произведениями Шукшина. Какие впечатления они оставили? Напишите эссе на тему: «Чем понравились (не понравились) произведения Шукшина?»

Комментарий оценок…



© 2010-2022