Урок по русской литературе по рассказу М. Шолохова Судьба человека

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема войны в рассказе М. Шолохова « Судьба человека»

Цели: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова-психолога в раскрытии характера Андрея Соколова; актуализация знаний, умений и навыков; провести словарную работу; проанализировать содержание текста; прививать интерес к чтению художественных произведений.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Настрой на тему урока:прочитайте эпиграф к нашему уроку» «Человек всегда может и должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжёлые , подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов…» Речь сегодня пойдёт о «русском достоинстве и гордости».

Назовите тематику стихотворений, выше перечисленных поэтов. Правильно, их объединяет тема войны.

  1. Составьте кластер на тему «война»

1 группа подбирает только прилагательные, 2 группа подбирает только глаголы.

  1. Словарная работа.

Ребята, мы с вами прочитали рассказ М.Шолохова « Судьба человека». О каком психическом свойстве человека мидёт речь в данном произведении? Правильно, характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении: человек с характером, сильный характер...

Назовите лучшие черты характера: гордость, честность, патриотизм, уверенность в себе, достоинство, честь, благородство, храбрость, милосердие.

Андрей Соколов - главный герой рассказа, и есть носитель типичных черт национального характера - человечности, силы духа, стойкости и мужества.

  1. Работа в группе.

1 группа пересказывает эпизод под названием «Мирная жизнь Андрея».

2 группа даёт описание-характеристику его жены Ирины.

Текстологи обращают внимание на этимологию слова « счастье» - его можно понимать как часть жизни, участие в ней.

Аналитики приводят свои доводы «за» и « против» утверждения К.С.Станиславского: « Счастье - это состояние души».

Психологи утверждают, что бытуют выражения « счастливая судьба, счастливый случай».

  • Вспомните выражение « счастливый характер». Как вы его понимаете?

  • Значит признаки счастливого человека - живёт просто, незаметно, стремится к главному делу своей жизни,к самовыражению; радуется жизни, дарит радость другим; доброжелателен к людям.

  1. Этическая беседа.

  • От чего же или от кого зависит, быть или не быть счастливым?

  • Возможно, Н.Карамзин был прав, когда утверждал, что счастье есть дело судьбы, ума и характера.

  • Отец семейства Андрей Соколов был оторван от жены и детей в роковой день сорок первого года. Так история вмешалась в судьбу человека.

  1. Работа в группе.

1 группа читает с комментариями эпизод « Сцена прощания». Аналитики отмечают, что воспоминания героя полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене, которая в недобром предчувствии надвигающейся неотвратимо беды сказала: « Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом свете».

Текстологи находят сравнения: « моя прижалась ко мне, как лист к ветке; сама всё вперёд клонится, будто хочет шагнуть против сильног ветра; словно подбитая птица, она готова прикрыть своих детей от обрушившегося горя».

В Образе Андрея Соколова Шолохов воплотил свои представления о том, каким должен быть человек. В годы гражданской войны он сражался за Советскую власть в рядах Красной Армии, в годы В.О.войны - с первых дней на фронте.

Что же такое он выполнял? Что таоке долг?

Долг - это нравственное требование к личности, выступающее как общественная необходимость.

  • Согласны ли вы с утверждением, что твёрдое сознание долга есть венец характера? Выдержал ли характер Соколова ношу долга?

2 группа анализирует эпизод « Доставка снарядов гаубичной батарее».

Андрей Соколов рассказывает...

Аналитики отмечают, что слова « я должен» определяют все поступки Соколова. Он должен убить предателя Крыжнёва, чтобы спасти товарищей по плену, он должен поделиться кусочком хлеба с узниками лагеря, он должен бежать из плена, захватив немецкого офицера.

Назовите эпизод, в котором чётко определился характер Соколова : вызов к коменданту концлагеря.

Почему Андрей Соколов отказался выпить за победу « немецкого оружия?»

Какова же, по-вашему, цена чести? А достоинства?

В чём сходство и различие понятий «честь», « достоинство», « гордость»?

Подумайте над высказываниями мудрых (раздать карточки). А теперь попытайтесь так же сформулировать, в чём вы видите честь и достоинство.

-Почему комендант Мюллер подарил Соколову жизнь?

- Как Мюллер характеризует военнопленного?

-Какие ещё испытания ждут Андрея?

- Сломили ли они героя?

- В чём смысл названия рассказа?

- Что же такое судьба? Составьте кластер.

Вывод: в названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Это и история Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Заглавие рассказа носит обощённый характер: перед нами судьба не только Андрея Соколова, но и, « маленькой птахи» Ванюшки. Два осиротевших человека обретают другв друге общую судьбу: мальчик находит своего « папку», а у мужчины, решившего взять ребёнка себе в « сынки», сразу « на душе стало легко и как-то светло».

  1. Составить цветограмму сердца Андрея Соколова.

  2. Рефлексия: Что нового вы узнали о характере русского солдата?

Какие качества помогли преодолеть Андрею Соколову все тяготы судьбы?

Можно ли связать судьбу главного героя с судьбой всего народа?

  1. Домашнее задание: написать эссе на тему « Линии моей судьбы».





© 2010-2022