- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русской литературе по рассказу М. Шолохова Судьба человека
Урок по русской литературе по рассказу М. Шолохова Судьба человека
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Смагулова Н.Ш. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема войны в рассказе М. Шолохова « Судьба человека»
Цели: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова-психолога в раскрытии характера Андрея Соколова; актуализация знаний, умений и навыков; провести словарную работу; проанализировать содержание текста; прививать интерес к чтению художественных произведений.
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания
-
Настрой на тему урока:прочитайте эпиграф к нашему уроку» «Человек всегда может и должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжёлые , подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов…» Речь сегодня пойдёт о «русском достоинстве и гордости».
Назовите тематику стихотворений, выше перечисленных поэтов. Правильно, их объединяет тема войны.
-
Составьте кластер на тему «война»
1 группа подбирает только прилагательные, 2 группа подбирает только глаголы.
-
Словарная работа.
Ребята, мы с вами прочитали рассказ М.Шолохова « Судьба человека». О каком психическом свойстве человека мидёт речь в данном произведении? Правильно, характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении: человек с характером, сильный характер...
Назовите лучшие черты характера: гордость, честность, патриотизм, уверенность в себе, достоинство, честь, благородство, храбрость, милосердие.
Андрей Соколов - главный герой рассказа, и есть носитель типичных черт национального характера - человечности, силы духа, стойкости и мужества.
-
Работа в группе.
1 группа пересказывает эпизод под названием «Мирная жизнь Андрея».
2 группа даёт описание-характеристику его жены Ирины.
Текстологи обращают внимание на этимологию слова « счастье» - его можно понимать как часть жизни, участие в ней.
Аналитики приводят свои доводы «за» и « против» утверждения К.С.Станиславского: « Счастье - это состояние души».
Психологи утверждают, что бытуют выражения « счастливая судьба, счастливый случай».
-
Вспомните выражение « счастливый характер». Как вы его понимаете?
-
Значит признаки счастливого человека - живёт просто, незаметно, стремится к главному делу своей жизни,к самовыражению; радуется жизни, дарит радость другим; доброжелателен к людям.
-
Этическая беседа.
-
От чего же или от кого зависит, быть или не быть счастливым?
-
Возможно, Н.Карамзин был прав, когда утверждал, что счастье есть дело судьбы, ума и характера.
-
Отец семейства Андрей Соколов был оторван от жены и детей в роковой день сорок первого года. Так история вмешалась в судьбу человека.
-
Работа в группе.
1 группа читает с комментариями эпизод « Сцена прощания». Аналитики отмечают, что воспоминания героя полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене, которая в недобром предчувствии надвигающейся неотвратимо беды сказала: « Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом свете».
Текстологи находят сравнения: « моя прижалась ко мне, как лист к ветке; сама всё вперёд клонится, будто хочет шагнуть против сильног ветра; словно подбитая птица, она готова прикрыть своих детей от обрушившегося горя».
В Образе Андрея Соколова Шолохов воплотил свои представления о том, каким должен быть человек. В годы гражданской войны он сражался за Советскую власть в рядах Красной Армии, в годы В.О.войны - с первых дней на фронте.
Что же такое он выполнял? Что таоке долг?
Долг - это нравственное требование к личности, выступающее как общественная необходимость.
-
Согласны ли вы с утверждением, что твёрдое сознание долга есть венец характера? Выдержал ли характер Соколова ношу долга?
2 группа анализирует эпизод « Доставка снарядов гаубичной батарее».
Андрей Соколов рассказывает...
Аналитики отмечают, что слова « я должен» определяют все поступки Соколова. Он должен убить предателя Крыжнёва, чтобы спасти товарищей по плену, он должен поделиться кусочком хлеба с узниками лагеря, он должен бежать из плена, захватив немецкого офицера.
Назовите эпизод, в котором чётко определился характер Соколова : вызов к коменданту концлагеря.
Почему Андрей Соколов отказался выпить за победу « немецкого оружия?»
Какова же, по-вашему, цена чести? А достоинства?
В чём сходство и различие понятий «честь», « достоинство», « гордость»?
Подумайте над высказываниями мудрых (раздать карточки). А теперь попытайтесь так же сформулировать, в чём вы видите честь и достоинство.
-Почему комендант Мюллер подарил Соколову жизнь?
- Как Мюллер характеризует военнопленного?
-Какие ещё испытания ждут Андрея?
- Сломили ли они героя?
- В чём смысл названия рассказа?
- Что же такое судьба? Составьте кластер.
Вывод: в названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Это и история Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Заглавие рассказа носит обощённый характер: перед нами судьба не только Андрея Соколова, но и, « маленькой птахи» Ванюшки. Два осиротевших человека обретают другв друге общую судьбу: мальчик находит своего « папку», а у мужчины, решившего взять ребёнка себе в « сынки», сразу « на душе стало легко и как-то светло».
-
Составить цветограмму сердца Андрея Соколова.
-
Рефлексия: Что нового вы узнали о характере русского солдата?
Какие качества помогли преодолеть Андрею Соколову все тяготы судьбы?
Можно ли связать судьбу главного героя с судьбой всего народа?
-
Домашнее задание: написать эссе на тему « Линии моей судьбы».