Конспект занятия исследовательского кружка на тему Ах эти басни (5-6 классы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тамбовская область Тамбовский район

Филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в с. Тулиновка









Методическая разработка заседания

предметного кружка «Исследователь»



«Ах эти басни!»









Автор: руководитель кружка,

учитель русского языка и литературы

Сухилина Анна Владимировна















2015 г.

Пояснительная записка

Одной из целей образования является развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Для развития интеллектуального и творческого потенциала ребёнка нужно вовлекать учащихся в активный познавательный процесс. Это возможно с помощью проектной технологии и исследовательской деятельности. В нашей школе уже много лет ведётся исследовательская работа, активно действуют предметные кружки, на которых учащиеся работают над проектами.

Занятие кружка «Исследователь» по русскому языку и литературе разработано для учащихся 5-6 классов. В ходе занятия учащиеся развивают умения и навыки исследовательского поиска, такие как:

- видеть проблему

- выдвигать гипотезу

- планировать и организовывать свою работу

- учиться работать в группе

- давать определение понятиям

- делать умозаключения и выводы

- структурировать материал

- готовить текст выступления

Цель занятия:

изучение творчества баснописцев разных времён и выявление сходства тем их произведений.

Задачи:

- развивать способности учащихся к самообразованию, сотрудничеству;

- развивать внимание, логику, творческое мышление, любознательность, память;

- расширять кругозор и обогащать словарный запас;

- воспитывать навык самоконтроля, рефлексии.

Формы и методы проведения мероприятия

Форма организации: внеклассное мероприятие (заседание предметного кружка)

Методы проведения: беседа, чтение и анализ произведений, работа с таблицей, коллективные исследования, самостоятельная работа, консультация.

Форма и вид контроля

Текущий: групповая и индивидуальная работа, письменная работа, исследование, выступление.

Используемые педагогические технологии

При организации внеурочного мероприятия используются проектный метод обучения, проблемно-поисковый метод, деятельностный метод обучения. При организации работы учитываются индивидуальные особенности и способности учащихся.

Планируемые результаты внеклассного мероприятия

Предметные

Учащиеся научатся:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций,

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение;

- договариваться, приходить к общему решению;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные

У учащихся будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Компетенции учащихся, формируемые в ходе занятия:

Предметные компетенции

- осознанное восприятие художественного произведения в единстве формы и содержания; адекватное понимание художественного текста и его смысловой анализ;

- выявление и интерпретация авторской позиции;

- сопоставление произведений русской и мировой литературы.

Общепредметные компетенции

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение работать с информацией, анализировать её, использовать в самостоятельной деятельности.

Ключевые компетенции

Ценностно-смысловые - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству , уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.

Учебно-познавательные - знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности

Информационные - формируются умения анализировать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативные - публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, работа в группах.

Оборудование

- компьютер с проектором,

- презентация о баснописцах,

- тексты басен и информация о баснописцах,

- таблица для заполнения,

- стенд для представления результатов.



Методическая разработка заседания предметного кружка на тему:

«Ах эти басни!»

Предварительно учащиеся получают индивидуальные задания: познакомиться с баснями разных авторов, определить их тему и мораль. Если возможно, подобрать соответствующую по смыслу пословицу. Учащиеся получают тексты 3-5 басен, ещё несколько они должны найти самостоятельно. Над произведениями каждого баснописца работают 3-4 человека. В качестве консультантов на занятии возможно привлечение учащихся 10-11 классов. Они (в случае необходимости) помогают группам организации работы и в оформлении результатов исследования, формулировке выводов.


Ход заседания:

  1. Вступительная беседа.

Здравствуйте, ребята. Сегодня наше заседание будет посвящено знакомству с баснями и баснописцами. Вспомним, что такое басня и каковы её особенности.

Ответы учащихся (Басня - краткий нравоучительный рассказ (часто в стихах) в иносказательной форме, с определенной моралью, которая дана в начале или в финале.
В баснях часто встречаются аллегории, олицетворения, образный параллелизм, диалоги, в основе композиции зачастую лежит прием антитезы. Героями басни являются люди, животные, растения, вещи. Хотя главными героями басен являются животные или даже предметы, всё равно рассказ ведется про людей, и высмеиваются их пороки.)

Назовите, пожалуйста, фамилии известных вам баснописцев.

Учащиеся называют И.А. Крылова, возможно, Эзопа и Лафонтена. На самом деле басни писали и многие другие талантливые люди. Вот самые известные баснописцы: Эзоп и Лафонтен, а также А. П. Сумароков, И.И. Дмитриев, М.В. Ломоносов, И.А. Крылов, Л.Н. Толстой, С.В. Михалков. (Слайды презентации)

Вспомним басню И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука» (читаем).

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Какова мораль басни?

Ответы учащихся (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука.)

Чему учит эта басня?

Ответы учащихся (Басня учит тому, что любое дело нужно делать дружно, договорившись между собой).

Как вы считаете, эта проблема волновала людей только во времена Крылова, в 19 веке, или она важна всегда? (Эта проблема была всегда)

Какую цель мы поставим перед собой?

Ответы учащихся (Выяснить, какие проблемы волновали баснописцев в разные времена.)

Каковы задачи исследования?

Ответы учащихся (Познакомиться с биографиями баснописцев и их произведениями. Определить проблемы, поднимаемые в баснях.

Найти сходства басен разных авторов)

Сформулируем гипотезу нашего исследования.

(Учащиеся предлагают варианты. Формулируем гипотезу так: Во все времена людей волновали одни и те же проблемы, поэтому сюжеты басен разных авторов похожи.)

Что нужно сделать, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу?

Ответы учащихся (Нужно прочитать басни разных авторов, написанные в разное время, и определить, какова их мораль и чему они учат.)

А почему именно басни помогут нам ответить на поставленный вопрос?

Ответы учащихся (Басни пишут на злобу дня, о тех проблемах, которые волнуют людей.)


  1. Организация работы по теме.

Вот как будет организована наша работа сегодня. Сейчас вы объединитесь в группы по 3-4 человека, в зависимости от того, с чьими баснями вы работали дома. (На группы распределяю с учётом индивидуальных особенностей и способностей. Все группы должны быть примерно одинаковыми и включать как сильных, так и слабых учеников.)

Каждая группа будет работать над творчеством какого-либо баснописца. Задания в группе вы распределяете самостоятельно. Вам предстоит познакомиться с краткой биографией баснописца и заполнить таблицу, в которую нужно внести информацию о теме и морали басен (тех, над которыми вы работали дома) и, если возможно, подобрать подходящую по смыслу пословицу.

По завершении работы представители каждой группы должны будут:

1.дать краткую биографическую справку о баснописце,

2.прочитать выразительно любую его басню,

3.озвучить результаты работы над таблицей.

Выступить должен каждый член группы.

Приступайте к работе.


  1. Исследовательская деятельность учащихся.

На работу отводится 20-30 минут. Каждая группа получает комплект материалов для работы. Внутри группы распределяются задания. Один готовит краткую биографическую справку о баснописце, остальные работают с баснями и заполняют таблицу. В таблице есть образец заполнения по басне «Лебедь, рак и щука». В ходе работы учащиеся получают помощь учителя или старшеклассников-консультантов.

ФИО баснописца

Название басни

Тема басни

Чему учит басня, какова мораль

Подходящая по смыслу пословица (если есть)

И.А.Крылов

«Лебедь, рак и щука»

Басня об отсутствии согласия, единства в деле

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Басня учит, что если нет в товарищах согласья, то дело спориться не будет.

Народ, не знающий единства, с нуждой дружит; народ сильный единством, со счастьем дружит.

Единство народа все беды отводит.





  1. Представление результатов исследования. Рефлексия.

Каждая группа представляет результаты своей работы. Сначала дают информацию о баснописце, затем следует выразительное чтение понравившейся басни.

Представители групп озвучивают результаты своего исследования. Заполненные таблицы прикрепляются на стенд под фотографию соответствующего баснописца.

После озвучивания результатов исследования мы возвращаемся к выдвинутой гипотезе и учащиеся делают вывод о том, что во все времена людей волновали одни и те же проблемы, поэтому сюжеты многих басен похожи. Гипотеза подтвердилась.


  1. Заключительное слово руководителя кружка.

Молодцы, ребята. Вы провели большую работу. Скажите, всё ли у вас получилось сделать самостоятельно? В какой момент возникли трудности? Как вы с ними справились? Вы довольны полученными результатами?

© 2010-2022