- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Литература, 6-й класс. Урок по теме Древнерусская литература. Русская летопись. Сказание о Кожемяке
Литература, 6-й класс. Урок по теме Древнерусская литература. Русская летопись. Сказание о Кожемяке
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бакирова Н.П. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литература, 6-й класс. Урок по теме "Древнерусская литература. Русская летопись". "Сказание о Кожемяке"
Тема урока: Древнерусская литература. Русская летопись. Повесть временных лет. «Сказание о Кожемяке».
Цель урока: знакомство с письменной литературой Древней Руси и древнерусских летописей; раскрытие самобытности и патриотизма древнерусской литературы; осознание себя звеном в цепи поколений.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация.
ХОД УРОКА
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».
С.Лихачев
1 слайд (Приложение)
- Начинаем знакомство с новым разделом литературы «Древнерусская литература». Поговорим о древнерусском летописании «Повесть временных лет». Познакомимся с отрывком из «Повести» «Сказание о Кожемяке».
2 слайд
Цели урока:
-
знакомство с письменной литературой Древней Руси и древнерусской летописью, с первыми летописцами;
-
раскрытие самобытности и патриотизма древнерусской литературы;
-
осознаем себя звеном в цепи поколений.
3 слайд
- Хочу обратиться к словам Дмитрия Сергеевича Лихачева - один из лучших знатоков древнерусской литературы в нашей стране, благодаря ему мы можем познакомиться со многими произведениями старины: его переводы древних произведений на современный язык точны, научны и понятны.
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».
- Как вы понимаете слова Лихачёва, что древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших предшественников?
- Что такое гордость? Обратимся к толковому словарю.
Гордость - чувство собственного достоинства, самоуважения.
- Что значит - наполняет гордостью?
- Чему учит? Почему?
4 слайд
Проблема урока:
- Перед нами стоит проблема: как строили многие поколения здание русской культуры в течение урока, работая с произведениями, мы должны решить эту проблему.
5 слайд
- Но мы не можем продолжить работу, не познакомившись с основными литературными терминами, по теме урока. Откройте тетради, запишите тему урока, основные понятия.
6 слайд
- Поработаем и разберёмся с каждым термином. Кто такой летописец?
Летописец Пимен - это монах Чудова монастыря, живший во времена Бориса Годунова.
Имя в истории и литературе. Пимен Никитич Орлов (1812 - 1863) - живописец, сын крестьянина
Получив кое-какое знакомство с живописью у странствующего маляра, стал разъезжать по Малороссии и писать для помещиков образа и портреты, иногда красить крыши и полы; затем поступил вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, где главным наставником его был К.Брюллов. В 1841 г. поселился в Риме, где составил себе репутацию прекрасного портретиста. Ещё большую известность он приобрёл своими картинами на сюжеты из итальянского народного быта, каковы: «Осенний праздник» (в Румянцевском музее), «Девушка, возвращающаяся с жатвы» и др. В 1857 г. Орлов, оставшийся до конца жизни в Италии, был возведён в звание академика.
Монах Пимен - летописец, выведен А. С. Пушкиным в драме «Борис Годунов», с которым вы будете знакомиться в старших классах. Эта сцена происходит в келье Чудова монастыря в 1603 г.
Таким увидел и услышал летописца Пимена Пушкин.
- Давайте обратимся к эпиграфу «Исполнен долг, завещанный от Бога».
- Как вы думаете, о каком долге идёт речь?
Чтение учителем отрывка монолога учителем.
- В чём видит Пимен свой долг? (Ведение записей летописи, усердный труд, «праведных сказаний», которые донесут потомкам историю Родины, и есть долг, завещанный от Бога.)
Вывод: читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. Произведения прошлого разрушают преграды времени, и мы силой воображения можем представить себя участниками тех далёких событий, что и как происходило, ощутить аромат времени. В этом нам и помогают наши заботливые предки - летописцы, их огромный труд, тянущий нить истории из глубины веков в будущее.
7 слайд
- Что такое летописание? Летопись?
Древние книги изложили нам всемирную историю. В этой грандиозной всемирной истории надо было определить место русского народа, и тогда рождается жанр, которого не знала иная литература - летописание. Летописание началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был монах Киево-Печёрской Лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань.
В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печёрского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.
8 слайд: Нестор
- В начале XII века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» - одно из замечательных произведений русской литературы. Она представляла собою своеобразную историческую энциклопедию.
Чтение учителем отрывка из летописи.
9 слайд: Сильвестр
- До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть» - плод творчества нескольких поколений летописцев. Ведь книгопечатание в те времена не было, книги переписывались от руки, доверялся этот труд избранным учёным - книжникам. При переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и ошибались иногда. Кроме того, добавляли новые сведения, поскольку летописи велись строго по годам. и всё важное, что случилось за год, вносилось в летопись.
Анализ по вопросам учителя.
- Почему так важно было для наших предков записать, что « в лето» такое-то происходили такие-то события? (Потому что жизнь представлялась единым потоком, приобретала общечеловеческое значение, каждый человек мог ощутить себя причастным миру, истории родной страны, всего человечества.)
- Какие черты автора летописи проявляются в таком отношении к истории? (Патриотизм и одновременно общечеловеческие идеалы, уважение к другим народам.)
10 слайд: «Сказание о Кожемяке»
- Русской литературе без малого 1000 лет. Самое значительное произведение древнерусской литературы - летописи.
Летописцы не только стояли в центре политической борьбы своего времени, но и были учёными -историками. Летописи написаны сжато, выразительно. Оживают под пером летописца события и люди далёких лет.
- Прочитаем и мы отрывок из «Повести временных лет» - «Сказание о Кожемяке».
Читает учитель. При чтении отмечаем непонятные слова.
- Когда произошли события сказания и кто тогда правил на Руси?
- Какие непонятные, незнакомые слова встретились?
11 слайд. Анализ
- Разберёмся в прочитанном. Анализ по вопросам слайда.
12 слайд. Составление плана
Работа с учебником.
- Давайте обратимся к статье в учебнике Д. С. Лихачёва о «Повести временных лет». Составим план по прочитанной статье. (Читает сильный ученик)
Сначала устно по вопросам учителя.
- Столица Древней Руси?
- При чьём правлении создавались первые летописи?
- О чём пишет первый летописец? Кого прославляет?
- Как выглядели первые книги, создавались?
- Кого осуждает?
Записать план в тетрадь со слайда.
13 слайд
- Как же строили многие поколения здание русской культуры? (Ответы учащихся)
14 слайд
- Вернёмся к проблеме, которая стояла перед нами в начале урока. Обратимся к словам Лихачёва.
- Каким трудом, борьбой, заботой?
Вывод: видя каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы осознаём себя частью всемирной истории и культуры.
15 слайд. Домашнее задание